Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ И ВОЗРАСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЧТЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ

Работа №122852

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы106
Год сдачи2018
Стоимость4885 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
47
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1.Характеристики чтения и ценностно-смысловая сфера в пожилом возрасте 7
1.1. Изучение читателя в психологии и смежных науках 7
1.2. Чтение художественной литературы и ценностно-смысловые ориентации личности 12
1.3. Особенности ценностно смысловой сферы личности в пожилом возрасте 18
Глава 2. Программа эмпирического исследования 23
2.1 Организация и методы исследования 23
2.2. Методы исследования 25
2.3. Процедура исследования 31
2.4. Математико-статистические методы обработки 32
Глава 3. Результаты эмпирического исследования взаимосвязи между характеристиками чтения и ценностно-смысловой сферой личности 33
3.1. Анализ средних показателей и их обсуждение 33
3.1.1. Результаты изучения качественных характеристик чтения по методике «Опросник читателя» 34
3.1.2. Результаты изучения читательских диспозиций по методике «Книжная полка» 39
3.1.3. Результаты изучения жизненных смыслов по методике СЖС Котлякова 43
3.1.4. Результаты исследования ценностных ориентаций по методике «ЦО-36» 46
3.2. Результаты корреляционного анализа 49
3.2.1. Взаимосвязи между качественными характеристиками чтения и читательскими диспозициями 49
3.2.2. Взаимосвязи между качественными характеристиками чтения и ценностно-смысловой сферой личности 53
3.2.3. Взаимосвязи между читательскими диспозициями и ценностно-смысловой сферой личности 55
3.2.4. Взаимосвязи формальных личных данных респондентов с показателями методик 59
3.3. Сравнительный анализ характеристик чтения в разных возрастных группах 61
3.3.1. Сравнение качественных характеристик чтения в разных возрастах 62
3.3.2. Сравнительный анализ читательских диспозиций в ранней взрослости и пожилом возрасте 72
3.4. Качественный анализ предпочитаемых авторов по методике "Книжная полка" 76
Выводы 79
Заключение 81
Список используемых источников 83
Приложение A 90
Приложение B 93
Приложение C 97
Приложение D 98
Приложение E 100
Приложение F 102


Чтение художественной литературы является особым жизненным занятием, важной составляющей для культурного человека. В процессе чтения происходит формирование и преобразование индивидуальных жизненных смыслов и ценностных ориентаций, в общем, формируется направленность личности. Чтение художественной литературы способствует самопознанию, сопереживанию другим людям, восприятию новых моделей поведения и решению жизненных вопросов. Книги помогают отвлечься от проблем, улучшить внутреннее состояние и отдохнуть. Сам выбор художественного произведения обусловлен актуальными потребностями личности.
В пожилом возрасте происходят изменения в смысло-жизненных и ценностных ориентациях личности. Наиболее значимыми для пожилых людей становятся ориентации на семью и сохранение здоровья [60]. Мы заинтересовались ролью чтения художественной литературы в этом возрастном периоде.
Мы исходим из того, что с возрастом меняется место и роль чтения в жизни человека. В каждом возрастном периоде есть свои типичные мотивы, репертуар чтения, количество времени, которое человек уделяет художественной литературе. Однако это зависит не только от возраста, но и от пола и личностных особенностей. Есть индивидуальный уровень читательского развития [9]. По нашему мнению, одним из показателей этого уровня является глубина чтения, обобщающая ряд качественных характеристик значимости, понимания и эмоционального переживания художественных произведений. Авторская методика «Опросник читателя» [31], используемая в нашем исследовании, направлена на определение глубины чтения.
В нашем исследовании мы хотели выяснить, каковы качественные характеристики чтения художественной литературы в пожилом возрасте, какие существуют половозрастные различия в характеристиках чтения?
Логика нашего исследования совпадает с логикой предыдущих исследований под рук. Н.А. Логиновой, выполненных на более молодых выборках. Мы проследили возрастную динамику характеристик чтения в четырёх возрастных группах: ранней, средней, поздней взрослости и пожилом возрасте. При сравнительном возрастном анализе мы использовали результаты предыдущих исследований на ту же тематику, выполненных под руководством профессора Н.А. Логиновой, с разрешения их авторов [7, 31].
Целью нашего исследования является изучение индивидуальных и возрастных особенностей чтения художественной литературы в связи с некоторыми характеристиками направленности личности.
Объектом являются индивидуальные и возрастные характеристики чтения; смысло-жизненные и ценностные ориентации личности в период поздней взрослости и пожилом возрасте.
