Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Работа №14467

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы77
Год сдачи2017
Стоимость6100 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1174
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОБОСНОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
1.1. Становление словообразовательных навыков у детей дошкольного возраста
1.2. Особенности словообразовательных навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
1.3. Возможности использования компьютерных технологий в процессе формирования словообразовательных навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
ГЛАВА П НАПРАВЛЕНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
2.1. Изучение особенностей словообразовательных навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
2.2. Методические рекомендации организации логопедической работы по формированию словообразовательных навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи с использованием компьютерных технологий
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ

Лингвисты, психологи и психолингвисты одним из ярких показателей нормального развития речи считают овладение детьми навыком словообразования.А.А. Леонтьев, С.Н. Цейтлин, А.М. Шахнарович и др., рассматривают словообразование как особый вид речемыслительной деятельности и выделяют в нем ряд базовых операций:операцию вычленения и опознания морфемы на слух из звучащего слова и операцию интеграции словообразовательной частицы в состав нового (производного) слова.Все эти словообразовательные операции играют важную роль в развитии спонтанной детской речи. Их несформированность приводит, с одной стороны, к неполноценной речевой коммуникации, а с другой - ограничивает когнитивные возможности детей, их мыслительные операции такие как: анализ, синтез, сравнение, обобщение. Также отсутствие словотворчества и неумение пользоваться различными способами словообразования приводят к ограниченной возможности обогащения словаря, к трудностям его формирования, к неточности понимания и дифференциации родственных слов.В дальнейшем недостаточность словообразовательных процессов обуславливает появление значительных проблем при освоении орфографии родного языка.
Практически все исследователи, изучавшие проблему общего недоразвития речи, так или иначе отмечали недостаточные возможности этих детей в образовании новых форм слов (Н.С. Жукова, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, Н.В. Серебрякова, Т.В. Туманова, Г.А. Каше, Л.Ф. Спирова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Р.И. Шуйфер, А.В. Ястребова, и др.). В данных работах констатируется характер тех отдельных трудностей, которые испытывают дети с ОНР при самостоятельном продуцировании производных наименований. Для детей с ОНР характерно несоответствие качества и объема активного словаря возрастной норме. Часть детей редко встречающиеся в речевой практике слова заменяют смежными по ассоциации, не могут употреблять обобщающие слова. Дети затрудняются объединить предложенные картинки по группам; не справляются с заданиями на подбор слов-антонимов и эпитетов к предметам.
Множественные ошибки встречаются при выполнении заданий на исследование грамматического строя речи. Даже получая помощь взрослого, дети допускают значительное количество ошибок при выполнении заданий на изменение существительных по числам. Большие затруднения вызывают задания на согласование прилагательных с существительными и существительных с числительными в роде и числе. Большинство детей не могут самостоятельно выполнить задания на словообразование: им требуются наглядный образец и помощь взрослого.
Так же у детей с ОНР не происходит спонтанного овладения знаковыми операциями на уровне морфемы, поэтому они испытывают значительные трудности в овладении первичными словообразовательными операциями. В.В. Виноградов говорит о то, что особое место среди таких трудностей занимает нарушение словообразовательного навыка.
В последние годы отмечается увеличение числа детей с нарушениями речи и, соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективных путей коррекции. Известно, что использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом.
В настоящее время компьютерные технологии стали неотъемлемой частью образовательного процесса, которые значительно повышают его эффективность. Компьютерные технологии позволяют достичь оптимальной коррекции нарушенных функций, повысить эффективность образовательного процесса, применять индивидуальный подход в процессе обучения и воспитания (В.П. Беспалько, Ю.Б. Зеленская, О.И. Кукушкина).
Актуальным направлением внедрения компьютерных технологий в работу учителя-логопеда является использование мультимедийных презентаций, интерактивных упражнений и игр, созданных в специальных программах. Использование этих технологий в совместной деятельности с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи, способствует повышению эффективности коррекционно-образовательного процесса.
У детей, имеющих нарушения речи, недостаточный объем словаря, грамматические нарушения, нарушения связной речи, они испытывают трудности при автоматизации звуков.
На подгрупповых и индивидуальных занятиях можно использовать мультимедийные презентации и игры. В этом есть свое преимущество, доступность, наглядность, эмоциональная привлекательность.
Применение в образовании детей с нарушениями речи компьютерных технологий позволяет улучшить процесс обучения.
Ребенку с речевыми нарушениями можно и нужно помочь. Поэтому поиск приемов и методик по коррекции речевых нарушений является очень актуальным.
Проблема исследования:совершенствование коррекционно¬
педагогической работы по формированиюсловообразовательных навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи средствами компьютерных технологий.
Цель работы: определить направление и содержание логопедической работы по формированию словообразовательных навыков у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи средствами компьютерных технологий.
