Заказать работу


Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ГРАФИЧЕСКОГО И УСЛОВНО-СХЕМАТИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Работа №33416
Тип работыДипломные работы, ВКР
Предметпсихология
Объем работы115
Год сдачи2018
Стоимость3700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено 354
Не подходит работа?

Узнай цену на написание

Введение
Глава 1.Теория и практика использования метода моделирования в формировании экологических представлений детей старшего дошкольного возраста 10
1.1. Сущность понятий «модель», «моделирование», их место в формировании
экологических представлений детей 10
1.2. Психолого-педагогические исследования проблемы использования метода
моделирования в познании детьми мира природы 18
1.3. Освоение дошкольниками навыков графического и условносхематического моделирования объектов природы 24
Выводы по первой главе 32
Глава 2. Опытно - экспериментальная работа по экологическому образованию старших дошкольников с использованием метода графического и условносхематического моделирования 35
2.1. Изучение уровней экологического образования детей старшего
дошкольного возраста 35
2.2. Организация экологического образования детей старшего дошкольного
возраста на основе применения метода графического и условно-схематического моделирования 46
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы 64
Выводы по второй главе 71
Заключение 73
Список литературы 76
Приложения


Взаимоотношение человека с природой - актуальный вопрос современности. Богатство и многообразие мира природы год от года ухудшается, уменьшается вследствие интенсивной хозяйственной деятельности человека, который непрестанно вносит изменения в природный баланс, нарушая тем самым экологическое равновесие окружающей среды. Всё это побуждает к более интенсивному поиску способов осмысления ценностей природы, средств развития экологического мышления у населения планеты.
Постепенно появлялась мысль о необходимости создания непрерывного экологического образования, которое предполагает обучение бережному отношению человека к окружающему миру и вместе с тем совершенствованию внутреннего мира самого человека. Только сознание себя как части макромира позволяет строить гармоничные отношения с окружающей средой.
Каждый ребенок хочет радоваться новому дню, приносить радость своим родителям, узнавать каждый день все больше нового и интересного, хочет познавать прекрасный мир, который его окружает. Доказано, что общение с природой благотворно сказывается на общем развитии ребенка, так как именно это общение позволяет не только познать закономерности развития живой природы, но и учит ребенка жить в согласии с природой, учит ее любить, уважать, почитать и беречь.
Дети дошкольного возраста - это самые маленькие жители Земли. Они объединяют вокруг себя очень многих взрослых (родителей, родственников, воспитателей), экологическая культура которых может развиваться и совершенствоваться в рамках практической реализации экологического образования детей, которое является сравнительно новым направлением в дошкольной педагогике.
Дошкольный возраст - оптимальный этап в развитии экологической культуры личности. Это возраст образных форм сознания, и основными средствами, которыми ребёнок овладевает, являются образные средства: сенсорные эталоны, различные символы и знаки, носящие образный характер (прежде всего, это разного рода наглядные модели, схемы).
В дошкольном возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, а также в его поведении в природе. Именно благодаря этому появляется возможность формирования экологических знаний у детей, норм и правил взаимодействия с природой, воспитания любви к природе, воспитания сопереживания к ней, активности в решении некоторых экологических проблем.
Эффективность работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста зависит от особенностей реализации методов и использования разнообразных форм работы по экологическому воспитанию. Главная задача педагога - наглядно продемонстрировать причинноследственную связь природных объектов, развивать такие стороны мышления, как умение прогнозировать, устанавливать общность предметов.
На практике, решение обязательной для каждого дошкольного образовательного учреждения задачи по ознакомлению детей с природой чаще всего сводится к накоплению системы знаний и опыта практического взаимодействия с природой вне осмысления характера протекания процесса освоения ее детьми, и соответственно сущности педагогической деятельности по ее организации.
Основной смысл педагогического поиска в современных условиях заключается в выявлении оптимальных условий для формирования естественнонаучных представлений, т.е. экологического мышления - способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей.
