Введение 3
Глава 1. Психолого-педагогические и методические аспекты обучения решению задач с параметрами в 8-9 классах 6
1.1. Особенности развития учеников среднего школьного возраста (14-16 лет)
6
1.2. Роль параметра в школьном курсе математики 8
1.3. Анализ школьных учебников по математике на тему «Задачи с
параметром» 11
Глава 2. Организация обучения решению задач с параметрами в 8-9 классах .. 23
2.1. Роль факультативных занятий 23
2.2. Разработка факультатива «Задачи с параметром» для 8-9 классов 26
2.3. Конспекты занятий 34
Заключение 58
Список использованной литературы 60
К числу характеризующих эффективность процесса обучения ключевых показателей относится степень обеспечения развития ребенка в психическом отношении, в том числе развития мыслительных способностей ребенка.
Таким образом, развитие мышления учащихся должно составлять задачу обучения любому предмету. В отношении обучения математике необходимо отметить следующее - выработка навыков доказательного, логического мышления представляет собой закономерное следствие изучения данного предмета. Однако, наряду с указанными навыками, у учащихся необходимо формировать умение подходить к решению задач творчески.
Решение задач с параметром служит средством, позволяющим оценивать уровень знаний по темам курса математики, уровень логического мышления, уровень формирования характерных для математической деятельности качеств и развития учащихся в интеллектуальном отношении.
Процесс решения задач с параметром предполагает необходимость исследовательской деятельности. В случае, если значение параметра меняется, возможные варианты решения и само решения могут ощутимо меняться. Алгоритм, позволяющий решать все подобные задачи, отсутствует. В этой связи подобные задачи формируют класс задач, являющийся уникальным, что обуславливает необходимость в их исследовании.
Посредством данных задач может осуществляться проверка овладения учащимися базовыми навыками деятельности исследовательского характера, проверка уровня развития логического и математического мышления, знания основных разделов математики, которые изучаются в школьном курсе.
В процессе исследования подобных задач учащиеся должны уметь выявлять основные компоненты задачи, логические связи между ними, причины, которые могут вызывать изменение числа решений, определять основные значения, которые принимает параметр.
Подавляющее большинство учащихся испытывают затруднения при решении подобных задач, в силу того, что для их решения недостаточно применять стереотипный подход, т.е. подставлять значения в формулы. Необходимо выявлять закономерности, и осуществлять анализ, основываясь на общих свойствах, присущих объекту.
В силу особенностей существующей школьной программы подобные задачи в школах либо не входят в содержание обучения, либо их рассмотрение занимает весьма непродолжительное время. Однако оперативно ознакомить учащихся со всеми способами решения данных задач невозможно. В этой связи педагогу при ознакомлении учащихся с данными задачами необходимо использовать системный подход.
Решение задач с параметрами предполагает последовательность, системность. Наиболее оптимальным является переход к изучению подобных задач после того, как учащиеся освоят тему «Уравнения». Параметры необходимо вводить при освоении данной и последующих тем алгебры. В этом случае исследование задач с параметрами постепенно перестанет вызывать у учащихся выраженные затруднения.
Актуальность данной темы состоит в необходимости усиления роли задач с параметрами в школьном курсе математики, поскольку умение решать задачи с параметрами позволяет проверить истинные знания ученика, а не его умения решать однотипные задачи по одному и тому же алгоритму. Вместе с тем, знаний, полученных в рамках школьной программы, недостаточно для решения задач данного типа. Поэтому целесообразно проводить обучение решению задач с параметрами в рамках факультативных занятий.
Цель работы состоит в разработке методики обучения решению задач с параметрами в рамках занятий факультативного характера.
Объектом исследования является процесс обучения математике в 8-9 классах
Предметом исследования являются методические особенности обучения решению задач с параметрами в 8-9 классах.
Для достижения указанной цели необходимо было решить следующие задачи:
1. Изучить психологические особенности развития учащихся.
2. Провести анализ содержания учебников, учебно-методических пособий различных авторов по исследуемой теме.
3. Разработать план факультативных занятий по решению задач с параметрами.
4. Разработать конспекты уроков по решению задач с параметрами.
Полученные в рамках проведенного исследования результаты могут использоваться преподавателями математики в процессе организации занятий факультативного характера в 8-9 классах, и проведения данных занятий.