Объект изучения: процесс овладения словообразованием детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
1. На основе теоретического анализа психолого-педагогической литературы обосновать проблему исследования.
2. Организовать практическое изучение уровня развития словообразовательных навыков у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
3. Разработать методические рекомендации по формированию словообразовательных навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами компьютерных технологий.
Гипотеза исследования: Логопедическая работа по формированию навыка словообразования у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи будет успешной при соблюдении следующих условий:
Организация систематической работы по формированию навыка словообразования на логопедических занятиях.
Поэтапная логопедическая работа по формированию навыка словообразования.
Отработка словообразовательных моделей на различном лексическом материале.
Использование компьютерных технологий, как средства и способа стимулирования интереса к навыку словообразования.
Методы исследования: теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; эмпирические: педагогический эксперимент (констатирующий этап);метод количественного и качественного анализа результатов.
Теоретико-методологическую основу данной работы по изучению детей с общим недоразвитием речи Р.Е. Левиной, труды отечественного лингвиста Е.А. Земской по изучению словообразования, концепция о системности языка (В.В. Виноградов, Л.С. Выготский,А.А. Леонтьев, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия), концепция о возрастных этапах, закономерностях и условиях развития словообразования в онтогенезе и его значении для развития устной речи (Д.Н. Богоявленский, А.Н. Гвоздев, Н.И. Жинкин, Е.С. Кубрякова, А.А. Леонтьев, Ф.А. Сохин, А.Г. Тамбовцева, Т.Н. Ушакова, С.Н. Цейтлин, К.И. Чуковский, А.М. Шахнарович, Д.Б. Эльконин), теории словообразования (Г.О. Винокур, В.М. Жирмунский, М.М. Покровский, А.И. Смирницкий и др.), исследования Т.В. Тумановой в области формирования словообразования у дошкольников с ОНР, направления и приемы по развитию словообразовательных навыков у детей с общим недоразвитием речи дошкольного возраста (Н.С. Жукова, Н.В. Серебрякова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др.), работы по формированию лексики и грамматического строя у дошкольников с ОНР (Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова).
Современными разработками в области применения компьютерных технологий в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и детей с нарушением речи (Л.Б. Баряева, Ю.Ф. Гаркуша, Е.Л. Гончарова, О.И. Кукушкина, Е.П. Вернева, Е.В. Кузьмина и др.).
База исследования : МДОУ«Детский сад комбинированного вида № 8 п. ДубовоеБелгородского района Белгородской области».
Структура работы: выпускная квалифицированная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Словообразование представляет собой, с одной стороны, особый путь развития словаря, одно из основных средств пополнения словарного состава языка, а с другой - оно является составной частью морфологической системы языка, так как словообразование происходит путем соединения, комбинирования морфем.
Овладение речью - сложный, многосторонний, психический процесс, ее появление и дальнейшее развитие зависит от многих факторов. Речь начинает формироваться лишь тогда, когда головной мозг, слух, дыхание и артикуляционный аппарат ребенка достигнут определенного уровня развития но, имея даже достаточно развитой речевой аппарат, сформированный мозг, хороший физический слух, ребенок без речевого окружения никогда не заговорит. Чтобы у него появилась, а в дальнейшем правильно развивалась речь, нужна речевая среда.
В образовании детей с нарушениями речевого развития, ведутся активный поиск эффективных методов, приемов, средств организации коррекционно-педагогической работы, в том числе и организации работы по обогащению словаря. Среди них одним из эффективных средств признаются компьютерные технологии, которые позволяют решать не только коррекционно-образовательные, коррекционно-развивающие и коррекционно-воспитательные задачи, но и способствуют развитию интереса и мотивации ребенка к занятиям, активизируют его внимание, стимулируют познавательную активность, уверенность в себе, моделируют жизненные ситуации, предоставляют возможность индивидуального обучения.
Исследовательская работа по изучению словообразовательных навыков старших дошкольников с общим недоразвитием речи проводилась по методикам Р.И. Лалаевой, Н.В. Серебряковой, целью которой является уточнение структуры значения слова, овладение значением морфем, системой грамматических значений, закрепление связей между словами. В ходе исследования было выявлено, что средний уровень навыка имеют 7% из всех обследованных дошкольников, низкий уровень - 80%, очень низкий уровень - 13%. Высокий уровень развития навыка словообразования в данной группе детей выявлен не был.
Для преодоления выявленных проблем нами были разработаны методические рекомендации по формированию словообразовательных навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи. Для этого был разработан перспективный план работы, подобраны игры, фрагменты презентации в Microsoft Power Point по следующим лексическим темам «Дикие животные и их детеныши», «Домашние животные и их детеныши», «Зима. «Зимующие птицы», «Транспорт», «Профессии на транспорте».
