Духовно-нравственное воспитание студентов средствами музыкально-театрализованной деятельности
|
Введение 3
Глава 1 Теоретико-методологическое обоснование процесса духовно-нравственного воспитания студентов средствами музыкально-театрализованной деятельности 11
1.1 Исторический аспект развития духовно-нравственного воспитания
студентов 11
1.2 Формирование творческой активности студентов как научная
проблема в зарубежных и отечественных исследованиях 18
1.3 Специфика формирования творческой активности студентов в
условиях высшего учебного заведения 26
1.4 Сущностная характеристика музыкально-театрализованной
деятельности 29
1.5 Жанры эстрадно-театрального искусства 34
Глава 2 Реализация теоретической модели процесса духовно -
нравственного воспитания студентов средствами музыкально-театрализованной деятельности 38
2.1 Содержание и механизмы реализации процесса духовно¬
нравственного воспитания студентов средствами музыкально-театрализованной деятельности 38
2.2 Критерии, показатели, уровни и педагогические условия
формирования духовно-нравственного воспитания студентов 46
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по
формированию духовно-нравственного воспитания студентов средствами музыкально-театрализованной деятельности в условиях информационно насыщенного педагогического процесса 53
2.4 Авторская программа «Молодёжь о музыкально-театрализованном представлении». Духовно-нравственное воспитание средствами культурно-просветительской деятельности в молодежных театрах на базе высшего учебного заведения 69
Заключение 86
Список использованных источников 89
Приложения
Глава 1 Теоретико-методологическое обоснование процесса духовно-нравственного воспитания студентов средствами музыкально-театрализованной деятельности 11
1.1 Исторический аспект развития духовно-нравственного воспитания
студентов 11
1.2 Формирование творческой активности студентов как научная
проблема в зарубежных и отечественных исследованиях 18
1.3 Специфика формирования творческой активности студентов в
условиях высшего учебного заведения 26
1.4 Сущностная характеристика музыкально-театрализованной
деятельности 29
1.5 Жанры эстрадно-театрального искусства 34
Глава 2 Реализация теоретической модели процесса духовно -
нравственного воспитания студентов средствами музыкально-театрализованной деятельности 38
2.1 Содержание и механизмы реализации процесса духовно¬
нравственного воспитания студентов средствами музыкально-театрализованной деятельности 38
2.2 Критерии, показатели, уровни и педагогические условия
формирования духовно-нравственного воспитания студентов 46
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по
формированию духовно-нравственного воспитания студентов средствами музыкально-театрализованной деятельности в условиях информационно насыщенного педагогического процесса 53
2.4 Авторская программа «Молодёжь о музыкально-театрализованном представлении». Духовно-нравственное воспитание средствами культурно-просветительской деятельности в молодежных театрах на базе высшего учебного заведения 69
Заключение 86
Список использованных источников 89
Приложения
В соответствии с материалами «Культура-национальный приоритет. Цифры и факты 2012-2018» министерства культуры РФ, индикатор доступности и заинтересованности людей в творческой деятельности — это посещаемость, динамика которой свидетельствует о востребованности и качестве предоставляемых услуг. Основными результатами реализации национального проекта «Культура 2019-2024» должно стать увеличение с 3% в 2013-2018 гг. до15% числа посещений организаций культуры к 2024 году. В рамках данного национального проекта создан проект «Творческие люди», направленный на поддержку творческих инициатив для самореализации населения, в первую очередь талантливых детей и молодежи и планируется оказание грантовой поддержки театральному искусству в формате субсидий НКО, которые являются создателями собственных творческих мастерских. Все это позволит педагогам интенсивнее развивать детское театральное творчество.
На государственном уровне разработана и внедряется стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года предполагает развитие форм включения детей в творческую, художественно-эстетическую, игровую деятельность, в том числе на основе использования потенциала системы дополнительного образования детей и других организаций сферы физической культуры и спорта, культуры.
Использование музыкально-театрализованной деятельности является доступным и интересным способом знакомства студента с миром театра, который является формой всестороннего творческого развития. Музыкально-театрализованная деятельность обладает большим потенциалом в формировании творческой активности студентов. Через занятия в театральной студии студент учится взаимодействовать с другими, работать в коллективе, развивать свои творческие задатки.
