Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Психологические особенности ценностно - смысловой сферы лиц с разным уровнем самореализации

Работа №96659

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы66
Год сдачи2018
Стоимость4865 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
85
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Психологические особенности человека в зрелом возрасте в
контексте самореализации 7
1.1. Роль самореализации в зрелом возрасте 7
1.2. Ценностно-смысловая сфера человека и ее особенности в зрелом
возрасте 16
1.3. Ценностно-смысловая сфера как неотъемлемая часть самореализации
человека в период зрелости 25
Выводы по первой главе 29
Глава 2. Эмпирическое исследование психологических особенностей
ценностно-смысловой сферы лиц с разным уровнем самореализации 31
2.1. Организация, методология и методы исследования 31
2.2. Исследование взаимосвязи феноменов ценностно-смысловой сферы и
самореализации: результаты корреляционного анализа 35
2.3. Исследование особенностей ценностно-смысловой сферы в зависимости
от уровня самореализации: результаты сравнительного анализа 32
2.4. Практические рекомендации по самореализации с опорой на ценностно-
смысловую сферу человека 44
Выводы по второй главе 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Результаты методики CAT (самоактуализационный тест)
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Результаты теста смысложизненных ориентаций
Д.А. Леонтьева 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Результаты по ценностному опроснику Шварца 65


Актуальность темы исследования. На сегодняшний день в качестве общенаучных проблем, которые исследуются на философском, социальном, педагогическом, индивидуально-психологическом и социально-психологическом уровнях выступает изучение самореализации личности и ее ценностно-смысловой сферы.
Известным является тот факт, что человек на протяжении всей своей жизни находится в процессе развития. Он стремится к росту, к самореализации, что в целом является важнейшим качеством личности.
Самореализация может рассматривается как процесс раскрытия внутреннего потенциала личности, то есть как личностный рост, когда человеку удается раскрыть то, что в нем заложено.
В то же время, потребность в саморазвитии, а также стремление к самосовершенствованию, которые сопровождают самореализацию, являются показателем личностной зрелости и одновременно условием ее достижения. Только тогда можно говорить о том, что человек проживает подлинную жизнь, когда реализуется потенциал возможностей.
Что касается ценностей и смыслов личности, то они формируются на протяжении всего жизненного пути, выступают в качестве ориентира в жизни человека, являются механизмом социального контроля и воплощаются в поведении.
Вопросам самореализации посвящено большое количество работ отечественных и зарубежных исследователей, к числу которых относятся К.А. Абульханова-Славская, Т.Н. Березина, Л.Н. Коган, Т.З. Козлова, Л.А. Коростылева, А. Маслоу, К. Роджерс, Т. Шибутани, В. Франкл и многие другие.
Проблема ценностно-смысловой сферы является достаточно разработанной в психологической науке, она подробно освещена в работах Б.С. Братуся, У. Билски, А.Г. Здравомыслова, Е.А. Климова, Б.Ф. Ломова, А. Маслоу, Ш. Шварца, В. Франкла, В.А. Ядова и других.
В результате анализа психологических исследований, в том числе работ А.Г. Асмолова, Б.С. Братуся, Л.Н. Леонтьева, Д.А. Леонтьева, А. Маслоу, и других, было установлено, что влияние ценностно-смысловой сферы на развитие личности существенно усиливается с приближением к границам зрелого возраста, в тоже время особая роль в этом возрастном периоде отводится и самореализации, так как, по мнению исследователей, зрелось является временем, когда человек находится или пребывает в полном расцвете, когда он имеет достаточно возможностей для того чтобы реализовать весь свой потенциал и достигнуть успеха во многих сферах жизни.
В связи с этим особый интерес в рамках данной работы представляет возрастной период зрелости, ограничиваемый возрастом от 40 до 45 пяти лет, что обусловлено жизненной состоятельностью людей данной возрастной группы и наличием определенного опыта.
Несмотря на то, что, когда мы говорим о самореализации, то подразумеваем все сферы жизнедеятельности, в том числе личностную, профессиональную и семейную, тем не менее, более полной самореализации человек достигает только тогда, когда ему удается раскрыть себя в какой-то определенной жизненной сфере (профессии, межличностные отношения, семья, спорт, хобби) и достигнуть в ней успехов.
Компоненты ценностно-смысловой сферы определяют направленности личности, а также уровень и тип ее адаптации к окружающей среде и в конечном итоге тот жизненный мир, в рамках которого личность функционирует, развивается и самореализуется. Данное положение определило тему исследования и позволило предположить, что существуют определенные психологические особенности ценностно-смысловой сферы у людей с разным уровнем самореализации.
