СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА ДЕТЕЙ-СИРОТ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ДОМА (НА ПРИМЕРЕ ГБОУ РТ «ДЕТСКИЙ ДОМ Г. КЫЗЫЛА»)
|
ВВЕДЕНИЕ .3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СИРОТСТВА КАК СОЦИАЛЬНОГО ЯВЛЕНИЯ 6
1.1. Понятие, основные причины сиротства. Формы, направления социального устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 6
1.2. Социальная защита детей-сирот в России 23
1.3. Социально-психологические особенности детей-сирот 27
Выводы по 1 главе 39
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ-СИРОТ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ДОМА (НА ПРИМЕРЕ ГБОУ «ДЕТСКИЙ
ДОМ» Г. КЫЗЫЛА) 41
2.1. Общая характеристика базы исследования 41
2.2. Психолого - педагогическая сопровождения социальной защиты
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в детском доме 43
2.3. Формы и направления социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 50
Выводы по 2 главе 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 62
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СИРОТСТВА КАК СОЦИАЛЬНОГО ЯВЛЕНИЯ 6
1.1. Понятие, основные причины сиротства. Формы, направления социального устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 6
1.2. Социальная защита детей-сирот в России 23
1.3. Социально-психологические особенности детей-сирот 27
Выводы по 1 главе 39
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ-СИРОТ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ДОМА (НА ПРИМЕРЕ ГБОУ «ДЕТСКИЙ
ДОМ» Г. КЫЗЫЛА) 41
2.1. Общая характеристика базы исследования 41
2.2. Психолого - педагогическая сопровождения социальной защиты
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в детском доме 43
2.3. Формы и направления социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 50
Выводы по 2 главе 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 62
Актуальность работы. На сегодняшний день, несмотря на активное изучение проблем социальной защиты детей, остается область, связанная с социальной защищенностью такой специфической группы как дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Отсутствует комплексное изучение факторов, влияющих на их благополучие, социальную адаптацию, социальное самочувствие. Соответственно недостает научно-обоснованных рекомендаций, региональных программ по социальной защите детей-сирот. Все это вместе взятое обусловливает актуальность рассматриваемой темы и обосновало наш выбор, определив цель, задачи, объект и предмет проводимого нами исследования.
Определение терминов «дети-сироты» и «дети, оставшиеся без попечения родителей» дано Законом «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот, оставшихся без попечения родителей» основанное на положениях ст. 121 Семейного кодекса. Установлено, что дети-сироты - это лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи со следующими обстоятельствами: отсутствием таковых или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием безвестно отсутствующими, недееспособными (ограничено дееспособным), находящимися в лечебных учреждениях; объявлением их умершими; отбыванием ими наказания учреждениях , исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или защиты их прав и интересов; отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений социальной защиты населения и других аналогичных заведений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке [3].
Тема исследования: социальная защита детей-сирот в условиях детского дома (на примере ГБОУ РТ «Детский дом г. Кызыла»).
Объектом исследования является сиротство.
Предметом исследования является социальная защита детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Гипотеза исследования: социальная защита детей-сирот в условиях детского дома включает в себя следующие основные направления - медицинское обслуживание, социальное воспитание, социализация, психолого-педагогическое сопровождение, правовая защита, обеспечение государственных социальных гарантий.
Целью дипломной работы является изучение социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в детском доме
Для достижения намеченной цели были поставлены следующие задачи:
• раскрыть понятие, основные причины сиротства, формы и направления социального устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
• изучить социальную защиту детей-сирот в России;
• исследовать социально-психологические особенности детей-сирот;
• рассмотреть общее описание базы исследование;
• проанализировать психолого-педагогической возможности социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
• выявить формы и направления социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Методы исследования:
• анализ научной литературы;
• беседа с работниками детского дома;
• изучение и анализ законов и нормативных документов;
• изучение и анализ опыта организации социальной защиты детей - сирот в Детском доме г. Кызыла.
Теоретические основы работы. В процессе написания дипломной работы были использованы законодательные акты, нормативные документы по вопросам социального сиротства, а также работы и статьи Ю.В. Галагузовой, Т.Л. Васильковых, Л.И. Смагиной, Н.Д. Никандрова, С. Трушкиной, В.П. Емельянова, А.А. Лиханова, О.С. Газмана, Н.Е. Борисовой.
