Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЕ СБОРЫ КАК СОВРЕМЕННАЯ ФОРМА ПОДГОТОВКИ ШКОЛЬНИКОВ К ОЛИМПИАДЕ ПО ХИМИИ

Работа №66480

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы74
Год сдачи2020
Стоимость3900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
282
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ХИМИЧЕСКИХ ОЛИМПИАД 6
1.1. ФОРМЫ И ВИДЫ ОЛИМПИАД ПО ХИМИИ,
ОСОБЕННОСТИ ИХ ПОДГОТОВКИ И ОРГАНИЗАЦИИ 6
1.2. МЕСТО ПРЕДМЕТНЫХ ОЛИМПИАД ПО ХИМИИ В
СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ 9
1.3. УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЕ СБОРЫ И ИХ МЕСТО В
СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ К ОЛИМПИАДАМ В ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ 16
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 19
ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ И ПРОГРАММ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫХ СБОРОВ 21
2.1. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗРАБОТКЕ
ЗАНЯТИЙ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫХ СБОРОВ 21
2.2. ПРОГРАММЫ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫХ СБОРОВ ПО
ПОДГОТОВКЕ К ХИМИЧЕСКОЙ ОЛИМПИАДЕ 29
2.3. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫХ СБОРОВ 34
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 48
ПРИЛОЖЕНИЕ 54


На протяжении 80 лет уровень одаренности учащихся по общеобразовательным предметам выявляется и проверяется не только на научных турнирах, конференциях юных исследователей, но и на различных предметных олимпиадах.
Актуальность данной работы обусловлена тем, что количество химических олимпиад в нашей стране увеличивается с каждым годом. Некоторые их них являются статусными, то есть победа или призовое место в финале олимпиады дают возможность учащимся поступить на химическую специальность ведущих институтов страны без дополнительных вступительных испытаний или приравнивают эту победу к 100 баллам на едином государственном экзамене (далее ЕГЭ) [41]. Таким образом, в связи с ростом числа химических олимпиад и совершенствованием заданий, требуется абсолютная новая форма подготовки к олимпиадам. Такой формой стали учебно-тренировочные сборы (далее УТС).
Изучив существующие программы УТС, мы установили, что основная проблема заключается в отсутствии комплексных методических рекомендаций по проектированию и проведению занятий учебно-тренировочных сборов по подготовке к химической олимпиаде.
Таким образом, перед нами встал вопрос о разработке авторских программ учебно-тренировочных сборов по подготовке учащихся к муниципальному и региональному этапам Всероссийской олимпиады школьников по химии в г.Тобольске.
Объект исследования: учебно-тренировочные сборы.
Предмет исследования: программы и методические рекомендации по разработке и проведению занятий учебно-тренировочных сборов по подготовке к химической олимпиаде.
Цель работы: разработка программ и методических рекомендаций для проектирования и проведения занятий учебно-тренировочных сборов по подготовке к химической олимпиаде.
Задачи исследования:
1. Изучить аспекты организации и проведения химических олимпиад.
2. Проанализировать информационные источники по теме исследования и раскрыть сущность и содержание понятия «учебно-тренировочные сборы».
3. Разработать программы учебно-тренировочных сборов для подготовки к муниципальному и региональному этапам олимпиады по химии.
4. Составить методические рекомендации по
проектированию занятий учебно-тренировочных сборов.
5. Описать методику проведения занятий учебно-тренировочных сборов.
Гипотеза: если внедрить в образовательный процесс систематическое проведение учебно-тренировочных сборов по подготовке к химическим олимпиадам, то это будет способствовать повышению качества химических знаний обучающихся и улучшит показатели результативности участия в олимпиадах.
Методологической основой исследования являются труды
A. П. Терентьева, Н.С. Лейтеса, С.С. Чуранова, С. И. Созонова,
B. Н. Верховского, С.Г. Крапивина, Д.М. Кирюшкина, С.Г. Шаповаленко и др.
Методы исследования:
1. Теоретические: дифференцированный анализ
литературы, изучение педагогической документации, классификация химических задач.
2.Эмпирические: сравнение программ тренировочных сборов, математическая обработка информации, описание форм и видов химических олимпиад, написание программы учебно-тренировочных сборов, проектирование занятий учебно-тренировочных сборов, анкетирование.
Теоретическая значимость исследования: обобщение данных о видах и уровнях олимпиад школьников; представление методических рекомендаций по разработке программы и заданий для учебно-тренировочных сборов химии; ознакомление с возможным вариантом проведения первого дня учебно-тренировочных сборов по химии.
