Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ИЗУЧЕНИЯ ГЕОГРАФИИ СЕРОВСКОГО РАЙОНА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ В ШКОЛЕ

Работа №94324

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

методика преподавания

Объем работы84
Год сдачи2020
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
91
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СО ШКОЛЬНИКАМИ 7
1.1. Понятие «методические условия» и его основные компоненты 7
1.2. Системно-деятельностный подход как методологическая основа
современного процесса обучения 12
1.3. Методы и приемы обучения с позиции современного
образовательного процесса 16
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ УЧЕБНОГО
ПОСОБИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ГЕОГРАФИИ РОДНОГО КРАЯ 24
2.1. Методологические подходы к содержанию учебного пособия 24
2.2. Современное региональное пособие как средство изучения
географии родного края в школе 26
2.3. Физико-географическая характеристика Серовского района
как основа разработки содержания регионального учебного пособия 31
ГЛАВА 3. РЕАЛИЗАЦИЯ МЕТОДИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ПРИ
ИЗУЧЕНИИ ГЕОГРАФИИ СЕРОВСКОГО РАЙОНА В ШКОЛЕ 53
3.1. Методика разработки учебного пособия по географии
Серовского района 53
3.2. Апробация современного регионального пособия по географии
Серовского городского округа Свердловской области в школе 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
ЛИТЕРАТУРА И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. РЕГИОНАЛЬНОЕ УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ
ОБУЧАЮЩИХСЯ 8 КЛАССА «СЕРОВ - ЦЕНТР СЕВЕРНОГО УРАЛА» . 83
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. РЕЦЕНЗИИ НА ИССЛЕДОВАНИЕ 84

