Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Ценностно-смысловые ориентации самозанятых женщин в зрелом возрасте

Работа №93510

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы112
Год сдачи2020
Стоимость5720 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
86
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения ценностно-смысловых ориентации самозанятых женщин в зрелом возрасте 11
1.1 Анализ подходов к изучению ценностно-смысловых ориентации
личности в психологии 11
1.2 Самозанятость женщин: определение и дифференциация понятия 18
1.3 Ценностно-смысловые ориентации самозанятых
женщин в зрелом возрасте 28
Глава 2. Эмпирическое исследование ценностно-смысловых ориентаций самозанятых женщин в зрелом возрасте 40
2.1 Программа и методы организации исследования 40
2.2 Сравнительный анализ содержательных аспектов ценностно-смысловых
ориентаций самозанятых женщин зрелого возраста в организационной карьере 50
2.3 Методические разработки плана карьерного консультирования
для женщин в зрелом возраста, желающих строить карьеру в статусе самозанятых 60
Заключение 66
Список литературы 71
Приложения 85

В настоящее время исследования психологии все чаще обращаются к ценностно-смысловой позиции личности. Смысловая позиция личности представляет собой схему понимания предмета, модель его представления. Понятие ценностно-смысловая позиция представлено разными позициями авторами: «жизненная позиция» (К.А. Альбуханова), «смысловая позиция» (Г.М. Кучинский), «смысловая установка» (Д.А. Леонтьев) и др.
Г.М. Кучинский рассматривает смысловую позицию как представление о предмете активности личности через представление о себе, о своих собственных целях, потребностях, действиях. Поэтому изменения фоновых представлений в структуре смысловой позиции (как изменения контекста) могут привести к изменению представления о предмете активности личности.
В.В. Знаков использует понятие «ценностно-смысловая позиция», как результат осмысления человеком конкретной социальной ситуации, исходя из этических, эстетических и других ценностных норм, которыми руководствуется человек в поведении. Формирование ценностно-смысловой позиции осуществляется в процессе соприкосновения, столкновения точек зрения, принято считать, что наиболее отчетливо ценностно-смысловая позиция проявляется в стереотипных представлениях.
Ценностно-смысловая позиция личности является структурным психологическим образованием.
Смыслы и ценности являются базой для конструирования человеком своего экзистенциального пространства, ими задается направленность его жизненного самоосуществления. Ценности, будучи нереализованными возможностями, требующими своей реализации, определяют позицию человека, проявляющуюся в его образе жизни.
Степень изученности проблемы.
Рядом авторов отмечается значительная роль ценностей в жизнедеятельности человека, поскольку они придают осмысленность всей жизни человека (С.Л. Рубинштейн, В. Франкл, Д.А. Леонтьев). С.Л. Рубинштейн в работе «Человек и его мир» показал роль высших бытийных ценностей в существовании и развитии личности, экзистенциальном поиске ценностей и смыслов человеческого бытия (С.Л. Рубинштейн, 1997).
В ценностно-смысловой позиции проявляются следующие факторы, лежащие по терминологии А.Н. Леонтьева «на поверхности сознания»:
1) сознательные (осознаваемые),
2) бессознательные (установки),
3) частично осознаваемое (эмоциональное, переживаемое).
Д.А. Леонтьев, характеризуя смысловую реальность сознания, определяет ценности как носители смыслов. Ценностные ориентации понимаются как осознанные представления субъекта о собственных ценностях, а ценном для него то, что выявляется с помощью любых вербальных методов, как социологических, так и психологических. Предположение, высказанное в русле позитивной психологии М. Селиманом, М. Аргайлом и Э. Дайнером, которые описывали возможную связь в 90 -е годы в ряде теорий, где целеполаганию и активности субъекта отводилась ключевая роль в детерминации удовлетворенности жизнью.
В современной психологии понятие и сущность термина «ценности» рассматривали М.И. Бобнева, Ф.Е. Василюк, Е.И. Головаха, А.А. Дергач, А.И. Донцов, О.Г. Дробницкий, Д.А. Леонтьев, Н.И. Непомнящая, Р.Х. Шакуров, Е.В. Шорохова, В.А. Ядов и другие). Смысловая сфера личности по определению Леонтьева Д.А. - это особым образом организованная совокупность смысловых образований и связей между ними, обеспечивающая смысловую регуляцию целостной жизнедеятельности субъекта во всех ее аспектах.
