Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие мотивации к изучению географии обучающихся посредством активных методов обучения

Работа №14778
Тип работыДипломные работы
Предметгеография
Объем работы66 стр.
Год сдачи2018
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено 12
Не подходит работа?

Узнай цену на написание
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты развития мотивации к изучению географии 7
1.1 Сущность понятия «мотивация» в психолого-педагогической
литературе 7
1.2 Характеристика педагогических методов и приемов развития мотивации
учащихся к изучению географии 15
1.3 Описание активных методов обучения для развития мотивации к
изучению географии 19
Выводы по 1 главе 30
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию мотивации
к изучению географии учащихся посредством применения активных
методов обучения 31
2.1. Организация и методы исследования 31
2.2. Исследование мотивации к изучению географии(констатирующий этап
эксперимента) у учащихся 9 класса 32
2.3. Описание и внедрение активных методов обучения, (формирующий этап
эксперимента) на уроках географии 34
2.4.Оценка эффективности формулирование выводов
(контролирующий этап эксперимента ) 38
Выводы по 2 главе 41
Заключение 42
Библиографический список 45
Приложения 50
Актуальность исследования. Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования - их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки федеральных государственных образовательных стандартов указывают на реальные виды деятельности.
Одной из главных особенностей федеральных государственных образовательных стандартов является переход от формирования у обучающихся знаний, умений , навыков к формированию компетентности ученика
Понятие компетентный человек подразумевает способность индивидуума брать на себя ответственность при решении возникающих проблем, проявлять самостоятельность в постановке задач и их решении, обучаться на протяжении всей жизни.
Очевидно, что переход от обучения “знаниям, умения и навыкам” к компетентностному подходу потребует изменения всех составляющих учебного процесса: содержания, способов контроля и методов обучения. Одно из возможных направлений изменения методов обучения при переходе к компетентностному подходу — использование активных методов обучения в учебном процессе.
В настоящее время существует большое количество теорий мотивации, которые отражают различные взгляды на такие феномены как нужда, потребность, мотив, мотивация, интересы, склонности и т д.
В нашей стране вопросами мотивации поведения человека занимались такие известные ученые психологи как А.Ф. Лазурский, Н.Н. Ланге, А.Н.
Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский первый, кто начал изучать вопрос формирования произвольной мотивации. Огромнейший вклад в развитие мотивации учебной деятельности сделан Л.И. Божович, А.К. Марковой.
Все ученые, занимавшиеся проблемой мотивации учебной деятельности, подчеркивают большую значимость ее формирования и развития у школьников, так как именно она является гарантом формирования познавательной активности учащегося, и как следствие развивается мышление, приобретаются знания, необходимые для успешной деятельности личности в последующей жизни.
Развитие процессов гуманизации и модернизации образования актуализирует проблемы социализации, адаптации и интеграции ребёнка, его социальной защиты, помощи семье в воспитании.
Ключевым моментом этих процессов является положение о создании педагогических условий для активизации мотивационной сферы любого ребенка, независимо от его способностей. (А.Р. Азарян, Т.В.Егорова, Ю.В.Замятина, Н.Н. Малофеев, Н.Д. Шматко, Л.М. Шипицына и др.).
В современной психологии понятия «мотивация» и «мотив» рассматривается равнозначно (В.Г. Асеев, Л.И. Божович, Д. Брунер, А.Н. Леонтьев и др.).
Психолого-педагогические исследования показали, что формирование мотивации учения находится в тесной взаимосвязи с содержанием учебного предмета, в рамках которого она формируется (А.К. Маркова, М.В. Матюхина, и др.).
Проблема активизации познавательной деятельности учащихся на уроках, повышения мотивации к учению географии, является актуальной. И как сделать так, чтобы учение проходило с увлечением, чтобы трудный материал стал более понятным и доступным для учащихся, а уроки более интересными. Эта проблема привела к поиску таких форм обучения, методов и приемов, которые позволяют повысить эффективность усвоения географических знаний, помогают распознать в каждом учащемся его индивидуальные особенности и на этой основе воспитывать у него стремление к познанию и творчеству. Развитию мотивации к изучению географии обучающихся способствует включение активных методов и форм обучения на разных этапах урока.
Цель исследования - изучение и развитие мотивации к изучению географии обучающихся посредством использования активных методов обучения.
Объект исследования - мотивация к изучению географии.
Предмет исследования - активные методы обучения как один из способов развития мотивации учащихся к изучению географии.
Гипотеза исследования - заключается в том, что развитие мотивации к изучению географии возможно, если применять активные методы обучения.