Объект исследования - самореализация человека в зрелом возрасте.
ценностно-смысловая сфера как неотъемлемая часть самореализации в зрелом возрасте
Цель исследования - изучить психологические особенности ценностно-смысловой сферы лиц с разным уровнем самореализации.
Задачи исследования:
1. Изучить роль самореализации в зрелом возрасте.
2. Ознакомиться с ключевыми понятиями ценностно-смысловой сферы и изучить ее особенности, характерные для людей в возрасте зрелости.
3. Определить связь ценностно-смысловой сферы с самореализацией в зрелом возрасте.
4. Провести эмпирическое исследование психологических особенностей ценностно-смысловой сферы лиц с разным уровнем самореализации.
5. Сделать выводы на основании результатов, полученных в процессе проведения эмпирического исследования и разработать рекомендации.
Основная гипотеза исследования: можно предположить, что существуют определенные психологические особенности ценностно-смысловой сферы у лиц с разным уровнем самореализации в зрелом возрасте.
Дополнительные гипотезы:
1) можно предположить, что лицам с высоким уровнем самоактуализации жизнь представляется более насыщенной, интересной и наполненной смыслом, чем лицам с низким уровнем самоактуализации.
2) можно предположить, что чем выше уровень самоактуализации, тем выше уровень целеустремлённости, удовлетворенности жизнью, свободолюбия, способности контролировать события собственной жизни.
3) можно предположить, что чем выше уровень самоактуализации у человека, тем менее значимыми являются такие ценности, как гедонизм, универсализм, безопасность и более значимы такие ценности, как власть и самостоятельность.
В процессе работы были применены такие методы научного
исследования:
- теоретические методы (анализ, обобщение, систематизация научных данных);
- эмпирические методы (тестирование);
- методы математико-статистического анализа (описательная статистика, сравнительный и корреляционный анализы).
Для сбора эмпирических данных использовались методики:
1. Самоактуализационный тест.
2. Тест смысложизненных ориентаций Д.А. Леонтьева.
3. Опросник ценностей Ш. Шварца.
База исследования:
В исследовании приняло участие 60 человек в возрасте от 40 до 45 лет, все респонденты были мужского пола.
Теоретическая значимость заключается в том, что проведен теоретический анализ исследований самореализации человека в зрелом возрасти, определена роль и ценностно-смысловой сферы в контексте самореализации.
Практическая значимость состоит в том, что результаты эмпирического исследования могут выступить доказанным основанием для разработки практических рекомендаций по самореализации с опорой на ценностно-смысловую сферу человека.
Структура работы: введение, две главы, заключение, список литературы, приложения


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В результате проведенного исследования нами выполнены поставленные задачи, а именно, изучив роль самореализации в зрелом возрасте, мы пришли к выводу о том, что зрелый возраст является одной из самых серьезных ступеней развития в жизни человека, а потребность в самореализации в этом возрасте является источником физического, личностного, социального и профессионального долголетия, так как со стремлением к самореализации связаны профессиональные успехи, успехи в личной жизни и так далее.
Ознакомившись с ключевыми понятиями ценностно-смысловой сферы и изучив ее особенности, характерные для людей в зрелом возрасте, мы установили, что ценностно-смысловая сфера представляет собой систему личностных установок по отношению к существующим в данном обществе материальным и духовным ценностям. Эта сфера подвергается различным изменениям в разные возрастные периоды.
В результате определения связи ценностно-смысловой сферы с трудовой самореализацией в зрелом возрасте, мы пришли к выводу о том, что зрелость является этапом «ревизии» и осмысления жизненного пути и опыта. Именно посредством осуществления смысла собственной жизни, человек осуществляет себя, то есть самореализуется.
Эмпирическое исследование, направленное на изучение психологических особенностей ценностно-смысловой сферы лиц с разным уровнем самореализации позволило выявить ряд эмпирических закономерностей. Так у лиц, с опорой на себя, в сравнении с лицами с потребностью в поддержке жизнь представляется более насыщенной, интересной и наполненной смыслом; чем выше уровень самоактуализации, тем выше уровень целеустремлённости, удовлетворенности жизнью, свободолюбия, способности контролировать события собственной жизни; тем менее значимыми являются такие ценности, как гедонизм, стимуляция и безопасность и более значимыми ценности достижения и самостоятельности.