Базой исследования является ГБОУ РТ «Детский дом г. Кызыла».
Практическая значимость работы заключается в возможности использования результатов исследования для применения на практике отделами образования, социальной защиты и опеки. Также для студентов для написания курсовых, выпускных квалификационных работ.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. Во введении обосновываются актуальность выбранной темы, сформированы цель и основные задачи работы. В первой главе работы отражаются теоретические аспекты сиротства как социального явления. Во второй главе работы проводится социальная защита детей-сирот в условиях детского дома на примере ГБОУ детский дом г. Кызыл. В заключении сформулированы основные выводы и предложения, сделанные на основе проведенной работы.
Определение терминов «дети-сироты» и «дети, оставшиеся без попечения родителей» дано Законом «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот, оставшихся без попечения родителей» основанное на положениях ст. 121 Семейного кодекса. Установлено, что дети-сироты - это лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи со следующими обстоятельствами: отсутствием таковых или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием безвестно отсутствующими, недееспособными (ограничено дееспособным), находящимися в лечебных учреждениях; объявлением их умершими; отбыванием ими наказания учреждениях , исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или защиты их прав и интересов; отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений социальной защиты населения и других аналогичных заведений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке [3].
Тема исследования: социальная защита детей-сирот в условиях детского дома (на примере ГБОУ РТ «Детский дом г. Кызыла»).
Объектом исследования является сиротство.
Предметом исследования является социальная защита детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Гипотеза исследования: социальная защита детей-сирот в условиях детского дома включает в себя следующие основные направления - медицинское обслуживание, социальное воспитание, социализация, психолого-педагогическое сопровождение, правовая защита, обеспечение государственных социальных гарантий.
Целью дипломной работы является изучение социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в детском доме
Для достижения намеченной цели были поставлены следующие задачи:
• раскрыть понятие, основные причины сиротства, формы и направления социального устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
• изучить социальную защиту детей-сирот в России;
• исследовать социально-психологические особенности детей-сирот;
• рассмотреть общее описание базы исследование;
• проанализировать психолого-педагогической возможности социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
• выявить формы и направления социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Методы исследования:
• анализ научной литературы;
• беседа с работниками детского дома;
• изучение и анализ законов и нормативных документов;
• изучение и анализ опыта организации социальной защиты детей - сирот в Детском доме г. Кызыла.
Теоретические основы работы. В процессе написания дипломной работы были использованы законодательные акты, нормативные документы по вопросам социального сиротства, а также работы и статьи Ю.В. Галагузовой, Т.Л. Васильковых, Л.И. Смагиной, Н.Д. Никандрова, С. Трушкиной, В.П. Емельянова, А.А. Лиханова, О.С. Газмана, Н.Е. Борисовой.
Базой исследования является ГБОУ РТ «Детский дом г. Кызыла».
Практическая значимость работы заключается в возможности использования результатов исследования для применения на практике отделами образования, социальной защиты и опеки. Также для студентов для написания курсовых, выпускных квалификационных работ.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. Во введении обосновываются актуальность выбранной темы, сформированы цель и основные задачи работы. В первой главе работы отражаются теоретические аспекты сиротства как социального явления. Во второй главе работы проводится социальная защита детей-сирот в условиях детского дома на примере ГБОУ детский дом г. Кызыл. В заключении сформулированы основные выводы и предложения, сделанные на основе проведенной работы.
Детский дом является в настоящее время наиболее распространенной формой устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, уступая место только опеке и попечительству. Общество и государство не готовы отказаться от данной формы заботы о сиротах. Поэтому проблема социально-правовой помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей будет сохранять актуальность.
Наличие разных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, свидетельствует о необходимости создания новых подходов и организации деятельности органов опеки и попечительства, позволяющих создавать уполномоченные организации, главными задачами которых будут раннее выявление детского неблагополучия, организация социальной защиты детей в их кровных семьях, а также социальная работа, как и с детьми, так и с их семьями, подбор и подготовка семей, желающих стать приемными родителями, воспитателями, опекунами или усыновителями.
