Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Методика обучения решению олимпиадных задач на выработку стратегий

Работа №158970

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы110
Год сдачи2020
Стоимость4290 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
36
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы олимпиадной подготовки обучающихся к решению олимпиадных задач на выработку стратегий 6
1.1 Олимпиадные и игровые задачи на выработку стратегий 6
1.2 Психолого-педагогические особенности обучения решению
олимпиадных задач на выработку стратегий 9
1.3 Типы и этапы решения олимпиадных задач на выработку
стратегий 13
1.4 Методы и формы работы учителя математики при подготовке
обучающихся к олимпиадам 19
Глава 2. Методика обучения решению олимпиадных задач на выработку стратегий 26
2.1 Анализ уровня сформированности у обучающихся уровня мотивации
до проведения факультативного занятия 26
2.2 Анализ уровня сформированности у обучающихся уровня мотивации
после проведения факультативного занятия 29
2.3 Разработка факультатива по теме: «Решение олимпиадных задач на
выработку стратегий» 33
2.4 Технологическая карта факультативного занятия «Определение
выигрышной стратегии в играх» 37
2.5 Технологическая карта факультативного занятия «Симметрия в
олимпиадных задачах на выработку стратегий» 52
2.6 Технологическая карта факультативного занятия «Задачи на
взвешивания с гирями» 70
Заключение 93
Список литературы 95
Приложения 97


В настоящее время основной целью математического образования в школе является развитие личности обучающегося, его мышления, творческих способностей, посредством развития познавательных, регулятивных, коммуникативных и личностных универсальных учебных действий. С помощью выполнения различного рода заданий педагог развивает в ребенке умения выстраивать логическую цепочку рассуждений, работать в парах, в группах, навыки планирования и самоконтроля, навыки работы с алгоритмами и многое другое.
В связи с этим в педагогической практике широкое распространение получили нестандартные задачи, для решения которых зачастую не требуется знать точные определения и алгоритмы работы, а необходимо уметь применять логические операции в новой для школьника ситуации. Кроме того, нестандартные задачи и, в частности, олимпиадные, способствуют повышению уровня мотивации школьника. Олимпиады являются важным средством развития познавательного интереса обучающихся и в целом способствуют повышению качества математического образования.
Олимпиада представляет собой соревнование, где школьник в честной борьбе может соотнести уровень своего интеллектуального развития с другими учащимися школы, города или страны, правильно составленные олимпиады помогают раскрыть математический потенциал школьника. Большую роль здесь также играет соревновательный дух подобных мероприятий, а стремление обучающихся к состязательности, особенно свойственное подростковому возрасту повышает уровень мотивации школьника и способствует более объективной оценке его способностей и потенциала.
Важную категорию среди видов олимпиадных заданий занимают олимпиадные задачи на выработку стратегии. Эти задачи не входят в общеобязательную программу обучения математике, таких заданий нет и в школьных учебниках, однако, они по-прежнему занимают особое место среди олимпиадных задач.
В связи с этим при подготовке обучающихся к олимпиадам необходимо уделить таким задачам особое внимание. Самой действенной формой организации таких занятий являются факультативы и спецкурсы. Актуальность исследования определяется потребностью совершенствования методики подготовки учащихся 5-6 классов к решению олимпиадных задач на выработку стратегий.
Объект исследования: процесс подготовки обучающихся 5-6 классов к решению олимпиадных задач.
Предмет исследования: методика подготовки обучающихся к решению олимпиадных задач на выработку стратегий.
Цель: разработать методику подготовки обучающихся к решению олимпиадных задач на выработку стратегий.
Задачи исследования:
1) провести анализ педагогической, психологической, методической литературы по теме исследования;
2) изучить психолого-педагогические особенности обучения решению олимпиадных задач на выработку стратегий;
3) выделить основные типы таких задач в зависимости от способа их решения;
4) рассмотреть основные методы и формы подготовки
школьников к олимпиадам;
5) провести диагностику уровня мотивации школьников до и после проведения занятия по решению олимпиадных задач на выработку стратегий;
6) спроектировать цели, произвести отбор математического содержания и разработать факультатив по теме: «Решение олимпиадных задач на выработку стратегий»;
7) разработать три технологические карты факультативных занятий.
Методы исследования:
• теоретические (анализ психолого-педагогической и учебно-методической литературы по теме исследования);
• эмпирические (проведение диагностики уровня мотивации у обучающихся 6-а класса, посещающих факультативные занятия по математике, проверка эффективности разработанного факультатива).
Новизна исследования состоит в том, что был разработан факультативный курс по подготовке обучающихся к решению различного типа олимпиадных задач на выработку стратегий, разработаны три технологические карты занятий данного курса. Ранее в методических материалах такие материалы разработаны не были.
Теоретическая значимость: была проведена классификация олимпиадных задач; обоснованы и выделены основные типы олимпиадных задач на выработку стратегий; выявлены психолого-педагогические особенности подготовки обучающихся к решению такого типа задач.
Практическая значимость: разработанные дидактические материалы могут быть использованы учителем математики при проведении плановых занятий и факультатива в 5-6 классах.
В рамках данной работы был разработан факультативный курс для обучающихся 5-6 классов и технологические карты трех занятий, которые может использовать начинающий педагог в своей работе. Проведенная диагностика уровня мотивации обучающихся 6-а класса МАОУ Многопрофильная гимназия № 13 города Пензы, посещающих факультативные занятия по математике, подтвердила эффективность предлагаемых методических разработок.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Одной из наиболее актуальных задач изучения математики в школе является развитие личности обучающегося, его логического мышления, умения вырабатывать план действия в новой ситуации. В данном контексте педагогу необходимо не просто дать школьнику знания, умения, навыки, но и научить обучающегося критически мыслить, применять полученные знания. В современном мире человек зачастую встает перед сложным выбором, выработать оптимальную стратегию действий. Олимпиадные, нестандартные задачи и в частности игровые задачи на выработку стратегий являются одним из мощных инструментов развития личности и интеллекта обучающегося.
Цели и задачи, поставленные в начале работы, были полностью достигнуты. Мы провели исследование по определению уровня мотивации у обучающихся 6-а класса МАОУ Многопрофильная гимназия №13 города Пензы до и после проведения факультативного занятия по теме: «Определение выигрышной стратегии в играх» по методике изучения мотивации учения (Н.В. Калинина, М.И. Лукьянова). Из чего можно сделать вывод, что даже после проведения одного занятия по решению олимпиадных задач на выработку стратегий уровень мотивации у обучающихся заметно вырос.
Также были рассмотрены такие вопросы как игры и задачи на выработку стратегий с точки зрения математики, их классификация, психолого-педагогические особенности обучения решению таких задач, а также методы и формы подготовки учащихся к олимпиадам. В ходе рассмотрения этих было выявлено, что основной и более эффективной формой подготовки учащихся к решению олимпиад на выработку стратегий является факультативные занятия. В связи с этим было принято решение разработать факультативный кус для использования начинающего учителя математики в 6 классах, для подготовки обучающихся к участию в различного рода олимпиадах. Были разработаны три технологические карты занятий по темам: «Определение выигрышной стратегии в играх», «Симметрия в олимпиадных задачах на выработку стратегий», «Задачи на взвешивания с гирями».
Обучающиеся учатся самостоятельно составлять план действий, находить более рациональный способ выхода из ситуации. В обучении необходимо, прежде всего, ориентироваться на интеллектуальное развитие школьников, педагогу необходимо подбирать задания так, чтобы побуждать у обучающихся потребность в познавательной деятельности, активизировать познавательный интерес.
Таким образом, овладение обучающимися стратегической деятельностью означает сформированность умения самостоятельно планировать собственную познавательную деятельность. Эта потребность выражается в форме интереса, когда ученик ясно осознаёт объект и желает его познать и овладеть им. Занятие должно быть построено таким образом, чтобы обучающимся было интересно действовать, интересно слушать и высказывать собственную позицию, обобщать факты, открывать что-то новое для себя. Использование в своей работе стратегических задач поможет учителям добиться этого результата.