Исходя из поставленной цели были определены основные задачи исследования:
1) раскрыть сущность понятия «мотивация» в психолого-педагогических исследованиях;
2) рассмотреть педагогические методы и приемы развития мотивации учащихся к изучению географии;
3) охарактеризовать особенности применения активных методов обучения для развития мотивации к изучению географии;
4) выявить уровень развития мотивации обучающихся к изучению географии;
5) описать активные методы обучения и включить в урок географии с целью, развития мотивации к изучению географии посредством применения активных методов обучения;
6) выявить эффективность формирующей работы по развитию мотивации к изучению географии.
При написании ВКР были использованы следующие методы исследования:
а) Теоретические методы (анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, обобщение);
б) Эмпирические методы (анкета «Исследование мотивации к изучению предмета», количественная и качественная обработка результатов, психолого-педагогический эксперимент);
Экспериментальная база: исследование проводилось на базе МБОУ СОШ №8, с обучающимися 9 классов в количестве 56 человек.
Практическая значимость работы: результаты исследования могут быть использованы преподавателями географии общеобразовательных школ для повышения уровня мотивации учащихся к изучению предмета.
Структура ВКР включает в себя введение, две главы, заключение, библиографический список и приложения.
Во введении представлена актуальность, цель, объект, предмет, задачи, гипотеза, методы исследования. Определена экспериментальная база, практическая значимость и структура работы.
В первой главе «Теоретические аспекты развития мотивации к изучению географии» раскрыта сущность понятия «мотивация» в психолого¬педагогических исследованиях, рассмотрены педагогические методы и приемы развития мотивации учащихся к изучению географии, раскрыты особенности применения активных методов обучения для развития мотивации к изучению географии.
Во второй главе «Опытно-экспериментальная работа по развитию мотивации к изучению географии учащихся посредством применения активных методов обучения» рассмотрены организация и методы исследования, представлен анализ полученных результатов.
В заключении оформлены выводы по итогам проведенной работы.
Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать следующие выводы:
1) Под мотивацией понимается общее название для процессов, методов, средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования.
2) Развитию у учащихся положительного отношения к изучению географии способствуют все средства совершенствования учебного процесса: обновление содержания и укрепление межпредметных связей, совершенствование методов обучения, использование всех видов проблемно¬развивающего обучения, применение активных методов обучения, совершенствование структуры урока, применение разных форм индивидуальной, коллективной и групповой работы и т.д.
3) Активные методы обучения - это такие методы обучения, при которых деятельность обучаемого носит продуктивный, творческий, поисковый характер. К активным методам обучения относят дидактические игры, анализ конкретных ситуаций, решение проблемных задач, обучение по алгоритму, мозговую атаку, внеконтекстные операции с понятиями и др. Применение активных форм обучения можно считать одним из основных путей, способствующих повышению мотивации учащихся к изучению географии.
4) Для доказательства гипотезы, выдвинутой в начале данной выпускной квалификационной работы нами было проведено опытно¬экспериментальное исследование, целью которого было доказать эффективность применения в учебном процессе географии активных методов обучения на развитие у учащихся мотивации к изучению данного предмета.
Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе МБОУ СОШ №8 в период с декабря 2017 года по май 2018 года и включала в себя три этапа. В исследовании приняли участие учащиеся 9 А и 9 Б класса в составе 56 учащихся (9 А класс составил контрольную группу (28 учащихся), а 9 Б класс - экспериментальную группу (28 учащихся)).
На констатирующем этапе исследования было проведено анкетирование учащихся, по итогам которого было выявлено, что и в контрольной и в экспериментальной группе уровень мотивации учащихся к изучению географии находится на низком уровне (52 и 51% учащихся соответственно). Причиной такого уровня мотивации учащихся к изучению географии является применение традиционных форм и методов обучения. Учащиеся не заинтересованы в предмете и не стремятся к получению знаний по географии.
Исходя из полученных результатов с учащимися экспериментальной группы было решено провести формирующую работу, направленную на развитие мотивации к изучению географии. Для этого, на уроках географии в период с декабря 2017 года по май 2018 года применялись активные методы обучения:
1) Нетрадиционные формы уроков (урок - деловая игра, урок - соревнование, урок - семинар, урок - экскурсия и др.);
2) Нетрадиционные формы учебных занятий (интегрированные занятия, объединенные единой темой, проблемой; комбинированные, проектные занятия, творческие мастерские и др.);
3) Игровые формы;
4) Диалогическое взаимодействие;
5) Проблемно-задачный подход (проблемные вопросы, проблемные ситуации и др.)
6) Разные формы работы (групповые, бригадные, парные, индивидуальные, фронтальные и др.);
7) Интерактивные методы обучения (репродуктивный, частично¬поисковый, творческий и др.);
8) Дидактические средства (тесты, терминологические кроссворды и др.);
9) Разные виды домашней работы (групповые, творческие, дифференцированные, для соседа и др.).
