Объект исследования - ООО «Мальва мебель» ( г. Нижний Новгород).
Основной вид деятельности - торговля розничная мебелью, осветительными приборами и прочими бытовыми изделиями в специализированных магазинах.
Проведен анализ персонала за 2021-2022 годы.
Есть приложения.
Введение…………………………………………………………………………... 3
Глава 1. Теоретические основы организационной структуры управления персоналом…5
1.1. Сущность, понятие и принципы построения организационной структуры управления предприятием…5
1.2. Методика формирования организационной структуры предприятия……. 8
1.3.Особенности проектирования организационных структур управления предприятий…12
Глава 2. Анализ организационной структуры управления персоналом ООО «Мальва мебель»15
2.1. Организационно-экономическая характеристика деятельность ООО «Мальва мебель» …15
2.2. Анализ системы управления персоналом ООО «Мальва мебель»……… 18
2.3. Особенности организационной структуры управления персоналом ООО «Мальва мебель»27
Глава 3. Направления совершенствования организационной структуры управления персоналом ООО «Мальва мебель»…………………………34
3.1. Пути совершенствования организационной структуры управления персоналом ООО «Мальва мебель»34
3.2. Оценка социально-экономической эффективности предлагаемых мероприятий…36
Заключение………………………………………………………………………... 40
Список литературы……………………………………………………………42
Приложения……………………………………………………………………….. 45
Рыночная экономика в совокупности с требованиями современного этапа развития производства формулирует перед организационной структурой предприятия новые условия с точки зрения гибкости, динамичности, соответствия сложившейся рыночной конъюнктуре.
Необходимость совершенствования структуры управления на современном этапе определяется многими факторами. Это и оптимизация численности аппарата управления, его функций; внедрение автоматизированных систем управления и разработки систем принятия решения. Организационная структура может использоваться для распределения обязанностей и полномочий по принятию решений между руководителями, контролирующими деятельность различных подразделений организации. Совершенствование структуры управления предполагает установление четких обязанностей для каждого подразделения, определение ролей как руководителя, так и тех, кем он управляет, устранение лишних или дублирующих друг друга задач и улучшение потока информации. Конечная цель — повышение эффективности.
Успех бизнеса в основном определяется правильной организацией производства, снижением затрат и развитием, что говорит о том, что менеджмент играет важную роль во внутренних производственных факторах. Требование гибкости и адаптивности к постоянным внешним изменениям имеет первостепенное значение. Внешние организации, разделяющие с бизнесом схожие цели и задачи, являются основополагающими. Эти социальные факторы и условия, хотя и не оказывают прямого влияния на операционную деятельность, определяют стратегические решения, которые необходимо принять. Факторы внешней среды приобретают все большее значение в связи с тем, что социальные отношения стали более сложными, чем когда-либо прежде.
Успех управления человеческими ресурсами зависит от эффективной организации и координации трудовой деятельности в контексте конкретного бизнеса.
Актуальность заключается в том, что совершенствование организационной структуры предприятия – это важнейшая задача современного менеджмента, важнейшая часть организационного развития, процесса изменений, совершенствования системы управления предприятием, способствующая также скорейшему достижению поставленных целей и задач.
Цель курсовой работы – оценка организационной структуры управления предприятием и определение путей совершенствования.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы организационной структуры управления персоналом.
2. Проанализировать организационную структуру управления персоналом ООО «Мальва мебель».
3. Рассмотреть направления совершенствования организационной структуры управления персоналом ООО «Мальва мебель».
Объект исследования – ООО «Мальва мебель».
Предмет исследования – организационная структура управления.
Методы исследования – анализ, наблюдение, сравнение.
Организационная структура является комплексом взаимосвязей между различными уровнями организации, нацеленным на максимально эффективное распределение обязанностей между всеми уровнями управления и сотрудниками организации. Организационная структура направлена, прежде всего, на установление четких взаимосвязей между отдельными подразделениями фирмы, распределения между ними прав и ответственности. В ней реализуются различные требования к совершенствованию систем управления, выражающиеся в тех или иных принципах.