Практическая значимость исследования заключается в том, что программа учебно-тренировочных сборов для подготовки участников муниципального этапа олимпиады по химии может быть использована педагогами-предметниками при подготовке делегации школы на химическую олимпиаду, а также студентами старших курсов направления «педагогическое образование» профиль «Биология, химия», «Безопасность жизнедеятельности, химия» на дисциплине «Методика решения олимпиадных задач по химии».
Апробация: основные положения работы докладывались на XLIX Региональной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых учёных MENDELEEV.New Generation (г.Тобольск, 2018 г.); педагогическом совете Филиала МАОУ «Нижнеаремзянская СОШ» - «Малозоркальцевская СОШ» (Тобольский р-н, 2019 г.).
Результаты работы обсуждены на кафедре естественнонаучных дисциплин и МП Тобольского педагогического института им. Д.И.Менделеева (филиале) Тюменского государственного университета.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проведенное исследование способствует решению одной из актуальных проблем современного образования, связанной с отсутствием комплексных методических рекомендаций по проектированию и проведению занятий учебно-тренировочных сборов по подготовке к химическим олимпиадам.
Качество химического образования 21 века в полной мере зависит от участия школьников в научных конкурсах, предметных турнирах, олимпиадах, среди которых статусные олимпиады имеют большую значимость для учеников, так как победа или призовое место в них дают возможность на льготные основания поступить в учреждение высшего профессионального образования.
Для того чтобы учащийся имел возможность дойти до всероссийского этапа ВсОШ по химии, необходима плодотворная, качественная его подготовка как к теоретическому, так и к практическому туру. А значит подготовку необходимо начинать уже в момент проведения муниципальных этапов олимпиады.
Таким образом, в ходе теоретического исследования нами были изучены основные формы и виды олимпиад, особенности подготовки к ним. Дано объяснение понятия «учебно-тренировочные сборы» и описан опыт проведения учебно¬научных школ (одной из форм учебно-тренировочных сборов) в Тюменской области.
В ходе практического исследования были разработаны методические рекомендации по проектированию занятий учебно-тренировочных сборов, программы по подготовке к муниципальному и региональному этапу ВсОШ по химии, а также методика проведения практического и лекционного занятия учебно-тренировочных сборов.
Проведение учебно-тренировочных сборов позволит повысить интерес учащихся к естественно-научным знаниям, углубить предметные знания по химии, улучшить качество подготовки учеников к муниципальному и региональному этапам Всероссийской олимпиады школьников по химии, а значит и рейтинговое место учащегося в оценочном протоколе.
На этом этапе поставленную цель исследовательской работы можно считать достигнутой, задачи - полностью выполненными.
Перспективы дальнейшей работы заключаются в успешной реализации программ учебно-тренировочных сборов по подготовке к муниципальному и региональному этапам ВсОШ по химии, а также в модификации программ на другие интеллектуальные конкурсы и состязания.


1. Барам С.Г. Химия в летней школе: учебное пособие/
С.Г. Барам, М.А. Ильин. - Новосибирск: Новосибирский государственный университет, 2009. - 48 с.
2. Барко В.И. Задачи производственного содержания в преподавании химии / В.И Барко. - Киев: Радянська школа, 2009. - 95 с.
3. Бек М. Исследование комплексообразования новейшими методами / М. Бек, И. Надьпал. - Москва: Мир, 2009. - 408 с.
4. Белых З.Д. Проводим химическую олимпиаду / З.Д.Белых. - Пермь: Книжный мир, 2001. - 110 с.
5. Васильев В.П. Аналитическая химия: В 2 кн.: Кн.1: Титриметрические и гравиметрические методы анализа: Учеб. для студ. вузов, обучающихся по химико-технол. спец. - 4-е изд., стереотип. - Москва : Дрофа, 2004. - 368с.
6. Волков А. И. Большой химический справочник / А. И. Волков,
И. М. Жарский. - Минск: Современная школа, 2005. - 608 с
7. Вступительные экзамены и олимпиады по химии: опыт Московского университета. Учебное пособие / Под ред. Н.Кузьменко,
В. Теренин, О. Рыжова и др. - Москва: Издательство Московского Университета, 2011. - 67 с.
8. Габриелян О.С. Настольная книга учителя: Химия 8 класс / О.С.Габриелян. - Москва: Дрофа, 2003. - 398 с.
9. Габриелян О.С. Настольная книга учителя: Химия 9 класс / О.С.Габриелян. - Москва: Дрофа, 2003. - 256 с.
10. Габриелян О.С., Прошлецов А.Н. Химия: 8-11 классы: Региональные олимпиады: 2000-2002 гг./ Под ред. О.С.Габриеляна. - Москва: Издательство "Дрофа", 2005. - 140 с.
