Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие КАРТОГРАФИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ ПО географии у школьников

Работа №163096

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы39
Год сдачи2020
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
17
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение стр. 2
I. Теоретические аспекты изучения географической карты
1. Роль географической карты как основного средства обучения
географии стр.5
2. Виды географических карт стр.7
3. Глобусы стр.10
4. Атласы и контурные карты стр.12
II. Методические аспекты организации учебной деятельности при работе с географической картой на уроках географии
1. Методы организации учебной деятельности при работе с
географическими картами на уроках стр. 15
2. Примеры авторских заданий для закрепления и проверки картографических знаний учащихся стр.23
Заключение стр.34
Библиографический список стр.37

"Привычка странствовать по картам, видеть в своем воображении разные места помогает правильно увидеть их в действительности" - эта глубокомысленная фраза известного русского писателя Константина Георгиевича Паустовского открывает перед нами истинный смысл необходимости наличия картографической грамотности для каждого человека. Как сказал классик экономической географии советского периода Николай Николаевич Баранский: "Карта - альфа и омега географии". Географическая карта используется человечеством еще с древних времен, как уникальное средство, помогающее верно ориентироваться на той или иной местности, карта даёт возможность определить местоположение различных объектов, дает представление о том. насколько велик окружающий нас мир. Карта может представить нашему вниманию территории невероятно обширные, она является основным средством наглядности в географии. Посмотрев на каргу, мы можем увидеть сразу колоссальные пространства всей Земли, ведь даже на ровной и открытой
местности обозреваемый горизонт имеет радиус не более 5 км, что, разумеется, не может дать реального представления о масштабах земного шара. Карта помогает формировать образ пространства, неизмеримо большего, чем человек может обозреть своими глазами.
Карта представляет собой своеобразный источник информации, которая представлена в «закодированном» виде. Кодом является картографический язык, использующий различные обозначения-символы. Географическая карта дает возможность получить информацию о рельефе той или иной местности, о границах политических и климатических зон, о строении земной коры, об ореолах обитания различных видов животных и путях их миграций, о местах размещения промышленных предприятий и не только. Карты по праву заслужили звание второго языка географии. Из какой бы ты ни был страны и на каком языке бы ни разговаривал - язык картографии один для всех, он универсален.
По своим функциональным свойствам учебная географическая карта может служить объектом изучения, источником знаний и учебно-наглядным пособием. Карты служат путеводителем для перемещений и путешествий, для навигации в море и координации воздушных полетов. В военном деле карты - основной источник информации о местности и необходимое пособие для организации и взаимодействия войск.
Актуальность данной темы заключается в том, что география в системе основного общего образования - единственный школьный предмет, в содержание которого входят части естественнонаучного и гуманитарно­общественного знания, которые формируют наиболее полное представление о географической среде и целостном восприятии мира. Это и дает нам возможность утверждать, что значимость и актуальность данной темы неоспорима. Современный учитель должен стремиться, как можно эффективнее донести ученикам содержание своего предмета, особенность
преподавания географии в неразрывном сочетании текста учебника и географической карты, как основного средства обучения [8].
Объект работы: процесс формирования картографических знаний у школьников.
Предмет: развитие картографических знаний у школьников по географии.
Цель работы: выявить последовательность формирования картографических знаний у школьников по географии.
Задачи:
1. Изучить историю появления карт, виды и формы картографического материала.
2. Рассмотреть методические особенности развития картографических знаний у школьников.
3. Разработать практические задания по картам для учеников разных классов с целью развития их картографической грамотности.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Географическая карта сопровождала человека, и помогала ему, ещё с древних времен. Человеческая цивилизация не стояла на месте, и совместно с ней развивалась картографическая наука. При этом географические карты из рук путешественников и исследователей Земли перешли в руки обычных людей, таких как все мы. Карты в настоящее время - это общедоступное средство получения информации и повсеместно используется почти в любой области общественного жизнеустройства. Например, в социальной, экономической, научной и военной сферах. Без сомнения, развитие картографических навыков способствует ощутимому повышению уровня географической и общей культуры учащегося. В данной работе рассмотрены различные виды и формы картографического материала, а также даны их развернутые описания и характеристики для более полного понимания их значения, как основного средства обучения географии в школе.
В 5-6 классе школьники знакомятся с картой, изучают пути следования мореплавателей, первых кругосветных путешествий. Необходимо подкреплять исторические данные с информацией на карте, перечислять географические объекты, которые пересекали или встречали путешественники на своем пути. Это способствует запоминанию географической номенклатуры и развивает пространственное мышление. Изучаются основы «чтения карт»: система координат, градусная сетка и основные понятия картографии. Все полученные знания лучше закреплять на практике: составлять план школьного участка, составлять маршрут похода по карте, определять координаты географических объектов.
В 7 классе изучаются более подробные характеристики территорий (материков и океанов), картографические знания усложняются. Тематические карты материков дают характеристику климата, почвенного покрова и т.д. На картах атласа появляются картограммы и картодиаграммы. В практическом навыке необходимо закрепить умение использовать различные источники информации на карте, давать комплексную характеристику объектам.
В 8 классе изучение России способствует углублению знаний географической номенклатуры страны. Масштаб карты становится крупнее, что дает более подробную информацию о характеристике территории. В этот момент необходимо подкрепить интерес к картографическому материалу используя снимки из спутника своего региона, изучение возможностей ГИС- технологий для построение маршрута и т.п.
В 9 классе к информации по физической географии добавляются знания по экономической географии, в связи с этим появляются новые картографические методы изображения эконом-географических характеристик. Информативность карт увеличивается, кроме уже знакомых физико-географических характеристик добавляются, например, закономерности размещения центров промышленности в зависимости от размещения полезных ископаемых. Для характеристики географического объекта по карте необходимо учитывать физико-географические показатели и на их основе давать описание экономико-географического положения.
В 10 классе масштаб карт снова уменьшается до всего мира, появляются условные границы стран, которые не соответствуют физико-географическим границам. При характеристике страны необходимо учитывать не только знания по физической и экономической географии, но и страны-соседи, принадлежность страны к той или иной политической или экономической группировке, расположение относительно основных мировых центров и т.д. В этот период школьники учатся анализировать картографический материал и использовать его для понимания мировых закономерностей. Повысить интерес к картографическим знаниям можно, используя описание новостных событий с помощью картограмм и картодиаграмм по актуальным вопросам.
Стоит также отметить широкий спектр задач, для решения которых лучше всего подходит именно географическая карта. Среди них задачи на определение географического положения. При этом карта не только точна, но и информативна, она не единственно помогает в поиске географических объектов, но и может многое сказать о характере местности (уровень солнечной радиации, особенности климата и почвы, хозяйственное значение и проч.) Представленные в работе методические особенности работы с картами могут быть полезны учителям географии на уроках, посвященных изучению различных географических карт.
Также географические карты дают возможность рассматривать географические объекты и явления комплексно. По картам изучаются закономерности размещения и взаимодействия компонентов географической среды и их сочетания, что в свою очередь является объектом изучения географии.
Но карту не стоит рассматривать только как вспомогательный инструмент или наглядное пособие, географическая карта подобна книге, при умении её «читать», может становиться богатейшим источником географических знаний. При обучении географии в школе карты стоят на одном уровне с учебниками, если даже не превосходят их по важности. Это одна из отличительных особенностей географии от других дисциплин школьной программы. Карты являются наглядными иллюстрациями, объясняющими содержание учебника. Работа с географической картой как нельзя лучше способствует развитию пространственного представления изучаемой территории у учащихся. Разработанные авторские задания для учеников 5-11 классов, направленные на улучшение их картографической грамотности также могут помочь учащимся почувствовать свою причастность к огромному миру, открыть глубину его многообразия и способствовать расширению общего кругозора, развитию логического мышления и творческих способностей.