Основной вид деятельности ООО «Мальва мебель»: торговля розничная мебелью, осветительными приборами и прочими бытовыми изделиями в специализированных магазинах. ООО «Мальва мебель» является производителем и работает без наценок.
ООО «Мальва мебель» использует управление, ориентированное на бюрократию (механистический тип), который основан на явном распределении обязанностей, привлечении квалифицированных специалистов на каждую должность, иерархии в управлении, где более низкий уровень подчиняется и находится под контролем высшего уровня, применении формальных правил и норм для обеспечения однородности выполнения задач и обязанностей менеджерами. Присутствует формальный характер выполнения обязанностей, что характерно для официальных лиц, и найм персонала осуществляется в соответствии с квалификационными требованиями для конкретной должности, а не на основе субъективных оценок.
Успешная деятельность ООО «Мальва Мебель» зависит от четкой организационной структуры. Настоящее положение устанавливает административную субординацию, определяет функции и обязанности, обеспечивающие рентабельное ведение деятельности при соблюдении устава компании, положений, инструкций, процедур и других материалов.
В своей работе сотрудники структурных подразделений руководствуются административными и должностными инструкциями, приказами и распоряжениями директора, а также распоряжениями и указаниями руководителей вышестоящих структурных подразделений.
К основным проблемам организационной структуры относятся: отсутствие у предприятия ориентации на будущее развитие; перегрузка высшего руководства; наличие несогласия по организационным вопросам предприятия; увеличение разнообразия продукции; объединение нескольких предприятий в одно целое - данный процесс обязательно вносит изменения в организационную структуру; влияние научных достижений; внешняя экономическая обстановка.
Необходимость изменения организационной структуры управления мебельного предприятия вызвано такими обстоятельствами как – внедрение в практику работы компании новой корпоративной информационной системы управления на основе платформы SAPERP, позволяющая автоматизировать бизнес-процессы организации; открытие новых производственных участков; расширение перечня управленческих функций за счет внедрения элементов контроллинга, функций по развитию персонала; управлению ассортиментом.
После внедрения мероприятия по улучшению организационной структуры управления выручка увеличилась на 927 тыс. руб., себестоимость продаж снизилась на 224 тыс. руб., прибыль от продаж возросла на 93 тыс. руб., рентабельность продажу увеличилась на 0,2%, среднесписочная численность персонала увеличилась на 2 чел. и производительность труда выросла на 9 тыс. руб.
1. Абчук, В. А. Теоретические основы менеджмента : учебник и практикум для среднего профессионального образования / В. А. Абчук. – М.: Юрайт, 2023. - 320 с.
2. Андреева, Е.А. Финансовый механизм предприятия: понятие и основные элементы // Социально-экономическое развитие Брянской области: тенденции и перспективы. - 2021. -С. 30-33.
3. Баимбетов, М.К. Принципы построения организационных структур управления // Вестник Омского регионального института. -2018. -№ 3. -С. 269-273.
4. Бекмурзаев, И.Д. Методика построения логистической структуры организации //Влияние новой геополитической реальности на государственное управление и развитие Российской Федерации. -2021. -С. 158-162.
5. Бецан, Д.О. Анализ подходов к определению организационной структуры предприятия //Экономика. Менеджмент. Инновации. -2020. -№ 2 (26). -С. 34-42.
6. Бизнес-планирование: рабочая тетрадь: учебное пособие / Под ред. Л.А. Хомутова. – К.: КГСХА, 2020. - 62 с.
7. Большаков, С.Н. Организационные структуры муниципального управления и их совершенствование // Экономика и политика. -2020. -№ 1 (15). -С. 16-22.
8. Борисова, А.А. Сущность понятия организационная структура управления // Актуальные вопросы управления локальными эколого-экономическими системами на основе совершенствования компетентностных механизмов социально-экономического развития территорий. -2019. -С. 11-15.