11. Гаршин А.П. Неорганическая химия в схемах, рисунках, таблицах, химических реакциях. - 3-е изд., испр. и доп / А.П. Гаршин. - Санкт-Петербург: Издательство «Лань», 2003. - 288 с.
12. Гликина Ф. Б. Химия комплексных соединений / Ф. Б. Гликина, Н. Г. Ключников. - Москва: Просвещение, 2012. - 167 с.
13. Григорьев А. Г., Гордон В. В. Решение химических задач на уравнение Клапейрона-Менделеева. Интегрированный урок по физике и химии / А.Г. Григорьев, В.В. Гордон // Химия - Первое сентября. - 2015. - 14 ноябр. (№8). - С. 30-33.
14. Гринберг А. А. Введение в химию комплексных
соединений /
A. А. Гринберг. - 4-е изд., испр. - Санкт-Петербург: Химия, 2009. - 631 с.
15. Гузик Н.П. Учить учиться / Н.П. Гузик. - Москва: Педагогика, 2008. - 242 с.
16. Данильченко В.Е. Как решать задачи по химии /
B. Е. Данильченко. - Харьков: Краина мрий, 2008. - 88с.
17. Денисова Л.В., Черногорова Г.М. Химия: Таблица Д.И. Менделеева и справочные материалы: Пособие для уч-ся/ Л.В. Денисова, Г.М. Чернорогова. - Москва: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 16 с.
18. Еремина Е.А., Рыжова О.Н. Справочник школьника по
химии /
Под ред. Н. Е. Кузьменко, В. В. Еремина. - Москва: Издательство «Экзамен», 2006. - 512 с.
19. Ерыгин Д.П. Методика решения задач по химии / Д.П. Ерыгин,
Е.А. Шишкин. - Москва: Просвещение, 2013. - 73 с.
20. Костромина Н. А. Химия координационных
соединений /
Н. А. Костромина, В. Н. Кумок, Н. А. Скорик; под ред. Н. А. Костроминой. - Москва: Высшая школа, 2010. - 431 с.
21. Кочерга И.И. Олимпиады по химии / И.И. Кочерга. - Харьков: Ранок, 2004. - 378 с.
22. Кузнецова Н.Е., Лёвкин А.Н. Задачник по химии: 8 класс/
Н.Е. Кузнецова, А.Н. Лёвкин. - Москва: Вентана-Граф, 2006. - 128 с.
23. Кукса С. 600 задач по химии / С. Кукса. - Тернополь: Мандривец, 2012. - 141 с.
24. Кукушкин В. Ю. Теория и практика синтеза координационных соединений / В. Ю. Кукушкин, Ю. Н. Кукушкин; под ред. Н. М. Жаворонкова. - Санкт-Петербург: Наука, 2010. - 260 с
25. Кукушкин Ю. Н. Соединения высшего порядка / Ю. Н. Кукушкин. - Санкт-Петербург: Химия, 2011. - 112 с.
26. Кукушкин Ю. Н. Химия координационных соединений /
Ю. Н. Кукушкин. - Москва: Высшая школа, 2005. - 455 с.
27. Лабий Ю.М. Решение задач по химии с помощью уравнений и неравенств / Ю.М. Лабий. - Москва: Просвещение,
2005. - 78 с.
28. Лидин Р.А. Справочник по общей и неорганической
химии. /
Р.А. Лидин. - Москва: Просвещение: Учеб. лит., 2007. - 256 с.
29. Лисичкина Г.В. Химия. Школьная олимпиада / Г.В. Лисичкина. - Москва: Астрель, 2004. - 195 с.
30. Лунин В., Тюльков И., Архангельская О. Химия. Всероссийские олимпиады. Выпуск 1. (Пять колец) / Под ред. акад. Лунина В. В. - Просвещение Москва, 2010. - 94 с.
31. Лунин В., Тюльков И., Архангельская О. Химия. Всероссийские олимпиады. Выпуск 2. (Пять колец) / Под ред. акад. Лунина В. В. - Просвещение Москва, 2012. - 86 с.
32. Макашев Ю. А. Соединения в квадратных скобках / Ю. А. Макашев, В. М.Замяткина. - Санкт-Петербург: Химия,
2006. - 216 с.
33. Маршанова Г.Л. Сборник задач по органической
химии /
Г.Л. Маршанова. - Москва: Раил, 2007. - 70 с.
34. Михилев Л.А. Задачи и упражнения по
неорганической химии /
Л.А. Михилев. - Санкт-Петербург: Химия, 2004. - 232 с.