Для того чтобы логопедическая работа по развитию навыка словообразования была эффективной, необходимо закрепить наиболее продуктивные словообразовательные модели, работать над словообразованием менее продуктивных моделей и уточнить значения и звучания непродуктивных словообразовательных моделей.



1. Адаптированная примерная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи [текст] Л.Б. Баряева, Т.В. Волосовец, О.П. Гаврилушкина, Г.Г. Голубева и др. Под.ред. проф. Л.В Лопатиной. - СПб., 2014.
2. Вершинина, О.М. Особенности словообразования у детей с общим недоразвитием речи 3 уровня [Текст] О.М Вершинина / Логопед. -2006. № 1. С. 34 - 40.
3. Вренева, Е.П. Ресурсы ИКТ в обучении дошкольников с нарушениями речи [Текст] Е.П. Вренева /Логопед. - 2010. - № 5.
4. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] /А.Н.Гвоздев/ - М.: Детство - Пресс, 2007.
5. Гальперин, П. Я. Четыре лекции по психологии: Учебное пособие для студентов вузов. [Текст] П.Я Гальперин - М.: Книжный дом «Университет», 2000.-С.23.
6. Гаркуша, Ю. Ф., Новые информационные технологии в логопедической работе [Текст] / Ю. Ф.Гаркуша, Н. А.Черлина, Е. В. Манина / Логопед. - 2004. - №4. - С. 22-28.
7 Гончарова, Е. Л. Методики оценки сформированности базовых компонентов читательской деятельности у детей с различными нарушениями в развитии //[Текст] Е.Л. Гончарова - Дефектология. -2001.-№ 3.- С. 81-96.
8. Грибова, О.Е. «Компьютерный тренажер «Дельфа-142». Практическое руководство. -М.: Дельфа М 2008
9. Дети с проблемами в развитии. Комплексная диагностика и коррекция / под ред. Л. П. Григорьева. - М.: ИКЦ, 2002.
10. Детская речь: психолингвистические исследования: Сб. ст. / Отв. ред. Т.Н. Ушакова, Н.В. Уфимцева. - М.: PerSe, 2001.
11. Давыдов, В. В. Требования современного начального обучения к умственному развитию детей дошкольного возраста [Текст] // В. В Давыдов Дошкольное воспитание.1970. -№4. -С.50:
12. Ефименкова, Л. Н. Формирование речи у дошкольников: (Дети с общим недоразвитием речи): Кн. для логопеда /[Текст] Л. Н. Ефименкова. - 2¬е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2001.
13. Жукова, Н.С. Отклонение в развитии детской речи. - М., 1994.
14. Захарова, И.Г. «Информационные технологии в образовании», [Текст] И.Г. Захарова- М.: Издательский центр «Академия» 2005.
15. Земская, Е.А. Словообразование как деятельность [Текст] / Е.А Земская - М.: Просвещение 2005.- 460с. - ISBN 5-691-00596-0 Земская, Е.А. Современный русский язык. Словообразование [Текст] / Е.А Земская - М.: Академия 2007.- 589с. - ISBN 5-7695-3213-0
16. Коррекционная работа с детьми в обогащенной предметно¬развивающей среде[Текст] /Под ред. Л.В. Баряевой. - СПб.: КАРО, 2006.
17. Королевская, Т.К.Коррекция устной речи с помощью компьютерного тренажера (Методические рекомендации). Сурдологопедический тренажер для речевой реабилитации инвалидов по слуху «Дэльфа 130»[Текст]: практическое руководство/Т. К. Королевская. - М.: ТОО «Фирма «Дэльфа», 1994.
18. Комарова, Т.С. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании. - М., 2011.
19. Кузьмина, Е.В. Использование информационных технологий в работе учителя-логопеда общеобразовательной школы/[Текст] Е.В Кузьмина-Логопед. - 2008. - № 5.
20. Кукушкина, О. И., Гончарова Е. Л., Королевская, Т. К. «В городском дворе»: цикл специализированных компьютерных программ «Картина мира». - М., 2002.
21. Кукушкина, О. И., Королевская, Т. К., Гончарова Е. Л. Как сделать видимыми скрытые проблемы в развитии ребенка: Методическое пособие к специализированной компьютерной программе «Мир за твоим окном». - М., 2003.
22. Кукушкина, О. М., Гончарова, Е. Л., Королевская, Т. К. Дневник событий жизни ребенка. Учебно-методическое пособие. - М., 2003
23. Кукушкина О.И. Использование информационных технологий в области развития представлений о мире//Дефектология. - 2005, № 5.
24. Комарова Т.С. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании. - М., 2011.
25. Лалаева, Р.И., Серебрякова, Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. - Спб.: Изд. Союз, 2001.
