На движение материальных потоков в сфере производства значительное влияние оказывают цены на используемые сырье и материалы, а также цены на услуги (например, транспортные тарифы, тарифы на электроэнергию и т.д.). В результате переработки сырья и производства продукции (услуг) производитель имеет на выходе из логистической системы товары, предназначенные для продажи. Для того чтобы успешно осуществить их продажу и получить необходимые средства для продолжения производства, предприниматель должен правильно установить цены на произведенные им товары.
Основная задача логистики ценообразования - обеспечить предприятию получение максимальной (текущей или перспективной) прибыли за счет установления цен, в которых учитывались бы спрос на продаваемые товары (услуги), конкуренция, издержки и другие факторы, что позволило бы оптимизировать движение всех видов потоков.
В рамках функции ценообразование формируется стратегия ценообразования предприятия. Стратегия ценообразования тесно связана с маркетинговой и логистической стратегиями компании. Логистическая стратегия задает уровень общих логистических издержек, составляющих базу цены ГП, а от маркетинговой стратегии зависит планируемый уровень рентабельности и окончательная цена продажи ГП потребителю, определяемая конъюнктурой рынка, уровнями цен конкурентов и прогнозами спроса.
Качество товара и услуги, способы продажи, затраты на производство и продвижение - все это влияет на стоимость продукции, а следовательно, и на цену, которую заплатит потребитель. При этом цена должна быть приемлемой для потребителя, иначе не будет обеспечен необходимый объем продаж. Поэтому нужно достаточно точно знать, с одной стороны, какой уровень качества товаров, услуг по их распределению и продвижению хочет получить потребитель, а с другой стороны, какую цену он готов заплатить за эти товары и услуги. Такую информацию специалисты по логистике получают из маркетинговых исследований.
Задача логиста, основываясь на этих данных, спрогнозировать основные параметры потоков товаров при разных уровнях цен: скорость движения, мощность потоков, эффективность использования каналов движения и т.д. Здесь учитывается такой показатель, как ценовая эластичность спроса. Ценовая эластичность спроса - это зависимость изменения спроса от изменения цены. Как правило, с ростом цены спрос на товар снижается, но на разные товары снижение будет разным. Понятно, что товары первой необходимости потребители вынуждены будут покупать и при повышении цен, а на товары, не являющиеся таковыми или имеющие заменители, спрос может упасть достаточно резко, что приведет к снижению мощности товаропотоков.
Для того чтобы определить оптимальное значение цен на производимые товары (услуги), необходимо использовать логистический подход. В соответствии с ним необходимо проследить, как складываются цены на всех этапах продвижения: от момента закупки сырья до конечной розничной цены, которую будет платить покупатель в магазине.
1. Костоглодов Д. Д. и др. Маркетинг и логистика фирмы/Костоглодов
Д. Д., Саввиди И. И., Стаханов В. Н. - М.: Приор, 2006.-126с.
2. Липсиц И. В. Коммерческое ценообразование. - М.: Бек, 2007.
3. Логистика: Учеб. для вузов /Под ред. Б.А. Аникина. – М.: Инфра-М, 2007.
4. Неруш Ю. М. Логистика: Учеб. для вузов. – М.: Юнити-Дана, 2008.
5. Чеботаев А. А., Чеботаев Д.А. Логистика и маркетинг: Маркетологистика: Учеб.пособие для студентов вузов. - М.: экономика, 2005.-246с.
6. Чудаков А. Д. Логистика: Учеб. – М.: Издательство РДЛ, 2006.