РАЗРАБОТКА СОДЕРЖАНИЯ МОТИВАЦИОННОГО КОМПОНЕНТА УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОГО ЗАНЯТИЯ ТЕННИСОМ С ДЕТЬМИ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. МОТИВАЦИЯ ЗАНЯТИЙ СПОРТОМ ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОГО ВОЗРАСТА КАК КОМПОНЕНТ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ 7
1.1 Мотивы и мотивированность занятий спортом и причины их
изменений 7
1.2 Особенности изменений мотива спортивных достижений и спортивной деятельности на различных этапах спортивной подготовки 12
1.3 Мотивационные основы занятий спортом у подростков 23
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 37
2.1 Методы исследования 37
2.2 Организация исследования 39
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ РАЗРАБОТКИ СОДЕРЖАНИЯ
МОТИВАЦИОННОГО КОМПОНЕНТА УЧЕБНО¬ТРЕНИРОВОЧНЫХ ЗАНЯТИЯ ТЕННИСОМ И ИХ АНАЛИЗ 41
3.1 Разработка и реализация мотивационного компонента в рамках
учебно-тренировочных занятий с юными теннисистами 41
3.2 Анализ результатов исследования 55
ВЫВОДЫ 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 64
ПРИЛОЖЕНИЯ
ГЛАВА 1. МОТИВАЦИЯ ЗАНЯТИЙ СПОРТОМ ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОГО ВОЗРАСТА КАК КОМПОНЕНТ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ 7
1.1 Мотивы и мотивированность занятий спортом и причины их
изменений 7
1.2 Особенности изменений мотива спортивных достижений и спортивной деятельности на различных этапах спортивной подготовки 12
1.3 Мотивационные основы занятий спортом у подростков 23
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 37
2.1 Методы исследования 37
2.2 Организация исследования 39
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ РАЗРАБОТКИ СОДЕРЖАНИЯ
МОТИВАЦИОННОГО КОМПОНЕНТА УЧЕБНО¬ТРЕНИРОВОЧНЫХ ЗАНЯТИЯ ТЕННИСОМ И ИХ АНАЛИЗ 41
3.1 Разработка и реализация мотивационного компонента в рамках
учебно-тренировочных занятий с юными теннисистами 41
3.2 Анализ результатов исследования 55
ВЫВОДЫ 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 64
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность. Высокие результаты в спорте теснейшим образом связаны с мотивационной сферой спортсмена. Мотивация является не только стержневой характеристикой личности спортсмена и ведет его к поставленной цели, но и оказывает влияние на характер всех процессов, протекающих в организме в ходе деятельности. Только это не означает, что чем мотивирование спортсмен, тем он результативнее. Не стоит также полагать, что для выполнения цели требуется максимальный уровень мотивации. Мотивация - это внутреннее побуждение к достижению цели. Мотивация занимает ведущее место в структуре личности, пронизывая все ее структурные образования: направленность личности, характер, эмоции, способности, психические процессы. Мотивация поведения невозможна вне пределов эмоциональной сферы [1]. Эмоции ориентируют человека, указывая на значимость окружающего для человека, на степень их важности, на их модальность. Степень значимости указывает на допустимый уровень материальных и функционально-энергетических затрат необходимых для реализации побуждений, особенно в спорте. Таким образом, мотивации в спорте выступает необходимым интегральным показателем будущей успешности спортсмена в избранной спортивной деятельности.
Главной особенностью спортивной мотивации является ее прямое влияние на результативность деятельности спортсмена. В условиях жесткого соревновательного противоборства можно ожидать полной самоотдачи и стремления к победе лишь у мотивированного спортсмена, обладающего максимальной выраженностью мотивации. Недооценка роли мотивационных факторов, учета динамики изменения мотивов спортивными педагогами, тренерами, самими спортсменами часто приводит к тому, что человек оказывается неспособным проявить свои возможности, реализовать ту огромную работу, которую он совершает, занимаясь спортом. Как показывает анализ литературных источников, на протяжении спортивной карьеры роль конкретных мотивов в стимулировании активности спортсмена меняется, и для каждого этапа спортивной карьеры характерны свои доминирующие мотивы. Отсутствие контроля за динамикой мотивационной сферы спортсменов может привести к потере интереса к учебно-тренировочному процессу, в частности, и спорту, в частности [19, 26].
Спортивная мотивация определяется как состояние спортсмена, обусловленное отношениями спортсмена к различным сторонам конкретной ситуации спортивной деятельности: цели, ожидаемым результатам, успеху и неудачам, своим возможностям, самой деятельности, партнерам по команде, тренеру. Преобладающие мотивы влияют на успешность деятельности каждого человека. С точки зрения основоположников «позитивной психологии», каждому индивиду нужно формировать в своём сознании положительную мотивацию в особенно важной для него области деятельности.
Следует отметить, что мотивационная составляющая к соревновательной деятельности разработана и имеет большое количество научно-обоснованных подходов и положительных результатов исследования, то вот вопросы мотивации спортсменов в ходе учебно-тренировочного занятия представлена недостаточно. Хотя соревновательные успехи спортсмена напрямую зависят от того, как спортсмен «отработал» на каждой тренировке.
