Введение 4
1 Теоретические аспекты корпоративных стандартов в области управления
персоналом 7
1.1 Понятие корпоративных стандартов и их роль в системе управления
персоналом 7
1.2 Этапы и принципы разработки корпоративных стандартов в системе
управления персоналом 21
1.3 Передовой опыт при разработке корпоративных стандартов 32
2 Анализ практики разработки корпоративных стандартов в области
управления персоналом 40
2.1 Организационно-управленческая характеристика ООО «Планета Кофе» ... 40
2.2 Анализ практики разработки корпоративных стандартов в ООО «Планета
Кофе» 51
3 Подготовка предложений по практике разработки корпоративных стандартов для ООО «Планета Кофе» 59
3.1 Предложения по практике разработки корпоративных стандартов для ООО
«Планета Кофе» 59
3.2 Обоснование предложенных мероприятий для ООО «Планета Кофе» 65
Заключение 70
Список использованных источников 73
Приложения А-Г
В последнее время многие компании в рамках стратегического планирования и выполнения бизнес-задач осуществляют разработку корпоративных стандартов, что влечет за собой укрепление своих позиций на рынке, поддержании достойного конкурентоспособного имиджа.
Корпоративные стандарты в области управления персоналом позволяют добиться полного понимания персоналом задач и стратегических целей компании, ее миссии и ценностей, тем самым обеспечив системность, гибкость и прозрачность всех кадровых процессов. Они способствуют более адекватной и осмысленной реакции всей системы управления персоналом на вызовы внешней среды.
В результате успешно разработанных корпоративных стандартов в компании обеспечивается экономия рабочего времени, снижение издержек на обработку информации и поиск рационального решения типовых задач, ошибок персонала при работе с клиентами, снижения временных и денежных издержек на адаптацию, обучение, повышение квалификации действующего персонала. Каждый сотрудник понимает свою личную зону ответственности, процедуру и критерии оценивания результатов своей работы.
Корпоративные стандарты позволяют руководителям компании оценить результаты работы своих сотрудников только в том случае если в них отражены четко сформулированные и формализованные требования к работе сотрудников, помимо этого указан набор требований к персоналу, зона их ответственности.
В ООО «Планета Кофе» отсутствуют стандарты по внутренним коммуникациям персонала, об оплате труда и мотивации персонала, а также при разработке корпоративных стандартов по управлению персоналом не учитывается влияние факторов внутренней и внешней среды на систему управления персоналом, в том числе специфики вида деятельности. Это негативно отражается на качественных характеристиках и мотивации
персонала, приводит к несоответствию имеющейся практики с регламентируемыми компанией нормами обслуживания посетителей.
Актуальность работы заключается в том, что разработка корпоративных стандартов в области управления персоналом позволит ООО «Планета Кофе» стать более гибкой на вызовы внешней среды, что даст возможность оставаться конкурентоспособной организацией при высоком динамизме ресторанного бизнеса и увеличивающейся степенью конкуренции на рынке.
Цель работы - сформировать комплекс предложений по разработке корпоративных стандартов в области управления персоналом ООО «Планета Кофе».
Объект исследования - система управления персоналом ООО «Планета Кофе».
Предмет исследования - существующая практика разработки корпоративных стандартов в области управления персоналом в ООО «Планета Кофе».
Для достижения поставленной цели следует выполнить следующие задачи:
-раскрыть понятие корпоративных стандартов, определить их роль в системе управления персоналом организации;
- определить этапы и принципы разработки корпоративных стандартов;
- определить факторы и нормативные критерии разработки корпоративных стандартов;
- выявить недостатки существующей практик разработки корпоративных стандартов;
- сформулировать требования для разработки корпоративных стандартов по внедрению в области управления персоналом для ООО «Планета Кофе».
Методологической и теоретической основой бакалаврской работы являются нормативно-правовая документация, имеющиеся корпоративные стандарты компании ООО «Планета Кофе», работы ведущих зарубежных и отечественных авторов в области управления персоналом, материалы, 5
посвященные разработке корпоративных стандартов в области управления персоналом.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования разработанных корпоративных стандартов в области управления персоналом в организации ООО «Планета Кофе».
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
Сотрудники обуславливают эффективное функционирование компании, поддерживают ее имидж и являются лицом предприятия в условиях высокой конкурентной среды, в том числе в сфере общественного питания.
