Проектирование стилизованного традиционного тувинского платья с элементами техники бисероплетения
|
Введение
ГЛАВА 1. ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ ТУВИНСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО КОСТЮМА
1.1. Тувинский национальный традиционный костюм
1.2. Орнаменты в традиционном тувинском костюме
1.3. Стилизованное традиционное тувинское платье в этническом стиле
ГЛАВА 2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ СТИЛИЗОВАННОГО ТРАДИЦИОННОГО ТУВИНСКОГО ПЛАТЬЯ С ЭЛЕМЕНТАМИ ТЕХНИКИ БИСЕРОПЛЕТЕНИЯ
2.1. Техническое задание на изготовление тувинского национального стилизованного костюма
2.2. Методические рекомендации по изучению и проектированию стилизованного костюма
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Приложение
ГЛАВА 1. ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ ТУВИНСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО КОСТЮМА
1.1. Тувинский национальный традиционный костюм
1.2. Орнаменты в традиционном тувинском костюме
1.3. Стилизованное традиционное тувинское платье в этническом стиле
ГЛАВА 2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ СТИЛИЗОВАННОГО ТРАДИЦИОННОГО ТУВИНСКОГО ПЛАТЬЯ С ЭЛЕМЕНТАМИ ТЕХНИКИ БИСЕРОПЛЕТЕНИЯ
2.1. Техническое задание на изготовление тувинского национального стилизованного костюма
2.2. Методические рекомендации по изучению и проектированию стилизованного костюма
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Приложение
Этнокультурная составляющая технологического образования способствует обучению и воспитанию на народных традициях и ценностях, содействует духовно-нравственному становлению растущей личности как носителя этнокультуры, как гражданина многонационального государства, способного самоопределяться в мировой цивилизации. Интерес к этнокультуре возрастает. Ориентация на антипедагогические ценности современного образования, совмещенная с общечеловеческими ценностями, будет направлена на решение теоретико - методологических и практических проблем образования, воспитания личности.
Тувинский народ обладает самобытной материальной культурой, которая представлена богатыми традициями, декоративно - прикладным искусством, художественными ремеслами, национальной кухней, национальным костюмом.
Изучение этнической материальной культуры и ее внедрение в учебно-воспитательный процесс, как этнокультурную составляющую технологического образования, на уроках технологии и внеклассных занятиях, является актуальной деятельностью учителя технологии. Содержание этнокультурного компонента дисциплины технологии в общеобразовательной школе направлено на достижение следующих целей:
- ознакомление учащихся с традиционной культурой народа Тувы: основам культуры дома (этнические традиции, обычаи); с традиционными технологиями обработки материалов и традиционными видами ремесел (резьба по дереву, вышивка и др.);
- изучение традиционного декоративно-прикладного искусства Республики Тыва, национальной кухни, национального костюма, элементов убранства национального жилища (юрты);
Использование традиционных технологий при проектировании и изготовлении изделий материальной культуры, отражающих национальные традиции в художественной обработке материалов, осуществляют возрождение и развитие национальных технологий. Наиболее эффективными методами реализации этнокультурного компонента являются метод творческого проекта и проектирования изделий. Этнокультурная составляющая технологического образования имеет большое социально-педагогическое значение для воспитания личности учащихся, которая недостаточно изучена и требует системного исследования [41,36].
Актуальность работы. Возрождение и развитие этнической культуры способствуют развитию традиционного и стилизованного костюма, его конструкции и технологии изготовления, в связи с этим появилась необходимость в исследовании национального костюма и разработке методических, творческих работ по конструированию и технологии изготовления национального стилизованного костюма с элементами техники бисероплетения. Тувинский стилизованный костюм служит объектом, этнокультурной составляющей технологического образования.
Данная работа является дидактическим средством обучения для уроков и внеклассных занятий по технологии в общеобразовательной школе.
Цель выпускной квалификационной работы - проектирование стилизованного традиционного тувинского платья с элементами техники бисероплетения.
Задачи:
- анализ специальной, научной методической литературы;
- проектирование стилизованного традиционного тувинского платья с элементами бисероплетения;
- научить учащихся создавать эскиз композиции знаком узел счастья с правильной передачей его характерных особенностей;
- разработка внеклассного занятия.