ФЗ от 16.07.1999г. в РФ, вводит понятие самозанятость, указывая на способность самостоятельно организовать работу, по статистике чаще именно женщины пытаются себя реализовать в рамках определенного вида трудовой деятельности самостоятельно, например: индивидуальные услуги по репетиторской деятельности, услуги сферы красоты, услуги по ведению домашнего хозяйства, ведение коммерческих проектов в сфере маркетинга и других.
Таким образом, объективно актуализирована обществом потребность в изучении ценностно-смысловых ориентаций, которые определяют позиции самоопределения самозанятых женщин в зрелом возрасте. Ценности и смыслы самозанятых женщин во многом будут определять стратегию самореализации собственной жизни, имея представление о системе ценностно-смысловых ориентаций, что позволит сделать достаточно обоснованное обобщение о степени профессиональной самореализации.
Ценностно-смысловые ориентации самозанятых женщин в зрелом возрасте могут выступать как условия удовлетворенности жизнью, в нашем исследовании нам стало важно определить структуру ценностно-смысловых ориентации личности самозанятых женщин, которая включает мотивационный компонент и склонность к риску.
Актуальность. Актуальность проблемы изучения ценностно-смысловых ориентации личности самозанятых женщин в зрелом возрасте как содержательной характеристики определяется высокой значимостью для эффективного функционирования в социуме и социальной адаптации в целом.
Цель исследования: выделить особенности, устойчивые взаимосвязи ценностно-смысловых ориентации личности самозанятых женщин в зрелом возрасте с учетом мотивационного компонента, склонности к риску и разного типа занятости.
Объект исследования: ценностно-смысловые ориентации личности.
Предмет исследования: ценностно-смысловые ориентации личности самозанятых женщин в зрелом возрасте.
Основная гипотеза исследования строилась на предположении о том, что существуют различия в структуре ценностно-смысловых ориентации личности женщин в зрелом возрасте разного типа занятости.
Дополнительный гипотезы:
- смысло-жизненные ориентации самозанятых женщин в зрелом возрасте имеют отличный рисунок кореляционных связей от женщин, служащих по найму;
- вероятно, ценностно-смысловые ориентации личности самозанятых женщин в зрелом возрасте имеют ряд содержательных особенностей, которые обусловлены склонностью к риску при выборе типа занятости;
- ценностно-смысловые ориентации личности женщин в зрелом возраста, работающих по найму не обнаруживают склонность к риску и определенны такими мотивационными факторами, как: вознаграждение, потребность в хороших условиях труда и потребность в социальных контактах.
Для достижения цели эмпирического исследования и проверки выдвинутых гипотез решаются следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретико-методологические основания ценностно- смысловых ориентаций личности женщин в зрелом возрасте, включая мотивационный компонент, склонность к риску и провести анализ научной литературы по теме исследования.
2. Разработать и апробировать программу эмпирического исследования по изучению особенностей ценностно-смысловых ориентации личности самозанятых женщин в зрелом возрасте, подобрать соответствующий диагностический инструментарий.
3. Эмпирически определить особенности ценностно-смысловых ориентации личности самозанятых женщин в зрелом возрасте, включая мотивационный компонент и склонность к риску, разного типа занятости. Провести интерпретацию и анализ полученных в результате исследования данных.
4. Показать практическое применение полученных эмпирических результатов в практической работе организационного психолога: предложить этапы карьерного консультирования для женщин, планирующих карьеру без наемного труда
Теоретическая и методологическая основа исследования:
- изучение «ценностно-смысловой сферы личности» с позиций Д.А. Леонтьева, Л.В. Серого, Л.С. Шарова, М.С. Яницкого;
- принцип системности в изучении личности (Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, К.К. Платонов и др.);
- концепция профессионального становления личности Э.Ф. Зеера;
- возрастная периодизация Э. Эриксона.
Новизна исследования.
В ходе проведенного исследования выявлено, что ценностно-смысловые ориентации личности самозанятых женщин в зрелом возрасте определяется разными социально-психологическими факторами. В настоящее время недостаточно исследований по изучению ценностно-смысловых ориентаций личности самозанятых женщин в зрелом возрасте разного типа занятости.
Предложены приемы карьерного консультирования по оптимизации самоорганизации и развития аспектов эффективного лидерства, что включает работу с автономностью личности в целом, также предложена схема плана индивидуального карьерного развития для разных групп самозанятых женщин с учетом специфики профессиональной сферы, подобран диагностический инструментарий .
