Изучение ценностно-смысловой сферы и представлений о семейной жизни у студентов
|
Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ изучения связи ценностно-смысловой сферы и представлений о семейной жизни у студентов 8
1.1. Анализ теоретических подходов к рассмотрению ценностно¬смысловой сферы личности 8
1.2. Особенности ценностно-смысловой сферы студентов 15
1.3. Подходы к исследованию семьи 22
1.4. Обзор теоретических исследований по проблеме представлений о
семейной жизни 26
Выводы по главе 1 29
Глава 2. Эмпирическое исследование связи ценностно-смысловой сферы и представлений о семейной жизни у студентов 30
2.1. Организация эмпирического исследования 30
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 33
2.3. Связь ценностно-смысловой сферы и представлений о семейной жизни у
студентов 58
Выводы 69
Заключение 73
Список используемых источников 74
Приложение 1 79
Приложение 2 90
Глава 1. Теоретический анализ изучения связи ценностно-смысловой сферы и представлений о семейной жизни у студентов 8
1.1. Анализ теоретических подходов к рассмотрению ценностно¬смысловой сферы личности 8
1.2. Особенности ценностно-смысловой сферы студентов 15
1.3. Подходы к исследованию семьи 22
1.4. Обзор теоретических исследований по проблеме представлений о
семейной жизни 26
Выводы по главе 1 29
Глава 2. Эмпирическое исследование связи ценностно-смысловой сферы и представлений о семейной жизни у студентов 30
2.1. Организация эмпирического исследования 30
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 33
2.3. Связь ценностно-смысловой сферы и представлений о семейной жизни у
студентов 58
Выводы 69
Заключение 73
Список используемых источников 74
Приложение 1 79
Приложение 2 90
Ценности и ценностные ориентации играют немаловажную роль, как в жизни человека, так и в жизни всего общества. Занимая одну из важнейших позиций в структуре личности, ценности оказывают значительное влияние на направленность человека и содержание его социальной активности, а также на поведение и поступки, его отношение не только к себе, но и другим людям.
На сегодняшний день одними из наиболее актуальных направлений исследования являются проблемы влияния ценностно-смысловой сферы на формирование мировоззрения человека, его взглядов и представлений, а также исследование проблем семьи и происходящих в ней изменений. Семья выступает посредником между человеком, государством и другими социальными институтами. Семья - источник любви, уважения, солидарности и привязанности [1, с. 704].
Из-за того, что в последнее время появляются кризисные тенденции в функционировании современной семьи, которые касаются всех сфер ее жизнедеятельности, возникает и особый интерес у исследователей к данной проблематике. Под этим кризисом подразумевается неспособность института семьи выполнять свои основные функции, с которыми она успешно справлялась раньше. Возможно, эти процессы свидетельствуют о трансформации социальных представлений о семье, требующих серьезного осмысления, как на теоретическом, так и эмпирическом уровнях [7, с. 346].
В настоящее время в российском обществе происходит трансформация нормативно-ценностной системы, в том числе и в сфере семейных отношений.
Представления молодежи о семье и семейных ценностях, являясь частью мировоззрения человека, в условиях современной российской действительности достаточно часто меняются [9, с. 352].
В последнее время наблюдаются негативные тенденции в брачно-семейных отношениях среди молодежи: снижается нравственно-психологический климат в молодежных семьях; увеличивается число разводов и количество матерей-одиночек; ухудшаются нравственно-половые нормы молодежи; отмечается отрицание многими молодыми семьями, в том числе студенческими, принципов совместного проживания старшего поколения; преимущество отдается профессионально-карьерным ценностям, чем семейным.
Модель семьи в современном российском обществе вариативна. Она может включать в себя супругов с детьми, которые находятся в зарегистрированном или незарегистрированном браке; пару «мать и ребенок»; бездетных партнеров, которые не вступили в брак, при этом ведущие совместное хозяйство; полигамный союз, который основан на религиозных обычаях или новых нравственных нормах, а также однополый фактический брак [13, с. 301].
Исследования российских ученых последних лет, посвященные изучению жизненных ценностей, устойчиво свидетельствуют об ориентации молодежи на индивидуализацию. Доминирующими в системе ценностей становятся материальное благополучие и ценности индивидуального характера.
Важную роль в формировании представлений о семейной жизни молодежи играют ценностные ориентации личности, изучение и трансформация которых способствует гармоничному развитию семейных отношений молодых людей.