Нередко тренеры сталкиваются с ситуацией снижения интереса к тренировочному процессу, апатией, потерей спортивных целей, ничто не побуждает спортсмена к работе на результат. Многие тренеры пытаются решить эту проблему по-своему, а многие могут отпустить ситуацию. Но возможно, причина снижения мотивации мала и незначительна и будет достаточно одного слова, чтобы спортсмен снова приобрел спортивный дух и желание идти вперед [7].
Причиной такой «невнимательности» тренера может быть недостаточный педагогический опыт, неумение поддержать или понять ситуацию, неумение слушать. Решать такую проблему возможно введя в учебно-тренировочное занятие мотивационный компонент, который бы позволил педагогу настроить на трудовой лад спортсменов и зарядить их стремлением к самосовершенствованию.
Эта проблема актуальна особенно для подготовки спортсменов подросткового возраста. Возрастные особенности этого периода требуют со стороны тренера определенного подхода, ориентированного на возрастные изменения личности, а соответственно, устремления, интересы и мотивы подростков-спортсменов, которые тренер не только будет учитывать, но и предупреждать и направлять.
Таким образом, актуальность нашего исследования определяется необходимостью поиска путей, способов и средств укрепления и сохранения спортивной мотивации на учебно-тренировочных занятиях теннисом спортсменами подросткового возраста.
Цель исследования - разработать мотивационный компонент как структурный элемент учебно-тренировочных занятий теннисом с детьми подросткового возраста и проверить эффективность укрепления и сохранения спортивной мотивации у теннисистов-подростков.
Объект исследования - психологическая подготовка спортсмена.
Предмет исследования - мотивационный компонент учебно-тренировочных занятий теннисом с детьми подросткового возраста.
Гипотеза исследования: формирование спортивной мотивации у теннисистов подросткового возраста будет эффективным за счет:
- выявленных особенностей формирования спортивной мотивации у спортсменов подросткового возраста;
- последовательной разработки мотивационного компонента с учетом особенностей учебно-тренировочных занятий теннисом со спортсменами подросткового возраста и его реализации.
Исходя из цели и гипотезы исследования, были поставлены следующие задачи:
1. Определить основные теоретические подходы к формированию спортивной мотивации и ее сохранению у спортсменов подросткового возраста в литературе и путей ее формирования.
2. Разработать мотивационный компонент как структурный элемент учебно-тренировочного занятия и его содержание с учетом возрастных особенностей спортсменов-подростков.
3. Провести учебно-тренировочные занятия теннисом со спортсменами- подростками с использованием средств и методов мотивационного компонента и дать анализ полученным результатам.
Главной особенностью спортивной мотивации является ее прямое влияние на результативность деятельности спортсмена. В условиях жесткого соревновательного противоборства можно ожидать полной самоотдачи и стремления к победе лишь у мотивированного спортсмена, обладающего максимальной выраженностью мотивации. Недооценка роли мотивационных факторов, учета динамики изменения мотивов спортивными педагогами, тренерами, самими спортсменами часто приводит к тому, что человек оказывается неспособным проявить свои возможности, реализовать ту огромную работу, которую он совершает, занимаясь спортом. Как показывает анализ литературных источников, на протяжении спортивной карьеры роль конкретных мотивов в стимулировании активности спортсмена меняется, и для каждого этапа спортивной карьеры характерны свои доминирующие мотивы. Отсутствие контроля за динамикой мотивационной сферы спортсменов может привести к потере интереса к учебно-тренировочному процессу, в частности, и спорту, в частности [19, 26].
Спортивная мотивация определяется как состояние спортсмена, обусловленное отношениями спортсмена к различным сторонам конкретной ситуации спортивной деятельности: цели, ожидаемым результатам, успеху и неудачам, своим возможностям, самой деятельности, партнерам по команде, тренеру. Преобладающие мотивы влияют на успешность деятельности каждого человека. С точки зрения основоположников «позитивной психологии», каждому индивиду нужно формировать в своём сознании положительную мотивацию в особенно важной для него области деятельности.
Следует отметить, что мотивационная составляющая к соревновательной деятельности разработана и имеет большое количество научно-обоснованных подходов и положительных результатов исследования, то вот вопросы мотивации спортсменов в ходе учебно-тренировочного занятия представлена недостаточно. Хотя соревновательные успехи спортсмена напрямую зависят от того, как спортсмен «отработал» на каждой тренировке.
Нередко тренеры сталкиваются с ситуацией снижения интереса к тренировочному процессу, апатией, потерей спортивных целей, ничто не побуждает спортсмена к работе на результат. Многие тренеры пытаются решить эту проблему по-своему, а многие могут отпустить ситуацию. Но возможно, причина снижения мотивации мала и незначительна и будет достаточно одного слова, чтобы спортсмен снова приобрел спортивный дух и желание идти вперед [7].
Причиной такой «невнимательности» тренера может быть недостаточный педагогический опыт, неумение поддержать или понять ситуацию, неумение слушать. Решать такую проблему возможно введя в учебно-тренировочное занятие мотивационный компонент, который бы позволил педагогу настроить на трудовой лад спортсменов и зарядить их стремлением к самосовершенствованию.
