Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Театрально-игровая деятельность как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста

Работа №158428

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы89
Год сдачи2020
Стоимость4385 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
45
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ТЕАТРАЛЬНО-ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Понятие экологического воспитания детей старшего дошкольного
возраста 8
1.2. Пути и средства экологического воспитания детей старшего
дошкольного возраста 16
1.3. Организация театрально-игровой деятельности детей в ДОО 27
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ТЕАТРАЛЬНО¬ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1. Диагностика сформированности представлений об окружающем мире и экологической воспитанности детей старшего дошкольного возраста 38
2.2. Содержание работы по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста в процессе театрально-игровой деятельности 47
2.3. Определение эффективности использования театрально-игровой деятельности в работе по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 66
ПРИЛОЖЕНИЯ 69


Одной из актуальнейших тем современности является экологическое воспитание дошкольников. Дошкольный возраст - оптимальный этап для экологического воспитания. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребёнка с природой, а также в его поведении в природе. Благодаря этому возможно формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, активность в решении некоторых экологических проблем, воспитание сопереживания к ней [19, с. 242].
Наиболее благоприятным для простраивания взаимодействия и взаимовлияния ребёнка и природной среды в педагогических и психологических исследованиях признается старший дошкольный возраст, который характеризуется исследовательской позицией ребёнка, его любознательностью, активным эмоциональным откликом, отзывчивостью по отношению к окружающему миру [17].
Активное реформирование системы дошкольного образования зачастую неверно истолковывается воспитателями и направляется на интеллектуальное развитие детей, оставляя в стороне развитие эмоциональной сферы детей. Ученые утверждают, что залогом успешного воспитания (экологического в том числе), является создание таких условий, которые способствуют развитию эмоциональной восприимчивости и отзывчивости детей [22, с. 113].
Положительные эмоции являются могучими побудителями человеческой деятельности. Такой деятельностью в дошкольном возрасте является игра. Она же - основное средство формирования экологической направленности личности ребёнка. Игровая деятельность дошкольников весьма разнообразна. Особая роль в решении задач, связанных с воспитанием и развитием ребёнка-дошкольника принадлежит театру. В практике ДОО используется большое количество разных видов театра. Однако, на наш взгляд именно симбиоз этих двух видов деятельности (театральной и игровой) будет способствовать процессу успешного экологического воспитания дошкольников в современных ДОО.
Под театрально-игровой деятельностью ученые понимают «игры в театр», «сюжетами которых служат хорошо известные сказки или театральные представления по готовым сценариям» [8, с. 24]. В отличие от сюжетно-ролевых игр театрализованные характеризуются не столько сюжетной линией, как характером игровой деятельности. Театрализованные игры являются играми-представлениями, которые имеют фиксированное содержание в виде литературного произведения, разыгрываемого детьми в лицах. В них, как и в настоящем театральном искусстве, с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, поза и походка, создаются конкретные образы.
Обладая специфическими особенностями (сочетание познавательного и занимательного начал), театрализованные игры экологической направленности предоставляют детям возможность оперировать заключёнными в их содержании знаниями, способствуя, таким образом, уточнению, закреплению и обобщению ранее полученных знаний, расширению кругозора.
Проблемами экологического воспитания и развития у дошкольников целесообразного поведения в природе занимались А.И. Иванова, Н.В. Коломина, Л.И. Егоренков [13] и др. В своих работах данные ученые раскрывают цель, задачи, принципы и условия экологического воспитания дошкольников. Психолого-педагогическое обоснование проблем экологического воспитания детей дошкольного возраста отражено в работах В.П. Горошенко, С. Н. Николаевой [23], Н. Ф. Ярышевой и др.
Несмотря на достаточно широкую освещенность отдельных аспектов экологического воспитания дошкольников, не рассмотрено экологическое воспитание дошкольников в современных ДОО посредством театрально - игровой деятельности. Все вышеизложенное свидетельствует об актуальности выбранной темы исследования.
Объект исследования - экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - театрально-игровая деятельность как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования заключается в определении эффективности использования театрально-игровой деятельности в работе по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.
Исходя из предмета, цели и гипотезы исследования были сформулированы следующие задачи исследования:
1) изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста;
2) проанализировать пути и средства экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста;
3) раскрыть роль театрально-игровой деятельности в работе по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста;
4) подобрать методику и выявить уровень сформированности представлений об окружающем мире и экологической воспитанности детей старшего дошкольного возраста;
5) разработать и апробировать содержание работы по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста в процессе театрально-игровой деятельности;
6) изучить эффективность проведённой работы и сделать соответствующие выводы.
