Изучение элементов теории вероятностей в школе
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ЭЛЕМЕНТАМ ТЕОРИИ
ВЕРОЯТНОСТЕЙ В 5-11 КЛАССАХ 5
1.1 Цели обучения элементам теории вероятностей в школьном курсе
математики 5
1.2 Подходы к использованию элементов теории вероятностей в школьном
курсе математики. Анализ учебных пособий по математике 11
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ
ЭЛЕМЕНТАМ ТЕОРИИ ВЕРОЯТНОСТЕЙ В 5-11 КЛАССАХ 19
2.1 Методика изучения элементов математической статистики в
5-9 классах 19
2.2 Методика изучения элементов теории вероятностей в 7-11 классах 29
2.3 Методика изучения элементов комбинаторики в 7-11 классах 35
ГЛАВА 3. ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА ПО МАТЕМАТИКЕ 41
3.1 Основные цели организации внеклассной работы по математике в
школе 41
3.2 Факультативный курс по математике для 9 класса «Элементы теории
вероятностей» 45
3.3 Апробация разработанного факультативного курса по теории
вероятностей 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 70
ПРИЛОЖЕНИЯ 72
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ЭЛЕМЕНТАМ ТЕОРИИ
ВЕРОЯТНОСТЕЙ В 5-11 КЛАССАХ 5
1.1 Цели обучения элементам теории вероятностей в школьном курсе
математики 5
1.2 Подходы к использованию элементов теории вероятностей в школьном
курсе математики. Анализ учебных пособий по математике 11
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ
ЭЛЕМЕНТАМ ТЕОРИИ ВЕРОЯТНОСТЕЙ В 5-11 КЛАССАХ 19
2.1 Методика изучения элементов математической статистики в
5-9 классах 19
2.2 Методика изучения элементов теории вероятностей в 7-11 классах 29
2.3 Методика изучения элементов комбинаторики в 7-11 классах 35
ГЛАВА 3. ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА ПО МАТЕМАТИКЕ 41
3.1 Основные цели организации внеклассной работы по математике в
школе 41
3.2 Факультативный курс по математике для 9 класса «Элементы теории
вероятностей» 45
3.3 Апробация разработанного факультативного курса по теории
вероятностей 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 70
ПРИЛОЖЕНИЯ 72
Изучение элементов статистики и теории вероятностей начинается в 7 классе. Включение в курс алгебры начальных сведений из статистики и теории вероятностей ориентировано на формирование у учащихся таких важных в современном обществе умений, как представление и толкование итогов результатов статистических исследований, обширно показанных в средствах массовой информации. В современных школьных учебниках понятие вероятности случайного события вводятся с опорой на жизненный опыт и интуицию. Учащиеся должны научиться проводить исследования и подвергать обработке различную, порой противоречивую информацию, принимать аргументированные решения в ситуациях со случайными исходами, производить оценку степени риска и шансов на успех. Б.В. Гнеденко (советский математик, специалист по теории вероятностей, математической статистике, вероятностным и статистическим методам) говорил о том, что случайный характер многих явлений в реальности оказывается за границами интереса учащихся. Поэтому следует познакомить их со статистическими законами, раскрывающими многогранные связи бытия предметов и явлений.
Актуальность исследования. Комбинаторные задачи на различных олимпиадах встречаются достаточно часто и неизменно вызывают затруднения у школьников. Кроме того, всем учащимся девятых классов предстоит сдавать экзамен по математике. А среди предлагаемых заданий есть и такие, в которых необходимо отыскать вероятность некоторых событий. Так как изучение теории вероятности в школьный курс было введено не так давно, имеются определенные трудности с реализацией данного материала. В соответствии с подходами, изложенными в подавляющем большинстве литературы, считается, что основным при изучении данной темы должен стать практический опыт учащихся, то есть, решение задач.
Проблема исследования заключается в том, что для того, чтобы лучше познакомить учащихся с элементами теории вероятности, представить четкую, ясную, и запоминающуюся картину данного раздела, необходимо организовать дополнительные занятия.
Цель исследования - разработать факультативные занятия для повторения и углубления полученных на уроках знаний по теории вероятности и актуализацией материала перед ОГЭ.
Задачи исследования.
1. Выявить цели обучения элементам теории вероятностей в
школьном курсе математики.
2. Рассмотреть подходы к использованию элементов теории вероятности в школьном курсе математики, проанализировав учебные пособия.
3. Изучить методические аспекты обучения учащихся элементам теории вероятностей в 5-11 классах.