35. Николаенко В.К. Решение задач повышенной сложности по общей и неорганической химии: пособие для учителя / В.К. Николаенко. - Киев: Радянська школа, 2002. - 160 с.
36. Практикум по общей химии: Учеб. пособие для студентов вузов / Под ред. С.Ф. Дунаева. - Учебник. - 4-е изд., перераб. и доп. - (Классический университетский учебник) / Н. Абрамычева, Л. Азиева, О. Архангельская и др. - Москва : Издательство МГУ Москва, 2005 - 276 с.
37. Справочник школьника. Решение задач по химии / Сост.
Н.И. Берман. - Москва: ТКО «АСТ», 2006. - 224 с.
38. Степин Б.Д. Занимательные задания и эффектные опыты по химии / Б.Д. Степин. - Москва: Дрофа, 2007. - 154 с.
39. Степин Б.Д. Книга по химии для домашнего чтения / Б.Д. Степин, Л.Ю. Аликберов. - Москва: Химия, 2006. - 316 с.
40. Тюльков И.А., Архангельская О.В., Павлова М.В. Система подготовки к олимпиадам по химии / И.А. Тюльков, О.В. Архангельская, М.В. Павлова. - Москва: Педагогический университет «Первое сентября», 2008. - 72 с.
41. Управление качеством образования:
Практикоориентированная монография и методическое пособие / Под ред. М.М. Поташника. - Москва: Педагогическое общество России, 2000. - 448 с.
42. Фигуровский Н.А. Открытие элементов и происхождение их названий / Н.А. Фигуровский. - Москва: издательство «Наука», 2007. - 207 с.
43. Хомченко Г.П. Сборник задач по химии для поступающих в вузы: 4-е изд., испр. и доб / Г.П. Хомченко, И.Г. Хомченко. - Москва: "Издательство Новая Волна", 2006. - 278 с.
44. Чернобельская Г.М. Методика обучения химии в средней школе: учеб. для студ. высш. учеб. завед. / Г.М. Чернобельская. - Москва: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 336 с.
45. Чуранов С.С. Химические олимпиады школьников / С.С. Чуранов, В.М. Демьянович. - Москва: Знание, 2009. - 64 с.
46. Шаповалов А.И. Методика решения задач по химии / А.И. Шаповалов. - Киев: Радянська школа, 2006. - 84 с.
47. 49-я Международная химическая олимпиада
школьников: сайт. - Тайланд, 2017. -
URL:https://icho2017.sc.mahidol.ac.th/ (дата обращения 18.02.2019).
48. Всероссийская интернет-олимпиада по
нанотехнологиям: сайт. - Москва, 2016. - URL:
http://enanos.nanometer.ru (дата обращения 13.04.2019).
49. Всероссийская олимпиада школьников: сайт. - Москва. URL:https://olimpiada.ru/activity/43 (дата обращения 16.03.2019).
50. Всесибирская открытая олимпиада школьников: сайт. - Новосибирск, 2011. - URL: http://sesc.nsu.ru/vsesib/chem.html (дата обращения 17.03.2019).
51. Комитет по образованию администрации г. Тобольска:
официальный сайт. - Тобольск, 2015. - URL:http://tko-
tobolsk.info (дата обращения 04.05.2020).
52. Межрегиональный химический турнир: сайт. - Москва. - URL: http://chemturnir.olimpiada.ru (дата обращения 14.03.2019).
53. Олимпиада «Ломоносов»: сайт. - Москва, 2005. - URL: http://olymp.msu.ru/ (дата обращения 15.03.2019).
54. Олимпиада «Юные таланты»: сайт. - Пермь. - URL: http://olymp.psu.ru/ (дата обращения 15.03.2019).
55. Олимпиада мегаполисов: сайт. - Москва. - URL: http:// megapolis.educom.ru/ru (дата обращения 15.05.2019).
56. Олимпиады и конкурсы по химии в Москве: сайт. - Москва. - URL: http://moschem.olimpiada.ru/ (дата обращения 04.03.2019).
57. Российский совет олимпиад школьников: сайт. - Москва, 2015. - URL: http://mirolimpiad.ru/ (дата обращения 04.03.2019).
58. Учебно-научные школы Тюменской области: сайт. - Тюмень, 2016. - URL: https://junior.utmn.ru/o-shkole/uchebno- nauchnaya-shkola/ (дата обращения 02.02.2020).
59. Химическая наука и образование в России: сайт. - Москва. - URL:http://www.chem.msu.ru/rus/olimp/ (дата обращения 17.02.2019).
60. Электронная библиотека учебных материалов по
химии: сайт. - Москва. - URL:
http://www.chem.msu.ru/rus/elibrary/ (дата обращения 04.04.2019).



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