Эта проблема актуальна особенно для подготовки спортсменов подросткового возраста. Возрастные особенности этого периода требуют со стороны тренера определенного подхода, ориентированного на возрастные изменения личности, а соответственно, устремления, интересы и мотивы подростков-спортсменов, которые тренер не только будет учитывать, но и предупреждать и направлять.
Таким образом, актуальность нашего исследования определяется необходимостью поиска путей, способов и средств укрепления и сохранения спортивной мотивации на учебно-тренировочных занятиях теннисом спортсменами подросткового возраста.
Цель исследования - разработать мотивационный компонент как структурный элемент учебно-тренировочных занятий теннисом с детьми подросткового возраста и проверить эффективность укрепления и сохранения спортивной мотивации у теннисистов-подростков.
Объект исследования - психологическая подготовка спортсмена.
Предмет исследования - мотивационный компонент учебно-тренировочных занятий теннисом с детьми подросткового возраста.
Гипотеза исследования: формирование спортивной мотивации у теннисистов подросткового возраста будет эффективным за счет:
- выявленных особенностей формирования спортивной мотивации у спортсменов подросткового возраста;
- последовательной разработки мотивационного компонента с учетом особенностей учебно-тренировочных занятий теннисом со спортсменами подросткового возраста и его реализации.
Исходя из цели и гипотезы исследования, были поставлены следующие задачи:
1. Определить основные теоретические подходы к формированию спортивной мотивации и ее сохранению у спортсменов подросткового возраста в литературе и путей ее формирования.
2. Разработать мотивационный компонент как структурный элемент учебно-тренировочного занятия и его содержание с учетом возрастных особенностей спортсменов-подростков.
3. Провести учебно-тренировочные занятия теннисом со спортсменами- подростками с использованием средств и методов мотивационного компонента и дать анализ полученным результатам.
1. Мотивация в спорте играет одну из ключевых позиций в достижении успеха спортсменом. Регулирующая сила мотивов проявляется в их активирующем влиянии, поддерживающем и стимулирующем интеллектуальные, моральные, волевые и физические усилия человека, связанные с достижением цели.
2. Мотивационный компонент в учебно-тренировочном занятии теннисом со спортсменами-подростками рассматривают как стимулирующие- мотивационный компонент процесса обучения и определяют его как сочетание совокупности стимулов и мотивов, находящихся во взаимосвязи и диалектическом развитии, ориентированные на обеспечение высокой учебно-тренировочной производительности.
3. Возрастные особенности спортсменов-подростков определяют содержание мотивационного компонента, которое определяются личностью подростков (мальчиков и девочек), их интересами, их возрастными потребностями и стремлениями. Поэтому в разработке мотивационного компонента занятия необходимо учитывать не только тот факт, что спорт привлекателен для спортсмена, но и прежде всего опираться на личность подростка.
4. Мотивационный компонент занятия предполагает его реализацию в любой части тренировки или в каждой части занятия. При разработке содержания мотивационного компонента учитывался уровень проявлений эмоций и воли у спортсменов-подростков. Содержание строилось таким образом, что мотивационные методы, прежде всего были направленны на формирование положительных эмоций от занятий.
5. Разработка мотивационного компонента в рамках учебно-тренировочного занятия и его реализация дает положительный результат в формировании мотивации у юных спортсменов. Это обеспечивает не только устойчивый интерес к занятиям, но и, прежде всего, рождает волевое стремление к своему спортивному совершенствованию.
2. Мотивационный компонент в учебно-тренировочном занятии теннисом со спортсменами-подростками рассматривают как стимулирующие- мотивационный компонент процесса обучения и определяют его как сочетание совокупности стимулов и мотивов, находящихся во взаимосвязи и диалектическом развитии, ориентированные на обеспечение высокой учебно-тренировочной производительности.
3. Возрастные особенности спортсменов-подростков определяют содержание мотивационного компонента, которое определяются личностью подростков (мальчиков и девочек), их интересами, их возрастными потребностями и стремлениями. Поэтому в разработке мотивационного компонента занятия необходимо учитывать не только тот факт, что спорт привлекателен для спортсмена, но и прежде всего опираться на личность подростка.
4. Мотивационный компонент занятия предполагает его реализацию в любой части тренировки или в каждой части занятия. При разработке содержания мотивационного компонента учитывался уровень проявлений эмоций и воли у спортсменов-подростков. Содержание строилось таким образом, что мотивационные методы, прежде всего были направленны на формирование положительных эмоций от занятий.
5. Разработка мотивационного компонента в рамках учебно-тренировочного занятия и его реализация дает положительный результат в формировании мотивации у юных спортсменов. Это обеспечивает не только устойчивый интерес к занятиям, но и, прежде всего, рождает волевое стремление к своему спортивному совершенствованию.
Подобные работы
- РАЗРАБОТКА СОДЕРЖАНИЯ МОТИВАЦИОННОГО КОМПОНЕНТА УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫХ ЗАНЯТИЙ ТЕННИСОМ С ДЕТЬМИ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2023