В свою очередь, одним из факторов эффективной деятельности работников является система корпоративных стандартов, которые регулируют принципы и практику управления персоналом в компании.
В ходе выпускной квалификационной работы были выполнены следующие задачи:
- раскрыто понятие корпоративных стандартов, определена их роль в системе управления персоналом организации;
- определены этапы, классификации и принципы разработки корпоративных стандартов;
- определены факторы и нормативные критерии разработки корпоративных стандартов;
- выявлены недостатки существующей практики разработки
корпоративных стандартов и изучены современные практики;
- сформулированы требования для разработки корпоративных стандартов по внедрению в области управления персоналом для ООО «Планета Кофе».
На первом этапе работы проанализированы источники различных авторов, на основе которых было сформулировано рабочее понятие корпоративных стандартов, определена их роль в системе управления персоналом организации. Рассмотрены этапы разработки стандартов, этапы внедрения стандартов в организацию, выведены классификации корпоративных стандартов.
На втором этапе работы определены факторы, влияющие на разработку корпоративных стандартов, выведены нормативные критерии, которым должны соответствовать корпоративные стандарты организации, в свою очередь, полученные нормативные критерии были использованы для анализа 70
существующей практики разработки корпоративных стандартов в ООО «Планета Кофе». Рассмотрены и проанализированы современные практики успешных организаций для сравнения с существующей практикой.
На третьем этапе работы была отражена организационно-управленческая характеристика компании, проведен анализ влияния факторов внутренней и внешней среды на деятельность компании, а также был проведен анализ практики разработки корпоративных стандартов в ООО «Планета Кофе».
Согласно анализу существующей практики, использованы следующие эмпирические методы:
- анализ документации компании;
- частично стандартизированное интервью с руководителем;
- анкетирование персонала.
На основе полученных данных проведен анализ соответствия существующих стандартов выведенным ранее нормативным критериям. Согласно анкетированию сотрудников организации, сделан вывод о том, что один из выведенных нормативных критериев «понятность для персонала» является невыполненным, что характеризует имеющиеся стандарты как неприспособленные к использованию персоналом организации. Согласно анализу документации, сделан вывод о том, что в компании не разработаны многие корпоративные стандарты, что усложняет трудовую деятельность сотрудников (положение об оплате труда, должностные инструкции для каждой должности, чек-листы и т.д). Согласно проведенному интервью, сделан вывод о том, что в имеющихся стандартах компании присутствуют недостатки, в частности: они не отражают реально выполняемые задачи персоналом, не ведется контроль за исполнением стандартов, а также не проводится аудит в момент внедрения.
Далее были выдвинуты предложения по практике разработки корпоративных стандартов в ООО «Планета Кофе»:
1) сформулировать требования к практике разработки корпоративных стандартов в области управления персоналом;
2) разработать корпоративный стандарт согласно выявленным нормативным критериям;
3) разработать меры по контролюзнаний корпоративных стандартов.
В рамках реализации вышеуказанных предложений в работе разработаны должностная инструкция для должности «менеджер», регламент по упаковке с собой, согласно работе в формате «TOGO», а также в целях контроля знаний об аспектах должностной инструкции, был разработан тест, отражающий обязанности, права и ответственность данной должности.
Внедрив вышеуказанные меры, организация сможет стандартизировать процессы внутри нее, создать эффективные условия и повысить определенность трудовых функций работников, а также укрепить имидж компании как надежного работодателя.
Таким образом, цель работы - сформировать комплекс предложений по разработке корпоративных стандартов в области управления персоналом ООО «Планета Кофе» достигнута.
1 Шебек С.В., Рассказова-Николаева С.А. Корпоративные стандарты. От концепции до инструкции. - М.: 2003, 333 с.
2 Королевский М.И. Поиск и отбор персонала. - М.: Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2008, 254 с.
3 Аксакова, Н.В. Организационная культура корпоративных стандартов: понятие, структура, особенности//Н.В.Аксакова//Журнал: Управление персоналом//ООО «Деловые коммуникации»-Москва, 2009, 56 с.
4 Трудовой кодекс Российской Федерации: федер. закон от 30.12.2001. № 197-ФЗ. - Москва: ОТиСС, 2002. - 142 с.