4. Разработать факультативный курс по математике для 9 класса «Элементы теории вероятностей».
5. Провести апробацию разработанного факультативного курса по теории вероятностей.
Объект исследования - изучение теории вероятностей в основной и средней школе.
Предмет исследования - процесс обучения элементам теории вероятностей на факультативных занятиях в общеобразовательной школе.
Практическая значимость ВКР состоит в разработке занятий, которые могут быть использованы при проведении факультативных уроков математики и при подготовке к ОГЭ в общеобразовательной школе.
Актуальность исследования. Комбинаторные задачи на различных олимпиадах встречаются достаточно часто и неизменно вызывают затруднения у школьников. Кроме того, всем учащимся девятых классов предстоит сдавать экзамен по математике. А среди предлагаемых заданий есть и такие, в которых необходимо отыскать вероятность некоторых событий. Так как изучение теории вероятности в школьный курс было введено не так давно, имеются определенные трудности с реализацией данного материала. В соответствии с подходами, изложенными в подавляющем большинстве литературы, считается, что основным при изучении данной темы должен стать практический опыт учащихся, то есть, решение задач.
Проблема исследования заключается в том, что для того, чтобы лучше познакомить учащихся с элементами теории вероятности, представить четкую, ясную, и запоминающуюся картину данного раздела, необходимо организовать дополнительные занятия.
Цель исследования - разработать факультативные занятия для повторения и углубления полученных на уроках знаний по теории вероятности и актуализацией материала перед ОГЭ.
Задачи исследования.
1. Выявить цели обучения элементам теории вероятностей в
школьном курсе математики.
2. Рассмотреть подходы к использованию элементов теории вероятности в школьном курсе математики, проанализировав учебные пособия.
3. Изучить методические аспекты обучения учащихся элементам теории вероятностей в 5-11 классах.
4. Разработать факультативный курс по математике для 9 класса «Элементы теории вероятностей».
5. Провести апробацию разработанного факультативного курса по теории вероятностей.
Объект исследования - изучение теории вероятностей в основной и средней школе.
Предмет исследования - процесс обучения элементам теории вероятностей на факультативных занятиях в общеобразовательной школе.
Практическая значимость ВКР состоит в разработке занятий, которые могут быть использованы при проведении факультативных уроков математики и при подготовке к ОГЭ в общеобразовательной школе.
Отметим, что изучение теории вероятностей способствует развитию у учащихся наблюдательности, внимания и сосредоточенности, инициативы и настойчивости. Все это имеет большое значение для формирования их характера.
Очень важно сформировать у учащихся представления о случайных событиях и вероятностях, так как многие актуальные проблемы зачастую являются лишь задачами из теории вероятностей. Кроме того, задачи на комбинаторику и статистику ученикам непременно встретятся в заданиях ОГЭ.
В первой главе ВКР нами рассмотрены теоретические аспекты основ обучения элементам теории вероятностей в 5-11 классах. Выявлены цели обучения элементам теории вероятностей в школьном курсе математики. Проанализированы подходы к использованию элементов теории вероятностей в школьном курсе математики и содержание учебных пособий по математике.
Вторая глава выпускной квалификационной работы посвящена методическим аспектам обучения учеников элементам теории вероятности. Нами проанализированы методики изучения элементов математической статистики, теории вероятностей и комбинаторики.
Анализ требований к ОГЭ по теории вероятностей и УМК, входящих в Федеральный перечень, позволил сделать вывод, что все УМК, включающие в себя разделы комбинаторики и теории вероятностей, имеют необходимую базу, удовлетворяющую вышеназванным требованиям. Учебники разнятся между собой по таким критериям, как: академичность изложения материала, количество разбираемых в учебнике примеров, возможность дифференцированного обучения по предмету, предлагаемые обучающимся приемы для решения задач, наличие либо отсутствие некоторых глав по комбинаторике и теории вероятностей (не входящих в перечень требований). Кратко были описаны различии в предлагаемых для обучения программах. Таким образом, был выявлен круг изучаемых в школе понятий и законов комбинаторики и теории вероятностей и возможных вариаций представления знаний для обучающихся.
В третьей главе нами представлены основные цели организации внеклассной работы по математике в школе. Разработан факультативный курс по математике для 9 класса «Элементы теории вероятности». Обучающимся были предложены 6 уроков для изучения и повторения материала и два занятия для проведения дидактической игры по теме и контрольного среза.
