Введение стр.3.
Глава I. Теоретические предпосылки изучения проблемы
формирования универсальных учебных действий обучающихся начальной школы посредством использования технологии критического мышления на уроках русского языка стр. 10.
§1.1. Универсальные учебные действия как предмет теоретического анализа стр.10.
§1.2. Роль технологии критического мышления в формировании универсальных учебных действий младшего школьника стр. 24.
§1.3 Изучение и анализ сформированности универсальных учебных действий обучающихся 3Б класса МАОУ Гимназии№10 стр.36.
Глава II. Организация опытно-экспериментальной работы по формированию универсальных учебных действий обучающихся 3Б класса на уроках русского языка стр. 49.
§2.1. Разработка программы организации познавательной(учебной) деятельности обучающихся 3Б класса по формированию универсальных учебных действий на уроках русского языка стр. 45.
§2.2. Реализация программы формирования универсальных учебных действий обучающихся ЗБкласса с использованием технологии критического мышления на уроках русского языка стр.66.
§2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по формированию универсальных учебных действий обучающихся Зб
класса стр. 80.
Заключение стр.94.
Приложение стр. 96.
Библиографический список стр. 118.
Содержание общего образования включает совокупность наиболее существенных идей науки и культуры, становится общекультурным, личностным и познавательным развитием обучающихся.
Исторический аспект проблемы образования, организации и осуществления самообразовательной деятельности раскрыт в работах Я.А. Коменского в Великой Дидактике, обращающий внимание на то, что всех учить нужно основательно всему, по его мнению обучение должно доставлять удовольствие и учителю и ученикам.[48] А.В. Дистерверг, разделяя точку зрения Я.А. Коменского подчеркивает, что результатов в обучении можно добиться при активности обучающегося, в процессе образовательных результатов собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением. [11] И это возможно, если учить ребенка применять знания при выполнении упражнений, на практике, в наблюдениях. Эти положения обоснованы в дидактических принципах, методах и формах обучения.
Современными психологами также подчеркивается активность деятельностной природы развития человека, при взаимодействии с окружающим миром, человек воздействует на него. Именно активность обучающегося, считает Л.С. Выготский, составляет основу достижения развивающих целей обучения в процессе познавательной, исследовательской деятельности. А.Н. Леонтьевым выдвинуто положение о деятельностной системе, обнаруживающаяся во взаимопереходах между полюсами «субъект-объект».[18] В качестве системообразующего основания, А. Асмолов акцентирует внимание на целенаправленную совместную деятельность, учитывающую основные психологические закономерности возрастного развития и функционирование человека в процессе деятельности.[1]
Для более продуктивной работы образовательного процесса мы опираемся на системно - деятельностный подход, основывающийся на теоретических положениях концепции Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, С.Л. Рубинштейна. На основе системнодеятельностного подхода, А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, О.А. Карабановой, Н.Г. Салминой и С.В. Молчановым, была создана Концепция развития универсальных учебных действий, позволяющая выделить главные результаты обучения и воспитания, обеспечивающие широкие возможности обучающихся для овладения знаниями, умениями, навыками, способностью и готовностью к познанию мира, обучению, сотрудничеству, самообразованию и саморазвитию. [16]
Учеными отмечены главные результаты обучения и воспитания, выражающиеся в терминах универсальных учебных действий как показателя гармоничного развития личности, способной и готовой к познанию мира, обучению, сотрудничеству, самообразованию и саморазвитию. Умение учиться выступает существенным фактором повышения эффективности освоения обучающимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.
В стандартах нового поколения определяются функции, дается классификация блоков универсальных учебных действий, пути их
формирования с учетом возрастных особенностей обучающихся, которые как считают ученые, являются главным инструментом для привития
обучающимся умения учиться. Но, недостаточно показано, как формировать универсальные учебные действия в разных предметных областях. [38] Мы присоединяемся к этой точке зрения и также считаем, что в существующих теоретических, методических наработках в незначительной степени
представлены практические методы, приемы формирования, что подвело нас к разработке и внедрению программы, направленной на развитие универсальных учебных действий у младшего школьника. Актуальность проблемы, ее теоретическая и практическая значимость позволили сформулировать тему исследования:
«Технология критического мышления как средство формирования универсальных учебных действий младшего школьника».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить условия формирования универсальных учебных действий младшего школьника средствами технологии критического мышления на уроках русского языка.
Объект исследования: процесс формирования универсальных
учебных действий младших школьников средствами технологии критического мышления на уроках русского языка.
Предмет исследования: программа формирования универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка.