Государственные органы опеки и попечительства должны располагать возможностями для индивидуальной профилактической работы семьей при самых первых проявлениях ее неблагополучия. Деятельность органов опеки начинается только в случае возникновения проблемы, с которой семья самостоятельно справиться не может, когда инспектор поставлен перед необходимостью решать вопрос о целесообразности и правомерности вмешательства в жизнь семьи, исходя из собственных представлений о семейном благополучии.
В современной ситуации обеспечить ребенку его права, и, прежде всего, право жить и воспитываться в семье, возможно только при взаимодействии всех организаций и учреждений, деятельность которых направлена на социальную работу и поддержку детей. Значительное место в этой системе занимает специализированное учреждение для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации (социальные приюты, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, центры помощи семье).
В ходе проделанной работы цель, поставленная во введении, была достигнута. Для этого были решены задачи: исследование проблемы социального сиротства; изучение государственной системы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; анализ особенностей организации социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; выявлены пути совершенствования социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, воспитывающихся в специализированных учреждениях; исследование основных направлений социально-правовой защиты детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на примере ГБОУ «Детский дом г. Кызыла». Гипотеза исследования была подтверждена. Так как, в Детском доме г. Кызыла осуществляется социальная защита детей- сирот по необходимым основным направлениям. Это медицинское обслуживание, социальное воспитание, социализация, психолого¬педагогическое сопровождение, правовая защита, обеспечение государственных социальных гарантий.
Изученная теоретическая база и проведенные исследования дают почву для размышления о необходимости совершенствования законодательной базы. Проблема сиротства остается наиболее актуальной для современной России, т. к. это явление в современных социально-экономических условиях приобрело широкие масштабы и новые качественные характеристики. Дети- сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, относятся к одной из тех групп населения, которая требует наибольшего внимания со стороны государства и общественности.
Наличие разных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, свидетельствует о необходимости создания новых подходов и организации деятельности органов опеки и попечительства, позволяющих создавать уполномоченные организации, главными задачами которых будут раннее выявление детского неблагополучия, организация социальной защиты детей в их кровных семьях, а также социальная работа, как и с детьми, так и с их семьями, подбор и подготовка семей, желающих стать приемными родителями, воспитателями, опекунами или усыновителями.
Государственные органы опеки и попечительства должны располагать возможностями для индивидуальной профилактической работы семьей при самых первых проявлениях ее неблагополучия. Деятельность органов опеки начинается только в случае возникновения проблемы, с которой семья самостоятельно справиться не может, когда инспектор поставлен перед необходимостью решать вопрос о целесообразности и правомерности вмешательства в жизнь семьи, исходя из собственных представлений о семейном благополучии.
В современной ситуации обеспечить ребенку его права, и, прежде всего, право жить и воспитываться в семье, возможно только при взаимодействии всех организаций и учреждений, деятельность которых направлена на социальную работу и поддержку детей. Значительное место в этой системе занимает специализированное учреждение для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации (социальные приюты, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, центры помощи семье).
В ходе проделанной работы цель, поставленная во введении, была достигнута. Для этого были решены задачи: исследование проблемы социального сиротства; изучение государственной системы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; анализ особенностей организации социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; выявлены пути совершенствования социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, воспитывающихся в специализированных учреждениях; исследование основных направлений социально-правовой защиты детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на примере ГБОУ «Детский дом г. Кызыла». Гипотеза исследования была подтверждена. Так как, в Детском доме г. Кызыла осуществляется социальная защита детей- сирот по необходимым основным направлениям. Это медицинское обслуживание, социальное воспитание, социализация, психолого¬педагогическое сопровождение, правовая защита, обеспечение государственных социальных гарантий.
Изученная теоретическая база и проведенные исследования дают почву для размышления о необходимости совершенствования законодательной базы. Проблема сиротства остается наиболее актуальной для современной России, т. к. это явление в современных социально-экономических условиях приобрело широкие масштабы и новые качественные характеристики. Дети- сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, относятся к одной из тех групп населения, которая требует наибольшего внимания со стороны государства и общественности.
Подобные работы
- Адаптация детей - сирот и детей,оставшихся без попечения родителей после окончания государственного учреждения школы - интернат
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2015 - Особенности социальной работы с детьми-сиротами
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2015