Предмет исследования: индивидуальные и возрастные характеристики чтения во взаимосвязях с ценностно-смысловой сферой личности.
Были выдвинуты следующие гипотезы:
1) существует связь между индивидуальными и возрастными характеристиками чтения художественной литературы и общими ценностно-смысловыми ориентациями личности;
2) существуют половозрастные различия в характеристиках чтения.
Для достижения поставленной цели и проверки гипотез были выдвинуты следующие задачи:
1. Выявить качественные характеристики чтения и читательские диспозиции в пожилом возрасте;
2. Исследовать систему жизненных смыслов и ценностные ориентации личности в пожилом возрасте;
3. Выявить взаимосвязи между характеристиками чтения и ценностно-смысловой сферой в пожилом возрасте;
4. Провести сравнительный анализ качественных характеристик чтения в разных возрастных периодах;
5. Провести сравнительный анализ структуры читательских диспозиций у молодых и пожилых читателей;
6.Проанализироватьавторов,предпочитаемых в пожилом возрасте, по методике «Книжная полка».
Выборка: в исследовании приняли участие 75 респондентов в возрасте от 50 до 73 лет, из них 49 женщин и 26 мужчин, средний возраст – 59 лет.
Общая выборка составляет 204 человек в возрастном диапазоне от 18 до 73 лет. Она составлена из наших собственных эмпирических материалов (на 75 испытуемых), а также материалов предыдущих исследований по данной тематике, выполненных под руководством Н.А. Логиновой: дипломной работы А.И. Коченовой и магистерской диссертации А.Н. Басхамджиевой.
Дизайн исследования:
o Корреляционный
o Описательный
Методы исследования:
Методики, относящиеся к чтению:
1) «Опросник читателя» Логиновой Н.А. - Коченовой А.И., направленный на выявление индивидуальных характеристик чтения;
2) Проективная методика на выявление читательских диспозиций «Книжная полка» Даниленко О.И. - Китаевой А.И.
Методики, относящиеся к ценностным ориентациям:
3) Методика исследования системы жизненных смыслов Котлякова В.Ю;
4) ЦО-36 Куницыной В.Н., используемая для изучения ценностных ориентаций (модификация опросника ценностей Ш. Шварца).


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В пожилом возрасте чтение остаётся значимым жизненным занятием, несмотря на тенденцию к ухудшению некоторых качественных характеристик. Чтение литературы у пожилых людей связано с ценностно-смысловой сферой личности. Мы обнаружили, что с изменением ценностной направленности личности изменяются и читательские предпочтения. Литература, помогавшая в молодости найти жизненные ориентации, в пожилом возрасте способствует социализации и удовлетворению потребностей в общении, причастности к делам других людей и в развлечении.
Поставленные цель была достигнута, задачи были выполнены. Наше предположение о наличии связей между характеристиками чтения и ценностно-смысловой сферой подтвердилось: мы обнаружили значимые взаимосвязи между качественными характеристиками чтения, читательскими диспозициями, ценностными ориентациями и жизненными смыслами.
Предположение о том, что в характеристиках чтения существуют возрастные различия, также оправдалось. Мы использовали результаты предыдущих исследований под руководством Н.А. Логиновой и провели сравнительный анализ, выявив возрастные различия по некоторым качественным характеристикам чтения в периоды ранней, средней, поздней взрослости и пожилого возраста. Ближе к пожилому возрасту респонденты показывают меньшую глубину чтения, но мы предполагаем, что это связано с негативными последствиями старения, а не с уменьшением значимости чтения.
Также мы обнаружили существенные различия в системе читательских диспозиций молодых и пожилых читателей. Это говорит о том, что чтение может рассматриваться как средство для индивидуализации в ранней и средней взрослости и для социализации в старости. Для более детального изучения возрастных различий необходимо проведение исследования с бо̀льшим количеством респондентов, применяя большее количество методик и средств обработки данных.
По ряду показателей женщины-читатели опережают мужчин. Они раньше начинаю читать по своей инициативе, в среднем у них более высокий уровень качества чтении (показатель глубины), они эмоционально сильнее вовлечены в чтение.
Результаты исследования обнаруживают тенденции в характеристиках чтения, которые предполагают проведение новых исследования на больших выборках и большим арсеналов методов. В будущих работах имеет смысл расширить тематику исследования и изучить взаимосвязи между характеристиками чтения и свойствами личности.