Выявлено своеобразие в ценностно-смысловых ориентациях личности самозанятых женщин в зрелом возрасте разного типа занятости с учетом социально-психологических факторов.
Теоретическая значимость.
Исследование особенностей ценностно-смысловых ориентаций разного типа занятости женщин в зрелом возрасте (предпринимателей и наемных работников).
Рассмотрение структуры мотивационного профиля, склонности к риску при выборе способа заработка и самореализации женщин в зрелом возрасте разного типа занятости.
Установлено, что предиктором у самозанятых женщин в зрелом возрасте выступает высокий показатель осмысленности и результативности жизни, который может оказывать влияние на выбор данного статуса.
Практическая значимость. Социальная группа зрелых женщин, находящаяся между наемными трудом и бизнесом, которая только формируется как самостоятельная единица хозяйственной деятельности, безусловно нуждается в психологической поддержке и ощущении сопричастности к общественной жизни.
Достоверность результатов и выводов исследования обеспечивается обоснованностью исходных теоретико -методологических позиций, репрезентативностью выборки, применением комплекса методов, адекватных психологической сущности изучаемых явлений, использованием математико - статистических процедур обработки данных в соответствии с целью и задачами исследования, соблюдением требований, предъявляемых к валидности и надежности используемых методов исследования.
Методы исследования:
1. Теоретический анализ научной психологической литературы по проблеме исследования.
2. Эмпирические методики исследования: тест смысложизненных ориентаций» (СЖО) Дж. Крамбо в адаптации Д.А. Леонтьева, Мотивационная карта Ш. Ричи и П. Мартин, методика А. Шуберт,.
3. Статистический анализ (сравнительный анализ, корреляционный анализ, регрессия).
4. Качественный анализ и содержательная интерпретация результатов.
Статистические расчеты выполнены с использованием пакета прикладных компьютерных программ универсальной обработки табличных данных М1сгозойЕхсе1 ХР и пакета статистического анализа 8Р88 1Ьг'Ш1пс1о5 13.0.7.
Положения, выносимые на защиту:
1. Деятельность самозанятых женщин в зрелом возрасте характеризуется наличием социально-психологических факторов (гибкий график занятости, нестабильность, неопределенность, противоречивость информации, дефицит времени и др.), которые отражают особенности выполнения профессиональных задач, и определяется индивидуальными характеристиками субъекта труда - способностью действовать в нестабильных условиях и особенностями ценностно-смысловых ориентаций и мотивационного профиля личности.
2. Способность к самореализации в профессиональной деятельности женщин в зрелом возрасте в нестабильных условиях современного рынка определяет характер типа занятости в рамках конкретной деятельности и характеризуется особенностями ценностно-смысловых ориентаций и мотивационного профиля личности.
3. Структура ценностно-смысловых ориентаций и мотивационного профиля личности характеризует поведение зрелой женщины в условиях современного рынка, что определяет тип занятости и готовность действовать автономно в рамках конкретной профессиональной деятельности .
4. Самореализации личности в рамках конкретной профессиональной
деятельности обусловлена мотивационно-смысловыми ориентациями
личности у женщин в зрелом возрасте.
Эмпирическая база исследования.
Эмпирическую базу исследования составили женщины в зрелом возрасте, обеспечивающие себя работой самостоятельно, в возрасте от 26 лет до 45 лет (с их письменного добровольного согласия). Общий объем выборки испытуемых составил 52 человека.
Согласно официально принятому определению НК РФ, самозанятыми являются граждане, осуществляющие экономическую деятельностью при этом не имеют наемных работников и не являются ИП, при этом могут являться наемными работниками.
Для чистоты эксперимента нами были отобраны самозанятые женщины в зрелом возрасте, которые не являются на момент исследования наемными работниками. В выборочную совокупность входят две категории женщин в зрелом возрасте, но разного типа занятости, для определения особенностей личности: наемный персонал (26 человек) и самозанятые женщины зрелого возраста, не работающие по найму (26 человек).
Апробация и внедрение результатов исследования.
1. Материалы исследования были представлены на научных конференциях:
- всероссийской научно-практической конференции «Дни науки» в АлтГУ (Барнаул, апрель, 2019).


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе выполнения магистерской диссертации мы пришли к следующим выводам.