В современном обществе Российской Федерации приоритет смещается на воспитание гражданина, который должен иметь активную жизненную по­зицию, любить свою Родину и семью [29]. Президент России Владимир Вла­димирович Путин считает, что воспитание гражданина и патриота своей страны, составляет суть национальной идеи и является для подростков «нравственным ориентиром» [77].
Современная школа должна обеспечить гармоничное развитие лично­сти. При этом на первом месте стоит именно воспитание [89]. Однако боль­шая часть учебного времени отводится на изучение школьных дисциплин, а их содержание должно быть нацелено на «нравственные ориентиры». Осо­бенно велика в этом роль географии. Концепция развития географического образования в Российской Федерации основывается на том, что «география является одной из основополагающих дисциплин, служащих для формирова­ния национальной идентичности человека» [53].
Краеведческая деятельность - это «нравственный ориентир» интеллек­туального развития человека, способ истинного общения с историей, источ­ник познания окружающего мира. Краеведение хранит память, живет насто­ящим и смотрит в будущее. В традициях и истории прошлого своего края и страны ученик осознает признанные ценности гражданина, испытывает гор­дость за национальное достоинство. Обобщение интересов личности, обще­ства и государства достигается через познание малой Родины.
Такие ученые, как Баранский Н.Н., Барков А.С., Баринова И.И., Дарин- ский А.В., Иванов П.В., Климова А.И., Ломоносов М.В., Матрусов И.С., Строев К.Ф., Ушинский К.Д. в своих работах подчеркивали необходимость изучения родного края, значимость именно регионального материала в фор­мировании географических знаний у обучающихся в школе [85].
Приоритетная цель школьной географии - это система формирования географической картины мира, но она не может существовать в полной мере без географии своего края. Мировой опыт достаточно убедительно подтверждает это. Французский историк Ф. Бродель подчеркивает, что ценность географии состоит в многообразии составляющих ее элементов, ее густоте и протяженности во все [4].
В свою очередь, Н.Н. Баранский в основу школьного краеведения закладывал все то, что свое, близкое, что непосредственно окружает нас, будь то в природе, в человеческой и хозяйственной деятельности жизни, становится понятнее, проще, яснее, чем чужое и далекое. Так от частных примеров своего край, постепенно создается образ мирового географи­ческого пространства [66].
Особенно актуальны вопросы создания образовательных учебников и учебных пособий, а также изучение географии Серовского района. Напри­мер, проведенный анализ педагогической и учебно-методической литерату­ры, за последние годы в Свердловской области и в районе не разрабатыва­лись современные учебно-методические комплексы для изучения географии родного края, а существующий учебно-методический комплекс В.Г. Капу­стина и И.Н. Корнева «Свердловская область» считается содержательно устаревшим, так как выпущен около 15 лет назад [47].
При относительно малом объеме региональной географической харак­теристики можно говорить лишь о доминирующих ценностных основаниях этого курса, хотя сами они пока еще в начале исследования [29]. На данный момент в обществе пристальное внимание уделяется проблеме отсутствия универсальных методов, способов, технологии для разработки образователь­ных материалов учебно-методических комплексов и соответствующих стан­дартов. Поэтому изучение данного вопроса является весьма актуальным.
Объект исследования - территория Серовского района Свердловской области.
Предмет исследования - методические условия изучения географии Серовского района Свердловской области.
Указанные предпосылки определи цель данного исследования, которая заключается в разработке методических условий, необходимых для эффек­тивного изучения географии Серовского района Свердловской области.
Достижение поставленной цели предполагает решение ряда задач:
1. Выполнить анализ методических условий, направленных на изучение гео­графии родного края.
2. Рассмотреть теоретические аспекты разработки учебных пособий и опре­делить место современного регионального учебного пособия в концепции школьного географического образования.
3. Изучить географию Серовского района Свердловской области.
4. Разработать методический аппарат и создать учебное пособие необходи­мое для изучения географии Серовского района Свердловской области.
5. Апробировать методику изучения географии Серовского района с приме­нением разработанных средств обучения.
Поставленные задачи можно решить с помощью следующих методов исследования:
1. Теоретические: анализ темы исследования на основе изучения ис­точников научно-методической и педагогической литературы; анализ обра­зовательных стандартов, программ и учебников по географии регионального компонента образования с целью выявления в них объективных возможно­стей для формирования знаний по географии Серовского района; обобщение опыта работы школы по формированию знаний о родном крае.
2. Эмпирические: камеральные и полевые, картографический, педаго­гическое наблюдение, опрос (анкетирование), беседа.
3. Социологические: математическая и статистическая обработка дан­ных педагогического опыта, графическое представление данных.
Для написания работы использованы опубликованные научные труды, картографический материал, интернет-ресурсы и фондовые материалы орга­низаций: Центральной библиотеки имени Мамина-Сирибряка, Серовского исторического музея.
Научная новизна исследования заключается в том, что впервые обос­нована структура и содержание современного регионального пособия по гео­графии Серовского района, разработана методика его использования при формировании знаний о родном крае.
Практическая значимость состоит в том, что результаты исследова­ния могут быть использованы для дальнейшего научного изучения пробле­мы. Предложенное учебное пособие по географии Серовского района и ме­тодика его использования, способствующее формированию знаний о родном крае, может использоваться учителями на уроках при изучении регионально­го компонента, а также в исследовательской и краеведческой деятельности школьников.
Работа изложена на 73 страницах, включает Введение, три главы, За­ключение, Список использованной литературы из 95 информационных ис­точников и из 2 приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В современном мире в обществе пристальное внимание уделяется про­блеме отсутствия универсальных методов, способов, технологии для разра­ботки образовательных материалов учебно-методических комплексов и соот­ветствующих стандартов. Особенно актуальны вопросы создания образова­тельных учебников и учебных пособий при изучении географии родного края. При относительно малом объеме региональной географической харак­теристики можно говорить лишь о доминирующих ценностных основаниях этого курса, хотя сами они пока еще в начале исследования [29].
В ходе выполнения исследования были разработаны методические условия, необходимые для эффективного изучения географии Серовского района Свердловской области.
В рамках данного исследования было выявлено, что изучение родного края, один из значимых компонентов обучения. Благодаря большому количе­ству методических условий, можно разнообразить педагогический процесс и поможет эффективному усвоению новых знаний, и закреплению новых уме­ний и навыков. Их выбор и реализация зависят от постановки образователь­ных целей и задач, профессионального мастерства педагога, содержательных особенностей учебного материала и специфики его познания. Плодотворное взаимодействие учителя и обучающегося происходит при грамотном выборе методических условий, которые в свою очередь помогут активизировать ум­ственные способности обучающихся, воспитать, в них чувство красоты, чув­ство патриотизма к своему краю, а также в дальнейшем повлияет на самораз­витие и самоопределение. Методические условия представляют собой слож­ный механизм осуществления учебно-воспитательного процесса и это поня­тие обширно. К методическим условиям относятся нормативно-правовые, научно-методические, информационные, мотивационные, материально­технические.
Существующие разработки региональных учебных пособий в концеп­ции школьного географического образования, отражают единство взглядов ученых-педагогов. Главное назначение современного учебника или учебного пособия - научить получать знания (учить учиться), что учебник или учебное пособие обязательно сопровождается дополнительными пособиями: хресто­матии, лабораторные практикумы, задачники, мультимедийные ресурсы.
Каждое учебное пособие строится с учетом всестороннего развития личности ученика и ориентируется на усвоение знания, овладение умениями, воспитание, развитие и практическое применение полученных знаний и уме­ний. Таким образом, при построении нового современного учебного пособия учитывается и используются возможности инновационных технологий. А ка­кая концепция школьного учебника или учебного пособия завоюет симпатию учителя и ученика, покажет время.
Предложенное учебное пособие нацелено на изучение природы Серов­ского района, поэтому была дана его физико-географическая характеристика. Рассмотрена территория, природа, разнообразие растительного и животного миров, и можно сказать, что данная территория является хорошим объектом для изучения родного края. Разработав и систематизировав информацию, данный материал используется в учебном процессе.
Апробированное учебное пособие по изучению географии Серовского района Свердловской области, по мнению педагогического коллектива, при­вел к увеличению эффективности образовательного процесса. Результаты апробации показали, что при изучении географии родного края, у обучаю­щихся формируются знания о родном регионе, его развитии и осознании его культурного и исторического наследия. Улучшается качество обучения школьников, они становятся мотивированы на более глубокое изучение про­цессов окружающего мира и приобретение навыков и умений по примене­нию конкретных географических знаний.
Главной трудностью в процессе исследования была: отсутствие уни­версальной технологии разработки необходимых образовательных материа­лов для УМК. Как правило, каждый применяет собственную технологию проектирования учебных материалов исходя из собственного видения того, каким должно быть учебное пособие, какие структурные компоненты должно входить в его состав, какие формы представления и передачи знаний должны использоваться.
Составленное учебное пособие является начальной базой для дальней­шего изучения и систематизации сведений о природе Серовского городского округа.
Проведенная работа является актуальной в современном мире. Пред­ложенное учебное пособие по географии Серовского района и методика его использования, способствующее формированию знаний о родном крае, мо­жет использоваться учителями на уроках при изучении регионального ком­понента, а также в исследовательской и краеведческой деятельности школь­ников.
Материалы исследования могут быть использованы для дальнейшего научного изучения последующих тем экономики и населения Серовского района Свердловской области, а также основой для дополнение существую­щего материала о природе района.


