Введение 3
Глава I. Развитие словообразовательных операций в дошкольном возрасте
1.1. Лингвистические основы словообразования 6
1.2. Развитие словообразования в онтогенезе 14
1.3. Характеристика речи дошкольников с ОНР 20
1.4. Особенности словообразования дошкольников с ОНР 23
Глава II. Экспериментальное изучение состояния
словообразовательных навыков у дошкольников с ОНР
2.1. Организация исследования 26
2.2. Содержание констатирующего исследования 28
2.3. Анализ результатов 31
Глава III. Экспериментальное обучение навыкам
словообразования дошкольников с ОНР
3.1. Организация обучающего эксперимента 36
3.2. Содержание обучающего эксперимента 37
3.3. Проведение контрольного эксперимента 52
Заключение 55
Список литературы 57
Овладения детьми словообразовательными навыками является важным в становлении речи у детей дошкольного возраста. Особенно это важно для детей имеющих общее недоразвитие речи.
От степени овладения словообразовательными умениями и навыками детьми в дошкольном возрасте во многом зависит успешность развития речевых навыков и возможность усвоения знаний.
На протяжении последних десятилетий проблемой общего недоразвития речи занимались также ученые Б.М. Гриншпун, Г.И. Жаренкова, Л.В. Смирнова, С.Н. Шаховская и многие другие. Но, несмотря на то, что большинство авторов указывает на трудности, которые дети испытывают в процессе образования новых слов, (недостаточное понимание значений приставочных глаголов, трудности в образовании качественных притяжательных прилагательных, сравнительных степеней качественных прилагательных и прочее) не все вопросы словообразования достаточно освящены.
Недостаточность данных о становлении такого важного блока речевой деятельности как система словообразовательных навыков побуждает к поиску новой, научно обоснованной информации о закономерностях овладения детыми с речевой патологией этой важной для развития языка системой.
Особую значимость эти поиски приобретают в свете современных методический требований, ориентирующих на необходимость включения в программу логопедического воздействия не только хорошо известных в практике логопедической работы методов, но и нестандартных педагогических технологий, основанных на разработке специальных приемов, направленных на одновременное развитие речевых и когнитивных возможностей детей.
Тем не менее, несмотря на значимость данной проблемы, она не является достаточно разработанной как в теоретическом, так и практическом плане, что и определяет и актуальность.
Предмет исследования: система упражнений по формированию словообразовательных навыков у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Объект исследования: состояние словообразовательных навыков у детей с общим недоразвитием речи дошкольного возраста.
Цель работы. Разработать систему упражнений для формирования словообразовательных операций у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи...
В настоящее время проблема общего недоразвития речи среди детей дошкольного возраста становится все более актуальной. У детей с общим недоразвитием речи отмечаются аграмматизмы при построении словосочетаний, связанных высказываний.
Неумение пользоваться способами словообразования создает трудности в использовании вариантов слов, детям не всегда удается подбор однокоренных слов, образование новых слов с помощью суффиксов и приставок.
Необходимо отметить, что формирование словообразовательных навыков не происходит спонтанно у детей с общим недоразвитием речи как это свойственно детям с нормальным речевым развитием. Формирование словообразовательных навыков является сложным процессом, в результате которого дети должны научиться самостоятельно пользоваться словообразовательными операциями. Таким образом, необходима целенаправленная логопедическая работа.
Предложенная работа по формированию словообразовательных навыков включает три этапа:
I этап. Подготовительный включает предварительную ориентировку в морфемной структуре слова и осознание морфемы как отдельного языкового знака.
II этап направлен на закрепление наиболее
продуктивных словообразовательных моделей. На этом этапе уточняется связь между значением морфемы и ее знаковой формой.
III этап включает работу над непродуктивными словообразовательными моделями и уточнение их значения и звучания.
Таким образом, данная работа по формированию
словообразовательных навыков должна проводиться систематически, последовательно и комплексно. В коррекционном процессе участвует не только логопед, а также к работе привлекаются воспитатели и родители.
Под влиянием коррекционного обучения произошли позитивные изменения в развитии словообразовательных навыков у детей с общим недоразвитием речи.
1. Виноградов, В.В. Современный русский язык / В.В. Виноградов.- М., 1998.
2. Выготский, Л.С.Мышление и речь / Л.С. Выготский. - М., 1996.
3. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. - М., 1961.
4. Горелов, Н.И. Основы психолингвистики / Н.И. Горелов, Н.Ф. Седов. - М., 1998.
5. Ефременкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников / Л.Н. Ефименкова [Электронный ресурс]. - http:ZZpedlib.ru/BooksZ1Z0383/1 0383- 1.shtml
6. Жинкин, Н.И. Механизмы речи / Н.И. Жинкин. - М., 1995.
7. Земская, Е.А. Современный русский язык / Е.А. Земская [Электронный ресурс]. - https:ZZalleng.org/dZruslZrusl 1052.htm
8. Каше, Г.А.Подготовка детей к школе с недостатками речи / Г.А. Каше.- М., 1985.
9. Кодухов, В.И. Введение в языкознание / В.И. Кодухов [Электронный ресурс]. - https: ZZuploads. philology.byZlo goZkoduhov.pdf
10. Лалаева, Р.И. Коррекция общего недоразвития речи у
дошкольников / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова.- СПб., 1999.
11. Леонтьев, А.А. Основы психолингвистики / А. А. Леонтьев
[Электронный ресурс]. - https:ZZwww.litres.ruZaleksey-alekseevich-
leontevZosnovy-psiholingvistikiZchitat-onlayn/
12. Леонтьев, А.А. Язык, речь, речевая деятельность / А. А. Леонтьев [Электронный ресурс]. - http:ZZpedlib.ruZBooksZ4Z0285Z4 0285- 1.shtml
13. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. - М.,1990.
14. Логопедия: учеб. для студ. дефектол. фак. педвузов / под ред. Л.С.Волковой, С.Н. Шаховской. - М., 1999.
15. Лурия, А.Р. Язык и сознание / А. Р. Лурия [Электронный ресурс].
- http://filosof.historic.ru/books/item/fO0/s00/z0000822/index.shtml..40