Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИГРА КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВОГО НЕДОРАЗВИТИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Работа №160522

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы65
Год сдачи2023
Стоимость4225 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
25
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ПРОЯВЛЕНИЯ НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
1.1. Особенности недоразвития речи у детей дошкольного
возраста 6
1.2. Клинико-психолого-педагогическая характеристика дошкольников с
недоразвитием речи 9
1.3. Игра как ведущая деятельность в дошкольном возрасте 15
ГЛАВА II. ИССЛЕДОВАНИЕ НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Организация, содержание обследования недоразвития речи у детей
5-6 лет 21
2.2. Результаты констатирующего эксперимента 23
ГЛАВА III. ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ
3.1. Цель, задачи и организация экспериментального обучения 34
3.2. Игры, задания, упражнения по развитию лексико-грамматической стороны речи
3.2.1. Дидактические игры в логопедическом развитии для младшего
дошкольного возраста (3-4 года) 36
3.2.2. Дидактические игры в логопедическом развитии для среднего
дошкольного возраста (4-5лет) 41
3.2.3. Дидактические игры в логопедическом развитии для старшего
дошкольного возраста (5-6лет) 45
3.3. Анализ результатов контрольного эксперимента 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 57


Одной из основных задач развития речи будет являться формирование лексико-грамматического строя речи. И уже в дошкольном возрасте ребенок должен иметь достаточный объем словаря, чтобы понимать речь и взрослых и своих сверстников.
Правильное и своевременное развитие грамматического строя языка имеет важнейшее значение для полноценного как речевого, так и общего развития. Язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии речевого общения и мышления, формирование речевых связей.
Нарушения в развитии лексико-грамматического строя речи может привести к тому, что ребенок неправильно овладевает собственной речью, что приводит к тому, что он неправильно формулирует собственные речевые высказывания.
В последние годы отмечается значительное увеличение числа детей с речевыми нарушениями. Чаще всего у детей сейчас диагностируют общее недоразвитие речи. ОНР - дефект, при котором у ребенка с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом оказываются несформированными все компоненты языковой системы-лексика, грамматика и фонетика.
Одной из главных, если не основная, задач развития речи является формирование лексико-грамматического строя речи.
Развитие лексико-грамматического строя языка является для ребенка одним из важнейших условий полноценного и общего развития.
Актуальность данной темы еще заключается в том, что для того чтобы правильно сформировать лексико-грамматический строй речи у детей с ОНР, нужно знать особенности развития речи детей в норме. Понять причины нарушений, выбрать приемы и методы и методики коррекции.
Вопросами формирования грамматического строя речи у данной категории детей занимались такие авторы, как: А.В. Запорожец, Л.С. Выготский, А.Н. Гвоздев, Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия, М.И. Попова, Ф.А. Сохин, Д.Б. Эльконин и другие. Сравнительный анализ развития грамматического строя речи при нормальном и нарушенном речевом развитии представлен в работах Р.И. Лалаевой, Н.В. Серебряковой.
Изучая работы этих авторов, можно сделать выводы, что у большинства детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в значительной степени страдают словоизменение, словообразование и синтаксическая структура предложения.
Данная работа посвящена изучению и решению проблемы развития речи ребенка, а именно развитию лексико-грамматического строя с помощью дидактических игр у дошкольников (5-6 лет) с ОНР III уровня.
Цель работы: формирование лексико-грамматического строя у дошкольников с речевым недоразвитием.
Задачи работы:
1. Изучить и обобщить специальную литературу по особенностям развития речи детей дошкольного возраста с ОНР.
2. Подобрать методики и провести диагностическое обследование речи у детей 5-6 лет с ОНР III уровня.
3. Формировать лексико-грамматические закономерности
дошкольников с речевыми нарушениями.
Объект: особенности речи (лексика, грамматический строй, связная речь).
Предметом данной работы являются игры, задания и упражнения, которые направленны на формирование лексико-грамматических закономерностей языка.
Гипотеза:
1. Речь дошкольников характеризуется трудностями в состоянии лексики, грамматики и связной речи.
2. При использовании специально подобранных игр, заданий и упражнений будет способствовать более верному и точному использованию лексики и грамматики дошкольниками с общим недоразвитием речи.
3. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
4. Игры, задания и упражнения могут быть использованы на разных возрастных этапах.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В первой главе нашей работы было произведено изучение и анализ литературы, посвященной исследованию общего недоразвития речи у детей.
Анализировались работы Р.Е. Левиной, Т.Б. Филичевой. Благодаря этим авторам более подробно изучили особенности недоразвития речи у детей дошкольного возраста. Так же в этой главе рассматривали клинико- психолого-педагогическую характеристику дошкольников с недоразвитием речи и клиническую классификацию Е.М. Мастюковой. Углубленно изучили игру как ведущую деятельность в дошкольном возрасте. Выделили для себя особый вид игровой деятельности - дидактическую игру.