Поставленные задачи обусловили выделение четырёх этапов работы:
I этап (май-август 2019 года) был посвящен изучению и анализу литературы по теме исследования;
II этап (сентябрь 2019 года) предполагал проведение диагностики сформированное™ представлений об окружающем мире и экологической воспитанности детей старшего дошкольного возраста;
III этап (октябрь 2019 года - март 2020 года) включал формирующий эксперимент, направленный на определение и апробацию содержания работы по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста в процессе театрально-игровой деятельности;
IV этап (апрель-май 2020 года) предусматривал повторную диагностику и определение динамики сформированности представлений об окружающем мире и экологической воспитанности у детей старшего дошкольного возраста.
В нашем исследовании мы исходим из гипотезы. Она состоит в предположении, что в ходе систематической, планомерной и целенаправленной работы, основанной на использовании театрально-игровой деятельности, произойдут качественные и количественные изменения в уровне экологической воспитанности у выделенной группы дошкольников.
Для решения поставленных задач в процессе проверки гипотезы использовались следующие методы:
а) теоретические методы: изучение и анализ теоретической литературы по проблеме исследования, анализ и обобщение материала, полученного в наблюдениях, беседах, эксперименте, т.е. эмпирическим путём;
б) эмпирические методы: наблюдение, беседа, изучение опыта работы воспитателей, педагогический эксперимент.
Теоретико-методологической основой исследования являются работы Е.А. Антипиной [3], Л.В. Артемовой [4], Г. Казарчук [15], М.Д. Маханевой [20], С.Н. Николаевой [25], Н.А. Рыжовой [29], Э.Г. Чуриловой [31] и др.
Практическая значимость работы заключается в том, что материалы исследования могут быть использованы педагогами-практиками в образовательном процессе ДОО.
База исследования: МБДОУ д/с №88 г. Пензы «Светлячок».
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 32 наименования, и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Тема выпускной квалификационной работы актуальна. Дошкольное детство - самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе, позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально¬ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно- экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействии ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней.
Эффективный путь формирования основ экологического сознания и экологической культуры состоит в том, чтобы не только передавать знания, но и формировать отношения и взаимоотношения с окружающей средой. Для этого наряду с традиционными формами обучения широко используются и нетрадиционные формы работы с детьми.
С целью экологического воспитания и просвещения можно использовать театрально-игровую деятельность. Такая деятельность в форме разыгрывания сюжетов экологических сказок (игры-драматизации и игры- театрализации) даёт возможность передать взаимодействие в мире природы в собственной интерпретации детей.
В первой главе представлен анализ научных источников по проблеме исследования, раскрывающих понятие экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста, его пути и средства. Рассматривается альтернативный вариант классического экологического воспитания дошкольников в современных ДОО посредством театрально-игровой деятельности, приводится трактовка данного понятия, описываются основные характеристики.
Во второй главе представлены описание организации и анализ опытно-экспериментальной работы по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста в процессе театрально-игровой деятельности.
Экспериментальная работа осуществлялась на базе МБДОУ д/с №88 г. Пензы. Исследование состояло из трёх этапов: 1 этап - констатирующий: на этом этапе была проведена первичная диагностика уровня сформированности представлений об окружающем мире и экологической воспитанности детей старшего дошкольного возраста; 2 этап - формирующий: на этом этапе с детьми ЭГ проводились различные формы работы, направленные на формирование представлений об окружающем мире и правилах поведения в природе через театрально-игровую деятельность детей старшего дошкольного возраста; с детьми КГ работа велась по традиционной методике в соответствии с реализуемой в ДОО программой; 3 этап - контрольный: на этом этапе была проведена повторная диагностика сформированности представлений об окружающем мире и экологической воспитанности у детей старшего дошкольного возраста с целью определения эффективности проведённой работы. Сопоставление полученных результатов с данными стартовой диагностики позволило выявить положительную динамику в сформированности представлений об окружающем мире и экологической воспитанности у детей старшего дошкольного возраста ЭГ, тогда как в КГ эти изменения не были столь значительными. Это говорит об эффективности предложенной нами работы по данному направлению.
Исходя из сравнительного анализа результатов констатирующего и контрольного этапов исследования, можно говорить о том, что в ходе систематической, планомерной и целенаправленной работы, основанной на использовании театрально-игровой деятельности, произойдут качественные и количественные изменения в уровне экологической воспитанности у выделенной группы дошкольников.
