ВВЕДЕНИЕ 5
1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ФИНАНСОВОМ СТАТУСЕ МЕСТНОГО
САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 8
1.1 Становление и развитие финансово-экономических основ местного
самоуправления в России 8
1.2 Правовая природа финансово-правовых основ местного самоуправления
15
2 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОСНОВА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ 20
2.1 Понятие экономической основы местного самоуправления 20
2.2 Муниципальная собственность 27
2.3 Местные бюджеты как финансовая основа для осуществления
полномочий органов местного самоуправления 36
3 ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ ФИНАНСОВОЙ ОСНОВЫ МЕСТНОГО
САМОУПРАВЛЕНИЯ 42
3.1 Проблемы иммунитета бюджета муниципальных образований 42
3.2 Проблемы влияния антикоррупционной политики на эффективность
экономических основ местного самоуправления 49
3.3 Пути развития муниципального законодательства как основы
финансового развития местного самоуправления 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 69
Актуальность исследования финансовых основ местного самоуправления проявляется в том, что финансовое обеспечение деятельности местного самоуправления влияет на качество жизни каждого гражданина Российской Федерации, на реализацию их прав и законных интересов. Вместе с тем, сегодня трудно согласиться с тем, что финансовая составляющая деятельности органов местного самоуправления эффективна. Особенно остро проблемы финансовой деятельности местного самоуправления проявляются в кризисных ситуациях.
Пандемия коронавирусной инфекции COVID-19 в 2020 г. выявила и обострила многие законодательные, политические, экономические и социальные вопросы, которые на протяжении десятилетий присутствовали в жизни нашей страны, но казались второстепенными.
Кризисные явления в жизни общества и государства меняют представления о праве и правовом регулировании, обусловливают изменение композиции правового пространства, в котором появляются неизвестные традиционной юридической науке явления и феномены.
Кроме того, спорные вопросы правоприменительной практики, позволяют также говорить о наличии проблемы регулирования данных отношений. Высокая значимость данного института в обществе приводит к необходимости защиты, как самого общества, так и государства от всевозможных коллизий и пробелов законодательства в данной области.
Институт местного самоуправления в целом, а также проблемы финансовой деятельности местного самоуправления, в частности, стали объектом исследования многих отечественных ученых, среди которых необходимо выделить: Э.Ю. Бадальянц, Е.А. Бевзюк, В.В. Бендин, А.А. Войтович, В.Н. Воронин, Л.В. Григорьева, В.В. Добрынская, С.В. Дьяков, Н.А. Егиазарян, С.А. Ершов, С.С. Козлов, А.Г. Кулев, М.Ю. Мартышин, Ю.В. Морозов, А.А. Москвичев, К.Д. Николаев, К.О. Папеева, А.И. Рарог, 5
Д.Р. Салихов, В.А. Тимошенко, Д.Д. Харламов, С.Н. Шевердяев и других отечественных деятелей юриспруденции.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением финансовой деятельности местного самоуправления.
Предметом исследования нормативно-правовые акты, регулирующие общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением финансовой деятельности местного самоуправления.
Цель работы заключается в актуальном анализе проблем и противоречий общественных отношений, возникающих в связи с осуществлением финансовой деятельности местного самоуправления.
Задачами исследования выступают:
- исторический анализ становления и развития финансово-экономических основ местного самоуправления в России;
- анализ правовой природы финансово-правовых основ местного самоуправления;
- определение понятия экономической основы местного самоуправления;
- анализ сущности муниципальной собственности;
- анализ сущности местных бюджетов как финансовой основы для осуществления полномочий органов местного самоуправления ;
- выявление проблем межбюджетных отношений на муниципальном уровне;
- выявление ключевых проблем и векторов развития экономических основ местного самоуправления;
- определение путей совершенствования законодательства в сфере финансовой деятельности местного самоуправления...
Проведенное исследование позволило сделать следующие предложения по совершенствованию законодательства.
Настоящее предложение разработано в целях установления возможности предусмотреть в качестве составной части бюджетов всех видов муниципальных образований, в том числе муниципального округа, сметы доходов и расходов отдельных населенных пунктов, других территорий, не являющихся муниципальными образованиями.
При этом порядок составления, утверждения и исполнения указанных смет будет определяться органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, в том числе муниципального округа, самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации.
В действующей редакции части 1 статьи 52 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ) данная возможность предусмотрена только в отношении сельских и городских поселений.
В соответствии с Федеральным законом от 1 мая 2019 г. № 87-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 87-ФЗ) в систему местного самоуправления введен новый вид муниципального образования - муниципальный округ, с установлением до 1 января 2025 г. переходного периода по реализации положений данного закона...
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ, от 14.03.2020 №1-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. - 2020. - № 11. - Ст. 1416.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 08.12.2020) // Собрание законодательства РФ. - 1994. - № 32. - Ст. 3301.
3. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145- ФЗ (ред. от 08.12.2020) // Собрание законодательства РФ. - 1998. - № 31. - Ст. 3823.
4. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 23.11.2020) // Собрание законодательства РФ. - 1998. - № 31. - Ст. 3824.
5. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 23.11.2020) // Собрание законодательства РФ. - 2000. - № 32. - Ст. 3340.
6. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 09.11.2020) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 2003. - № 40. - Ст. 3822.
7. Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ (ред. от 24.04.2020) «О противодействии коррупции» // Собрание законодательства РФ. - 2008. - № 52. - Ст. 6228.
8. Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ (ред. от 08.12.2020) «Об исполнительном производстве» // Собрание законодательства РФ. - 2007. - № 41. - Ст. 4849.
Научная и учебная литература
9. Анисимов, В.Ф. Основные характеристики коррупционной преступности в сфере местного самоуправления: учебное пособие / В.Ф. Анисимов, В.Ф. Лапшин, Л.Л. Блашкова; под общей редакцией В.Ф. Анисимова. - Ханты-Мансийск: Ред.-изд. сек. ЮГУ, 2019. - 154 с.
10. Бабичев, И.В. Муниципальное право: системно-структурный анализ юридических конструкций / И.В. Бабичев. - Москва: Норма: ИНФРА- М, 2010. - 334 с.
11. Барабашев, Г.В. Местное самоуправление / Г.В. Барабашев. - Москва: Изд-во МГУ, 1996. 350 с.
12. Виханский, О.С. Стратегическое управление: Учебник / О.С. Виханский. - -Москва: Гардарики, 1998. - 296 с.
13. Воробьев, А.В. Уголовно-правовые меры борьбы с преступлениями коррупционной направленности против интересов службы в органах местного самоуправления: автореферат диссертации ... кандидата юридических наук / А.В. Воробьев. - Калининград, 2017. - 23 с.
14. Государство, Конституция, Родина: к поискам национальной идеи новой доктрины государства / под редакцией Л.В. Голоскокова. - М.: Проспект, 2015. - 320 с.
15. Еремян, В.В. Современный мексиканский муниципализм: учебное пособие / В.В. Еремян. - Москва: РУДН, 1996. - 90 с...70