Сегодня в учреждениях высшего профессионального образования существует ряд возможностей для создания условий духовно-нравственного развития студентов средствами музыкально-театрализованной деятельности, которые объединяют разные формы образования в единый и целостный процесс, представляющий путь человека в культуру. Духовно-нравственное воспитание - одно из важнейших составляющих гармоничного развития личности.
Использование средств искусства часто является наиболее ярким способом донесения до сознания человека представлений о мире прекрасного. Музыкально-театрализованная деятельность представляет одну из синтетических форм духовно-нравственного развития студентов.
Духовное развитие человека, в том числе и средствами театрального, музыкального искусства, это в первую очередь, формирование умения воспринимать всё то прекрасное, что нас окружает и это завершается тем, что человек умеет творчески мыслить, созидать красоту, нести её в массы.
В наше время очень актуально развитие музыкально-театрализованной деятельности в духовно-нравственном развитии студентов. Мир взаимоотношений человеческого общества - это форма и виды музыкально-театрализованной деятельности.
Одним из важнейших элементов духовно-нравственного воспитания личности является воспитание ее в духе уважения к культурному достоянию нации. И театр, как универсальная воспитательно-образовательная модель эстетического воспитания, помогает решать также и эти задачи.
К.С. Станиславский [91], Е.Б. Вахтангов, Б.Е. Захава [51], И.М. Рапопорт [77], изучали в своих работах влияние театрального искусства на формирование духовно-нравственного воспитания личности.
К проблемам духовно-нравственного воспитания с использованием средств театра в образовании обращались в своих научных исследованиях Ш.А. Амонашвили [3], Л.И. Божович [20], Г.Л. Рошаль [79], В.Э. Чудновский [107] и другие.
В целом ряде научных исследований в сфере нравственного и эстетического образования и воспитания изучали проблемы использования средств театрального искусства - А.А. Брянцев [23], Е.Р. Ганелин [29], С.В. Образцов [71], Н.И. Сац [83].
Научные аспекты воспитательного воздействия театрального коллектива на личность, эмоционального развития студентов и использования театра как средства формирования личности изучали Т.Ю. Ронами [78], И.В. Юстас [112] и другие.
Труды многих известных психологов, педагогов в области теории социальной и культурной деятельности имеют большое значение для данного исследования. Например, работы А.Д. Жаркова [46], Ю.Д. Красильникова [65], Ю.А. Стрельцова [93] и других.
Анализируя всё вышесказанное можно сказать, что в современном научном знании с разных сторон изучали проблему духовно-нравственного воспитания студентов через призму музыкально-театрализованной деятельности. Но, несмотря на глубокое изучение данного вопроса, отсутствуют исследования по реализации театрализованных технологий в плане духовно-нравственного воспитания студентов и поиска путей повышения эффективности их эстетического воспитания средствами театрализованной деятельности, что определило проблему исследования: какова модель и программа театрализованной деятельности процесса формирования духовно-нравственных компетенций у студентов средствами музыкально-театрализованной деятельности.
Изучение проблемы духовно-нравственного воспитания студентов средствами музыкально-театрализованной деятельности в условиях учреждения высшего профессионального образования позволило сформулировать тему исследования: «Духовно-нравственное воспитание студентов средствами музыкально-театрализованной деятельности».
Анализ концептуального обоснования и практики духовно-нравственного воспитания студентов средствами музыкально-театрализованной деятельности позволил выявить противоречия между:
- современным содержанием стандартов высшего образования и недостаточной сформированностью эстетических компетенций студента;
- необходимой потребностью формирования духовно-нравственной воспитанности студентов средствами музыкально-театрализованной деятельности в условиях учреждений высшего профессионального образования и недостаточной разработанностью научно-методического обеспечения данного процесса;
- традиционными технологиями и отсутствием модели и программы духовно-нравственного воспитания студентов средствами музыкально-театрализованной деятельности на этапе дистанционного и цифрового образования студентов.
Цель исследования: выявить и опытно - экспериментально обосновать модель и программу духовно-нравственного воспитания студентов средствами музыкально-театрализованной деятельности.
Объект исследования: процесс духовно-нравственного воспитания студентов в учреждении высшего профессионального образования.
Предмет исследования: процесс духовно-нравственного воспитания студентов средствами театрализованной деятельности.