Гипотеза исследования: формирование универсальных учебных действий обучающихся младшего школьного возраста будет результативным, если на уроках русского языка использовать систему заданий, индивидуальные, групповые формы работы, разные средства контроля, рассматривающие организацию деятельности учебного процесса с применением технологии критического мышления разработанных в соответствии с возрастными особенностями и требованиями ФГОС НОО.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой определены задачи диссертационного исследования:
1. Изучить литературу по проблеме исследования;
2. Выявить и обосновать диагностические методики по выявлению сформированности универсальных учебных действий обучающихся 3Б класса МАОУ Гимназии №10;
3. Изучить актуальный уровень сформированности универсальных
учебных действий обучающихся 3Б класса МАОУ Гимназии №10;
4. Разработать программу формирования универсальных учебных действий обучающихся 3Б класса МАОУ Гимназии №10 и реализовать ее в процессе опытно-экспериментальной работы;
5. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы;
Теоретико-методологическая основа исследования:
- психологические исследования, посвящённые деятельностному и системно-деятельностному подходам: А.Г. Асмолов, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин;
• концепция универсальных учебных действий :А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская, О.А. Карабанова, Н.Г. Салмина и др.
-универсальные учебные действия у младших школьников: В.Б. Лебединцев, Л. М. Фридман, М. Р. Битянова, В.И.Тесленко.
- формирование мотивации: А.К. Маркова, Г.А. Цукерман.
• изучение технологии критического мышления: И. В. Муштавинская, А.В. Бутенко., Е.А. Ходос, Т. А. Загашев, И. О. Заир-Бек.
Методологическую основу исследования составляют: деятельностный, личностно-ориентированный подходы, учитывающие
индивидуальные особенности, обусловливающие личностный характер, формирующийся в деятельности и раскрывающий условия становления и формирования в учебном процессе универсальных учебных действий, ориентирующий освоение практико-ориентированной деятельности (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, А.В. Хуторской, Б.Т. и т.д.);
Теоретическую основу исследования составляют идеи организации самообразовательной деятельности, основные положения теории учебной деятельности младшего школьника таких авторов, как А.Г. Асмолов, Б.Т. Лихачев, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, В. А.Сластенин;
Для решения поставленных задач был использован комплекс методов, обусловленных спецификой исследования.
Теоретические - анализ научной литературы по проблеме исследования; исследование и обобщение педагогического опыта;
Эмпирические - анкетирование, тестирование, педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий), самооценка, рефлексия;
Статистические - качественный и количественный анализ результатов исследования.
Основные этапы исследования. Диссертация обобщает результаты исследования, которое проводилось с 2018 по 2020 г. в три этапа.
Поисковый этап (2018г.) - осмысление теоретико-методологических основ педагогического управления формированием УУД младших школьников, изучение практических материалов по проблеме
исследования;
Опытно-экспериментальный этап (2019г.) - Разработка и реализация программы организации познавательной(учебной) деятельности
обучающихся по формированию УУД младших школьников, выявление критериев и показателей результативности учебного процесса;
Обобщающий этап (2020г.) - обобщение, корректировка и теоретическое осмысление результатов исследования, оформление диссертации.
Научная новизна исследования:
1. Расширено представление об УУД младших школьников как интегративной характеристики - способности к саморазвитию, обеспечивающей формирование «умения учиться»
2. Определены критерии и показатели результативности формирования УУД детей младшего школьного возраста с применением технологии развития критического мышления на уроках русского языка.
3. Разработана и научно обоснована программа, раскрывающая
процесс формирования УУД и содержание взаимодействий
обучающихся на уроках русского языка.
Практическая значимость магистерской работы состоит в том, что в ней представлен и апробирован комплекс уроков русского языка с применением технологии развивающей критическое мышление младшего школьника. Внедрена учебная программа которая была направлена на повышающий уровень формирования универсальных учебных действий. Полученные результаты исследования и практические наработки могут быть использованы при планировании уроков.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись посредством организации опытно-экспериментальной работы в
муниципальном автономном образовательном учреждении Гимназии 10, участвовали ученики начальной школы 3 Б класса, возраст участников 910лет.
Представленные в работе результаты исследования нашли отражение в статьях международного центра научного партнерства «Новая наука» на международных научно-практических конференциях «Инновации как фактор и ресурс опережающего развития», «Современные технологии: проблемы инновационного развития и внедрения результатов».
Объем и структура: Магистерская диссертация состоит из Введения, двух глав, списка использованной литературы, приложений. Текст иллюстрирован таблицами, рисунками, диаграммами.
Разработанная программа предполагала социально-педагогическую, интеллектуальную направленность, нацеленную на формирование универсальных учебных действий обучающихся 3б класса и организацию обучения сознательной мыслительной деятельности посредством технологии критического мышления на уроках русского языка. В процессе реализации программы, содержание обучения связывали с приобретением предметных и метапредметных знаний, наряду с которыми обучающиеся получали навыки коллективной, групповой, парной работы.
Задания состояли в освоении материала нарастающей трудности, которые развивали проблемно-критическое мышление.