10) Цифровые, числовые диктанты, головоломки, ребусы, синквейны, задания на поиск «лишнего» в предложенном списке понятий, на определение и восстановление связи между терминами или действиями, поиск географических ошибок в тексте, восстановление текста с пропущенными понятиями и т.д.
Для выявления эффективности применения активных методов обучения для развития мотивации к изучению географии на контрольном этапе исследования было повторно проведено анкетирование, по итогам которого был сделан вывод, что у учащихся контрольной группы уровень мотивации немного улучшился. Причиной этому послужил выбор данного предмета для сдачи ОГЭ. Однако в целом же, уровень мотивации к изучению географии остался как и прежде на низком уровне (53%). В тоже время уровень развития мотивации учащихся экспериментальной группы повысился с низкого до среднего. Так, низкий уровень развития мотивации на контрольном этапе сократился на 29% и составил 22% после проведения формирующего этапа исследования. Средний уровень мотивации был выявлен у 53 % учащихся, увеличение составило 30% в сравнении с констатирующим этапом. Показатели очень низкого уровня мотивации на контрольном этапе не были выявлены. Кроме того, после проведения формирующего этапа исследования был выявлен прирост учащихся с очень высоким уровнем мотивации к изучению географии (5%).
Таким образом, применение активных форм обучения можно считать одним из основных путей, способствующих повышению мотивации учащихся к изучению географии.
Гипотеза нашла свое подтверждение. Задачи и цель исследования достигнуты.
1. Актуальные проблемы географического образования в условиях введения ФГОС [Текст]: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - М.: Планета, 2012.
2. Алексеева, М.С. Элективные курсы по географии / М.С. Алексеева // География в школе. - 2009. - № 2. - С.51-52.
3. Ануфриев, А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении? - М.: Просвещение, 1997. - 204 с.
4. Асеев, В.Г. Проблема мотивации и личности // Теоретические проблемы психологии личности. - М.: Просвещение, 2005. - 238 с.
5. Аткинсон, Дж. Теория о развитии мотивации. - М.: Просвещение, 1996. - 196 с.
6. Байбородова, Л.В. Обучение географии в средней школе [Текст]: метод, пособие / Л.В. Байбородова, А.В. Матвеев. - М.: Владос, 2008.
7. Бексултанова, З.М. Использование произведений русской литературы на уроках географии в целях повышения познавательного интереса учащихся // Инновационные педагогические технологии: материалы II международной научной конференции (г. Казань, май 2015 г.). - Казань: Бук, 2015. - С. 4-6.
8. Беспалько, В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения [Текст] / В.П. Беспалько. - М.: Издательство института профессионального образования Министерства образования России, 1995.
9. Божович, Л.И. Этапы формирования личности. - М.: Норма, 2007. -
295 с.
10. Болдырева, Е.В. Использование мультимедийных демонстрацион¬ных средств в преподавании физической географии в вузе и школе / Е. В. Болдырева // География в школе. - 2009. - № 5. - С.57-59.
11. Быков, А.К. Методы активного социально-психологического обучения / А.К. Быков. - М.: ТЦ Сфера, 2005.
12. Вестицкий, М.Б. Технические средства обучения географии [Текст] / М.Б. Вестицкий. - М.: Просвещение, 1977.
13. Вилейто, Т.В. Проблемные и творческие задания как способ формирования опыта творческой деятельности учащихся в современном уроке / Т.В. Вилейто // География в школе. - 2009. - № 1. - С.48-51.
14. Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 1991.
15. Гакаев, Р.А., Иразова М.А. Образовательные технологии на уроках географии в условиях современной школы // Образование и воспитание. - 2015. - №3. - С. 4-7.
16. Гальперин, П.Я. Введение в психологию [Текст] / П.Я. Гальперин. - М.: МГУ, 1976.
17. География в кроссвордах / Под ред. С.Н. Трудневой. - М.: Дрофа, 2006. - 79 с.
18. Губаненков, С.М. Конкурс экспедиций / С.М. Губаненков // География в школе. - 2009. - № 6. - С.50-55.
19. Давлетмирзаева, Ф.А. Нестандартные уроки в преподавании географии в условиях современной школы // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VII международной научной конференции (г. Самара, август 2015 г.). - Самара: Асгард, 2015. - С. 71-74.
20. Данилишина, В.Ю. Изучение нового материала в игровой форме / В.Ю. Данилишина // География в школе. - 2009. - № 1. - С.54-55.