1. Gaiman, N., Neil Gaiman lecture in full: Reading and obligation [Electronic resource] // Readingagency.org.uk: The Reading Agency, 2013.
URL: https://readingagency.org.uk/news/blog/neil-gaiman-lecture-in-full.html (дата обращения: 21.04.2018).
2. Gottschall, J., Why fiction is good for you. [Electronic resource] // Dallasnews.com: The Dallas morning news, 2018.
URL: https://www.dallasnews.com/opinion/commentary/2012/05/25/jonathan-gottschall-why-fiction-is-good-for-you (дата обращения: 14.05.2018)
3. Oatley, K., Why Read Fiction? [Electronic resource] // Psychologytoday.com: Psychology Today, 1991-2018.
URL: https://www.psychologytoday.com/blog/the-psychology-fiction/201005/why-readfiction (дата обращения: 13.05.2018)
4. Schwartz, S.H., An Overview of the Schwartz Theory of Basic Values. [Electronic resource] Online Readings in Psychology and Culture, 2012, vol. 2, no 1.
URL: https://doi.org/10.9707/2307-0919.1116 (дата обращения: 16.05.2018)
5. Schwartz, S.H., Cultural value orientations: Nature and implications of national differences // Psychology. Journal of Higher School of Economics, 2008, vol. 5, no 2, pp. 37-67.
6. Аллахвердов В.М. Психология искусства. Эссе о тайне эмоционального воздействия художественных произведений. – СПб.: Изд-во ДНК, 2001. – 200 с.
7. Басхамджиева А.Н., Логинова Н.А. Читательские диспозиции в связи с ценностными ориентациями личности в ранней и средней взрослости: дис. канд. психол. наук. – СпбГУ, 2016. – 135 с.
8. Беляева Л.И. К вопросу о типологии читателей // Проблемы социологии и психологии чтения / Под ред. Э.Г. Храстецкого. – М.: Из-во «Книга», 1975. – С. 143-161.
9. Библиотечное обслуживание: теория и методика: Учебник / Под ред. А.Я. Айзенберга. – М.: Изд-во МГУК, 1996. – 200 с.
10. Болтенко В.В. Особенности межличностных отношений в старческом возрасте // Экспериментальные исследования в патопсихологии / Под ред. Портнова А.А. – М., 1976.
11. Бородина В.А. Психологические методы в изучении читательского развития // Библиосфера. – 2008. – №2. – С. 18-23.
12. Бородина В.А., Бородин С.М. К истокам психологического знания о чтении // Психология и педагогика чтения: ред., сост. С.М. Бородин. – СПб.: Intermedika, 2012. – С. 19-29.
13. Братусь Б.С. О месте художественной литературы в построении научной психологии личности // Вестник МГУ. – 1985. – Сер. 14. – №2. – С. 54-61.
14. Василькова Ю. Век XIX-й // Страницы отечественного образования. — М., 2011. — С. 339-342.
15. Воробьев П.А., Власова А.В. Депрессия в пожилом возрасте // Клиническая геронтология – 2007. – №3. – С. 22-28.
16. Воронова Т.В. Методика выявления личностных функций чтения художественной литературы // Психология чтения и проблемы типологии читателей. Сборник научных трудов. – Ленинград, 1984. – С. 76-84.
17. Громова О.К. Откуда берутся нечитающие взрослые. Продвижение чтения: проблемы и возможности, или Три вопроса русской интеллигенции // Библиотека в школе. – 2008. – №1. – С. 2-9.
18. Даниленко О.И. Проективная методика изучения художественных предпочтений: теоретические основы, описание и опыт применения // Вестник СПбГУ. – 2010. – Сер. 12. – Вып. 3. – С. 49-54.
19. Даниленко О.И. Проявление системы ценностей личности в читательских предпочтениях // Семья в современном мире. – СПб.: Изд-во С-Петерб. ун-та, 2010. – С. 218-223.
20. Даниленко О.И., Никольская А.А. Изменение эмоционального состояния человека под влиянием художественных текстов // Ананьевские чтения – 2005. СПб.: Изд-во С-Петерб. ун-та, 2005. – С. 552-554
21. Даниленко О.И., Янкелевич М.С. Отношение к искусству как проявление ценностных ориентаций личности // Вестник СпбГУ. – 2011. – Сер. 12. – Вып. 2. – С. 202-208.
22. Данина М. М., Кисельникова Н. В., Кисельников А. А. Трансформация смыслообразующих структур как операциональный критерий саморазвития // Акмеология. – 2012. – № 2. – С. 60-61.
23. Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение: Пер. С франц. – М.: Канон, 1995. – 352 с.
24. Ермолаева М.В. Структура эмоциональных переживаний в старости // Мир психологии. – 1999. – № 2. – С. 123-133.
25. Каширский Д.В. Становление системы ценностных ориентаций личности: теоретический анализ / Д.В. Каширский // Науч.-техн. творчество молодежи: тезисы докладов 59-й науч.-техн. конф. студентов, аспирантов, профессорско-преподавательского состава АлтГТУ им. И.И. Ползунова. Ч. 1. – Барнаул: АлтГТУ, 2001. – 60 с.
26. Кисельникова Н.В., Данина М.М., Кисельников А.А. Динамика личностных смыслов как фактор трансформации категориальной структуры сознания // Акмеология. – 2011. – № 3. – С. 569-571.
27. Китаева А.И. Связь читательских диспозиций и ценностных ориентаций личности // Вестник СПбГУ. – 2008. – Сер. 12. – Вып. 2. – С. 239-245.
28. Китаева А.И. Система читательских диспозиций личности: проблемы типологии и диагностики // Вестник СПбГУ. – 2010. – Сер. 12. – Вып. 2. – С. 251-257.
29. Коржова Е.Ю. Путеводитель по жизненным ориентациям: Личность и ее жизненный путь в художественной литературе. – СПб.: Общество памяти игумении Таисии, 2004. – 468 с.
30. Котляков В.Н. Методика «Система жизненных смыслов» // Вестник Кем.ГУ, 2013. – Том 1. – №2 (54). – С. 148-153.
31. Коченова А.И., Логинова Н.А. Читательские диспозиции студентов в связи с характеристиками ценностно-смысловой сферы личности // Научные исследования выпускников факультета психологии СПбГУ. – 2015. – Т. 3. – С. 63-69.
32. Краснова О.В., Лидерс А.Г. Социальная психология старения. – М., 2002. –35 c.
33. Кулешова Л.Н., Стрижицкая О.Ю. Активность личности как потенциал развития в период поздней взрослости // Вестник СПбГУ. – 2008. – Серия 12. Социология. – №4 . – С. 111-118.
34. Кулибина Н.В. О когнитивном и коммуникативном аспектах чтения художественной литературы // IX Конгресс МАПРЯЛ. Доклады и сообщения российских ученых. – М., 1999. – С. 274-289.
35. Кулибина Н.В. О чтении художественной литературы // Материалы общероссийской юбилейной конференции с международным участием «От истоков к современности»: 130 лет организации психологического общества при Московском университете/ Отв. ред. Богоявленская Д. Б. – М., 2015. – Т. 2. – 258 с.
36. Куницына В.Н. Методы изучения семейных ценностей и взаимодействия внутри семьи (ЦО-36, ПИН). Семья в современном мире. Под ред. В.Н. Куницыной. – СПб.: Изд-во С-Петерб. ун-та, 2009. – С. 42-49.
37. Леонтьев Д.А. Личность в непредсказуемом мире // Социализация личности: Хрестоматия. – Изд-во Моск. Психолого-социального ун-та Москва, 2015. – С. 256-272.
38. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. – М., 2003. –78 с.
39. Леонтьев Д.А. Расслоение чтения в эпоху массовой культуры // Библиотечное дело. – 2012. – №18. – С. 14-17.
40. Леонтьев Д.А., Миюзова А.Е. Личностные изменения как результат жизнетворческой работы // Консультативная психология и психотерапия. – 2016. – Т. 24. – №1. – С. 44-63.
41. Логинова Н.А. Взаимосвязь личностного и литературного развития, 2004, рукопись.
42. Логинова Н.А. Литературное развитие и субъективная картина жизненного пути // Ананьевские чтения. Материалы научно-практической конференции 26-28 октября 2004. – СПб. – 2004. – С. 586-588.
43. Логинова Н.А. Психобиографический метод исследования и коррекции личности. Алматы, 2001.
44. Локиев А.А. Роль и значение поэзии в языке // Психология и педагогика чтения:ред., сост. С.М.Бородин. – СПб.: Intermedika, 2012. – С. 75-80.
45. Малюков А.Н. Психология переживания и художественное развитие личности. – Дубна: Изд. Центр «Феникс», 1999. – 256 с.
46. Мелентьева Ю. П. История изучения чтения в России // Библиография. – 2007. – № 6. – С. 29-34.