Таким образом, поставленные в исследовании задачи решены, гипотеза подтверждена. Перспективами исследовательской деятельности в данном направлении является изучение процесса формирования личностных свойств и качеств детей в процессе приобщения к окружающей действительности.



1. Аксенова З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. - М.: ТЦ Сфера, 2011. - 128 с.
2. Акулова О.А. Театральные игры. // Дошкольное воспитание. - 2005.
- №4. - С. 24-32.
3. Антипина Е.А. Театрализованная деятельность детей в детском саду: игры, упражнения, сценарии. - М.: ТЦ Сфера, 2003. - 256 с.
4. Артёмова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. - М.:
Просвещение, 1991. - 127 с.
5. Афанасьева Е. Экология не знает границ. // Юный натуралист. - 1990. - №1. - С. 30-32.
6. Базарнов В.Ф. Экскурсия как форма экологического образования. - Томск, 1997. - 132 с.
7. Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей: форма, цвет, звук. - Ярославль, 1997. - 128 с.
8. Бочкарева Л.П., Коршикова Т.В. Культурологическое образование детей дошкольного возраста. Методическое пособие. Выпуск 4. Сердце на ладошке. - Ульяновск: МПК ПРО, 1999. - 80 с.
9. Ветлугина Н.А. Эстетическое воспитание в детском саду. - М.: Просвещение, 1978. - 207 с.
10. Галигузова Л.Н. Дошкольная педагогика: учебник и практикум для академического бакалавриата. - М.: Издательство Юрайт, 2017. - 284 с. - URL:https://biblio-online.ru/book/8C8321DE-CC2C-4F75-A526-4367A5D83DD2
11. Дежникова Н.С., Иванова Л.Ю. и др. Воспитание экологической культуры у детей и подростков: учебное пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2001. - 160 с.
12. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. / Под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. - СПб.: Питер, 2013. - 464 с.
13. Егоренков Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и
младших школьников: пособие для родителей, педагогов и воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей начальных классов. - М.:
АРКТИ, 2001. - 128 с.
14. Золотова Е.И. Знакомим дошкольников с миром животных. - М.: Просвещение, 1998. - 127 с.
15. Казарчук Г. Дидактические игры в экологическом воспитании дошкольников. // Ребёнок в детском саду. - 2007. - №3. - С. 12-15.
16. Лопатина А.А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания. - М.: Амрита-Русь, 2008. - 256 с.
17. Марковская М.М. Уголок природы в детском саду. - М., 1989. - 128 с.
18. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. - М.: Творческий центр Сфера, 2001. - 156 с.
19. Миронова С.А. Формирование экологической культуры дошкольников средствами театральной деятельности. // Молодой ученый. - 2019. - №28 (266). - С. 242-244. - URL:https: //moluch.ru/archive/266/61483/
20. Мирошниченко И.В., Шапирова Л.Р. и др. Театрализованно-игровая деятельность как средство развития эмоциональной сферы дошкольника. // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы III Междунар. науч. конф. - СПб.: Своё издательство, 2017. - С. 56-58. - URL: https://moluch.ru /conf/ped/archive/273/13330/
21. Михайлова А.Я. Театр в эстетическом воспитании младших школьников. - М., 1975. - 121 с.
22. Мурадасилова З.А. Экологическое воспитание дошкольников в современных ДОУ посредством театрально-игровой деятельности. // Молодой ученый. - 2017. - №34 (168). - С. 113-115. - URL:https: //moluch.ru/archive/168/45417/
23. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду. - М.: Просвещение, 2000. - 256 с.
24. Николаева С.Н. Общение с природой начинается с детства. - Пермь, 1992. - 127 с.
25. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования. - М., 2002. - 131 с.
26. Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду. - М., Школьная пресса, 2001. - 175 с.
27. Приказ №1155 от 17.10.2013 г. «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». - URL:http://legalacts.ru/doc/prikaz-minobrnauki-rossii-ot-17102013-n-1155/
28. Рунова М.А. и др. Ознакомление с природой через движение: интегрированные занятия. - М., 2006. - 80 с.
29. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. - М., 2001. - 271 с.
30. Цветкова И.В. Эко-проект «Маленький принц», или Экологические задания маленьким хозяевам нашей планеты. - М.: Просвещение, 1994. - 275 с.
31. Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 160 с.
32. Экологическое воспитание дошкольников: пособие для
специалистов дошкольного воспитания. / Автор-сост. С.Н. Николаева. - М., 1998. - 157 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