1. Абульханова-Славская К.А. Проблема саморазвития субъекта деятельности // Психологический журнал. М., 1993.
2. Асмолова А.Г. Психология личности: Учебник. — М.: Изд-во МГУ, 1990. — 367 с.
3. Асмолов, А. Г. О некоторых перспективах исследований смысловых образований личности / А. Г. Асмолов, Б. С. Братусь // Вопр. психол. 1979. -№ 3. - С. 35.
4. Батюта М.Б., Пепеляева С.В. Исследование жизненных смыслов и ценностных ориентаций зрелых людей // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 1-1
5. Батищев Г.С. Философская концепция человека и креативности в наследии С.Л. Рубинштейна // Вопросы философии. 1989. № 4.
6. Бердяев Н.А. Самопознание. Опыт философской автобиографии. М.: Книга, 1991.
7. Березина Т.Н. Многомерная психика. Внутренний мир личности. — М.: ПЕР СЭ, 2012.- 3 1 9 с.
8. Библер В.С. От наукоучения - к логике культуры. М.: Политиздат, 1991.
9. Бодалев А.А. Вершина в развитии взрослого человека. - М., 1998.
10. Братусь, Б. С. К изучению смысловой сферы личности / Б. С. Братусь // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1981. - № 2. - С. 46-56.
11. Гамезо М.В., Герасимова В.С., Горелова Г.Г., Орлова Л.М. Возрастная психология. Личность от молодости до старости. - М., 2001.
12. Дашкевич И.С. Самореализация учителя на разных ступенях освоения профессиональной деятельности (психолого-педагогический аспект) // Самореализация учителя начальной школы на разных ступенях освоения профессиональной деятельности: сб. материалов регион. науч.- практ. конф., Биробиджан, декабрь 2007 г. / под ред. И.С. Дашкевича, Л.Я. Жогло. Биробиджан: Изд-во ДВГСГА, 2007.
13. Ермолаева М.В. Психология развития. - М., 2000.
14. Жогло Л.Я. Готовность студентов к профессиональной самореализации // Самореализация учителя начальной школы на разных ступенях освоения профессиональной деятельности: сб. материалов регион. науч.-практ. конф., Биробиджан, декабрь 2007 г. / под ред. И.С. Дашкевича, Л.Я. Жогло. Биробиджан: Изд-во ДВГСГА, 2007.
15. Здравомыслов А.Г. Потребности, интересы, ценности: учеб. пособие. - М.: Политиздат, 2010. 222 с.
16. Ильенков Э.В. Философия и культура. М.: Политиздат, 1991.
17. Ипполитова Е. А. Особенности представлений о жизненных перспективах личности в период кризиса середины жизни: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Барнаул, 2005. — 23 с.
18. Ипполитова Е. А. Представления о жизненных перспективах одиноких женщин в период кризиса 30 лет//Известия Алтайского государственного университета. -2009. -№ 2. -С. 65-68.
19. Карсавин Л.П. Апологетический этюд. Кн. 1. М.:
Информпрогресс, 1992.
20. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. - 512 с.
21. Коган Л.Н. Цель и смысл жизни человека.- М.: Мысль, 1984.
22. Козлова Т.З. Самореализация личности. // Социологическая энциклопедия. В 2-х тт. Т. 2. М.: Мысль, 2003. - 694 с.
23. Коростылева Л.А., Крылова А.А. Психологические проблемы самореализации личности .-СПб.: Изд-во С.-Петербургского университета, 1997. -178 с.
24. Куликова Л.Н. Проблемы саморазвития личности. Хабаровск: Изд-во ХГПУ, 1997.
25. Лейбин В. Краткий психоаналитический словарь-справочник. - М., 2015. - 192 с.
26. Леонтьев Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. 2-е изд., испр. М.: Смысл, 2003. 487 с.
27. Леонтьев А. Н. Деятельность и личность // Вопр. философии. — 1974. — № 4. — С. 191-195.
28. Лидак Л.В., Шевченко Н.Г. Детерминанты успешной самореализации женщин зрелого возраста. - Пятигорск - Мин Воды, 2007. - 148 с.
29. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретическое проблемы психологии. Москва, Наука, 1984., с. 313
30. Маслоу А. По направлению к психологии бытия- М.: Изд-во ЭКСМОПресс, 2002. -272 с.
31. Маслоу А. Самоактуализация. Психология личности. М., 1982.