В результате происходило закрепление и углубление материала и подготовка к сдаче экзамена. Таким образом была осуществлена разработка факультативного курса по элементам теории вероятностей для подготовки к ОГЭ и углубления имеющихся у обучающихся знаний.
Апробация разработанных факультативных занятий проводилась в МБОУ СОШ № 63 в 9 классах с 10.02.2023 по 17.03.2023 под руководством учителя математики. Проведение контрольной работы показало, что в среднем у обучающихся не возникло больших проблем с усвоением материала, однако, были непонятые ими моменты. Допущенные ими ошибки были проработаны. По результатам апробации были сделаны выводы, касающиеся объяснения конкретного материала.
Очень важно сформировать у учащихся представления о случайных событиях и вероятностях, так как многие актуальные проблемы зачастую являются лишь задачами из теории вероятностей. Кроме того, задачи на комбинаторику и статистику ученикам непременно встретятся в заданиях ОГЭ.
В первой главе ВКР нами рассмотрены теоретические аспекты основ обучения элементам теории вероятностей в 5-11 классах. Выявлены цели обучения элементам теории вероятностей в школьном курсе математики. Проанализированы подходы к использованию элементов теории вероятностей в школьном курсе математики и содержание учебных пособий по математике.
Вторая глава выпускной квалификационной работы посвящена методическим аспектам обучения учеников элементам теории вероятности. Нами проанализированы методики изучения элементов математической статистики, теории вероятностей и комбинаторики.
Анализ требований к ОГЭ по теории вероятностей и УМК, входящих в Федеральный перечень, позволил сделать вывод, что все УМК, включающие в себя разделы комбинаторики и теории вероятностей, имеют необходимую базу, удовлетворяющую вышеназванным требованиям. Учебники разнятся между собой по таким критериям, как: академичность изложения материала, количество разбираемых в учебнике примеров, возможность дифференцированного обучения по предмету, предлагаемые обучающимся приемы для решения задач, наличие либо отсутствие некоторых глав по комбинаторике и теории вероятностей (не входящих в перечень требований). Кратко были описаны различии в предлагаемых для обучения программах. Таким образом, был выявлен круг изучаемых в школе понятий и законов комбинаторики и теории вероятностей и возможных вариаций представления знаний для обучающихся.
В третьей главе нами представлены основные цели организации внеклассной работы по математике в школе. Разработан факультативный курс по математике для 9 класса «Элементы теории вероятности». Обучающимся были предложены 6 уроков для изучения и повторения материала и два занятия для проведения дидактической игры по теме и контрольного среза.
В результате происходило закрепление и углубление материала и подготовка к сдаче экзамена. Таким образом была осуществлена разработка факультативного курса по элементам теории вероятностей для подготовки к ОГЭ и углубления имеющихся у обучающихся знаний.
Апробация разработанных факультативных занятий проводилась в МБОУ СОШ № 63 в 9 классах с 10.02.2023 по 17.03.2023 под руководством учителя математики. Проведение контрольной работы показало, что в среднем у обучающихся не возникло больших проблем с усвоением материала, однако, были непонятые ими моменты. Допущенные ими ошибки были проработаны. По результатам апробации были сделаны выводы, касающиеся объяснения конкретного материала.
Подобные работы
- МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ЭЛЕМЕНТАМ ТЕОРИИ ВЕРОЯТНОСТИ
НА ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, математика. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2018 - Элементы теории вероятностей в курсе математики основной школы
Дипломные работы, ВКР, математика. Язык работы: Русский. Цена: 4790 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ЭЛЕМЕНТАМ ТЕОРИИ ВЕРОЯТНОСТЕЙ
Дипломные работы, ВКР, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2015 - ЭЛЕМЕНТЫ ТЕОРИИ ВЕРОЯТНОСТЕЙ И МАТЕМАТИЧЕСКОЙ СТАТИСТИКИ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ МАТЕМАТИКИ
Дипломные работы, ВКР, математика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Элементы теории вероятностей» в школьном курсе математики в
условиях реализации Федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования
Дипломные работы, ВКР, математика. Язык работы: Русский. Цена: 4780 р. Год сдачи: 2016 - Варьирование задачи как средство понимания теории вероятностей
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2020 - Методика обучения основам теории вероятностей и статистики на факультативных занятиях в 9 классе
Дипломные работы, ВКР, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2022 - МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ТЕОРИИ ГРАФОВ НА ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО МАТЕМАТИКЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2018 - ЭЛЕКТРОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ КОНТЕНТЫ КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4985 р. Год сдачи: 2018