5 Протопопова И.А. Связь локальных нормативных актов и трудового договора//Право и экономика. 2017.№ 9
6 Кашанина Т.В. Структура права: монография.М. : Проспект.2017.
7ГОСТ 1.1-2002 Межгосударственная система стандартизации (МГСС). Термины и определения — Введ. 2003-07-01. — Москва: Изд-во стандартов, 2001. — 30 с.
8 Российская Федерация. Законы. Трудовой кодекс Российской Федерации: ТК Статья № 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных
9 Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 01.04.2019) // Собрание законодательства РФ. - 07.01.2002. - № 1
10 Андропова, И. Ю. Кадровое делопроизводство. Документация / И. Ю. Андропова, Н. Л. Андропова, Н. В. Макарова. // Издательский центр «Академия». — Москва, 2008. — 64 С.
11 Коваленко, А. Ю. Социально-экономическая сущность оплаты труда и основы её организации / А. Ю. Коваленко // TerraEconomicus. — 2011. — №4- 3. — С. 115-117
12 Скворцов В. Н. Трудовая мотивация работников в современных условиях / В. Н. Скворцов, Е. А. Маклакова // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. — 2013. — №1. — С. 54-68.
13 Шарунова, Е. В. Аттестация персонала как один из способов оценки
работников предприятия / Е. В. Шарунова, Н. А. Кабанец // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. — 2012. — №2.— С. 28-31.
14 Евченко, О. С. Корпоративный кодекс как инструмент нравственноэтического регулирования / О. С. Евченко // Вестник Адыгейского государственного университета. — 2010. — №4. — С. 37-46.
15 Михайлина, С. А. О целесообразности корпоративных кодексов / С. А. Михайлина // Власть. — 2015. — №9. — С. 16-21.
16 Джилавян, А. Д. Понятие коллективного договора в России и в некоторых зарубежных странах / А. Д. Джилавян // Пробелы в российском законодательстве. — 2010. — №4. — С. 145-147.
17 Макарова, С. В. Роль коллективного договора в регулировании трудовых отношений / С. В. Макарова // Вестник Челябинского государственного университета. — 2011. — №4. — С. 52-54
18 Побегайлов, О.А. Некоторые аспекты подбора и отбора кадров / О. А. Побегайлов, А. А. Воронин // Инженерный вестник Дона. — 2012. — №4-1. — С. 150-154.
19 Латыпова, М. М. Поиск и отбор персонала в организацию на современном этапе / М. М. Латыпова //Горный информационно-аналитический бюллетень (научно-технический журнал). — 2010. — №11. — С. 125-128.
20 Мазурова, В. В. Защита персональных данных работника / В. В. Мазурова // Сибирский торгово-экономический журнал. — 2008. — №7. — С. 80- 82.
21 Регламент ООО «Планета Кофе»// Планета Кофе// - 2019. - № 1 - с.15
22 Макушкина, Н. Д. Управление персоналом: учебно-методический комплекс / Н. Д. Макушкина // Сибирский федеральный университет. — Красноярск, 2007. — 49 С.
23 Павловская, О. Ю. Правовое обеспечение кадрового делопроизводства: учебное пособие для вузов / О. Ю. Павловская. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 213 с.
24Альбрехт Н. А.Журнал Управленческий учет и финансы, 2007. -23с
25 Брюханова Н. В. Оценка влияния внедрения корпоративных стандартов на инвестиционную привлекательность организации // Сибирская финансовая школа. — 2004. — №3.
26 «Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 24.04.2020)
27 Савенкова, Т. М. Документационное обеспечение управления персоналом: учебное пособие / Т. М. Савенкова. - Новосибирск: Издательство «СибАГС», 2014. - 228 с.
28Васильев, М. В. К вопросу о способах принятия локальных нормативных актов по ТК РФ/ М. В. Васильев // Вестник Омского университета. Серия «Право». — 2009. — №3(20). — С. 112-114.
29Новиков, А. М. Общие эмпирические методы исследования / А. М. Новиков // Эксперимент и инновации в школе. — 2010. — №1. — С. 2-9.
30 Рубайло, Э. А. Современные стандарты и приемы локального документооборота / Э. А. Рубайло/ Журнал российского права. — 2011. — №5. — С. 98-105.