Таким образом, важно исследовать ценности, детерминирующие поведение молодых людей и определяющие представления о настоящем и будущем вступающих в семейную жизнь студентов.
Проблему исследования составило противоречие между достаточно тщательной изученностью ценностно-смысловой сферы личности, и недостатком комплексных психологических исследований о роли ценностно-смысловой сферы в формировании представлений о семейной жизни у студентов.
Цель исследования: изучение ценностно-смысловой сферы и представлений о семейной жизни у студентов для использования диагностических данных педагогом-психологом в работе со студентами.
Объект исследования: ценностно-смысловая сфера.
Предмет: связь ценностно-смысловой сферы и представлений о семейной жизни у студентов.
Гипотеза: существует связь ценностно-смысловой сферы с представлениями о семейной жизни у студентов.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой в исследовании решались следующие задачи:
1. Провести анализ отечественных и зарубежных теоретических и эмпирических данных по проблеме исследования ценностно-смысловой сферы и представлений о семейной жизни у студентов.
2. Провести диагностическое исследование по выявлению связей в параметрах ценностно-смысловой сферы и представлений о семейной жизни у студентов.
3. Проанализировать результаты диагностики и интерпретировать выявленные связи ценностно-смысловой сферы с представлениями о семейной жизни у студентов.
4. Сформулировать выводы исследования и сделать заключение.
Методы исследования:
- теоретический анализ (анализ научной литературы, обобщение, интерпретация);
- эмпирические методы (опрос, тестирование, диагностический эксперимент);
- методы математической обработки данных (метод ранговой корреляции Спирмена).
В ходе эмпирического исследования были использованы следующие
методики:
1. «Смысловые базовые установки» (СБУ) А.Д. Ишкова и Н.Г. Милорадовой;
2. «Ценностные ориентации» М. Рокича;
3. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО) Д.А. Леонтьева;
4. Метод свободных ассоциаций со словом «семья»;
5. Анкета «Представление о семейной жизни».
Теоретико-методологическая основа исследования:
- теоретические подходы к рассмотрению смысловой сферы личности (Э. Фромм, Э. Шпрангер, А. Маслоу, В. Франкл);
- представления о структуре и содержании ценностно-смысловой сферы личности, предложенной И.П. Шапенковой;
- теоретическая концепция Д.А. Леонтьева о роли личностных ценностей в организации жизни и деятельности человека;
- теоретические положения А.В. Серого, М.С. Яницкого о ценности, как составляющей ядра личности человека;
- исследование семьи, ее особенностей, влияния семьи на формирование личности ребёнка (Е.П. Арнаутова, А.Я. Варга, А.Н. Ганичева, О.Л. Зверева, П.Ф. Каптерев, А.С. Макаренко и др.);
- подходы к исследованию семьи (Боуэн М., Витакера К., С. Минухин, И.М. Желдак, Г.М. Андреева, П. Вацлавик, А.И. Захаров, О.А. Карабанова и др.)
Научная новизна исследования:
- выявлены ключевые категории по ассоциациям со словом «семья»: общение, отношения; личностные переживания, эмоции; материальная, хозяйственно-бытовая сфера; семейные роли;
- определено ядро ассоциативных представлений о семье: любовь, поддержка, забота, уважение;
выявлено, что для молодежи ассоциации со словом «семья» перекликаются с факторами, которые способствуют сохранению семьи.
Практическая значимость исследования: данные, полученные в ходе исследования, могут быть использованы педагогом-психологом в работе со студентами, а также в работе с молодежью по их подготовке к семейной жизни.
Организационная база: исследование проводилось на базе ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет». В исследовании приняли участие 50 студентов в возрасте 19-24 лет.
На сегодняшний день одними из наиболее актуальных направлений исследования являются проблемы влияния ценностно-смысловой сферы на формирование мировоззрения человека, его взглядов и представлений, а также исследование проблем семьи и происходящих в ней изменений. Семья выступает посредником между человеком, государством и другими социальными институтами. Семья - источник любви, уважения, солидарности и привязанности [1, с. 704].
Из-за того, что в последнее время появляются кризисные тенденции в функционировании современной семьи, которые касаются всех сфер ее жизнедеятельности, возникает и особый интерес у исследователей к данной проблематике. Под этим кризисом подразумевается неспособность института семьи выполнять свои основные функции, с которыми она успешно справлялась раньше. Возможно, эти процессы свидетельствуют о трансформации социальных представлений о семье, требующих серьезного осмысления, как на теоретическом, так и эмпирическом уровнях [7, с. 346].