Процесс познания окружающего мира непрост для ребёнка. Начинается он с чувственного восприятия. Однако многие явления природы невозможно воспринимать непосредственно. Часто на основе чувственного познания требуется построить в сознании обобщённое представление об объекте или целом явлении природы.
Большую помощь в этом оказывает моделирование и модели, рекомендованные следующими программами: «Юный эколог»
С.Н.Николаевой; «Наш дом - природа» Н.А. Рыжовой. Данные программы широко используются нами в выпускной квалификационной работе.
С.Н. Николаева в программе «Юный эколог» выделяет два аспекта содержания экологического воспитания: передачу экологических знаний и их трансформацию в отношение. Автор подчеркивает, что экологическое воспитание связано с наукой экологией и различными ее ответвлениями. В его основе лежат «адаптированные на дошкольный возраст ведущие идеи экологии: организм и среда, сообщество живых организмов и среда, человек и среда» [51].
Основная цель программы Н.А. Рыжовой «Наш дом - природа» - воспитание с первых лет жизни гуманной, социально-активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним. Особое внимание в ней уделяется формированию целостного взгляда на природу и место человека в ней. Большое внимание уделяется развитию у детей элементарных представлений о существующих в природе взаимосвязях. Дошкольники учатся понимать, насколько тесно природные компоненты связаны между собой и как живые организмы зависят от среды обитания. Человек рассматривается как неотъемлемая часть природы. Такой подход позволяет подвести детей к элементарному пониманию проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой и последствий деятельности людей [50].
В выпускной квалификационной работе мы рассмотрели исследования Н.И. Ветровой, А.И. Ивановой и других авторов, а именно проблему использования в экологической работе с детьми условно-схематических и графических моделей. Для определения уровня сформированности экологических знаний дошкольников нами используются контрольные задания, предложенные кандидатом педагогических наук О.А. Соломенниковой.
В выпускной квалификационной работе рассмотрены подходы к содержанию экологического воспитания дошкольников, метод графического и условно-схематического моделирования (как разновидность методов экологического воспитания). Процесс познания окружающего мира начинается с непосредственного чувственного восприятия предметов, объектов окружающей действительности. Особенно это касается начальных этапов развития человека. Вместе с тем, не все предметы и объекты окружающего мира, возможно познать непосредственно. Очень часто, для осуществления этого познания, необходимо «построить» в сознании абстрактное, обобщенное представление о том или ином объекте, предмете или явлении. Так, без абстрактного, обобщенного представления о мире природы, невозможно сформировать у детей дошкольного возраста систему представлений о месте природы в жизни человека, причем, жизни духовной, нравственно-этической, а не материальной, прагматической. Лишь усвоив всю сущность сложных связей и зависимостей между живыми организмами и средой их обитания, осознав важность и значимость учета морфофункциональных особенностей обитателей мира природы, у ребенка, возможно, сформировать своеобразный подход к природе, основы экологического сознания, экологической культуры. Решению этих задач может способствовать активное применение в экологическом образовании дошкольников условно-схематических и графических моделей объектов природы. Однако наблюдения практики работы детских садов показывают, что метод графического и условно-схематического моделирования в экологическом образовании дошкольников применяется ограниченно: в основном, воспитатели используют лишь работу с календарями погоды.
Обозначенные противоречия позволили сформулировать проблему исследования: возможно ли повысить уровень экологического образования детей старшего дошкольного возраста, систематически используя метод графического и условно-схематического моделирования?
Объект исследования: процесс экологического образования дошкольников.
Предмет исследования: использование метода графического и условносхематического моделирования в экологическом образовании дошкольников.
Цель исследования: разработка комплекса мероприятий с систематическим применением метода графического и условно-схематического моделирования для повышения уровня экологического образования детей дошкольного возраста.
Гипотеза: разработка комплекса мероприятий на основе метода графического и условно-схематического моделирования позволит существенно повысить уровень экологического образования детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого - педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Дать характеристику моделей и моделирования, используемых в экологическом образовании дошкольников.
