Заказать работу


Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности формирования теоретических знаний на уроках географии (Методика преподавания географии, Омский Государственный Педагогический Университет)

Работа №41927
Тип работыКурсовые работы
Предметметодика преподавания
Объем работы44
Год сдачи2019
Стоимость550 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено 110
Не подходит работа?

Узнай цену на написание

Есть приложения (дидактический материал к урокам).
Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты изучения проблемы формирования теоретических знаний на уроках географии (на примере понятий, представлений и закономерностей)» 5
1.1 Организация работы с понятиями в образовательном процессе по географии 5
1.2 Этапы, методы и приемы формирования понятий и представлений на уроках географии 9
Выводы по первой главе 15
Глава 2 Разработки уроков по формированию географических понятий и представлений у учащихся 5-6 классов 16
2.1 Разработка урока географии для учащихся 5 класса по теме «Географические карты» 16
2.2 Разработка урока географии в 6 классе по теме «Озера» 25
Вывыоды по второй главе 34
Заключение 35
Список использованных источников 37
Приложения 40

Актуальность исследования. Формирование понятий и научных терминов одна из актуальных проблем педагогического процесса. Использование разнообразных форм работы, учет индивидуальных особенностей учащихся, использование технологий личностно-ориентированного обучения, дают возможность более эффективно формировать понимание понятий и использование их в изложении материала научным языком. Каждая наука отражает предмет своего исследования в терминах, без которых нельзя построить ни одной теории, объясняющей познавательную деятельность.
В настоящее время образовательный процесс по географии приобретает ярко выраженную практическую направленность. В этих условиях содержание географического образования смещается к практической составляющей обучения, т.е. к процессу применения учащимися знаний, приобретения собственного опыта деятельности. Известно, что результат определяется деятельностью, а деятельность – знаниями, мыслями, полученной информацией, системой сформированных теоретических географических понятий и представлений. Сформированное знание является основой для конечного результата. В этой связи поиск методов и приемов формирования теоретических знаний на уроках географии является актуальной проблемой.
Цель исследования – изучить особенности формирования теоретических знаний на уроках географии (на примере понятий, представлений и закономерностей)».
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность понятия особенности формирования теоретических знаний на уроках географии (на примере понятий, представлений и закономерностей)».
2. Определить основные этапы, методы и приемы формирования Особенности формирования теоретических знаний на уроках географии (на примере понятий, представлений и закономерностей)».
3. Разработать уроки по формированию теоретических знаний на уроках географии для учащихся 5-6 классов (на примере понятий, представлений и закономерностей)».
Объект исследования – образовательный процесс по географии.
Предмет исследования – процесс формирования теоретических знаний на уроках географии (на примере понятий, представлений и закономерностей)».
Гипотеза: если в процессе формирования теоретических знаний в курсе географии соблюдать основные этапы формирования понятий и представлений, то можно сформировать у учащихся систему географических понятий, представлений и закономерностей согласно содержанию учебной программы.
Методы исследования: теоретические – теоретический анализ научных источников, методы аналогии и классификации, синтез и обобщение; экспериментальные – методическое моделирование (разработка технологических карт уроков географии).
Методологическую основу исследования составили научные труды Е.Ю. Петрова, П. Скавронского, А.В. Солонько и др. Методические аспекты формирования теоретических знаний в начальном курсе географии раскрыты в работах С.В. Головиной, Д. Лященко, Т.Г. Назаренко и др. Методы и приемы формирования понятий и представлений у учащихся в курсе географии проанализированы в исследованиях Г.Т. Жуковой, О.В. Шулыгиной и др.
Структура исследования: введение, две главы, выводы по главам, заключение, список использованных источников, приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании студенческих
и аспирантских работ!