Ценностные ориентации в психологии рассматриваются в качестве элементов структуры личности, характеризующих содержательную форму ее направленности: наиболее важное, существенное, для человека в результате обретения ценностей фиксируется в форме ценностных ориентаций. Абрахам Маслоу охарактеризовал самоактуализацию как желание человека стать тем, кем он может стать.
Человек, достигший этого уровня развития, добивается полного использования своих талантов, способностей и потенциала личности. Самоактуализироваться — значит стать тем человеком, которым мы можем стать, достичь вершины нашего потенциала.
В результате анализа литературы нам удалось установить, что существует достаточно большое количество определений понятия «ценность». В этих определениях представлен как очень общий, широкий смысл, так и, наоборот, сведено все к одному из явлений мотивационного процесса.
В работе «Кризисная самозанятость в России: классификация, структура и уровни развития» Абрамова Е. А. использует классификацию, принятую Международной организацией труда, согласно которой трудящееся население подразделяется
- наемных работников;
- самозанятых (подразделяются на самозанятых с наемными
- работниками и самозанятых без наемных работников);
- семейных работников (чей труд не оплачивается).
Таким образом, самозанятые, по мнению А.Е. Абрамовой - предприниматели, которые либо платят налоги (формальная самозанятость), либо же избегают выплат (неформальная самозанятость). Иной подход в своем исследовании проблемы определения самозанятости применяют Г. Козачун и Е. Легчилина, выделяющие традиционную и инновационную самозанятость.
Изучение ценностно-смысловой сферы личности самозанятых женщин зрелого возраста нами осуществлялось на основе ценностно-смыслового подхода в современной отечественной психологии, который представлен концепцией смысловой организации личности Д. А. Леонтьева.
Проблема значимости профессиональной деятельности как фактора определяющего развитие профессионально-важных личностных качеств занимает особое место в смысле профессиональной реализации по гендерному признаку.
Предположения высказанные в русле позитивной психологии М. Селиманом, М. Аргайлом и Э. Дайнером, которые описывали возможную связь в 90-е годы в ряде теорий, где целеполаганию и активности субъекта отводилась ключевая роль в детерминации удовлетворенности жизнью показывает нам степень изученности проблемы.
Поэтому в настоящее время стало важным изучить особенности ценностно-смысловых ориентации самозанятых женщин зрелого возраста как условия удовлетворенности жизнью, в нашем исследовании нам стало важно определить структуру ценностно-смысловых ориентации самозанятых женщин, которая включает мотивационный компонент.
Таким образом,центральным столпом в ценностно-смысловой структуре личности женщин работающих по найму выступает критерий «цель в жизни», тогда как у самозанятых основополагающими выступает ряд критериев: «результативность жизни» и «процесс жизни».
В целом можно говорить о том, что ценностно-смысловой рисунок личности самозанятых женщин в зрелом возрасте более сложен, чем у женщин служащих по найму.
Делая вывод по результатам мотивационного профиля, мы приходим к выводу, что у самозанятых женщин преобладает власть и влиятельность, стремление к самосовершенствованию, креативность, которая помогает им добиться определённых успехов в бизнесе, в то время как у женщин работающих по найму в мотивационном профиле преобладает взаимоотношение, вознаграждение за свой труд. По результатам проведенного исследования нами была составлена программа психологического консультирования



1. Абульханова К.А., Воловикова М.И., Елисеев В.А. Проблемы исследования индивидуального сознания //Психологический журнал Т. 12. 2007, №4. - 86 с.
2. Абрамова Г.С. Практическая психология. — Екатеринбург: Деловая книга, 2008. - 368 с.
3. Агапов B.C. Критерии эмпирического изучения Я-концепции http ://psi .lib. ru/ statyi/ sbornik/kixykl . htm.
4. Агеев А.И. Предпринимательство: проблемы собственности и
культуры. М Наука, 2001.-112с.
5. Азаренок, Н. В. Психологическое благополучие женщин- предпринимателей / Н. В. Азаренок, Т. О. Будько // Актуальные проблемы психологии в образовании : сб. науч. ст. - Мурманск, 2015. - 193 с.
6. Алейников А.Н. Предпринимательская деятельность. - М., 2003.- 201 с.
7. Александров П. А. Экономико-психологические аспекты малого предпринимательства в России / П. А. Александров // Вестник Челябинского государственного университета. - 2017. - № 2. - 201 с.
8. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - М.: Просвещение, 2013.¬288с.
9. Аношкин А. А. Фобии в российской предпринимательской культуре: культурологический анализ нарратива. Автореф. дис. ... канд. культурологии: 24.00.01.Челябинск, 2009.- 167 с.