26. Лалаева, Р. И. Серебрякова, Н. В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников [Текст] / Р. И. Лалаева, Н. В Серебрякова - СПб.: Каро 2006.- 160с.- ISBN 5-675-0987-4
27. Левина, Е.В. Использование компьютерных технологий на индивидуальных логопедических занятиях. [Текст] Е.В Левина -ж. Логопед, № 3, 2011, с. 68
28. Леонтьев, А. А. Основы психолингвистики. [Текст] А.А Леонтьев - М.: Смысл, 1997.
29. Лизунова, Л.Р. Компьютерная технология коррекции общего недоразвития речи «Игры для тигры»: [Текст] Л.Р Лизунова- Учебно¬методическое пособие. -Пермь.: «От и До», 2-13. Репина З.А.
30. Лурия, А. Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. [Текст] А.Р.Лизунова - М.: Академический проект, 2000- С.56-58.
31. Лынская, М.И. Информационные технологии в работе с безречевыми детьми//[Текст] М.И. Лынская -Логопед. - 2011. - № 3.
32. Микляева, Н.В. Диагностика Языковой способности у детей дошкольного возраста /[Текст] Н. В. Микляева. - М.: Просвещение, 2006.
33. Нищева, Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. -Спб.: Детство - пресс, 2001.
34..Репина,З.А. Новые информационные технологии: специализированная компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры» [Текст] / З. А. Репина
35. Репина,З.А. Новые информационные технологии: специализированная компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры» [Текст] / З.А.Репина, Л.Р.Лизунова // Вопросы гуманитарных наук. - 2004. - № 5(14). - С. 285-287.
36. Сарапулова, П. В. Особенности применения компьютерных технологий при обучении детей с ограниченными возможностями, www. human.perm.ru.
37. Серебрякова, Н.В., Лопатина, Л.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (Коррекция стёртой дизартрии ): Учебное пособие. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена; Изд-во «СОЮЗ», 2001.
38. Сластенин, В.А., Подымова, Л.С. Педагогика: инновационная деятельность [Текст] В.А. Сластенин, Л.С Подымова -М.: ИЧП «Издательство Магистр», 2000.
39. Спирова, Л.Ф. Особенности речевого развития учащихся с нарушениями речи. [Текст] / Л.Ф. Спирова - М.: Просвещение 2006.- 163с. - ISBN 5-349-7589-0
40. Тамбовцева, А.Г. Формирование способов словообразования у детей дошкольного возраста в детском саду. М., 1983.
41. Тхоржевская, Л.В. Коррекционно-развивающие компьютерные технологии в системе психологической помощи детям с разными видами дизонтогенеза [Текст]: дис. ... канд. психол. наук / Л.В.Тхоржевская. - СПб., 2003. - 204 c.
42. Туманова, Т.В. Особенности словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи. - М.: 2002.
43. Ушакова, О. С. Развитие речи и творчества дошкольников: Игры, упражнения, конспекты занятий /[Текст] О. С. Ушакова, Е. М. Струнина, Л. Г. Шадрина, Л. А. Колунова, Н. В. Соловьева, Е. В. Савушкина. - Изд-во Творческий центр «Сфера», 2004.
44. Фомичева, М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения [Текст] / М.Ф Фомичева - М.: Владос 2005.- 186 с. - ISBN 5-472-01980-6
45. Филичева, Т.Б., Чиркина Т.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. - М.: «Айрес-Пресс», 2004.
46. Цейтлин, С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи: Учебное пособие для студ. высш. учебн. заведений: [Текст] С.Н. Цейтлин - М.: Гуманитарный издательский Центр Владос, 2000.
47. Чуковский, К.И. От двух до пяти... - Л., 1987.
48. Черемухина, Г.А., Шахнарович, А.М. Детское словотворчество и синтаксическая теориясловообразования Психолингвистические проблемы общения и обучения языку Под ред. А.А. Леонтьева. - М., 1976.
49. Шахнарович, А. М. Детская речь в зеркале психолингвистики / А. М. Шахнарович; Рос.акад. наук, Ин-т языкознания; отв. ред. А. А. Леонтьев. - М. : Ин-т языкознания РАН, 1999. - 165 с.
50. Шахнарович, М.Н., Юрьева, Н.М.. Психолингвистический анализ семантики и грамматики (на материале онтогенеза). М., 1990.
51. Шаховская, С.Н. Развитие словаря в системе работы при общем недоразвитии речи //[Текст] С.Н Шаховская - Психолингвистика и современная логопедия/ под. Ред. Л.Б. Халиловой. - М.: 1997.
52. Шашкина, Г.Р. и др. Логопедическая работа с дошкольниками: учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб.заведений/ Г.Р.Шашкина, Л.П. Зернова, И.А.Зимина. - М.: Издательский центр академия, 2003.
53. Эльконин Д. Б. Детская психология: учеб.пос. для студентов вузов - М.: Академия, 2008.- 383 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