Объект исследования - стилизованное традиционное тувинское платье.
Предмет исследования - стилизованного традиционного тувинского платья с элементами техники бисероплетения.
Гипотеза - применение этнокультурного компонента в обучении технологии на внеклассных занятиях позволяет знакомить учащихся с национальной культурой, способствует возрастанию мотивации к изучению предмета, формирует интерес к традиционным технологиям, развивает творческие способности, воспитывает толерантность, формирует уважительное отношение к мировоззрению предков.
Методы исследования:
- анализ научной и методической литературы;
- метод проектирования;
- метод наблюдений;
- метод мультимедийной презентации.
- метод обмена опытом;
- метод беседы с информаторами.
Теоретической основой исследования являются труды ученых С.И. Вайнштейна, Л.П. Потапова, М.О. Сиянбиль, В.П.Дьяконова, М.А. Дэвлета. Также материалы учебно - методического пособия авторов А.Б. Ондар и К.А. Шоюн [31,38, 15,13].
Практическая ценность - может послужить основой для разработки творческих проектов для учителей технологии общеобразовательных учреждений. Аппробация ВКР проведена в материалах научно - практической конференции студентов ФГБОУ ВО ТувГУ.
Структура выпускной квалификационной работы включает введение, две главы, заключение, библиографический список, приложения.
Тувинский народ обладает самобытной материальной культурой, которая представлена богатыми традициями, декоративно - прикладным искусством, художественными ремеслами, национальной кухней, национальным костюмом.
Изучение этнической материальной культуры и ее внедрение в учебно-воспитательный процесс, как этнокультурную составляющую технологического образования, на уроках технологии и внеклассных занятиях, является актуальной деятельностью учителя технологии. Содержание этнокультурного компонента дисциплины технологии в общеобразовательной школе направлено на достижение следующих целей:
- ознакомление учащихся с традиционной культурой народа Тувы: основам культуры дома (этнические традиции, обычаи); с традиционными технологиями обработки материалов и традиционными видами ремесел (резьба по дереву, вышивка и др.);
- изучение традиционного декоративно-прикладного искусства Республики Тыва, национальной кухни, национального костюма, элементов убранства национального жилища (юрты);
Использование традиционных технологий при проектировании и изготовлении изделий материальной культуры, отражающих национальные традиции в художественной обработке материалов, осуществляют возрождение и развитие национальных технологий. Наиболее эффективными методами реализации этнокультурного компонента являются метод творческого проекта и проектирования изделий. Этнокультурная составляющая технологического образования имеет большое социально-педагогическое значение для воспитания личности учащихся, которая недостаточно изучена и требует системного исследования [41,36].
Актуальность работы. Возрождение и развитие этнической культуры способствуют развитию традиционного и стилизованного костюма, его конструкции и технологии изготовления, в связи с этим появилась необходимость в исследовании национального костюма и разработке методических, творческих работ по конструированию и технологии изготовления национального стилизованного костюма с элементами техники бисероплетения. Тувинский стилизованный костюм служит объектом, этнокультурной составляющей технологического образования.
Данная работа является дидактическим средством обучения для уроков и внеклассных занятий по технологии в общеобразовательной школе.
Цель выпускной квалификационной работы - проектирование стилизованного традиционного тувинского платья с элементами техники бисероплетения.
Задачи:
- анализ специальной, научной методической литературы;
- проектирование стилизованного традиционного тувинского платья с элементами бисероплетения;
- научить учащихся создавать эскиз композиции знаком узел счастья с правильной передачей его характерных особенностей;
- разработка внеклассного занятия.
Объект исследования - стилизованное традиционное тувинское платье.
Предмет исследования - стилизованного традиционного тувинского платья с элементами техники бисероплетения.
Гипотеза - применение этнокультурного компонента в обучении технологии на внеклассных занятиях позволяет знакомить учащихся с национальной культурой, способствует возрастанию мотивации к изучению предмета, формирует интерес к традиционным технологиям, развивает творческие способности, воспитывает толерантность, формирует уважительное отношение к мировоззрению предков.
Методы исследования:
- анализ научной и методической литературы;
- метод проектирования;
- метод наблюдений;
- метод мультимедийной презентации.