Во второй главе остановились на исследовании недоразвития речи у детей дошкольного возраста. Сначала в исследовании принимало участие две группы, одна из которых была контрольная, в которой у детей показатели исследования максимально приближены к нормам развития речи в 5-6 лет.
Вторая группа являлась экспериментальной, с которой в дальнейшем проводилась непосредственная работа.
Для реализации констатирующего эксперимента использовалась методика В.М. Акименко.
Проводилось исследование лексики, грамматики и связной речи. Результаты исследования показали как отличается речь у детей с недоразвитием речи. Сделаны выводы и подобраны методы коррекции лексико-грамматического развития речи у детей дошкольного возраста.
В качестве работы над коррекцией лексико-грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи выбраны дидактические игры.
В третьей главе мы опираемся на онтогенетический принцип и подбираем игры, задания и упражнения, направленные на обогащение словаря и коррекции морфологических нарушений дошкольников с ОНР.
Проведенное экспериментальное обучение, направленное на развитие лексико-грамматического развития речи в процессе игры дало положительные результаты.
У детей увеличился словарный запас, появились новые обобщающие понятия. Стало больше глаголов и прилагательных. При исследовании словоизменения и словообразования дети показали хороший результат (данные представлены в таблицах).
И контрольный эксперимент доказал эффективность подобранных игр, заданий, упражнений и выдвинутую гипотезу.



1. Акименко, В.М. Логопедическое обследование детей с речевыми нарушениями / В.М. Акименко. - Ростов-на Дону: Феникс, 2015. - 45 с.
2. Алексеева, М.М., Методика развития речи и обучения родному
языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб.
заведений. 3-е изд., стереотип. / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М.: Издательский центр «Академия»,2000. - 400с. Режим доступа:
https://pedlib.rU/Books/4/0018/index. shtml
3. Арушанова, А.Г. Формирование грамматического строя речи:
Речь и речевое общение детей: Методическое пособие для воспитателей. /
A. Г. Арушанова. - 2е изд., испр. и доп. - М.: Мозаика Синтез, 2008. - 322 с.
4. Бельтюков, В.И. Пути исследования механизма развития речи /
B. И. Бельтюков // Дефектология. - 2014. -№ 3. - С. 24-32.
5. Борозинец, Н.М. Логопедия: фонетико-фонематическое
недоразвитие речи, общее недоразвитие речи, алалия: учебное пособие / Н. M. Борозинец, Т. С. Шеховцова. - Ставрополь: Северо-Кавказский
Федеральный университет (СКФУ), 2016. - 203 с.
6. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду. /
А.К. Бондаренко. - М., Просвещение, 1985. -175 с.
7. Быховская, А. М., Количественный мониторинг общего и речевого развития детей с ОНР / А. М. Быховская, Н.А. Казова. - СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012. - 32 с.
8. Ветчинкина, Т.К. Игровая деятельность как средство коррекции речевых нарушений у дошкольника. / Т.К. Ветчникова // Учитель. - 2009. - №3. - С. 14-15.
9. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи. / А.Н. Гвоздев. - М.: Издательство «Детство-Пресс». - М., 2007. -231 с.
10. Глухов, В. П. Дефектология: специальная педагогика и специальная психология: / В. П. Глухов. - М.: Московский педагогический государственный университет (МПГУ), 2017. - 314 с.
11. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста / Е.В. Зворыгина, Н.С. Карпинская, И.М. Конюхова и др./ Под редакцией С.Л. Новоселовой - М.: Просвещение, 1985 - 144 с.
12. Дошкольная логопедия: учебное пособие: / авт. -сост. Е. А. Эм. - Ставрополь: Северо-Кавказский Федеральный университет (СКФУ), 2019. - 168 с.
13. Жукова, Н.С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. - Екатеринбург: АРД ЛТД, 2012. - 320 с.
14. Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности. /Под ред. В.А. Деркунской. СПб: Детство- Пресс, 2004. -137 с.
15. Ковалева, А. И. Теоретические основы проблемы обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / А. И. Ковалева. // Молодой ученый. - 2018. - № 46 (232). - С. 293-295.
16. Ковшиков, В. А. Психолингвистика. Теория речевой деятельности / В. А. Ковшиков, В. П. Глухов. - М.: Астрель, 2007. - 224 с.
17. Колесникова, Г. И. Специальная психология и специальная педагогика: учебное пособие для вузов / Г. И. Колесникова. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2022. - 176 с.
18. Корнев, А.Н. Основы логопатологии детского возраста: клинические и психологические аспекты / А.Н. Корнев. - СПб.: Педагогика, 2010. - 380 с.
19. Кураев,Г.А., Возрастная психология: Курс лекций. / Г.А. Кураев, Е.Н. Пожарская. - Ростов-на-Дону: УНИИ валеологии РГУ, 2002. - 146 с.
