Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование исследовательских навыков при решении задач с параметрами у учащихся 9 классов

Работа №15986
Тип работыДипломные работы
Предметматематика
Объем работы75
Год сдачи2015
Стоимость3700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено 15
Не подходит работа?

Узнай цену на написание
Введение 3
Глава 1. Формирование исследовательских навыков в процессе обучения математики у учащихся
1.1. Определение понятия исследовательские умения 6
1.2. Четыре уровня сформированности учебных исследовательских умений в
математической деятельности учащихся 8
1.3. Роль параметра в учебно-исследовательской работе 10
Глава 2. Методика решения уравнений и неравенств, содержащих параметры.
2.1. Линейные уравнения 15
2.2. Линейные неравенства 29
2.3. Квадратные уравнения 31
2.4. Квадратные неравенства 46
2.5. Анализ учебников 50
2.6. Апробация 65
Заключение 70
Литература 71

«Задачи с параметрами служат «лакмусовой бумажкой» в деле определения качества знаний школьника», так отмечает в своей книге А.Ж.Жафяров. Такие задачи способствуют развитию личности ученика, его индивидуальных способностей, развивают творческое и вариационное мышление и тем самым способствуют развитию интеллекта и повышению уровня фундаментальности знаний. [ 20]
Решение уравнений и неравенств, содержащих параметр, вызывает большие затруднения у учащихся. Это связано с тем, что решение задач с параметром требует не только знание свойств уравнений и неравенств и умения выполнять алгебраические преобразования, но также логической культуры и хорошей техники исследования.
Даже такие простейшие задачи требуют исследовательских навыков, способствуют более глубокому пониманию смысла решения уравнений и неравенств.
Однако в школе решению задач с параметрами уделяется мало внимания, а порой такие задания вовсе пропускаются. В лучшем случае учеников 9-11 классов познакомят с приемами решения таких задач на элективных курсах или факультативах. Одной из этих причин является отсутствие заданий с параметрами в школьных учебниках для младших классов, если даже и встречаются такие задачи в некоторых учебниках, то крайне редко и бессистемно. Хотя в методической литературе для самостоятельных и контрольных работ они приводятся часто.
Психолого-педагогические исследования учебной деятельности школьника показывают, что большое влияние на ее результаты оказывает не только содержание учебного материала, но и его соответствие психологическому развитию ребенка. Характерной особенностью подросткового возраста является умение мыслить логически, рассуждать.
Эти процессы начинают развиваться с 10-11 лет (в 5-6 классах). Таким образом, необходимо осуществление пропедевтической подготовки учащихся 5-6 классов к решению задач с параметрами для формирования начальных навыков школьника.
Актуальность - задачи с параметром часто встречаются на итоговой аттестации за курс основной школы, вступительных экзаменов в ВУЗы и в заданиях ЕГЭ. Именно эти задачи вызывают наибольшие затруднения, в то же время играют важную роль в формировании логического мышления и математической культуры учащихся.
Цель дипломной работы:
- разработка методических материалов по теме «Методы решения линейных, квадратных уравнений и неравенств с параметрами»;
- привлечение внимания учащихся к задачам с параметром, привитие желания к решению таких задач;
- совершенствование навыков решения задач с параметрами;
- развитие и систематизация раннее приобретенных программных знаний, расширение знаний и умений учащихся.
Объект исследования - процесс обучения решению задач с параметрами при подготовке к ОГЭ.
Предмет исследования - методика обучения школьников решению уравнений, неравенств с параметрами различными методами.
Гипотеза - использование разработанных методических материалов по теме «Методы решения линейных, квадратных уравнений и неравенств с параметрами» при подготовке к ОГЭ способствует систематизации раннее приобретенных программных знаний, обобщению знаний школьников и повышению их качества.
Изложенные выше цель, гипотеза исследования являются основанием для определения задач.
Задачи:
- способствовать формированию умений и навыков по решению задач с параметрами, сводящиеся к исследованию линейных и квадратных уравнений, неравенств, при подготовке к ОГЭ, ЕГЭ, обучению в ВУЗе;
- формирование у учащихся интереса к математике, развитие их математических способностей;
- рассмотрение наиболее распространенных (стандартных) приемов и методов решения уравнений и систем уравнений.
Для достижения поставленных задач используются следующие методы:
анализ существующей методической литературы, теоретические исследования.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
В результате выполнения дипломной работы была изучена методическая литература, проанализированы школьные учебники по алгебре 7-9 классов, выделены виды задач, приводимых в данных учебниках и задач из итоговой государственной аттестации.
Для реализации цели и проверки гипотезы дипломной работы осуществлен отбор содержания материала по методам решения линейных, квадратных уравнений и неравенств с параметрами, проведена апробация, составлены задачи для самостоятельного решения.
Апробация показала, что решение задач с параметрами способствуют развитию способностей учащихся к исследованию, формированию логического мышления и математической культуры.
В процессе исследования пришла к выводу, что введение параметра в школьном курсе математики необходимо начинать с младших классов. Задачи с параметром рассматривать в процессе обучения во всех разделах математики, где это возможно.
Данная работа может использоваться в качестве дополнительного учебного пособия для тех, кто готовится к ОГЭ и ЕГЭ по математике.
1. Д. Ф. Айвазян «Решение уравнений и неравенств с параметрами» Изд- во «Учитель», 2009г.
2. А. Г. Мордкович «Справочник школьника по математике» М. Оникс , 1999г.
3. «Задачи с параметрами » под редакцией Г. В. Дорофеева М. Илекса, Харьков , 1998г.
4. А. Х. Шахмейстер «Уравнения и неравенства с параметрами » Москва, 2004г.
5. А. Х. Шахмейстер «Задачи с параметрами в ЕГЭ » - Москва , 2004г.
6. Журналы «Математика в школе» и «Математика для школьников», Изд- во ООО «Школьная Пресса», 2014г.
7. Рациональные уравнения и неравенства: методическое пособие по математике для поступающих в ВУЗ. / Н.Г. Попова.-Кызыл: изд-во олуковцева. - М.: Чистые пруды, 2007. - 32с. - (Библиотечка «Первого сентября», серия «Математика». Вып.1(13)).
8. Высоцкий В.С., Задачи с параметрами при подготовке к ЕГЭ. - М.: Научный мир, 2011.- 316 с.
9. Горнштейн П.И., Полонский В.Б., Якир М.С., Задачи с параметрами. - М.: Илекса, Харьков: Гимназия, 2005, - 328 с.
10. Иванов С.О., Войта Е.А., Ковалевская А.С., Ольховская Л.С.; под ред. Ф. Ф. Лысенко, Учимся решать задачи с параметром, Подготовка к ЕГЭ. - Ростов - на - Дону: Легион - М, 2011. - 48с.
11. Локоть В.В., Задачи с параметрами. Показательные и логарифмические уравнения, неравенства, системы. - М.:АРКТИ, 2004. - 96 с.
12. Прокофьев А.А., Задачи с параметрами. - М.: МИЭТ, 2004. - 258 с.
13. Потапов М.К., Олехник С.Н., Нестеренко Ю.В. Уравнения и реравенства с параметрами. Издат МГУ, 1992г
14 .Ястребинецкий Г.А., Уравнения и неравенства, содержащие параметры. Пособие для учителей. М., Просвещение, 1972.
15. Голубев И.В., Гольдман А.М., Дорофеев Г.В. О параметрах с самого начала. - Репетитор, № 2/1991, с. 3 - 13.
16. Дорофеев Г.В., Затакавай В.В. решение задач, содержащих параметры
ч.2. -М., Перспектива, 1990, с. 2 - 38.
17 .Ястребинецкий Г.А. Задачи с параметрами. - М., Просвещение, 1986.
18. Амелькин В.В., Рабцевич В.Л. Задачи с параметрами. - Минск. Асар, 1996.
19. Голубев В.И. Решение сложных и нестандартных задач по математике. - М.:ИЛЕКСА, 2007. - 252 с.: ил.
20. Жафяров А. Ж. Профильное обучение старшеклассников. Учебно-дидактический комплекс. - Новосибирск: Сиб.унив.изд-во, 2003. - 468 с.
2 1 .Карлащук А.Ю. Формирование исследовательских умений при организации учебной исследовательской деятельности. Научная статья.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.

Пожалуйста, укажите откуда вы узнали о сайте!
Обновить рисунок

Подобные работы


© 2008-2018 Сервис продажи готовых курсовых работ, дипломных проектов, рефератов, контрольных и прочих студенческих работ.