10. Архангельский Г.А. Тайм-драйв: Как успевать жить и работать / 3-е изд., доп. - М. : Изд-во «Манн, Иванов и Фербер», 2006. - 232 с.
11. Армстронг Ш. Деловое планирование и предпринимательство: Пер. с англ. Financial Research Associates, Ltd., 2005. - 80 c.
12. Асмолов А.Г. Психология личности: учебник. - М: Изд-во МГУ, 2005. - 178 с.
13. Байдина О. Самозанятые по 4%: теоретические и практические аспекты / О. Байдина // Трудовое право. - 2019. - № 2. - 183 с.
14. Белянин А. Даниел Канеман и Верной Смит: экономический анализ человеческого поведения//Вопросы экономики. 2003.№1. - 243 с.
15. Бендас Т.В. Гендерная психология: учеб. пособие, доп. УМО. СПб.: Питер, 2009. 293 с., 430 с.
16. Бергис, Т. А. Смысложизненные и карьерные ориентации женщин- предпринимателей в процессе преодоления критических ситуаций (сравнительный анализ) / Т. А. Бергис // Вектор науки Тольяттинского ■государственного университета. - 2011. - № 2. - 242 с.
17. Бергис Т. А. Психология бизнеса : практикум для студентов спец. «Психолог». Тольятти: ТГУ, 2008. - 168 с.
18. Бергис Т. С. Экономическая психология: учеб. пособие для специализации «Психология управления». Тольятти : ТГУ, 2010. - 183 с.
19. Боллигер Л. В. Гендерные особенности современных женщин - предпринимательниц / Л. В. Боллигер, И. М. Михалева // Человеческий фактор: Социальный психолог. - 2013. - № 2. - 133 с.
20. Брызгалова В. Экономическая психология: учеб, пособие.
Новосибирск: Изд-во СибАГС, 2011. - 243 с.
21. Быков С.В. Проблемы психологии ответственности личности. Тольятти: Волжск. Ун-т. 2004.-213 с.
22. Валигурский Д.И. Организация предпринимательской деятельности. - М., 2005. - 623 с. , с. 740
23. Вечканова, Е. И. Направления исследования внутриличностных конфликтов женщин, ориентированных на карьеру предпринимателя / Е. И. Вечканова, Л. В. Шибаева // Северный регион: наука, образование, культура. - 2016. - № 1. - 178 с.
24. Витковская, О. И. Социально-психологический портрет предпринимателя / О. И. Витковская // Сибирский психологический журнал.
- 2005. - № 21. - 166 с.
25. Вишняков, М. А. Социально-психологический портрет современного российского предпринимателя / М. А. Вишняков, К. Д. Данилов, О. В. Коротыч // Современная экономика и общество глазами молодых исследователей : сб. ст. участников Междунар. науч.-практ. конф. V Урал. вернисажа науки и бизнеса. - Челябинск, 2018. - 182 с.
26. Гефеле О.Ф. Гендерные различия мотивационной сферы предпринимателей малого бизнеса / О. Ф. Гефеле, О. В. Милюкова // Современная наука: теоретический и практический взгляд : материалы VI Междунар. науч.-практ. конф. - Москва, 2016. - 145 с.
27. Глуханюк, Н.С. Практикум по психодиагностике: учеб. пособие для вузов. - 2-е изд., перераб. и доп. ; Гриф УМО. - М. : МПСИ ; Воронеж : НПО «МОДЭК», 2005. - 204 с.
28. Гофман Е.А. Женщина-предприниматель: социально-психологический портрет / Е. А. Гофман, Ю. Э. Сивкова // Забайкальские социологические чтения. Социальные процессы: вызовы и пути решения : материалы VIII Всерос. науч.-практ. конф. - Чита, 2018. - 237 с.
29. Гриффин Р. Международный бизнес. - СПб., 2006.- 219 с.
30. Гришин, В.В. Эмпирическое изучение психологических особенностей людей с разным уровнем успеха в экономической деятельности. - М.: Солен, 2007. - 192 с.
31. Дейнека О.С. Бизнес и личность: типологический подход// Психология и социология в бизнесе ( материалы межд.конгресса). Минск, 2005.- 159.
32. Дейнека О.С. Психологические проблемы адаптации личности к рыночным условиям // Вестник С.-Петербург, ун-та. 2007. Сер 6. Вып.4.№ 27.
- 97 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