1. Аквилева Г.Н., Клепинина З.А., Методика преподавания естествознания в начальной школе: Учеб. пособие для студ. учреж. средн. проф. образования пед. профиля. - М.: ВЛАДОС, 2001. - 240 с.
2. Аксенова В.И. Использование интерактивных карт на уроках географии/ В.И. Аксенова // Наша сеть: социальная сеть работников образования. - Квазар, 2010-2013. - Режим доступа: http://nsportal.ru
3. Андреев А.А., Солдаткин В.И., Лупанов К.Ю. Проблемы разработки учебно­методических пособий для системы дистанционного образования // Приме­нение новых технологий в образовании. Материалы IX Международной научно-практической конференции (Москва, 3-5 июня 1998 г.). — М.: АТИ- СО, 1998.
4. Анимица Е.Г. Города Среднего Урала. - Свердловск: Средне-Ур.кн.изд-во, 1975. - С. 304.
5. Баринова И.И. Внеурочная работа по географии. - М.: Просвещение, 1988.­152 с.
6. Барков А.С. Вопросы методики и истории географии. - М., Изд. Акад. пед. наук РСФСР, 1961.- 263 с.
7. Беликов В.А. Педагогические условия как цель педагогических исследова­ния. Проблемы образования и развития личности учащихся / В.А. Беликов. - Магнитогорск: МаГУ, 2001. - С. 69-73.
8. Белокур Н.Ф. О повышении эффективности методики урока. Пути повыше­ния эффективности обучения в школе/ Н.Ф. Белокур. - Челябинск, 1980. - С. 40.
9. Беляев М.И. Из опыта создания электронных учебников // Вестник РУДН, серия Информатизация образования, 2009, № 1.
10. Берлянт А.М. Карта рассказывает. - М.: Просвещение, 1978.- 144 с.
11. Бершадский М.Е. Дидактические и психологические основания образова­тельной технологии / М.Е. Бершадский, В.В. Гузеев. - М.: Центр «Педагоги-
ческий поиск», 2003. - 256 c.
12. Болотов В.А. Становление общероссийской системы оценки качества обра­зования / В.А. Болотов // Справочник заместителя директора школы. - М.: Информационный центр «Ресурсы образования», 2007. - 190 с.
13. Бороздинов Н.М. Географические кружки в школе. - М.: Просвещение, 1970.­142 с.
14. Божович Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков. Сборник статей / Л.И. Божович. — М.: Педагогика, 1972. — 352с.
15. Буряк В.К. Самостоятельная работа учащихся: Книга для учителя. - М.: Просвещение,1984. - 64 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