В настоящее время в российском обществе происходит трансформация нормативно-ценностной системы, в том числе и в сфере семейных отношений.
Представления молодежи о семье и семейных ценностях, являясь частью мировоззрения человека, в условиях современной российской действительности достаточно часто меняются [9, с. 352].
В последнее время наблюдаются негативные тенденции в брачно-семейных отношениях среди молодежи: снижается нравственно-психологический климат в молодежных семьях; увеличивается число разводов и количество матерей-одиночек; ухудшаются нравственно-половые нормы молодежи; отмечается отрицание многими молодыми семьями, в том числе студенческими, принципов совместного проживания старшего поколения; преимущество отдается профессионально-карьерным ценностям, чем семейным.
Модель семьи в современном российском обществе вариативна. Она может включать в себя супругов с детьми, которые находятся в зарегистрированном или незарегистрированном браке; пару «мать и ребенок»; бездетных партнеров, которые не вступили в брак, при этом ведущие совместное хозяйство; полигамный союз, который основан на религиозных обычаях или новых нравственных нормах, а также однополый фактический брак [13, с. 301].
Исследования российских ученых последних лет, посвященные изучению жизненных ценностей, устойчиво свидетельствуют об ориентации молодежи на индивидуализацию. Доминирующими в системе ценностей становятся материальное благополучие и ценности индивидуального характера.
Важную роль в формировании представлений о семейной жизни молодежи играют ценностные ориентации личности, изучение и трансформация которых способствует гармоничному развитию семейных отношений молодых людей.
Таким образом, важно исследовать ценности, детерминирующие поведение молодых людей и определяющие представления о настоящем и будущем вступающих в семейную жизнь студентов.
Проблему исследования составило противоречие между достаточно тщательной изученностью ценностно-смысловой сферы личности, и недостатком комплексных психологических исследований о роли ценностно-смысловой сферы в формировании представлений о семейной жизни у студентов.
Цель исследования: изучение ценностно-смысловой сферы и представлений о семейной жизни у студентов для использования диагностических данных педагогом-психологом в работе со студентами.
Объект исследования: ценностно-смысловая сфера.
Предмет: связь ценностно-смысловой сферы и представлений о семейной жизни у студентов.
Гипотеза: существует связь ценностно-смысловой сферы с представлениями о семейной жизни у студентов.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой в исследовании решались следующие задачи:
1. Провести анализ отечественных и зарубежных теоретических и эмпирических данных по проблеме исследования ценностно-смысловой сферы и представлений о семейной жизни у студентов.
2. Провести диагностическое исследование по выявлению связей в параметрах ценностно-смысловой сферы и представлений о семейной жизни у студентов.
3. Проанализировать результаты диагностики и интерпретировать выявленные связи ценностно-смысловой сферы с представлениями о семейной жизни у студентов.
4. Сформулировать выводы исследования и сделать заключение.
Методы исследования:
- теоретический анализ (анализ научной литературы, обобщение, интерпретация);
- эмпирические методы (опрос, тестирование, диагностический эксперимент);
- методы математической обработки данных (метод ранговой корреляции Спирмена).
В ходе эмпирического исследования были использованы следующие
методики:
1. «Смысловые базовые установки» (СБУ) А.Д. Ишкова и Н.Г. Милорадовой;
2. «Ценностные ориентации» М. Рокича;
3. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО) Д.А. Леонтьева;
4. Метод свободных ассоциаций со словом «семья»;
5. Анкета «Представление о семейной жизни».
Теоретико-методологическая основа исследования:
- теоретические подходы к рассмотрению смысловой сферы личности (Э. Фромм, Э. Шпрангер, А. Маслоу, В. Франкл);
- представления о структуре и содержании ценностно-смысловой сферы личности, предложенной И.П. Шапенковой;
- теоретическая концепция Д.А. Леонтьева о роли личностных ценностей в организации жизни и деятельности человека;
- теоретические положения А.В. Серого, М.С. Яницкого о ценности, как составляющей ядра личности человека;
- исследование семьи, ее особенностей, влияния семьи на формирование личности ребёнка (Е.П. Арнаутова, А.Я. Варга, А.Н. Ганичева, О.Л. Зверева, П.Ф. Каптерев, А.С. Макаренко и др.);
- подходы к исследованию семьи (Боуэн М., Витакера К., С. Минухин, И.М. Желдак, Г.М. Андреева, П. Вацлавик, А.И. Захаров, О.А. Карабанова и др.)