47. Мжельская Е.Л. К вопросу о читательских предпочтениях детей // Известия высших учебных заведений. Проблемы полиграфии и издательского дела. – 2005. – №1. – С. 193-198.
48. Мосунова Л.А. Чтение художественной литературы как процесс понимания смысла // Вопросы психологии – 2005. – №5. – С. 66-74.
49. Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. Учебное пособие. – СПб.: Речь, 2004. – 392 с.
50. Олпорт Г. Личность в психологии: Пер. С англ. – М.: КСП+; СПб.: Ювента, 1998. – 345 с.
51. Павлова А.С. Мотивы чтения в типологизации читателей // Психология чтения и проблемы типологии читателей. – Ленинград, 1984. – С. 69-75.
52. Психология развития и возрастная психология: учебник и практикум для прикладного бакалавриата / под общ. ред. Л.А. Головей. – М.: Изд-во Юрайт, 2016. – 413 с.
53. Пряхина С.Б. К вопросу о потенциалах развития в старости // Мир психологии. – 2008. – № 2 (54). – С. 244-261.
54. Раппопорт С.Х. Искусство и эмоции. – М.: Музыка, 1972. – 168 с.
55. Рокич М. Природа человеческих ценностей // Свободная пресса, 1973. – №5. – С. 20-28.
56. Рубакин Н.А. Этюды о русской читающей публике // Избранное: В 2-х т., 1975. – Т. 1. – С. 35-104.
57. Рубакин Н.А. Библиологическая психология – М.: Академический Проект; Трикста, 2006. – 800 с.
58. Рубакин Н.А. Психология читателя и книги. – М.: 1997. – 263 с.
59. Рыскин И.Е. Очерки теории и методики литературной библиографии. – М.: Книга, 1965. – 122 с.
60. Сахарова Т.Н. Смысложизненные ориентации людей пожилого возраста // Развитие личности. – 2012. – №2. – С. 193-203.
61. Серый А.В. Система личностных смыслов: структура, функции, динамика / А.В. Серый; науч. ред. М. С. Яницкий. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2004. – 272 с.
62. Сидорова Г.П. Массовая литература и читательские предпочтения 1960-х - начала 1980-х // Социологические исследования. – 2011. – №2. – С. 128-136.
63. Слободчиков В.И. Категория возраста в психологии и педагогике развития // Вопросы психологии. – 1991. – № 2. – С. 37-49.
64. Степанова М.А. Психологическое лицо литературы // Вопросы психологии. – 2006. – №3. – С. 109-122.
65. Теплов Б.М. Заметки психолога при чтении художественной литературы // Теплов Б.М. Избранные труды: В 2 т. – М.: Педагогика, 1985. – Т. 1. – С. 306-312.
66. Умнов Б.Г. Проблема читательского интереса в социально-психологической теории // Журналист, пресса, читатель / Под ред. С.В. Смирнова. - Л., 1969. - С. 82-96
67. Франкл В. Человек в поисках смысла: Пер. с англ. – М.: Прогресс, 1990. – 368 с.
68. Халина Н.В. Ценностные ориентации людей пожилого возраста и их представление о ценностных ориентациях значимых других // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. – СПб.: 2009. – № 102. – С. 409-414.
69. Харитонова Е.В. Анализ личностных особенностей людей пожилого возраста // Тезисы 3-й Российской конф. по экол. психол. М., 2006. – С. 242-244.
70. Чернов А.В. Время искать читателя: к проблеме читателя и чтения в современной России // Вестник Череповецкого государственного университета. – 2009. – Том 4. – С. 70-75.
71. Шапиро В.Д. Человек на пенсии: Социальные проблемы и образ жизни Текст. / В. Д. Шапиро. – М.: Мысль, 1980. – 65 с.
72. Шаповаленко И.В. Социальная ситуация развития в пожилом возрасте // Психология зрелости и старения. – 1999. – № 3. – С. 27-41.
73. Шахматов Н.Ф. Психическое старение. – М.: 1996. – 35 с.
74. Ядов В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности // Методологические проблемы социальной психологии. – М.: 1975. – С. 89-105
75. Якимов Г.Р. Читательское поведение времен перестройки // Библиотека и чтение: проблемы и исследования. – СПб.: РНБ, 1995. – С. 99-111.
76. Яницкий М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000. – 204 с.
77. Янкелевич М.С. Проявление психологических типов отношения к искусству в художественных предпочтениях молодежи // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – 2011. – №2-4. – Т. 13. – С.905-910.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