1. Баранский Н.Н. Методика преподавания экономической географии. М.: Просвещение,1990.
2. Баринова И.И. Самостоятельные и практические работы по физической географии. М.: Просвещение, 1990 г.
3. Барышева Ю.Г. Использование средств обучения в преподавании географии. М.: Просвещение 1989 г.
4. Баскевич И. Учительская газета, №43 от 23 октября 2018 г.
5. Белевич И.В. Методика преподавания географии. Москва, Просвещение 1984 г.
6. Бибик А.Е. Методика обучения географии в средней школе (Теоретические основы методики обучения географии), М., Просвещение, 1998 г.
7. Блаженов В.А. Приемы развивающего обучения географии. М. Дрофа.2006.
8. Гелеева Н.Л. Мельничук Н.Л. Сто приемов для учебного успеха на уроках географии. М.. 2007
9. Душина И.В. Методика и технология обучения географии: Пособие для учителей и студентов,- М.: ООО Издательство Астрель,2004, 218 с.
10. Куприн А.М. Слово о карте.- М.: Недра, 1989, 143 с.
11. Лазаревич К.С. Я иду на урок географии. География материков и океанов. Москва, Первое сентября, 2000 г.
12. Матрусов И.С. Методика обучения географии в средней школе. М., 1985,
13. Пакшина О.В. Дидактические материалы по географии, Нестандартные задания по географии, 2012 г.
14. Трифонов А.Ю. География. №14/2007. Картографический метод обучения.
15. Старинные исторические и географические карты с высоким разрешением. URL: http:/ drevlit.rumapsold.html (дата обращения 16.05.2020 г.)...20


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