Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О РАЗМНОЖЕНИИ И РАЗВИТИИ РАСТЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Работа №15868

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы51
Год сдачи2016
Стоимость5970 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
819
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Формирование представлений о размножении и развитии растений у младших школьников 6
1.1. Опыление как необходимое условие размножения растений. Типы опыления 6
1.2. Плоды и семена растений. Развитие растений из семян 10
1.3. Теоретические аспекты программного материала по
формированию представлений о размножении и развитии растений 15
Выводы по 1 главе 21
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию представлений о
размножении и развитии растений у детей младшего школьного возраста 22
2.1. Констатирующий эксперимент 22
2.2. Формирующий эксперимент 27
2.3. Контрольный эксперимент 41
Выводы по 2 главе 45
Заключение 46
Список литературы 48


Актуальность. В ФГОС начального общего образования среди основных направлений работы школы сказано, что «воспитание эмоционально - ценностного, позитивного отношения к себе и к окружающему миру» имеет большое значение [18; 23]. Следовательно, государство ставит перед школой задачу совершенствования экологического образования подрастающего поколения, перехода к экологическому образованию для устойчивого развития [14; 38].
По программе «Окружающий мир» предметной линии учебной системы «Школа России», разработанной на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России формирование представлений о размножении и развитии растений продолжается в 3 классе в разделе «Эта удивительная природа» (18 ч) [29]. Процесс воздействия растений на органы чувств младших школьников начинается с ощущений. Чем больше анализаторов участвует в восприятии растений, тем, точнее, богаче, ярче и содержательнее их представления [19].
Как известно, для всех живых организмов характерны определенные признаки живой материи, отличающие их от неживой природы, такие как питание, дыхание, раздражимость, выделение, размножение, рост и подвижность [11]. Среди живой природы особое место занимают растения, которые являются основными продуцентами органического вещества и кислорода на планете [12; 14; 17]. В результате фотосинтеза они ежегодно создают 4х10п т биомассы [22], которая в разной степени потребляется растительноядными животными и человеком. Определенная стабильность в численности и биомассы тесно связана с размножением и развитием растений, в связи и с чем изучение данной темы актуально до тех пор, пока есть жизнь на Земле.
Проблема исследования: каковы условия, способствующие эффективному формированию представлений о размножении и развитии растений у младших школьников?
Предмет исследования - методика преподавания предмета «Окружающий мир».
Объект исследования - процесс формирования представлений о размножении и развитии растений у младших школьников.
Цель исследования - формирование представлений о размножении и развитии растений у младших школьников (на примере учащихся 3 класса)
Гипотеза исследования - успешное формирование представлений о размножении и развитии растений у младших школьников возможно, если:
- изучить поэтапно механизмы оплодотворения и опыления растений;
- выявить особенности распространения и прорастания семян растений..
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезы предстояло решить следующие задачи:
1. проанализировать и учебно-методическую, научную литературы по теме исследования;
2. подобрать и подготовить для экспериментальной части методический материал по выявлению и формированию представлений о размножении и развитии растений согласно учебной программе УМК «Школы России» А.А. Плешакова (2011) [29];
3. Организовать и провести экспериментальную часть работы и обобщить полученные результаты методами обработки данных.
Методы исследований: опрос (беседа), тестирование, наблюдение, эксперименты и обработка и анализ полученных результатов [1].
Экспериментальная база исследований: МБОУ СОШ с. Балгазын Муниципального района «Тандинский кожуун» Республики Тыва. В экспериментах приняли участие 40 учащихся из 3 классов.
Методическую основу исследования составили издания А.А. Плешакова в соавт., такие как рабочие программы УМК «Школа России» 1-4 классы. «Окружающий мир» (2011), «Окружающий мир». Тесты 3 класс (2010), Атлас-определитель «От земли до неба (2010), Зеленые страницы. Книга для учащихся начальных классов (2010), Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 3 класс (2010), Великан на поляне или Первые уроки экологической этики (2010), Окружающий мир. Учебник. 3 класс (2011) [25-32].
Структура и объем исследования. Работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка литературы в количестве 46 наименований, изложена на 51 страницах компьютерного текста, содержит 14 рисунков и 6 таблиц.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе проведенных исследований по теме «Формирование представлений о размножении и развитии растений у детей младшего школьного возраста» мы пришли к следующим выводам:
1. опыление это есть перенос пыльцы из пыльников на рыльце пестика, и является необходимым условием для размножения растений. Различают два типа опыления - самоопыление и перекрестное. В природе преобладает перекрестное опыление, которое осуществляется биотическими и абиотическими факторами природы..