31 Федеральный закон от 30.12.2008 N 307-ФЗ (ред. от 26.11.2019) "Об аудиторской деятельности"
32 Шапиро С.А. Инновационные подходы к процессу управления персоналом организации: Монография/С.А.Шапиро-М.: РХТУ им. Д.И. Менделеева, 2011- 152 с.
33 Истратова, А. Г. О локальных нормативных актах в области управления персоналом / А. Г. Истратова // Менеджмент и бизнесадминистрирование. — 2008. — №3. — С. 182-189.
34 Карнаухова, Е.В. Принципы систематизации локальных нормативных правовых актов / Е. В. Карнаухова // Юридическая наука и правоохранительная практика. — 2009. — №3(9). — С. 11-18
35 Закон РФ "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" от 19.02.1993 N 4520-1 (последняя редакция)
36 Канунникова Р.Н. Лояльность потребителей как фактор успеха ведения бизнеса // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 5. Ч. 4 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/05/53449
37 Осентон Т. Новые технологии в маркетинге: золотой ключ к лояльности потребителей / Т. Осентон. - М.: Вильямс, 2003. - С. 148-221
38Салимова Т. Конкурентоспособность продукции как следствие ориентации на потребителя / Т. Салимова, Л. Сырямина // Практический маркетинг. - 2007. - № 6. - С. 22-28.
39 Мугалова Ж.А. Корпоративная культура современной организации в условиях меняющегося общества / Ж.А.Салимова//Вестник МИЭП. - 2005. - №3(20). - С.79-89
40Официальный сайт ПАО «Сбербанк» /[Электронный ресурс]; Режим доступа: https://www.sberbank.ru/ru/about/todav/mission
41 Кодекс этики ПАО «Сбербанк» [Электронный ресурс]; Режим доступа:https://www.sberbank.ru/common/img/uploaded/files/pdf/normative_docs/corporate_ethics_code.pdf
42 Кодекс корпоративного управления ПАО «Сбербанк» [Электронный
ресурс]//Режим доступа:
https://www.sberbank.com/common/img/uploaded/files/pdf/normative docs/code of
corporate governance of sberbank ru.pdf
43 Калинина Ю.А. Стандарты организации как основа повышения качества социального обслуживания населения в современной России//Ю.А.Калинина - 2010 г.- 4с.
44 ГОСТ Р 50935-2007 Услуги общественного питания. Требования к
персоналу[Электронный ресурс]//Режим доступа:
http://docs.cntd.ru/document/1200075570
45 ГОСТ Р ИСО 22000-2007 Системы менеджмента безопасности пищевой продукции. Требования к организациям, участвующим в цепи создания пищевой продукции[Электронный ресурс]// Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/1200050074.
46 Широкова Г.В., Серова О.Ю. Модели жизненных циклов организаций: теоретический анализ и эмпирические исследования // Вестник Санкт- Петербургского университета. Сер. 8, Общий и стратегический менеджмент. - 2006. - Вып. 1.
47 "Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 24.04.2020) статья 129 «Основные понятия и определения»
48 Басенко, В. П. Организационное поведение: современные аспекты трудовых отношений: Учебное пособие / В. П. Басенко, Б. М. Жуков, А. А. Романов. - М.: Издательско-торговая корп. «Дашков и К°», 2013. - 384 с. 16. Дуракова, И. Б. Управление персоналом организации. Актуальные технологии найма, адаптации и аттестации / И. Б. Дуракова, А. Я. Кибанов. - М.: КноРус, 2012. - 368 с.
49 Зеер Э. Ф., Сыманюк Э. Э Психология профессиональных деструкций. - М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2005. - 240 с. - С. 207-211
50 Управление персоналом. Практикум: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям "Управление персоналом", "Менеджмент организации" / Базаров Т.Ю. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. - 239 с.
51 Коновалов А. Должностные инструкции / Портал информационного агентства «Финансовый юрист»: (Электронный ресурс]. - Электрон. данные. - Режим доступа: http:// www.financial-lawyer.ru/topicbox/ instructions/163- 431.html.
52 Российская Федерация «О техническом регулировании»: [федер. закон: принят Гос. Думой 12 декабря 2002 г.: по состоянию на 10мая 2020 г.] М.: Ось-89, 2020. 48 с.