Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Работа №35607

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы56
Год сдачи2019
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
623
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты формирования универсальных 7
учебных действий младших школьников
1.1 Сущность понятия «универсальные учебные действия» в 7
системе начального образования
1.2 Функции универсальных учебных действий 12
1.3 Особенности развития универсальных учебных действий 13
младших школьников
Выводы по первой главе 24
Глава 2 эмпирическое исследования динамики развития 26
универсальных учебных действий в младшем школьном возрасте
2.1 Организация и методы исследования 26
2.2 Анализ и интерпретация результатов по проблеме исследования 30
Вывод по второй главе 45
Заключение 47
Список использованной литературы

Актуальность исследования. Главной отличительной чертой современного мира являются высокие темпы обновления научных знаний, технологий и технических средств, применяемых не только на производстве, но и в быту, в сфере досуга человека. Основными компетенциями, которыми должен постепенно овладеть современный школьник, начиная с первого класса становятся совокупность умений, обеспечивающих успешное разрешение проблем организации повседневной учебной и внеучебной деятельности на основе требований современной культуры, максимального раскрытия творческого потенциала личности, чувства гордости за достижения в учебе, труде, общении. Научится учить себя - это задача, при решении которой у школы сегодня нет замены.
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин
Сознательное развитие личности начинается тогда, когда человек впервые задумывается о своей истинной цели в жизни. Именно в этот период могут быть заложены основы жизни, из которых будут сформированы необходимые навыки: эффективно работать в команде, управлять проектной деятельностью, быть лидером, быть терпимым к высокому уровню неопределенности и работать с упором на цель. Ранний старт даст наибольший результат. По мере взросления человек учится ориентироваться и действовать адекватно в соответствии с требованиями времени. Это именно то, что должна делать новая система образования, которая четко определяет основную задачу: формирование набора
универсальных учебных действий, которые являются основой для
образовательного процесса и позволяют студенту самостоятельно изучать материал, изучать новые знания, приобретать необходимые навыки и умения. В связи с изменением цели образования изменился подход к образованию: от овладения готовыми знаниями и навыками до развития всесторонне развитой личности школьника.
Опираясь на опыт лучших учителей, таких как: И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский Л.С. Выготский, Л.В. Занкова В.В. Давыдова, можно выделить много похожих принципов и идей, которые основаны на «развивающем образовании». Обучение должно способствовать не только умственному развитию, но и нравственному воспитанию. Сегодня перед школой стоит задача воспитания творческого человека, который умеет мыслить самостоятельно и делать логические выводы. Высокий приоритет начального общего образования в новых федеральных государственных стандартах отдается формированию видов деятельности. Следовательно, большое внимание уделяется формированию универсальных образовательных мероприятий, которые дают учащимся способность к обучению, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.
В широком смысле «универсальные учебные действия» - это саморазвитие и самосовершенствование посредством осознанного и активного освоения нового социального опыта. В более узком «универсальные учебные действия» (УУД) понимаются как совокупность действий учащегося, обеспечивающих его социальную компетентность, толерантность, способность к самоусвоению новых знаний и навыков, в том числе организацию этого процесса.
В последнее время в области образовательной политики и методологии развития образования произошел переход от парадигмы «знания, навыки, умения» к культурно-исторической парадигме системнодеятельностного образования. Это находит свое выражение в таких различных областях психолого-педагогической науки и практики, как развивающее образование (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов), систематически и постепенно формируя умственные действия и концепции (П.Я. Г альперин, Н.Ф. Талызин), развивающую педагогику (Л.В. Занков), психологопедагогика «живого знания» (В.П. Зинченко), личностно-ориентированное воспитание (В.Д. Шадриков, В.И. Слободчиков, И.С. Якиманская). Но в связи с новыми требованиями к образовательным программам и внедрения в образование универсальных учебных действий не до конца раскрыто психолого-педагогическое сопровождение развития УУД у младших школьников.
Цель исследования: выявить динамику развития универсальных учебных действий обучающихся младшего школьного возраста.
Объект исследования: обучающиеся младшего школьного возраста.
Предмет исследования: динамика развития универсальных учебных действий у младших школьников.
Гипотеза исследования: динамика развития УУД характеризуется следующими признаками:
- личностный компонент, от содержания момента школьной действительности и образца «хорошего ученика» до нравственно-этической ориентации.