21. Дихтяр, Т.Л. Географический лабиринт / Т.Л. Дихтяр // География. Приложение к газете «Первое сентября». - 2009. - № 6. - С.42-43.
22. Дмитрук, Н.Г. Методика обучения географии: учебник для вузов по дисц. «Методика обучения географии». - М.: Академия, 2012. - 320 с.
23. Додонов, Б.И. Эмоции как ценность. - М.: Педагогика, 2003. - 314 с.
24. Зарукина, Е.В. Активные методы обучения: рекомендации по разработке и применению: учебно-методическое пособие / Е.В. Зарукина, Н.А. Логинова, М.М. Новик. - СПб.: СПбГИЭУ, 2010. - 59 с.
25. Зубащенко, Е.М. Задания, способствующие запоминанию фактического материала / Е.М. Зубащенко // География в школе. - 2008. - № 4. - С.43-45.
26. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы [Текст] / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2003.
27. Колосова, Н.Н. Разбираем картографические задания, входящие в блок вопросов на ЕГЭ / Н.Н. Колосова // География в школе. - 2008. - № 6. - С.48-54.
28. Коротаева, Е.В. Обучающие технологии в познавательной деятельности школьников / Е.В. Коротаева. - М., 2003.
29. Крылова, О.В. Интересный урок географии: Книга для учителя / О.В. Крылова. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2003. - 95 с.
30. Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики. - М.: Психология, 2004. - С. 225.
31. Летягин, А.А. Реализация основных направлений модернизации образования / А.А. Летягин // География в школе. - 2009. - № 2. - С.46-48.
32. Миллер, А.Л. Географическая грамотность: [задания] / А.Л. Миллер // География. Приложение к газете «Первое сентября». - 2008. - №15. - С.38-40.
33. Маслоу, А. Мотивация и личность. - М.: Инфра-М, 2002. - 246 с.
34. Митрофанов, И.В. Тематические игры по географии (методика проведения игр, вопросы, задания, ключи). - М.: ТЦ Сфера, 2003. - 112 с.
35. Олимпиадные задания по географии // География в школе. - 2008. - № 3. - С.51-55, 57.
36. Панина, Т.С. Современные способы активизации обучения / Т.С. Панина, Л.Н. Вавилова. - М.: Академия, 2008.
37. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. - М.: Школа-Пресс, 1997.
38. Поурочное тематическое планирование изучения географии по учебникам Федерального перечня: учебно-методическое пособие / сост. Э.В. Ким. - М.: Школьная Пресса, 2008. - 96 с.
39. Практикум по методике обучения географии [Текст]: учебное пособие / В.Д. Сухоруков, Д.П. Финаров, Н.О. Верещагина, Т.В. Вилейто. - М.: Академия, 2010. - 144 с.
40. Семенова, О.Ю. Занимательные задания / О.Ю. Семенова // География в школе. - 2008. - № 6. - С.46-47.
41. Сиразетдинова, С. Развитие учебной мотивации у учащихся на уроках географии / С. Сиразетдинова // Учитель. - 2009. - № 2. - С. 76-78.
42. Скотынянская, В.Э. Географические лабиринты для 6 класса / В.Э. Скотынянская // География. Приложение к газете «Первое сентября». - 2008. - № 21. - С.39-43.
43. Соболевская, М.В. Географическая викторина по теме «Политическая карта мира» / М.В. Соболевская // География в школе. - 2008. - № 7. - С. 35-36.
44. Чанова, М.В. Возможности технологии метода проектов в решении актуальных проблем школьного географического образования / М.В. Чанова // География в школе. - 2009. - № 6. - С.39-42.
45. Шипилина, Л.А. Методология и методы психолого-педагогических исследований: учебное пособие для аспирантов и магистрантов по напралению "Педагогика" / Л.А. Шипилина. - М.: Флинта, 2013. - 208 c.
46. Щербакова, Е.В. Педагогика. Краткий курс: Учебное пособие / М.Н. Недвецкая, Т.Н. Щербакова, Е.В. Щербакова. - М.: УЦ Перспектива, 2013. - 408 c.
47. Щукина, Г.И. Активация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. - М.: Просвещение, 1979. - 342 с.
48. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды. - М.: Норма,
1989. - 301 с.
49. Якобсон, П.М. Общение людей как социально-психологическая проблема. - М.: Норма, 1999. - С. 12-13.
50. Яковлев, Н.М., Сохор А.М. Методика и техника урока. - М.: Педагогика, 2005. - 210 с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.

Пожалуйста, укажите откуда вы узнали о сайте!
Обновить рисунок

© 2008-2018 Сервис продажи готовых курсовых работ, дипломных проектов, рефератов, контрольных и прочих студенческих работ.