Основу обучения географии составляет процесс формирования у школьников научных географических понятий. Понятие – это основа географических знаний. Процесс их формирования имеет ряд особенностей, которые необходимо учитывать в обучении географии. Важнейшая из этих особенностей состоит в том, что понятия не могут быть усвоены только путем заучивания их определений. Понятие и его определение есть вещи принципиально разные. В обучении географии важно прежде всего обеспечить активную познавательную деятельность школьников и не ограничиваться запоминанием словесных формулировок, определений понятий. При этом важно помнить, что познавательная деятельность школьников всегда направлена на преобразование изучаемого предмета и опирается на различные источники знаний. Вторая особенность формирования понятий обусловлена тем, что научные понятия представляют собой систему, в которой одни понятия связаны с другими. Известно, что в географической науке и в целом соответствующей ей системе школьной географии существует система фундаментальных, наиболее общих понятий (категорий), взаимосвязанных между собой и составляющих «язык» географии. К их числу относятся, например, «природно-территориальный комплекс», «географическая оболочка», «компонент природы» и др. Третья особенность формирования географических понятий заключается в том, что они усваиваются не сразу, не одномоментно, а постепенно, поэтапно по мере изучения географического содержания и только по ходу логического речевого мышления. Чрезвычайно важным моментом является и то, что процесс формирования понятий является управляемым, он проходит под руководством учителя и имеет целенаправленный характер. С помощью программы и учебника учитель отбирает понятия, определяет последовательность их усвоения, методы обучения, способы закрепления и применения на практике, намечает этапы работ и т.д.
Географические понятия не могут усваиваться в течение короткого времени. Каждое из них находится во взаимосвязи, система взаимосвязанных географических понятий образует знания о природе. Например, понятие «река» подчиняется понятию «гидросфера», а также связано с понятиями «климат», «рельеф». На основе системы географических понятий формируется «язык» географии. Постепенно, по мере освоения географического содержания и развития речевого мышления по географии, первично сформированное у ученика понятие расширяется и углубляется. Особенность географических понятий заключается в том, что в отличие от других, географические понятия имеют пространственный характер, они «привязаны» к земной поверхности, картографируются и определенным образом отражаются на карте.
Главные задачи, которые ставятся при формировании географических представлений это расширение познавательной сферы, пробуждение интереса к миру, формирование кругозора учащихся. На уроках по формированию первоначальных географических понятий развивается мышление ученика, умение его самостоятельно работать, культура его речи. Примеры деятельности людей за преобразование природы родной страны, а также примеры самоотверженной жизни путешественников и исследователей воспитывают в детях упорство в достижении цели, мужество и твердость характера. Занятие географией, как на уроках, так и на экскурсиях воспитывают у учащихся активность и любознательность, наблюдательность и живость воображения.
В ходе исследования были разработаны два урока географии по формированию понятий и представлений учащихся: урок географии для учащихся 5 класса по теме «Географические карты» и урок географии для учащихся 6 класса по теме «Озера».
Итак, в ходе исследования цель достигнута, задачи решены.