9. Боумен, К. Основы стратегического менеджмента / К. Боумен. – М.: ЮНИТИ, 2018. – 486 c.
10. Виханский, О. С. Менеджмент : учебник / О.С. Виханский, А.И. Наумов. - 6-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2023. - 656 с.
11. Горленко, О. А. Управление персоналом: учебник для вузов / О.А. Горленко. – М.: Юрайт, 2023. - 217 с.
12. Залилова, З.А. Анализ организационной структуры предприятия // Цифровая трансформация бизнеса: анализ, технологии и перспективы. - 2023. -С. 53-56.
13. Земскова, О. М. Менеджмент: учебное пособие / О. М. Земскова, Т. Н. Литвинова. - В.: Волгоградский ГАУ, 2019. - 124 с.
14. Зубкова, М.В. Анализ организационного управления предприятием и его структур // Опыт и проблемы реформирования системы менеджмента на современном предприятии: тактика и стратегия. - 2020. -С. 104-108.
15. Иванова, И. А. Менеджмент: учебник и практикум для среднего профессионального образования / И. А. Иванова. – М.: Юрайт, 2023. - 289 с
16. Ишаева, А.М. Организационная структура управления // Аллея науки. -2020. - № 11 (50). -С. 295-298.
17. Коротков, Э. М. Менеджмент: учебник для вузов / Э. М. Коротков. - М.: Юрайт, 2023. - 566 с.
18. Ловчикова, Е. И. Теория менеджмента: теория организации: учебное пособие / Е. И. Ловчикова. – О.: ОрелГАУ, 2018. - 181 с.
19. Маслова, В. М. Управление персоналом: учебник и практикум для вузов / В. М. Маслова. – М.: Юрайт, 2023. - 451 с.
20. Менеджмент: учебник для вузов / Под ред. А.Л. Гапоненко. – М.: Юрайт, 2023. - 379 с.
21. Менеджмент: учебник для среднего профессионального образования / Под ред. Ю. В. Кузнецов. – М.: Юрайт, 2024. - 595 с.
22. Менеджмент: учебник для среднего профессионального образования / Под ред. А. Л. Гапоненко. – М.: Юрайт, 2023. - 379 с.
23. Налётова, В.К. Сущность и место организационной структуры в управлении предприятием // Научно-исследовательская деятельность как фактор личностного и профессионального развития студентов. - 2018. -С. 282-288.
24. Одинцов, А. А. Основы менеджмента: учебное пособие для среднего
профессионального образования / А. А. Одинцов. – М.: Юрайт, 2023. - 241 с.
25. Организационное поведение: учебник и практикум для вузов / Под ред. Г.Р. Латфуллин. – М.: Юрайт, 2023. - 291 с.
26. Павенский, Ю.А. Факторы, определяющие выбор организационной структуры управления организацией // Теория и практика проектного образования. -2019. -№ 1 (9). -С. 14-15.
27. Прокопенко, Л.Л. Принципы построения и виды организационной структуры управления предприятием // Инновационное развитие предпринимательской деятельности региона. - 2022. -С. 132-137.
28. Современные технологии управления персоналом: учебник / Под ред. А.А. Литвинюк. – М.: ИНФРА-М, 2023. - 220 с.
29. Сысоев, И.П. Вопросы совершенствования структуры управления организации // Материалы докладов 51-ой Международной научно-технической конференции преподавателей и студентов. - 2018. -С. 152-155.
30. Тихонов, Н.Е. Характеристика и виды организационных структур управления // Человек. Социум. Общество. -2023. -№ 4. -С. 132-135.
31. Шапиро, С. А. Управление человеческими ресурсами: Учебное пособие / С.А. Шапиро. – М.: КноРус, 2023. - 347 с.
32. Якубова, А.С. Организационная структура предприятия: виды, проблемы и пути совершенствования // Современный менеджмент и управление: тенденции и перспективы развития. - 2021. -С. 412-419.