В соответствии с поставленными задачами разработана структура дипломной работы. Она состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
В первой главе рассмотрены вопросы, раскрывающие роль задач, содержащих параметры, в школьном курсе математики 8-9 классов, проведен анализ школьных учебников. Во второй главе рассмотрены вопросы практического характера, включающие разработку программы факультативного курса «Задачи с параметром» для 8-9 классов и конспектов уроков по обучению школьников решению задач с параметрами.
Задачи с параметром представляют собой один из разделов курса обучения математике в школе, вызывающих у учащихся наибольшие затруднения. Учащимся, наряду с применением алгоритмов решения неравенств, уравнений, требуется анализировать, какой признак следует использовать для выделения классов во множестве значений параметра.
Сегодня в условиях базовой школы возможность подготовить на уроках к решению задач с параметром практически отсутствует, в том числе применительно к наиболее сильным обучающимся. Для этого требуется проводимая под руководством педагогов, обладающих специальной подготовкой, системная факультативная, кружковая работа.
В рамках представленного исследования цель исследования, состоящая в разработке модели обучения решению задач с параметрами в условиях школьного обучения, была достигнута на основе решения комплекса задач. Задачи исследования состояли в изучении присущих учащимся психологопедагогических особенностей, определяющих необходимость обучению решению задач с параметрами, анализе содержания учебных пособий по математике по исследуемой теме и разработке двух конспектов занятий.
В первой главе данной работы были изучены психологические особенности развития учащихся среднего школьного возраста, проведен анализ действующих школьных учебников по алгебре с целью выявления использования параметра и методов решения уравнений и неравенств с параметрами. В основном все задания, связанные с решением уравнений и неравенств с параметрами, носят повышенный уровень сложности и редко рассматриваются в рамках урока, в школьных учебниках не дается четкого определения параметра.
Во второй главе представлен факультативный курс «Задачи с параметром» для учащихся 8-9 классов и разработаны конспекты 58
факультативных занятий. Результаты работы могут быть использованы учителями математики при организации и проведении факультативных занятий в 8-9 классах по теме «Задачи с параметром».
1. Алгебра. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений /
Ш. А. Алимов [и др.]; 19-е изд. М.: Просвещение, 2012. 255 с.
2. Алгебра. 8 класс. В 2 ч. Ч. 2: задачник для учащихся общеобразоват. учреждений / А. Г. Мордкович [и др.]; под ред. А. Г. Мордковича. 11-е изд., испр. и доп. М.: Мнемозина, 2013. 344 с.
3. Алгебра. 8 класс: учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе / Ю. Н. Макарычев [и др.]; под ред. С. А. Теляковского. М.: Просвещение, 2013. 287 с.
4. Алгебра. 9 класс: учеб. для общеобразоват. организаций /
Ю. Н. Макарычев [и др.]; под ред. С. А. Теляковского. 21-е изд. М.:
Просвещение, 2014. 271 с.
5. Алгебра. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений /
Ш. А. Алимов [и др.]; 17-е изд. М.: Просвещение, 2012. 287 с.
6. Звавич Л. И., Рязановский А. Р., Семенов П. В. Алгебра. 9 класс: задачник для учащихся общеобразоват. учреждений. 3-е изд., перераб. М.: Мнемозина, 2008. 336 с.
7. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2000. 176 с.
8. Мирошин В. В. Решение задач с параметрами. Теория и практика. М.: Издательство «Экзамен», 2009. 286 с.
9. Мордкович А. Г., Николаев Н. П. Алгебра. 8 класс. В 2 ч. Ч. 1: учебник для учащихся общеобразоват. учреждений. 10-е изд., доп. М.: Мнемозина, 2013. 256 с.
10. Мордкович А. Г., Николаев Н. П. Алгебра. 9 класс: учебник для учащихся общеобразоват. учреждений. 3-е изд., перераб. М.: Мнемозина, 2008. 255 с.
11. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студ. вузов. 4-е изд., стер. М.: Издательский центр «Академия», 1999. 456 с.
12. Шаповаленко И. В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). М.: Гардарики, 2005. 349 с.
13. Шахмейстер А. Х. Задачи с параметрами на экзаменах. 3-е изд., испр. М.: Издательство МЦНМО; СПб.: Петроглиф: Виктория плюс, 2009. 248 с.