3. Изучить уровни сформированности экологического образования у детей старшего дошкольного возраста;
4. Разработать комплекс мероприятий по повышению уровня экологического образования старших дошкольников с использованием метода графического и условно-схематического моделирования, проверить их эффективность в опытно - экспериментальной работе.
Методы исследования:
- теоретический анализ литературы;
- педагогический эксперимент;
- тестирование;
- наблюдение;
- беседа;
- методы математической обработки данных.
База исследования. Исследование проводилось в Муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад №115 »
Авиастроительного района города Казани и в Муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад №14»
Авиастроительного района города Казани.
Продолжительность исследования: 9 месяцев.
Количество испытуемых: 2 группы по 24 человека, в возрасте 6-7 лет.
Практическая значимость и новизна исследования :
Разработан и реализован комплекс мероприятий на основе систематического использования метода графического и условносхематического моделирования в экологическом образовании детей старшего дошкольного возраста.
Составлена и предложена воспитателям консультация «Применение моделей, схем в экологическом образовании дошкольников».
Структура ВКР: работа состоит из введения, 2-х глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Во введении обоснована актуальность исследования, сформулированы компоненты понятийного аппарата.
В первой, теоретической главе, рассмотрены базовые понятия темы, основные составляющие моделирования; раскрыта специфика использования метода графического и условно-схематического моделирования в экологическом образовании старших дошкольников.
Во второй главе описаны ход и результаты проведенного опытно - экспериментального исследования. Изучены уровни сформированности экологического образования дошкольников; представлены содержание и методика работы по использованию метода графического и условносхематического моделирования в экологическом образовании старшего дошкольника; обобщены полученные результаты.
В заключении сформулированы основные выводы по проведенному исследованию.
Список литературы включает 69 источников.
Приложение изложено на 30 страницах. Состоит из 6 таблиц, диагностических, иллюстративных материалов, консультации для воспитателей.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании студенческих
и аспирантских работ!


Начало XXI века можно назвать временем развития двух значимых с точки зрения экологии процессов: углубления экологических проблем планеты до кризисного состояния и их осмысление человечеством. За рубежом и в России в этот период происходило становление нового образовательного пространства - системы непрерывного экологического образования: проводились конференции, съезды, семинары, создавались программы, технологии, учебные и методические пособия для различных категорий учащихся. В нашей стране сформировалась общая Концепция непрерывного экологического образования, начальным звеном которой является сфера дошкольного воспитания. На этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни.
Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Но только при одном условии - если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.
В работе с дошкольниками по их экологическому воспитанию должен быть использован интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь исследовательской деятельности, музыки, изобразительной деятельности, физической культуры, игры, театральной деятельности, литературы, моделирования, просмотра телепередач, экскурсий, а также организации самостоятельной деятельности детей т. е. экологизацию различных видов деятельности ребенка.
Целью настоящей выпускной квалификационной работы было: теоретически обосновать и практическим путем проверить эффективность использования метода графического и условно-схематического моделирования в формировании экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Мы изучили теорию и практику использования метода моделирования в экологическом образовании старших дошкольников, а также рассмотрели базовые понятия темы, основные составляющие метода моделирования.
Метод моделирования имеет много плюсов, прежде всего потому, что моделирование как нельзя лучше соответствует особенностям умственного развития старшего дошкольника, и, прежде всего, наглядно-образному характеру его мышления. На этой основе у детей формируются представления и понятия об объектах, явлениях окружающего мира природы, систематизация которых обеспечивает формирование экологических представлений через использование модели.
Педагогический эксперимент, проведенный нами в соответствии с целью исследования и гипотезой, проходил в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.
В ходе констатирующего эксперимента мы определили критерии уровней экологической воспитанности старших дошкольников, подобрали диагностический материал и оборудование и провели диагностику уровней экологической воспитанности детей в экспериментальной и контрольной группах. Диагностика проводилась с учетом возрастных особенностей дошкольников по двум направлениям: формирование экологических знаний и экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам.