20. Лалаева, Р.И. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова. - Санкт-Петербург: СОЮЗ, 2001. - 218 с.
21. Леонтьев, А.А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания: классический учебник МГУ / А.А. Леонтьев. - М.: Стереотип.2014. - 316 с.
22. Лисина, М.И. Этапы генезиса речи как средства общения // М.И. Лисина. // Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов / Под ред. Д.И. Фельдштейна: издание 2-е, дополненное. - М.: Институт практической психологии, 2000. - 304 с.
23. Логопедическая сторона речи / Г.Р. Шашкина, Л.П. Зернова, И.А. Зимина. - М.: Академия, 2014. - 256 с.
24. Мархандаева, Г. И. Выявление нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи и пути их коррекции / Г. И. Мархандаева. // Молодой ученый. - 2020. - № 9 (299). - С. 167-168.
25. Менджерицкая, Д.А. Детские игры// «Дошкольное воспитание» №5 2008, - С. 12-16.
26. Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие / Под ред. Г.В. Чиркиной. - М.: АРКТИ, 2011 -240 с.
27. Основные этапы нормального речевого развития ребенка// Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитате-лей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ / Под общ. ред. д.п.н., проф. Г.В. Чиркиной. - 2-е изд., испр. - М.: АРКТИ, 2003. - 240 с.
28. Педагогический опыт: теория, методика, практика / Под ред. О.Н. Широков и др. - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2014. -334 с.
29. Подольская, О. А. Основы коррекционной педагогики и психологии: учебное пособие: / О. А. Подольская, И. В. Яковлева. - М.: Берлин: Директ-Медиа, 2018. - 170 с.
30. Подольская, О. А. Педагогические системы воспитания детей с
речевыми нарушениями: учебное пособие. / О. А. Подольская,
И. В. Яковлева. - М.; Берлин: Директ-Медиа, 2021. - 104 с.
31. Помозова, Д.А. Проявление лексических нарушений у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / Д.А. Помозова. Молодежь XXI века: образование, наука, инновации: матер. научн. конфер. / Л.В. Ковригиной. - Новосибирск, 2022. - часть 3. - С. 234-235
32. Рубинштейн, С.Л. Развитие связной речи. //Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. / Сост. М.М.Алексеева, В.И.Яшина. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 560с.
33. Семенович, А.В. Начальная диагностика и коррекция в детском возрасте: Учебное пособие для высших учебных заведений. / А.В. Семенович. - М., Академия, 2002. - 232 с.
34. Соботович, Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути их коррекции / Е.Ф. Соботович. - М.: Классикс стиль. 2009. - 160 с.
35. Соловьева, Л. Г. Логопедия: учебник и практикум для вузов / Л. Г. Соловьева, Г. Н. Градова. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2022. -191 с.
36. Сохин, Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников. / Ф.А. Сохин. - М., 2002. -224 с.
37. Сорокина, А.И. Дидактические игры в детском саду. - М.: Просвещение, 2002. - 96 с.
38. Специальная психология: учебное пособие с практикумом для вузов: / О. В. Елецкая, В. М. Сорокин, М. В. Матвеева [и др.]; под общ. ред. О. В. Елецкой. - Москва: Владос, 2020. - 577 с.
39. Степанова К.Е. Веселый поезд // К.Е. Степанова, - Дошкольное воспитание. - №1. -2007. - С. 122-132.
40. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений 5-е изд., стереотип. -М.: Издательский центр «Академия», 2001. -336 с.
41. Ушакова, О.С. Развитие речи дошкольников / О.С. Ушакова. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2011. - 173 с.
42. Филичева, Т.Б. Дети с общим недоразвитием речи: воспитание и обучение: учеб.-метод. пособие / Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова. - М.: ГНОМ и Д, 2007. - 80 с.
43. Филичева, Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практ. пособие / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. — 5-е изд. — М.: Айрис-пресс, 2008. — 224 с.
44. Харченко, Е. П. Ранние этапы развития и нарушения языка / Е.П. Харченко, М. Н. Клименко // Дошкольная педагогика. - 2007. - № 2. - С. 4-7.
45. Чего на свете не бывает: сборник рассказов / под редакцией О.Е. Дьяченко, Е.Л. Агаевой. М.: «Просвещение» 1991, - 77 с.
46. Шашкина, Г. Р. Логопедическая работа с дошкольниками: учебное пособие для вузов / Г. Р. Шашкина, Л. П. Зернова, И. А. Зимина. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. - 247 с.
47. Швайко, Г.С. Игры и упражнения для развития речи / Под ред. В.В. Гербовой. - М.: Просвещение, 2000. -125 с.
48. Якубинский, Л. П. Избранные работы. Язык и его функционирование / Л. П. Якубинский. - М.: Наука. -1986. - 236 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