- регулятивный компонент: от отсутствия цели до принятия
познавательной цели; от контроля до актуального контроля; от оценки до потенциально адекватной оценки;
- познавательный компонент, уровни интеллектуального развития от низкого переходит в средний;
- коммуникативный компонент, изменяется от установления контактов до сложных видов кооперации (умения слушать, слышать и понимать партнера).
Задачи исследования:
1. Рассмотреть сущность понятия «универсальные учебные действия» в системе начального образования.
2. Проанализировать особенности развития универсальных учебных действий младших школьников.
3. Изучить динамику развития УУД у младших школьников.
4. Провести анализ результатов исследования.
Теоретическая основа исследования: на важность формирования у младших школьников общеучебных умений указывали Ю.К. Бабанский, Л.С Выготский, П.Я. Гальперин, К.Д. Ушинский, С.Т. Шацкий. Программа, формирующая общеучебные умения и навыки учащихся, впервые была предложена Д.Б. Элькониным и его учениками: В.В. Давыдовым, Г.А. Цукермани др. Подходы к формированию универсальных учебных действий учащихся активно рассматриваются А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской и др. Вопрос формирования у младших школьников умения учиться интересовал многих психологов и педагогов Ю.К. Бабанского, В.В. Давыдова, А.Н. Леонтьева, А.К. Маркову, С.Л. Рубинштейна, В.В. Репкина, Н.Ф. Талызину, Т.И. Шамову, Д.Б. Эльконина и др.
Методы исследования: теоретический анализ литературы,
эмпирические методы: наблюдение, констатирующий эксперимент, беседа.
Практическая значимость: полученные результаты исследования могут быть использованы в работе педагога-психолога, при составлении рекомендаций и координирования работы учителей начальных классов при разработке конспектов уроков, при составлении учебных планов, при организации индивидуального маршрута развития детей.
Структура работы: состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проведя теоретический анализ проблемы исследования, мы пришли к выводу, что младший школьный возраст является этапом значительных изменений физиологического и психического развития.
Начальное школьное образование является основой, основой всего дальнейшего образования. Учебная деятельность требует развития высших психических функций - произвольности, продуктивности и устойчивости всех познавательных процессов: внимания, памяти, воображения.
Формирование универсальных учебных действий в образовании осуществляется при усвоении различных учебных дисциплин. Все учебные предметы, в зависимости от предметного содержания и методов организации учебной деятельности студентов, раскрывают определенные возможности для формирования универсальной учебной деятельности.
Особенностью универсальных образовательных действий является их универсальность, которая проявляется в том, что они: имеют над- субъектный, метасубъектный характер; могут обеспечить целостность общего культурного, личностно-познавательного развития и саморазвития личности; обеспечить преемственность всех этапов образовательного процесса. В основе организации и регулирования любой деятельности школьника, вне зависимости от его особого предметного содержания, лежат этапы овладения образовательным содержанием и формирования психологических способностей.
Федеральный государственный стандарт развития личности в системе образования устанавливает требования к формированию 4 блоков универсальной учебной деятельности: личностные, познавательные,
регулятивные, коммуникативные, которые должны стать основой для освоения ключевых компетенций, формирующих основа обучения.
Приоритетом в образовании является личностное, когнитивное и общекультурное развитие учащихся. Успешное освоение системы универсальной образовательной деятельности в начальной школе позволяет учащимся успешно самостоятельно приобретать новые знания, умения и навыки, основанные на формировании умения учиться. Однако воспитание осуществляется в процессе всей жизнедеятельности личности с учетом возраста и среды, которая решающим образом влияет на ценностные ориентации студента. Поэтому большая ответственность в этом вопросе лежит как на каждого учителя в отдельности, так и на всю педагогическую команду в целом. Педагог играет ведущую роль в формировании универсальных учебных действий, но формирование нравственных качеств осуществляется в системе целостного подхода к личности.
Был сделан вывод о том, что младший школьный возраст является этапом значительных изменений физиологического и психического развития. Начальное школьное образование является основой, основой всего дальнейшего образования. Учебная деятельность требует развития высших психических функций - произвольности, продуктивности и устойчивости всех познавательных процессов: внимания, памяти,
воображения. В связи с вышеизложенным, младший школьный возраст является наиболее важным этапом школьного детства и является наиболее благоприятным для формирования универсальной образовательной деятельности.
После эмпирического исследования мы пришли к выводу, что динамика развития УУД характеризуется следующими признаками:
Личностный компонент характеризуется от содержания момента школьной реальности и образца «хорошего ученика» (1 класс) до моральноэтической направленности (4 класс).