- метод обмена опытом;
- метод беседы с информаторами.
Теоретической основой исследования являются труды ученых С.И. Вайнштейна, Л.П. Потапова, М.О. Сиянбиль, В.П.Дьяконова, М.А. Дэвлета. Также материалы учебно - методического пособия авторов А.Б. Ондар и К.А. Шоюн [31,38, 15,13].
Практическая ценность - может послужить основой для разработки творческих проектов для учителей технологии общеобразовательных учреждений. Аппробация ВКР проведена в материалах научно - практической конференции студентов ФГБОУ ВО ТувГУ.
Структура выпускной квалификационной работы включает введение, две главы, заключение, библиографический список, приложения.
Основным принципом отечественной педагогики является единство обучения и воспитания. Эстетическое и трудовое воспитание средствами декоративно-прикладного искусства тесно связано с образованием и обучением, а эффективность этого единства во многом зависит от организационно¬методического уровня постановки учебно-практической деятельности учащихся.
В современном, быстро меняющемся мире возникает необходимость позаботиться об укреплении связей ребенка с природой и культурой, трудом и искусством.
Декоративно-прикладное творчество один из видов изобразительного искусства, является составной частью искусства народа и несет в себе духовные и эстетические ценности, накопленные трудом и талантом многих поколений. Народное искусство, как и искусство, вообще, многофункционально и одна из функций - воспитательные возможности, которые до сих пор не реализуются в полной мере.
Декоративно-прикладное творчество представляет значительную ценность для эстетического воспитания детей.
Программа по декоративно-прикладному творчеству обеспечивает развитие у учащихся эмоциональной культуры в процессе комплексного преподавания искусства с целью формирования эстетических знаний, пробуждения эстетической восприимчивости и закрепления их в творческом опыте учащихся. Программа направлена на сохранение живого наследия народа, она рассматривает его как часть современной жизни, предмет специального изучения. На занятиях декоративно-прикладным творчеством школьники убеждаются в том, что многие из выполняемых ими заданий носят общественно полезный характер, что, несомненно, повышает их интерес к этому виду деятельности.
Первое наше знакомство с миром, его познание и понимание проходят через игрушку. Это своеобразная школа чувств, которая активизирует мысли, фантазию, речь, память, эмоции, прививает любовь к прекрасному, она служит целям умственного, нравственного и эстетического воспитания.
Проектирование стилизованного традиционного тувинского платья - это один из видов декоративно - прикладного искусства, в котором сочетаются различные элементы рукоделия: шитье, вышивка, аппликация. Работа проектом стилизованной одеждой помогает школьнику развить воображение, чувство формы и цвета, точность и аккуратность, трудолюбие, познакомит с традициями тувинского народного художественного творчества.
Познание народных традиций вырабатывает уважение к традиционной культуре, вооружает способностью понимать язык народного искусства.
Особенность проектирования для индивидуального потребителя в том, что это единичное изготовление изделий в ателье или в домашних условиях. В этих случаях все связанно с обликом конкретного человека.
Объективный анализ типа фигуры потребителя и цветотипа его внешности позволяет разработать рекомендации по форме и цвету костюма в рамках предложений модного направления в одежде и тканях для конкретного человека или группы потребителей.
Значение индивидуального проектирования в том чтобы создать оригинальное и неповторимой для людей имеющие различные отклонения, а также подчеркнуть достоинства и скрыть недостатки фигуры.
Любая одежда должна быть удобной и комфортной. Одежда должна подчеркивать индивидуальность ее владелицы. Кроме всего прочего, всегда хочется, чтобы одежда была красивой и модной. Стилизованные платья - именно то, что должно быть и удобным, и подчеркивающим индивидуальность, и обязательно красивым. Пусть мы надеваем стилизованное платье не каждый день, а только по особым случаям.
Что такое мода и этномода? Одни ответят: мода - это пустая прихоть, увлечение бездельников. Для других мода - профессия, ежедневная творческая работа. Третьи скажут, что данный вопрос не очень прост, и в двух словах на него не ответишь Что такое мода и этномода, как давно она существует и как к ней следует относиться.