1. Байбородова, Л. В. Обучение географии в средней школе [Текст] : метод, пособие / Л. В. Байбородова, А. В. Матвеев. – Москва : Владос, 2008. – 563 с.
2. География. Начальный курс. 5-6 классы [Текст] / И. И. Баринова, А. А. Плешаков, Н. И. Сонин. – Москва : Просвещение, 2012. – 254 с.
3. География. Физическая география. 6 класс [Текст] / Е. М. Домогацких, Е. Домогацких. – Москва : Родное слово, 2016. – 258 с.
4. География. Землеведение. 5 класс / В. П. Дронова, Л. Е. Савельевой. [Текст]. – Москва : Дрофа, 2016. – 180 с.
5. География. Начальный курс. 6 класс [Текст] / Т. П. Герасимова, Н. П. Неклюкова. – Москва : Дрофа, 2016. – 241 с.
6. География. Материки, океаны, народы и страны. 7 класс [Текст] / И. В. Душина, В. А. Коринская, В. А. Щенев и др. / под ред. В. П. Дронова. – Москва : Дрофа, 2015. – 354 с.
7. Горбатова, О. Н. Методика преподавания географии : учеб. пособие [Текст] / О. Н. Горбатова. – Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2014. – 242 с.
8. Домогацких, Е. М. География. 8 класс [Текст] / Е. М. Домогацких, Е. Е. Домогацких. – Москва : Родное слово, 2016. – 210 с.
9. Домогацких, Е. М. Учебник для 9 класса [Текст] / Е. М. Домогацких, Н. И. Алекссевский. – Москва : ООО «Русское слово – учебник» 2010. – 224 с.
10. Еремина, В. А. Физическая география. Интересные факты : моногр. [Текст] / В. А. Еремина, Т. Ю. Притула. – Москва : Илекса, 2008. – 112 c.
11. Жукова, Г. Т. Основные компоненты структуры учебного предмета [Текст] / Г. Т. Жукова // Педагогические исследования. – 2014. – №2. – С. 46-49.
12. Зинченко, Н. Н. География. Интерактивные формы работы с учащимися 6-8 классов. Продуктивный уровень [Текст] / Н. Н. Зинченко. – Москва : Учитель, 2014. – 180 c.
13. Иванов, Ю. А. Методика преподавания географии [Текст] / Ю. А. Иванов. – Брест, 2012. – 306 с.
14. Ляшенко, Д. Современные проблемы преподавания картографии в школе [Текст] / Д. Лященко // География и основы экономики в школе. – 2002. – № 3. – С. 11-17.
15. Методика обучения географии в общеобразовательных учреждениях : Учеб. пособие для студентов вузов [Текст] / И. В. Душина, В. Б. Пятунини и др. – Москва : Дрофа; 2007. – 509 с.
16. Методика преподавания региональной географии в школе [Текст] / под ред. М. А. Никоновой. – Москва : Аст: Астрель. 2003. – 354 с.
17. Назаренко, Т. Г. Электронные карты и методика работы с ними на уроках географии [Текст] / Т. Г. Назаренко // География: научно-методический журнал. – 2009. – № 9 (133). – С. 3-9.
18. Низовцев, В. Л. Межпредметные связи в профильном обучении географии [Текст] / В. А. Низовцев // Образование через века. – Великий Новгород, 2007. – С. 114-119.
19. Пакулова, В. М. Современные аспекты преподавания географии в основной школе [Текст] / В. М. Пакулова // Педагогика. – 2015. – №8. – С. 26-32.
20. Пахомова, Л. С. Школьный компонент географического образования (теория и опыт) [Текст] : монография / Л. С. Пахомова. – Москва – Берлин : Директ- Медиа, 2014. – 193 с.
21. Петрова, Е. Ю. Теория и методика обучения географии : учебно-методический комплекс для студентов географических специальностей педагогических университетов [Текст] / Е. Ю. Петрова. – Томск : Издательство ТГПУ, 2010. – 168 с.
22. Рабочие программы. География. 5-9 классы : учебно-методическое пособие [Текст] / сост. С. В. Курчина. – Москва : Дрофа, 2014. – 241 с.
23. Ряховский, С. В. География. Физическая география. 6 класс. Контрольно-измерительные материалы. Текущий и итоговый контроль по курсу [Текст] / С. В. Ряховский. – Москва : Русское слово, 2014. – 260 c.
24. Скавронский, П. Содержание и структура понятия «картографическая компетенция» [Текст] / П. Скавронский // География и основы экономики в школе. –2009. – № 6. – С. 32-37.
25. Скаткин, М. Н. Развивающая педагогика [Текст] / М. Н. Скаткин. – Москва : АСТ, 2012. – 248 с.
26. Соколова, Ф. П. Современный образовательный процесс [Текст] / Ф.П. Соколова // Педагогика. – 2015. – №2. – С. 58-59.
27. Солонько, А. В. Теория и практика моделирования при обучении географии в средней школе [Текст] / А. В. Солонько. – Санкт-Петербург : Изд-во РГПЦ им. А.И. Герцена, 2008. – 240 с.
28. Сухоруков, В. Д. Методика обучения географии : учебник и практикум для академического бакалавриата [Текст] / В. Д. Сухоруков, В. Г. Суслов. – Москва : Издательство Юрайт, 2016. – 359 с.
29. Теория и методика геоэкологического образования [Текст] : учеб, пособие. Часть I / под ред. Н. Ф. Винокуровой, Н. Н. Демидовой. – Нижний Новгород: НГПУ им. К. Минина, 2013. – 369 с.
30. Шатных, А. В. Современный урок географии: метод, разработки уроков географии [Текст] / А. В. Шатных // Библиотека «География в школе». – 2012. – № 6. – С. 4.
31. Щенёв, В. А. Урок географии в системе личностно-ориентированного обучения [Текст] / В. А. Щенёв // География в школе. – 2015. – № 5. – С. 37-39.
32. Шульгина, О. В. Возможности и проблемы использования компьютерных технологий в преподавании географии [Текст] / О. В. Шульгина // География в школе. – 2013. – № 8. – С. 45-49.
33. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Текст]. – Москва : Просвещение, 2016. – 50 с.
34. Фенько, Ю. В. Учебный процесс по географии : сотворчество педагога и учащегося [Текст] / Ю. В. Фенько // Педагогика. – №3. – 2016. – С. 40-44.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.

Пожалуйста, укажите откуда вы узнали о сайте!


Подобные работы


© 2008-2021 Cервис помощи студентам в выполнении работ
.