32. Минюрова, С. А. Психология самопознания и саморазвития [Текст] : учебник / С. А. Минюрова ; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург : [б. и.], 2013. - 316 с.
33. Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь 4-е изд., дополн. и испр. — М.: АСТ, СПб.: Прайм-Еврознак, 2008. — 868 с.
34. Носко И.В. Психология развития и возрастная психология.
Владивосток 2003.
35. Психология зрелости. Учебное пособие по возрастной
психологии / Под ред. Д.Я. Райгородского. - Самара: Издательский дом БАХРАХ, 2003.
36. Шихи Г. Возрастные кризисы. Ступени личностного роста. СПб.: Ювента, 1999.
37. Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - 2-е изд., - М., 1990. - 494 с.
38. Пушкина О.Н. Самореализация студентов-первокурсников педагогического вуза как фактор их личностно-профессионального становления: дис. ... канд. пед. наук. Хабаровск, 2007.
39. Ральникова И. А., Ипполитова Е. А. Деформация субъективной картины жизненного пути как фактор возрастного кризиса//Известия Алтайского государственного университета. -2007. -№ 2. -С.18-22.
40. Роджерс, К. Взгляд на психотерапию. Становление человека / К. Роджерс. М.: Прогресс, 1994. - С. 480.
41. Рубинштейн С.Л. Принцип творческой самодеятельности. К философским основам современной педагогики // Вопросы философии. 1989. № 4.
42. Сиврикова Н. В. Методы диагностики взрослых людей в нормативных кризисах развития // Проблемы современной науки. 2012. № 5¬1. С. 206-212.
43. Сиврикова Н. В. Особенности ценностно-смысловой сферы личности в возрастных кризисах взрослости // В мире научных открытий. 2012. № 11.4 (35). С. 234-249.
44. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе. - М.: Школьная пресса, 2000. 416 с.
45. Солдатова Е. Л. Структура и динамика нормативного кризиса перехода к взрослости: монография / Е. Л. Солдатова. — Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2007. — 267 с.
46. Саковская О. Н., Калинина Д. А. Исследование ценностно-смысловой сферы у людей с разным уровнем выраженности рефлексии // Научный поиск: сб. науч. работ студентов, аспирантов и преподавателей / под ред. проф. А. В. Карпова. Ярославль, 2015. С. 225—230.
47. Психология современного подростка / под ред. Д.И. Фельдштейна. - М.: Педагогика, 1987. - 240 с.
48. Франкл В. Поиск смысла жизни и логотерапия // Психология личности. Тексты. - М., МГУ, 1982. - С. 118-126.
49. Франкл В. Человек в поисках смысла: Сборник./ Общ. Ред. Л.Я. Гозмана и Д. А. Леонтьева. - М., Прогресс, 1990. - 368 с.
50. Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1990.
51. Чудновский В.Э. Смысложизненный аспект современного процесса образования //Вопросы психологии, 2009, №4.
52. Чудновский В.Э. Смысл жизни: некоторые итоги и перспективы исследования //Психологический журнал, Т. 36, №1, 2015.
53. Шибутани Т. Социальная психология / Пер. с англ. В.Б. Ольшанского. Ростов н/Д.: изд-во «Феникс», 1998.- 486 С.
54. Эриксон, Э. Жизненный цикл: эпигенез идентичности / Э. Эриксон // Психология личности : хрест. Т. 1. Самара, 2000. - С. 44-112.
55. Ядов В.А. Взаимосвязь ценностных ориентаций и социальных установок.// Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. М. - 1979. -С.62-70.
56. Ядов В.А. Круглый стол. «Психологический журнал: ценности в кризисном социуме.// Психологический журнал. 1991. - №6.1. C. 154-167.
57. Adler A. The individual psychology of Alfred Adler: A stematic presentation in selections from his writings / H.L. Ansbacher & R.R. Ansbacher, Eds. N.Y.: Harper & Row, 1956.
58. Schwartz S.H. Value orientations: Measurement, antecedents and consequences across nations // R. Jowell, C. Roberts, R. Fitzgerald, G. Eva (eds.). Measuring at titudes crossnationally: Lessons from the European Social Survey. London: Sage, 2006b. P. 169-203.
59. Schwartz S.H. A theory of cultural value orientations: Explication and applications // Y. Esmer, T. Pettersson (eds.). Measuring and mapping cultures: 25 years of comparative value surveys. Leiden, The Netherlands: Brill, 2007a. P. 33¬78.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