Научная новизна исследования:
- выявлены ключевые категории по ассоциациям со словом «семья»: общение, отношения; личностные переживания, эмоции; материальная, хозяйственно-бытовая сфера; семейные роли;
- определено ядро ассоциативных представлений о семье: любовь, поддержка, забота, уважение;
выявлено, что для молодежи ассоциации со словом «семья» перекликаются с факторами, которые способствуют сохранению семьи.
Практическая значимость исследования: данные, полученные в ходе исследования, могут быть использованы педагогом-психологом в работе со студентами, а также в работе с молодежью по их подготовке к семейной жизни.
Организационная база: исследование проводилось на базе ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет». В исследовании приняли участие 50 студентов в возрасте 19-24 лет.
Исследование связи ценностно-смысловой сферы и представлений о семейной жизни у студентов представляет особый интерес.
В юности встает вопрос выбора того или иного вида деятельности, человек ищет ответы на вопросы «Что я хочу?», «К чему стремлюсь?», ответы на которые определяются его ценностно-смысловыми ориентациями. Многие начинают задумываться о своей личной жизни, о поиске партнера, создании семьи. Ценностные ориентации в этом плане занимают одну из важнейших мест.
Семья является важнейшей социальной средой, которая помогает формировать личность и выступает основным институтом воспитания, которая отвечает и за социальное воспроизводство, и за воссоздание определенного образа жизни, образа мыслей и отношений. Поэтому благополучная семья это то, чем общество заинтересовано. Оно хочет видеть прочную, духовно и нравственно здоровую семью.
Недостаточная изученность ценностно-смысловой сферы личности, и недостаток комплексных психологических исследований о роли ценностно-смысловой сферы в формировании представлений о семейной жизни у студентов, составляет проблему проведенного исследования.
Таким образом, данные, полученные в ходе исследования, могут быть использованы педагогами-психологами, как в работе со студентами, так и в работе с молодежью по их подготовке к семейной жизни.
В юности встает вопрос выбора того или иного вида деятельности, человек ищет ответы на вопросы «Что я хочу?», «К чему стремлюсь?», ответы на которые определяются его ценностно-смысловыми ориентациями. Многие начинают задумываться о своей личной жизни, о поиске партнера, создании семьи. Ценностные ориентации в этом плане занимают одну из важнейших мест.
Семья является важнейшей социальной средой, которая помогает формировать личность и выступает основным институтом воспитания, которая отвечает и за социальное воспроизводство, и за воссоздание определенного образа жизни, образа мыслей и отношений. Поэтому благополучная семья это то, чем общество заинтересовано. Оно хочет видеть прочную, духовно и нравственно здоровую семью.
Недостаточная изученность ценностно-смысловой сферы личности, и недостаток комплексных психологических исследований о роли ценностно-смысловой сферы в формировании представлений о семейной жизни у студентов, составляет проблему проведенного исследования.
Таким образом, данные, полученные в ходе исследования, могут быть использованы педагогами-психологами, как в работе со студентами, так и в работе с молодежью по их подготовке к семейной жизни.
Подобные работы
- ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА С РАЗНЫМ ТИПОМ ОТНОШЕНИЯ К БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4775 р. Год сдачи: 2017 - Гендерные особенности взаимосвязи толерантности к неопределенности с ценностно-смысловой сферой личности
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Гендерные особенности взаимосвязи толерантности к неопределенности с ценностно-смысловой сферой личности
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - СВЯЗЬ ЗАЩИТНО-СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ С ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ СФЕРОЙ У СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ СОСТОЯЩИХ И НЕ СОСТОЯЩИХ В БРАКЕ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2017 - Психологические особенности ценностно - смысловой сферы лиц с разным уровнем самореализации
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4865 р. Год сдачи: 2018 - ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ И ВОЗРАСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЧТЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4885 р. Год сдачи: 2018 - Ценностно-смысловая сфера личности студентов гуманитарного и естественно-научного направлений подготовки
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5400 р. Год сдачи: 2018 - ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
ПСИХОЛОГОВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2019 - Ценностно-смысловые ориентации
самозанятых женщин в зрелом возрасте
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5720 р. Год сдачи: 2020