Мода и развитие костюма в целом подчиняются не чьим-то пожеланиям и вкусам, а своим внутренним законам. В золотой фонд классических форм одежды попадает то, что отвечает требованиям удобства, универсальности, является наиболее функциональным, то есть соответствующим своему назначению.
Мода как искусство создания костюма, наряду с другими видами искусства, безусловно, есть явление эстетическое, часть художественной культуры отдельной страны, эпохи, человечества в целом.
Каждый человек воспринимает моду по-своему; это зависит от его возраста, воспитания, убеждений, культуры, характера, одним словом - от личности. Мода для любого из нас есть часть внутреннего мира, явление психологическое; а отношение к ней, выбор - явление нравственное.
Вот как сложен, неоднозначен ответ на вопрос, что такое мода.
Выпускная квалификационная работа является важной частью работы по композиции костюма. Он позволит проверить и показать все свои знания по композиции костюма, начиная с анализа образа заказчика, заканчивая аксессуарами, подобранными для костюма.
Как бы ни была изменчива мода, чего бы ни требовали новые тенденции, всегда остается актуальными возвышенность, романтичность и величие. Внимательное отношение ко всем элементам образа - платье, прическа, макияжу и украшениям - способно самую скромную Золушку превратить в прекрасную принцессу.
Итак, подводя итог данной работы, можно сделать следующий вывод, что проектная трудовая деятельность является одним из важных факторов воспитания личности. Включаясь в проектный процесс ребенок коренным образом меняет свое представление о себе и о окружающем мире. Радикальным образом изменяется самооценка. Она изменяется под влиянием успехов в трудовой деятельности, что в свою очередь меняет авторитет школьника в классе. Вопрос авторитета, самоутверждения особенно большую роль играет в старшем школьном возрасте. Учитель должен поддержать и направить развивающийся интерес не только на свой предмет, но и на другие области познания. Под влиянием этого интереса будет развиваться самопознание. Главная развивающая функция труда - это переход от самооценки к самопознанию. Кроме этого в процессе труда развиваются способности, умения и навыки. В трудовой деятельности формируются новые виды мышления. Вследствие коллективности труда школьник получает навыки работы, общения, сотрудничества, что улучшает адаптацию ребенка в обществе. Труд является равнозначным предметом программы обучения. Правда в последнее время в большинстве школ труд находится в упадке. Это связано как с общей социально¬экономической ситуацией, так и с общим развитием социума. В связи с этим трудовое обучение требует коренной перестройки. Труд должен взять на себя более широкую функцию, чем подготовка детей к работе на производстве, но не исключая ее. В этом мы видим будущее трудового воспитания.
В современном, быстро меняющемся мире возникает необходимость позаботиться об укреплении связей ребенка с природой и культурой, трудом и искусством.
Декоративно-прикладное творчество один из видов изобразительного искусства, является составной частью искусства народа и несет в себе духовные и эстетические ценности, накопленные трудом и талантом многих поколений. Народное искусство, как и искусство, вообще, многофункционально и одна из функций - воспитательные возможности, которые до сих пор не реализуются в полной мере.
Декоративно-прикладное творчество представляет значительную ценность для эстетического воспитания детей.
Программа по декоративно-прикладному творчеству обеспечивает развитие у учащихся эмоциональной культуры в процессе комплексного преподавания искусства с целью формирования эстетических знаний, пробуждения эстетической восприимчивости и закрепления их в творческом опыте учащихся. Программа направлена на сохранение живого наследия народа, она рассматривает его как часть современной жизни, предмет специального изучения. На занятиях декоративно-прикладным творчеством школьники убеждаются в том, что многие из выполняемых ими заданий носят общественно полезный характер, что, несомненно, повышает их интерес к этому виду деятельности.
Первое наше знакомство с миром, его познание и понимание проходят через игрушку. Это своеобразная школа чувств, которая активизирует мысли, фантазию, речь, память, эмоции, прививает любовь к прекрасному, она служит целям умственного, нравственного и эстетического воспитания.
Проектирование стилизованного традиционного тувинского платья - это один из видов декоративно - прикладного искусства, в котором сочетаются различные элементы рукоделия: шитье, вышивка, аппликация. Работа проектом стилизованной одеждой помогает школьнику развить воображение, чувство формы и цвета, точность и аккуратность, трудолюбие, познакомит с традициями тувинского народного художественного творчества.