1. Балл Г. А. Теория учебных задач. Психолого-педагогический аспект : монография. М. : Педагогика, 1990. 184 с.
2. Гарднер М. Математические чудеса и тайны. URL: http://testuser7.narod.ru/Children/Gardner.pdf.Математические чудеса и тайны (дата обращения: 23.11.2019).
3. Генкин С. А., Итенберг И. В., Фомин Д. В. Ленинградские
математические кружки. URL:
https://www.mathedu.ru/text/genkin i dr leningradskie matematicheskie kruzhki 1994/p1/.Ленинградские математические кружки (дата обращения: 17.03.2020).
4. Гринько Е. П. Система работы с интеллектуально одаренными детьми : монография. Брест : Изд-во БрГУ, 2012. 229 c.
5. Гурова Л. Л. Психологический анализ решения задач : учеб. пособие. Воронеж : Изд-во Воронежского ун-та, 1998. 327 с.
6. Гурова Л. Л. Психология мышления : учеб. пособие. М. : ПЕР СЭ, 2005. 137 c.
7. Гусев В. А., Орлов И. А., Розенталь А. Л. Внеклассная работа по математике в 6-8 классах : книга для учителя. 2-е изд., перераб. и доп. М. : Просвещение, 1984. 169 c.
8. Диченко И. Г. Стратегические задачи как цель и средство обучения. URL:http://www.omsk.edu/article/vestnik-omgpu-153.pdf.Стратегические задачи как цель и средство обучения (дата обращения: 04.02.2020).
9. Епишева О. Б., Крупич В. И. Учить школьников учиться математике.
Формирование приемов учебной деятельности. URL:
https://www.mathedu.ru/text/episheva krupich uchit shkolnikov uchitsya matematike 1990/p0/.Епишева О. Б., Крупич В. И. Учить школьников учиться математике (дата обращения: 05.04.2020).
10. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь : для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. М. : Изд.-во центр Академия, 2001. 176 с.
11. Петров Н. Н. Математические игры : учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. Ижевск : УдГУ, 2017. 208 с.
12. Пойа Д. Математическое открытие. Решение задач: основные понятия,
изучение и преподавание. URL: http://bookre.org/reader?file=474331.
Математическое открытие (дата обращения: 18.03.2020).
13. Саранцев Г. И. Методика обучения математике в средней школе : учеб. пособие для студ. мат. и спец. пед. вузов и ун-тов. М. : Просвещение, 2002. 224 с.
14. Столяр А. А. Как математика ум в порядок приводит. URL: https://uch-lit.ru/matematika-2/dlya-studentov/stolyar-a-a-kak-matematika-um-v-poryadok-privodit.Как математика ум в порядок приводит (дата обращения: 22.11.2019).
15. Фарков А. В. Математические олимпиады: методика подготовки. URL:http://padaread.com/?book=47995.Математические олимпиады: методика подготовки (дата обращения: 09.04.2020).
16. Фридман Л. М. Как научиться решать задачи. URL: http://bookre.org/reader?file=331825.Как научиться решать задачи (дата обращения: 05.02.2020).
17. Шень А. Х. Игры и стратегии с точки зрения математики. 5-е изд., перераб. и доп. М. : МЦНМО, 2018. 56 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