На основании полученных в ходе констатирующего эксперимента результатов, а также анализа и обобщения психолого-педагогической и научнометодической литературы, нами была спланирована работа по обогащению экологических знаний дошкольников экспериментальной группы и формированию у них экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам на основе использования условно - схематических, графических моделей.
Для определения эффективности проделанной работы в ходе формирующего эксперимента нами был проведен контрольный эксперимент. Анализ результатов диагностики экологической воспитанности старших дошкольников экспериментальной и контрольной групп на контрольном этапе эксперимента показал, что уровень сформированности экологических знаний и экологически правильного отношения к миру природы повысился в обеих группах, однако динамика его повышения в экспериментальной группе была выше, чем в контрольной по всем пяти показателям - и в уровнях сформированности экологических знаний о животном и растительном мире, о неживой природе и временах года и в уровне экологического отношения к миру природы.
Это позволило сделать вывод о том, что разработанный нами перспективный план по экологическому воспитанию старших дошкольников с использованием метода графического и условно-схематического моделирования в ходе непосредственной образовательной деятельности и в повседневной жизни достаточно эффективен, а гипотеза исследования подтверждена.



1. Аксёнова, Э.Ф. Войти в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. - М.,2008. - 160с.
2. Атемаскина, Ю.В., Богославец, Л.Г. Современные педагогические технологии ДОУ-СПб: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2012.-80с.
3. Балаценко, Л. Работа с родителями по экологическому воспитанию детей // Ребенок в детском саду. - 2002. № 5, С.80-82.
4. Балаценко, Л. Работа по экологическому воспитанию детей //Педагогика.-2013.-№ 5.С.8-10.
5. Белая, К.Ю. Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении: анализ, планирование, формы и методы. М.,2012.-190с.
6. Беляева, Т.И. Дошкольный мир: блог Т.И. Беляевой. - Волшебные круги Эйлера // cycycsa.blogpost.com/2011/12/blogpost_03html.
7. Бобылева, Л., Дупленко, О. О программе экологического воспитания старших дошкольников //Дошкольное воспитание. - 2005. - N 7. - С. 36-42.
8. Бондаренко, Т.М. Экологическое воспитание детей 5-6 лет. - Воронеж: ИП Лакоценина, 2012. -190с.
9. Букин, А.П. В дружбе с людьми и природой. - М.: Просвещение, 2004. - с.114.
10. Вакуленко, Ю.А. Воспитание любви к природе у дошкольников: экологические праздники, викторины, занятия и игры. -Волгоград : Учитель, 2008.-64с.
11. Васильева, А. И. Учите детей наблюдать природу. - М, 2002. - с. 56.
12. Васякина-Новикова, Ж.Л. Паутинка. -М.,2006.-с. 140.
13. Венгер, Л.А. Развитие способности к наглядному пространственному моделированию // Дошкольное воспитание. - 2010. № 3.
14. Вербицкий, А.А. Игровое моделирование: Методология и практика / Под ред. И.С. Ладенко. - Новосибирск, 2013. - 145 с.
15. Ветрова, Н.И. Место и значение моделирования при формировании у старших детей дошкольного возраста природоведческих знаний //
Формирование системных знанийи умений у детей дошкольного возраста. Л.,1987.-с. 37-43.
16. Вилкас, Э.Й., Майминас, Е.З. Решения: теория, информация, моделирование. М., 1981 .-с. 328.
17. Горбатенко, О.А. Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях. -Волгоград: Учитель,2007.-286с.
18. Давьщова, Т.Г., Ввозная, В.М. Использование опорных схем в работе с детьми. // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения, 2008, № 1.-16с.
19. Дети, в школу собирайтесь: Кн. Для родителей и воспитателей дет. сада/О.М. Дьяченко, Н.Ф. Астаськова, А.И. Булычева и др. - М.: Просвещение, Учебная литература, 2006. - 176с.: ил.