По окончанию опытно-экспериментальной работы, уровень овладения учебным материалом проверялся с помощью контрольных заданий. Было проведено повторное обследование сформированности универсальных учебных действий, включающих ряд дополнительных методов, предназначенных для диагностики усвоения знаний и познавательных интересов.
С точки зрения задач нашего исследования особый интерес представлял в разрабатываемой программе формирование универсальных учебных действий на основе обучения видам критического мышления. При определении организационной структуры поурочного планирования мы проанализировали достоинства и недостатки имеющихся типов структур и пришли к выводу о целесообразности их сочетания для решения задачи в образовательном процессе реализации программы.
В ходе реализации нашей программы, было проведено наблюдение над формирования универсальных учебных действий у обучающихся 3Б, и влияние критического мышления на процесс образовательной деятельности с применение приемов и способов решения проблемных задач происходящие в командных, парных работах класса, отмечено, что эффективное средство управления организацией обучения рассматривается в зависимости от содержания дидактических средств, от индивидуальных особенностей уровня обученности младшего школьника. По мере развития умений применяемых технологией критического мышления при различных организационных формах учебной деятельности уровень сформированности универсальных учебных действий у младшего школьника повышался. Можно отметить преимущества приемов и методов технологии при реализации разработанной программы:
• планирование урока учебного процесса в рамках темы;
• планирование последовательности, алгоритма работы по теме от введения материала до конечного результата;
• рассматривание целостного и системного изучения учебного содержания темы;
• определения уровней раскрытия понятий по изучаемой теме и соотнесений с изучаемым материалом учебного блока;
-учитывать возможности реализации форм учебной деятельности в воспитательной составляющей;
-определение условий для формирования метапредметных, предметных результатов;
• проведение оценивания результатов при освоении темы и условия самооценки достижений школьников;
Таким образом реализация образовательной программы предусматривает дальнейшее применения технологии развития критического мышления с целью формирования универсальных учебных действий
Проведя сопоставительный анализ результатов экспериментального исследования, делаем вывод о результативности данного этапа по формированию универсальных учебных действий у обучающихся начальной школы 4 Б класса.
1. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов [и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2008. - 151 с.
2. Асмолов А. Психология личности: культурно-историческое
понимание развития человека. -3-е изд.,испр.и доп.-М.:Смысл: Издательский центр «Академия»,2007.-528с.
3. Атлас по психологии: инф.-метод. пособие к курсу «Психология человека» / М.В. Гамезо, И.А. Домашенко. - М.: Педагогическое общество России, 2001. - 182 с.
4. Битянова М.Р., Т.В. Меркулова, Т.В. Беглова, А.Г. Теплицкая Развитие универсальных учебных действий в школе (теория и практика). — М.: Сентябрь, 2015. — 208 с.
5. Бугременко Е.А., Цукерман Г.А. Учимся читать и писать. -
М.:Знание,1994.-160с.
6. Бутенко А.В., Ходос Е.А. Критическое мышление: метод, теория, практика: Учебное -методическое пособие. -М.: МИРОС,2002.-176с.)
7. Гальперин П. Я. Лекции по психологии. — М.: Книжный дом "Университет": Высшая школа, 2002. — 400 с.
8. Грамматика. Учебник для школ взрослых. Крючков С.Е., Светлаев М.В./ под редакцией проф. Д.Н. Ушакова.- Изд.12-е. Учпедгиз, Москва 1936.-с.192
9. Давыдов В. В., Варданян А. У. Учебная деятельность и моделирование. — 1981. стр. 10
10. Дидактика начальной школы: учебник и практикум для
академического бакалавриата А. Е. Дмитриев, Ю. А. Дмитриев. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 253 с. — Серия: Бакалавр. Академический курс. Модуль.
11. Дистервег А. Избранные педагогические сочинения. М.: Учпедгиз, 1956. С. 136-203. [Электронный ресурс]. —
http://jorigami.ru/PP_corner/Classics/Diesterweg/Diesterweg_Rukov_k_ob raz_nem_uchitel.htm
12. Достижение планируемых результатов младшими школьниками (3класс): учебно-методическое пособие/ под ред. Г.В. Раицкой.- Красноярск,2015.132с.
13. Заир-Бек С. И. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / С. И. Заир- Бек, И. В. Муштавинская. — 2-е изд., дораб. — М.: Просвещение, 2011. — 223 с.: ил. — (Работаем по новым стандартам).
14. Инновационные образовательные технологии в учебном процессе: монография/М.Б. Хватова, А.В. Кирьякова, Т.А. Ольховая [и др.]; под общ. ред. Н.В. Лалетина; Сиб. федер. ун-т; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева [и др.].-Красноярск: Центр информации, ЦНИ «Монографии», 2014.-216с стр.32)
15. Использование новых педагогических технологий при конструировании современных уроков русского языка и литературы: взгляд учителя-практика: сборник методических материалов/сост. С.Т. Трухина, А.Ю. Колпаков. Красноярск, 2017.100с...53