Регулятивный компонент: от отсутствия цели (1 класс) до принятия познавательной цели (4 класс); от контроля (1 класс) до текущего контроля (4 класс); от оценки (класс 1) до потенциально адекватной оценки (класс 4).
Познавательный компонент, уровни интеллектуального развития от низкого (1 класс) переходит в средний (4 класс).
Коммуникативный компонент меняется от установления контактов (1 класс) до сложных типов сотрудничества (слушание, слух и понимание партнера).
Пришли к выводу, что у детей разная динамика развития УУД. Ученики 1-х классов не имеют цели в качестве компонента учебной деятельности, они по-прежнему не знают, как выполнять практические задания, не ориентируются в теоретических заданиях, не контролируют учебную деятельность, не замечают допущенных ошибок. Они не могут обнаружить и исправить ошибку даже по просьбе учителя; не критически относятся к исправленным ошибкам в своих работах и не замечают ошибок других детей. К 4 классу учащиеся изучают компоненты нормативной учебной деятельности и могут их использовать. В 1-м классе ученики подчиняются непроизвольному вниманию, а в 4-м классе ученики получают добровольное внимание, и это влияет на учебную деятельность учащихся. В 1-м классе ученики подчиняются непроизвольному вниманию, а в 4-м классе ученики получают добровольное внимание, и это влияет на учебную деятельность учащихся.
Таким образом, цели и задачи достигнуты, гипотеза подтвердилась.



1. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли / А.Г. Асмолов. - М.: Просвещение, 2008.
2. Балашова А.И. К вопросу о развитии универсальных учебных действий/ А.И. Балашова, Н.А. Ермолова, А.Ф. Потылицына // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2009. - №5.
3. Бирюкова Ю.О. Система работы учителя по формированию личностных универсальных учебных действий у младших школьников/ Ю.О. Бирюкова // Грани познания. - 2013. - №2.
4. Бондарева И.И. Формирование универсальных учебных действий у младших школьников / И.И. Бондарева // Нижегородское образование.- 2010. - №1. - С. 114 - 118.
5. Боно Э. Г енераторкреативныхидей:62софтадлямозга/ Эдвард де Боно; [пер. с англ. О. Протасевич]. - Москва [и др.]: Питер, 2008. - 192 с.
6. Боно Э. Серьезное творческое мышление. - Мн.: ООО «Попурри», 2005. Боцманова М.Э. Захарова А.В. Самооценка как фактор нравственной саморегуляции в младшем школьном возрасте/ Нов. Исследования в психологии. М. Педагогика, №2, 1998.
7. Василенко Т.В. ФГОС второго поколения. Словарь терминов. Пособие для работников школ. - М.: Грамотей, 2013. - 32с.
8. Венгер А.Л., Бугрименко Е.А., Поливанова К.Н. и др. Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов. М., 1989.
9. Витковская И.М. Опыт формирования универсальных учебных действий у младших школьников / И.М. Витковская // Г ерценовские чтения. Начальное образование. - 2010. - Т. 1. - №2. - С. 62 - 68.
10. Волкова А.А. Диагностика сформированности личностных универсальных учебных действий у младших школьников/ А.А.
Волкова // Фундаментальные и прикладные исследования: проблемы и результаты. - 2012. - №2. - С. 24 - 28.
11. Воровщиков С.Г. Развитие универсальных учебных действий / С.Г. Воровщиков, Н.П. Аверина. М., 2013.
12. Воровщиков С.Г. Развитие учебно-познавательных компетентностей учащихся: опыт проектирования внутри школьной системы учебнометодического и управленческого сопровождения / С.Г. Воровщиков, Т.И. Шамова, М.М. Новожилова и др. М., 2010.
13. Выгонов В.В. Технология. Поделки из разных материалов. 1-4 классы / В.В.Выгонов - М.: Издательство «Экзамен». - 2011. - 191 с.
14. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.: Союз-видео, 1997. - 91 с.
15. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. - М.: Союз, 2006. - 224 с.
16. Выготский Л.С. Психология искусства. - М.: Изд-во Соврем. гуманитар. ун-та, 2001. - 209 с.
17. Гальперин П.Я. Лекции по психологии / П.Я. Гальперин.- М.: АСТ, 214. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. - М., Изд-во Моск. ун-та, 1985.