20. Егоренков, Л.И. Основы экологии и охраны окружающей среды. - М.:ГУЗ, 2003.
21 . Запорожец, А.В. и современная наука о детях: Тезисы конференции, посвященной 90-летию А.В.Запорожца.-М.,1995.-С. 126-128.
22. Зебзеева, В.А. О формах и методах экологического образования дошкольников // Дошкольное воспитание. -2004.- № 7. - С. 45-49.
23. Зебзеева, В.А. Развитие элементарных естественно-научных представлений и экологической культуры детей. Обзор программ дошкольного образования, -М.: Сфера,2009.-124с.
24. Зерщикова, Т.Я., Ярошевич, Т. Экологическое развитие в процессе ознакомления с окружающим миром// Дошкольное воспитание. - 2013. № 7. -С. 3-9.
25. Иванова, А.И. Методика организации экологических наблюдений и
экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных
учреждений. - М.: ТЦ Сфера, 2013. - 156с.
26. Иванова, А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду: Мир растений.- М.: ТЦ Сфера, 2010.-240с.
27. Иванова, Г., Курашова, В. Об организации работы по экологическому воспитанию //Дошкольное воспитание. - 2006. - N 3. - С. 10-12.
28. Йозова, О. Наглядные пособия в экологическом воспитании // Дошкольное воспитание. - 2005.- N 5. - С. 70-73.
29. Казаручик, Г.Н. Развитие у детей дошкольного возраста экологических представлений // Современный детский сад.-№°4,2011.-С. 55-61.
30. Канева, М.С. Экологическое воспитание дошкольников // Начальная школа плюс до и после.-№7, 2011.-С.7-10.
31. Климентьева, З.А. Экологическое образование в дошкольном возрасте. / Учебно-методическое пособие. - Казань: 2015.-210с.
32. Кочергина, В. Наш дом - Земля // Дошкольное воспитание. - 2004. - N
6. - С. 50-53.
33. Леонтьева, О.М. Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста // Дошкольная педагогика.-№1(106)/январь,2015.-С.16.
34. Монахов, В.М., Бахусов, Е.В., Власов, Д.А. Педагогические технологии как дидактический инструмент модернизации образования.-М., Тольятти: ВУиТ, 2004.-243с.
35. Мир природы и ребенок: Методика экологического воспитания дошкольников / Л.А.Каменева, Н.Н.Кондратьева, Л.М.Маневцова, Е.Ф. Терентьева.-С-Пб.: Детство-пресс, 2013.-319с.
36. Неведимов, Д. Религия Денег или Лекарство от Рыночной Экономики // Академия Тринитаризма, М., эл.№77-6567, публ.10921, 06.01.2004.
37. Наливкина, Ю.М. Игровые инновационные технологии в ДОО // Инновационные педагогические технологии: материалы 3 Международной научной конференции (г. Казань, октябрь, 2015г.) -Казань: Бук, 2015.-С.71-73.
38. Николаева, С.Н. Место игры в экологическом воспитании дошкольников. Пособие для специалистов по дошкольному воспитанию. - М.: Новая школа, 2006. - 51с.
39. Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.; Издат. центр Академия, 2002. - 336 с.
40. Николаева, С.Н. Юный эколог: программа и условия ее реализации в детском саду. - М.: Мозаика-Синтез, 2003. - 119с.
41. Николаева, С.Н. Экологическое воспитание в детском саду.// Дошкольное воспитание.-№1.2017. -С.4-10.
42. Пакулова, В.М., Кузнецова, В. И. Методика преподавания природоведения. - М.: Просвещение, 2005. - 338с.
43. Пидкасистый, П.И. и др. Технология игры в обучении и развитии. - М, 2004. - 387с.
44. Поддьяков, Н.Н. Методологические основы изучения и развития исследовательской деятельности. [Текст]./ Н.Н. Поддьяков // Школьные технологии. 2006.-№3.-С.85-90.
45. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
46. Программа экологического образования детей / под ред. Н.Н. Кондратьева и др.-С-Пб: Детство-пресс, 2013.-240с.