2. Плоды с семенами образуются на месте цветков после опыления. Они бывают сухие и сочные. Именно плодики с семенами позволяют растениям распространяться на значительные расстояния. Семя продукт процесса опыления, в нем находится зародыш - главная часть семени. К условиям прорастания семени относится вода, тепло и воздух. Проросток растет и со временем превращается во взрослое растение. На нем появляются цветки, а после опыления на месте цветков - плоды с семенами. Получается, что из семян в благоприятных условиях развиваются новые растения.
3. В процессе формирования представлений о размножении и развитии растений у детей 3 класса изучение механизма опыления, особенности распространения и прорастания семян являются существенными. В процессе формирования представлений о размножении и развитии растений у детей 3 класса необходимым условием является организация и проведение урока, внеурочных работ и внеклассного занятия. Более того, важно эффективно использовать сочетание методов обучения.
4. В констатирующем эксперименте доля учащихся 3 класса с высоким уровнем сформированности представлений о размножении и развитии растений в контрольной группе составила 10% , экспериментальной - 0 %, со средним уровнем - 55 и 50 %, с низким - 35 и 50 % соответственно.
Формирование представлений о размножении и развитии растений у детей 3 класса находится на недостаточном уровне, что появилась необходимость в организации и проведении формирующего эксперимента в экспериментальной группе 3 класса.
5. В формирующем эксперименте были организованы и проведены следующие мероприятия: урок «Размножение и развитие растений» и внеклассные занятия ««Развитие растений из семян», которые сопровождались циклами наблюдений за развитием растений из семян на примере двух объектов лука Патуна и Кислицы обыкновенной. С целью расширения представлений о размножении и развитии растений, параллельно проведено занятие на тему «Посадка луковицы лука». Итоговым занятием является внеклассное мероприятие «О самом главном в размножении и развитии растений», где ученики демонстрировали умение выделять существенные признаки из явлений, которые наблюдаются в ходе размножения и развития растений.
6. В контрольном эксперименте доля учащихся с высоким уровнем сформированности представлений о размножении и развитии растений в контрольной и экспериментальной группе составляет 10 и 25 %, средним - 70 и 65 %, низким - 20 и 10 % соответственно.



1. Ананьев Б.Г. Психология педагогической оценки. Изб. Психол. Труды. Т.2. - М., 1980. - С. 4-10.
2. Баранов С. П. Сущность процесса обучения. — М.: Просвещение, 1981.— 143 с.
3. Билич Г.Л. Биология полный курс. Ботаника / Г.Л. Билич, В.А. Крыжановский. М.: Оникс, 2007. - С. 496.
4. Ботаника. Иллюстрированная энциклопедия /ред. Группа: Г. Огуреева, И. Миляева, С. Мирнова. - М.: Мир энциклопедий Аванта+, 2008. - 96 с.: ил.
5. Ботаника. Учебник / под ред. Ю. Т. Дьякова. — М.: изд-во МГУ, 2007. — 559 с. — (Классический университетский учебник). — ISBN 978-5-211¬05336-6
6. Бровкина Е. Т. Ознакомление с окружающим миром. Природоведение: Методика преподавания в начальной школе: Учебное пособие для студентов средних и высших педагогических учебных заведений / Е.Т. Бровкина, Т.А. Козлова, В. А. Герасимов. - М.: Академия, 2000 - 224 с.
7. Васильев А.Е., Воронин Н.С., Еленевский А.Г. и др. Ботаника с основами фитоценологии: Анатомия и морфология растений: учеб, пособие для студентов ВУЗ / Т.И. Серебряков, Н.С. Воронин, А.Г. Еленевский и др. - М.: ИКЦ Академкнига, 2007. — 543 с.
8. Ботаника. Методические указания к учебной практике. Часть 1. /сост. А.А. Заварзин, Г.М. Кукуричкин. - Сургут: Дефис, 2004. - 80 с.
9. Григорьева Е. В. Методика преподавания естествознания : учеб, пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Педагогика и методика начального образования» / Е.В. Григорьева. - М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2008. - 253 с.
10. Дерябо С.Д. Экологическая педагогика и психология / С.Д. Дерябо, В.А. Левин. - Ростов-на-Дону: Изд-во «ФЕНИКС», 1996. - С. 418-431.
11. Долгачева В.С. Генеративные органы растений / В.С. Долгачева, Е.М. Алексахина // Ботаника. М.: Издательский центр «Академия», 2008. - С. 140-165.
12. Еленевский А. Г. Ботаника. Систематика высших, или наземных, растений: учебник для студ. высш. пед. учеб, заведений / А. Г. Еленевский, М. П. Соловьев, В. Н. Тихомиров. — 4-е изд., исп. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. — С. 40.
13. Естествознание: Учебник-хрестоматия для 3 класса трехлетней начальной школы. / Авторы-составители И. П. Товпинец, Н. Я. Дмитриева. 3-е изд. — М.: Просвещение, 2000. — 224 с: ил.