18. Галямова Э.М. Методика преподавания технологии: учебник для суд. Учреждений высш. Проф. Образования / Э.М. Галямова, В.В.Выгонов. - М: Издательский центр «Академия», 2013. - 176 с.
19. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения / В.В. Давыдов. - М.: Академия, 2004. - 288 с.
20. Дарвиш О.Б. Возрастная психология Учеб. пособие для высш. учеб, заведений / Под ред. ... - М., 1996.
21.Овчарова Р.В. .Джуринский А.Н. История педагогики и образования: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям «Педагогика и психология», «Социальная педагогика»,«Педагогика» / А. Н. Джуринский. - М.: Владос-Пресс: КДУ,2013. - 400 с.
22. Диагностика познавательных способностей: методики и тесты / Гос. ун-т, Высш. шк. экономики; [авт.-сост.: Шадриков В. Д. и др.]. - М.: Альма Матер: Академический Проект, 2009. - 532 с.
23. Дистервег А. «Руководство к обучению немецких учителей». - М.: Учпедгиз, 1956, 136-203 с. .Жан Пиаже: теория, эксперименты, дискуссии. / Под ред. Л.Ф.Обуховой, Г.В. Бурменской. М., 2001.
24.Землянская Е.Н. Теория и методика воспитания младших школьников. Учебник.- М.: Юрайт, 2015.
25.Зимняя И.А. Педагогическая психология. М.: Изд-во "Логос", 2002. .Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2008.
26. Карабанова О.А. Что такое универсальные учебные действия и зачем они нужны / О.А. Карабанова // Муниципальное образование: Инновации и эксперимент. - 2010. - №2. - С. 11 - 12.
27. Конышева Н.М. Теория и методика преподавания технологии в начальной школе: учеб. пособие для студентов пед. вузов и колледжей Смоленск, Издательство: Ассоциация XXI век, 2007. - 294 с.
28. Корепанова М.В., Харлампова Е.В. Диагностика развития и воспитания дошкольников в Образовательной системе «Школа 2100». Пособие для педагогов и родителей. - М., 2005.
29. Кулюткин Ю.Н Психология Обучения Взрослых. М.: Просвещение 1985- 305 с. .Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. - М.: Академия, 2005. - 352 с.
30. Ляудис В. Я. Продуктивная совместная деятельность учителя с учениками как метод формирования личности // Активные методы обучения педагогическому общению и его оптимизации / Под ред. В.Я. Ляудис. М., 1984. С. 64 - 73.
31. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. М., 1990. .Мухина В.С. Возрастная психология. - 4-е изд., - М., 2000. - 456 с.
32. Немов Р.С. Психология в 3-х т. Т.3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. 4-е изд. М.: Гуманитарный издательский центр«ВЛАДОС», 2008. - 640 с
33. Новый энциклопедический словарь. - М.: Большая Российская энциклопедия, РИПОЛ КЛАССИК, 2004 - 1456 с. 41
34.Ожигина С.П. Формирование универсального учебного действия моделирования y младших школьников в процессе преобразования содержания учебного материала / С.П. Ожигина [электронный ресурс]// Ожигина С.П.// [режим доступа]: http://cyberleninka.ru/artide .Осмоловская, И. М. Формирование универсальных учебных действий у учащихся начальных классов / И. М. Осмоловская, Л. Н. Петрова // Начальная школа. - 2012. - № 10. - С. 6.
35.Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. Ч. 1/ [М.Ю.Демидова, С.В. Иванов, О.А. Карабанова и др.]; под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б. Логиновой. - М., 2009.- 215 с.
36. Петрова И.В. Средства и методы формирования универсальных учебных действий младшего школьника / И.В. Петрова // Молодой учёный. - 2011. - №5-2. - С. 151 - 155.
37. Планируемые результаты начального общего образования/ [JI.JI. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.3. Биболетова и др.]; под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2010. - 120 с.
38. Подласый И.П. Педагогика начальной школы. -- М., 2008. - 464 с. Пономарёва Е.А. Универсальные учебные действия или умение учиться / Е.А. Пономарёва // Муниципальное образование: Инновации и эксперимент. - 2010. - №2. - С. 39 - 42.
39. Приказ «Об утверждении федерального перечня учебников,
рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» [электронный ресурс] - режим доступа
http://минобрнауки.рф/documents/2873 .Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2- х частях. Часть 1. М: Просвещение, 2011. - 400 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