47. Психология развития / Г.Крайг.-С-Пб.:Питер,2011.-992с.
48. Радугин, А.А. Педагогика: Учебное пособие для высших учебных заведений.-М.: Дошкольное воспитание, 2012.-447с.
49. Романенко ,О.Г. Метод моделирования в экологическом воспитании детей / О.Г.Романенко, Л.И.Данилова, Т.В.Дорошина // Актуальные задачи педагогики: материалы 2 Международной научной конференции -Чита: Молодой ученый, 2012. С.60-62.
50. Рыжова, Н.А. «Наш дом - природа». Программа экологического воспитания дошкольников// Дошкольное воспитание. - 2003, № 5, С. 26-34.
51. Рыжова, Н.А. Экологический проект «Здравствуй, дерево» // Дошкольное воспитание. -2002, № 3, С. 38-47.
52. Самсонова, В.А. о развитии творческих способностей детей
дошкольного возраста // Актуальные проблемы поддержки и развития талантливой молодёжи в условиях массовой школы: опыт, проблемы, поиски: Сборник статей и методических материалов Международной научнопрактической конференции. 28 ноября, 2013 г. /Под ред. В.Ф. Габдулхакова, С.В. Архиповой, Й.Й. Подгурецки.-Казань: Казанский федеральный
университет, 2013.-С.116.
53. Смирнова, В. Тропинка в природу. Экологическое образование в детском саду -М.:СОЮЗ,2010.-184с.
54. Советская энциклопедия. 3-е изд. М.:Эксмо,2008.-672с.
55. Соломенникова, О.А. Диагностика экологических знаний дошкольников// Дошкольное воспитание, № 2, 2013. С.47-48.
56. Соломенникова, О.А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для занятий с детьми 2-7 лет.-М.: Мозайка-Синтез,2014.- 142с.
57. Токарев, А.А. Обучение и воспитание экологической культуре детей дошкольного возраста в ДОУ //Проблемы и перспективы развития образования: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Пермь, июль 2013 г.) - Пермь: Меркурий, 2013. - С. 53-61
58. Умственное воспитание детей дошкольного возраста / Под ред. Н.Н. Поддьякова. -Москва: 2010.-123с.
59. Успех. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Иконниковой Ю.В. - М.: Просвещение, 2011.
60. Федотова, А.М. Познаем окружающий мир играя: сюжетно
дидактические игры для дошкольников-М.: ТЦ Сфера, 2015.-112с.
61. Формирование экологической культуры дошкольников / авт.-сост. Л.Г. Киреева, С.В. Бережнова. - Волгоград: Учитель, 2008.-271с.
62. Фролова, Т.Л. О развитии творческих способностей ребенка /Т.Л.
Фролова.-[Электронный ресурс].- Режим доступа: o-razvitii-tvorcheskih-
sposobnostey-rebyonka. Pdf.
63. Целищева, И., Большакова, М. Дикие животные: интегрированные занятия по ознакомлению с природой и развитию элементарных математических представлений // Дошкольное воспитание. - 2005. - N 11. - С.53-64.
64. Чернякова, В.Н. Экологическая работа в ДОУ. Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2008. - 144 с.
65. Экологические проекты в детском саду /Филиппенко А.А., Масленникова О.М. - Волгоград: Учитель, 2011. - 232 с.
66. Экологическое воспитание дошкольников / Под ред. А.М. Федотовой. - Пермь, 2000.-176с.
67. Эльконин, Д.Б. Символика и ее функции в игре детей// Дошкольное воспитание. - 2006. - №3. -96с.
68. Энциклопедии серии Я познаю мир.-М.:Астрель,2009.-480 с.
69. Ярошева, Н.А., Степанова С.И. Мир животных через моделирование в группе «Фантазёры» - Мозырь: Белый ветер, 2002.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.

Пожалуйста, укажите откуда вы узнали о сайте!


Подобные работы


© 2008-2021 Cервис помощи студентам в выполнении работ
.