14. Жизнь растений. В 6-ти т. / Гл. ред. Ал. А. Фёдоров. — М.: Просвещение, 1978. —447 с.
15. Клепинина З.А. Практикум по методике преподавания естествознания в начальной школе: учеб, пособие для студ. пед. вузов / З.А. Клепинина Г.Н. Аквилева. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 144 с.
16. Козина Е.Ф. Методика преподавания естествознания / Е.Ф. Козина, Е.Н. Степанян. - М.: Академия, 2004. -496 с.
17. Лотова Л.И. Ботаника. Морфология и анатомия высших растений, М., 2007. - 512 с.
18. Молодцова Н.Г. Практикум по педагогической психологии. - СПб.: Питер, 2009. - 208 с.
19. Немов Р.С. Психология: в 3 кн. Кн.1. Общие основы психологии. - 3-е изд. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1997. - 688 с.
20. Немов Р.С. Психология: учеб, для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн. - 3-е изд. - М.: Гуманит, - 2001. Кн. 3: Психодиагностика. - С. 148— 153.
21. Нисканен Л.Г. Первое знакомство с природой. Практические советы педагога. - М.: Школьная пресса, 2005. - 64 с.
22. Онипченко В.Г. Растения // Функциональная фитоценология. Синэкология растений. - М.: Красанд, 2013. - С. 45—95.
23. Определитель Растений Республики Тывы. Новосибирск, 2007. - 706 с.
24. Петросова Р.А. Методика обучения естествознанию и экологическое воспитание в начальной школе / Р.А. Петросова, В.П. Голов, В.И. Сивоглазов.: Учеб, пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 176 с.
25. Плешаков А. А. Зеленые страницы: кн. для учащихся нач. кл. / А. А. Плешаков. - 12-е изд. - М.: Просвещение, 2009. - 223 с.
26. Плешаков А. А. Окружающий мир. Учебник. 3 класс. В 2 частях. Часть 1 / А. А. Плешаков. — М.: Просвещение, 2011. — 160 с.
27. Плешаков А. А. Новое в курсе ознакомление с окружающим миром. Нач. школа. — 1992. — № 7 8 — С. 49—54.
28. Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 3 класс. В 2 ч. — М.: Просвещение, 2010.
29. Плешаков А. А. Окружающий мир. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России» 1-4 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2011. - 223 с.
30. Плешаков А. А. От земли до неба: атлас-определитель: пособие для учащихся обеобразоват. учреждений / А.А. Плешаков. - 11-е изд. - М. Просвещение, 2010. - 222 с.
31. Плешаков А.А. Окружающий мир. Тесты 3 класс / А.А. Плешаков, Н.Н. Гара, З.Д. Назарова. - М.: Просвещение, 2010. - 92 с.
32. Плешаков А.А. Великан на поляне или Первые уроки экологической этики. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / А.А. Плешаков, А.А. Румянцев. - М.: Просвещение, 2010. - 123 с.
33. Пономарева И. Н. Общая методика обучения биологии / И. Н. Пономарева, В. П. Соломин, Г. Д. Сидельникова. - М: Академия, 2007. - 280 с.
34. Родионова А.С.Рост и развитие растений / А.С. Родионова, В.Б. Скупченко, О.Н. Малышева, Ю.В. Джикович // Ботаника. Лесное хозяйство - М.: Академия, 2008. - С. 173—180.
35. Самбыла Ч.Н. Цветок. Соцветие. Плоды // Естествознание. Ботаника. Учебно-методическое пособие. - Кызыл, 2015. - С. 85-94.
36. Сапронова О. Д. Использование занимательного материала на уроках природоведения // Нач. школа. — 1992. — № 7 8. — С. 43—46.
37. Симонова Л. П. Экологическое образование в начальной школе: учеб, пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений. - М.: «Академия», 2000. - 160 с.
38. Соловков И. А. Начальное образование в России. — М: Прометей, 1992.—150 с.
39. Сосновская Е. Б. Методика преподавания природоведения: Учебник для ссузов.- М.: "Приор-издат", 2005. — 208 с.
40. Тарычева Л.А. Занимательные упражнения на уроках природоведения // Нач. школа. — 1990. —№1— С. 16-17.
41. Цветкова И. В.Экологическое воспитание младших школьников: Теория и методика внеурочной работы: Учебное пособие для студентов вузов / И.В. Цветкова - М.: Педагогическое общество России, 2000 - 176 с.
42. https://vandex.ru/images/search7img url.
43. http://medbiol.ru/medbiol/botanica/000e416c.htm).
44. https: //ru.wikipedia. org/wiki/
45. http://cito-web.vspu.org/link1/metod/met49/node14.html
46. http://nsportal.ru/nachalnava-shkola/okruzhavushchii-mir/2014/05/09/urok-
okruzhavushchego-mira-v-3-klasse-razmnozhenie


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