Познание народных традиций вырабатывает уважение к традиционной культуре, вооружает способностью понимать язык народного искусства.
Особенность проектирования для индивидуального потребителя в том, что это единичное изготовление изделий в ателье или в домашних условиях. В этих случаях все связанно с обликом конкретного человека.
Объективный анализ типа фигуры потребителя и цветотипа его внешности позволяет разработать рекомендации по форме и цвету костюма в рамках предложений модного направления в одежде и тканях для конкретного человека или группы потребителей.
Значение индивидуального проектирования в том чтобы создать оригинальное и неповторимой для людей имеющие различные отклонения, а также подчеркнуть достоинства и скрыть недостатки фигуры.
Любая одежда должна быть удобной и комфортной. Одежда должна подчеркивать индивидуальность ее владелицы. Кроме всего прочего, всегда хочется, чтобы одежда была красивой и модной. Стилизованные платья - именно то, что должно быть и удобным, и подчеркивающим индивидуальность, и обязательно красивым. Пусть мы надеваем стилизованное платье не каждый день, а только по особым случаям.
Что такое мода и этномода? Одни ответят: мода - это пустая прихоть, увлечение бездельников. Для других мода - профессия, ежедневная творческая работа. Третьи скажут, что данный вопрос не очень прост, и в двух словах на него не ответишь Что такое мода и этномода, как давно она существует и как к ней следует относиться.
Мода и развитие костюма в целом подчиняются не чьим-то пожеланиям и вкусам, а своим внутренним законам. В золотой фонд классических форм одежды попадает то, что отвечает требованиям удобства, универсальности, является наиболее функциональным, то есть соответствующим своему назначению.
Мода как искусство создания костюма, наряду с другими видами искусства, безусловно, есть явление эстетическое, часть художественной культуры отдельной страны, эпохи, человечества в целом.
Каждый человек воспринимает моду по-своему; это зависит от его возраста, воспитания, убеждений, культуры, характера, одним словом - от личности. Мода для любого из нас есть часть внутреннего мира, явление психологическое; а отношение к ней, выбор - явление нравственное.
Вот как сложен, неоднозначен ответ на вопрос, что такое мода.
Выпускная квалификационная работа является важной частью работы по композиции костюма. Он позволит проверить и показать все свои знания по композиции костюма, начиная с анализа образа заказчика, заканчивая аксессуарами, подобранными для костюма.
Как бы ни была изменчива мода, чего бы ни требовали новые тенденции, всегда остается актуальными возвышенность, романтичность и величие. Внимательное отношение ко всем элементам образа - платье, прическа, макияжу и украшениям - способно самую скромную Золушку превратить в прекрасную принцессу.
Итак, подводя итог данной работы, можно сделать следующий вывод, что проектная трудовая деятельность является одним из важных факторов воспитания личности. Включаясь в проектный процесс ребенок коренным образом меняет свое представление о себе и о окружающем мире. Радикальным образом изменяется самооценка. Она изменяется под влиянием успехов в трудовой деятельности, что в свою очередь меняет авторитет школьника в классе. Вопрос авторитета, самоутверждения особенно большую роль играет в старшем школьном возрасте. Учитель должен поддержать и направить развивающийся интерес не только на свой предмет, но и на другие области познания. Под влиянием этого интереса будет развиваться самопознание. Главная развивающая функция труда - это переход от самооценки к самопознанию. Кроме этого в процессе труда развиваются способности, умения и навыки. В трудовой деятельности формируются новые виды мышления. Вследствие коллективности труда школьник получает навыки работы, общения, сотрудничества, что улучшает адаптацию ребенка в обществе. Труд является равнозначным предметом программы обучения. Правда в последнее время в большинстве школ труд находится в упадке. Это связано как с общей социально¬экономической ситуацией, так и с общим развитием социума. В связи с этим трудовое обучение требует коренной перестройки. Труд должен взять на себя более широкую функцию, чем подготовка детей к работе на производстве, но не исключая ее. В этом мы видим будущее трудового воспитания.