Гипотеза исследования: процесс духовно-нравственного воспитания студентов средствами музыкально-театрализованной деятельности будет эффективным, если:
- выявлена и обобщена теория и практика духовно-нравственного воспитания личности в отечественном и зарубежном научном наследии;
- выявлено содержание процесса духовно-нравственного воспитания студентов средствами музыкально-театрализованной деятельности;
- разработана модель и программа по театрализованной деятельности процесса духовно-нравственного воспитания студентов средствами музыкально-театрализованной деятельности на основе культурологического, индивидуально-творческого и компетентстного подходов;
- определены критерии и показатели процесса духовно-нравственного воспитания студентов средствами музыкально-театрализованной деятельности в условиях дистанционного и цифрового образования.
На основе целей, объекта и предмета исследования были сформулированы следующие задачи:
1) проанализировать теоретико-методологические основы процесса духовно-нравственного воспитания студентов;
2) выделить основу духовно-нравственного воспитания студентов средствами музыкально-театрализованной деятельности;
3) разработать и апробировать модель и программу духовно-нравственного воспитания студентов средствами театрализованной деятельности;
4) определить критерии, показатели и уровни духовно нравственного развития студентов в процессе духовно-нравственного воспитания средствами музыкально-театрализованной деятельности;
5) опытно-экспериментально определить организационно-педагогические условия, обеспечивающие успешный процесс духовно-нравственного воспитания студентов средствами музыкально-театрализованной деятельности.
Методологическая основа исследования базируется на:
- теории духовно-нравственного воспитания, которые раскрываются в трудах Л.С. Выготского [27; 28], Я. Корчака [64], А.В. Петровского, С.Л. Рубинштейна;
- изучении возможностей использования театрального искусства в целях воспитания подрастающего поколения в работах В.П. Острогорского [72], К.Д. Ушинского [98], С.Г. Шацкого;
- теории духовно-нравственного воспитания студентов в условиях дистанционного и цифрового образования.
Теоретическая основа исследования - это работы многих отечественных, педагогов, философов искусствоведов в области теории духовно-нравственного воспитания М.М. Бахтина [11], Л.П. Печко [75], Н.Н. Ярошенко [114].
В данном исследовании применялись следующие методы:
- теоретические (анализ психолого-педагогической литературы, искусствоведческой, философской, изучение нормативной документации и государственных программ общеобразовательных учреждений по предметам эстетического цикла);
- эмпирические (педагогический эксперимент, диагностирование, педагогические наблюдения, изучение результатов коллективной творческой деятельности);
- статистические (обобщение результатов опытно-экспериментального исследования, количественный и качественный анализ).
Методики: была реализована «Программа по музыкально - театрализованной деятельности для студентов», которая состояла из пяти модулей: «написание сценария», «работа в студии звукозаписи», «репетиционный процесс», «подготовка декораций, реквизита и костюмов», «премьера спектакля». Мы учитывали совокупность таких педагогических характеристик, как:
- целостность. Она обеспечивается единством целей воспитания, обучения и развития личности, наличием определенной воспитательной программы;
- управляемость. Это - процесс перевода педагогических ситуаций из одного состояния в другое, соответствующее поставленной цели;
- системность. Целостная система объединяет такие воспитательные процессы, как развитие эстетических компетенций студентов, сплочение коллектива и другие воспитательные функции.
Практическая значимость исследования позволяет реализовать «Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования» с высоким коэффициентом эффективности в условиях дистанционного и цифрового образования.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Музыкально-театрализованная деятельность является одним из важнейших способов духовно-нравственного освоения мира студентов. Форма специфическая, она отражает действительность в художественных образах, заключает в себе большой потенциал в развитии личности, её творческую активность, наблюдательность, умение фантазировать и анализировать.
2. Теоретическая модель процесса духовно-нравственного воспитания студентов средствами музыкально-театрализованной деятельности включает в себя:
а) методологический компонент (подходы, принципы, функции);
б) критериально-оценочный компонент (критерии, показатели);
в) содержательный компонент (содержание программы и механизмы её реализации);
г) целевой компонент (цель, задачи);
д) результативный компонент (предполагающий формирование художественно-эстетических компетенций и ожидаемый результат).
3. Выявлены критерии, показатели и уровни развития студентов в процессе духовно-нравственного воспитания средствами музыкально-театрализованной деятельности в условиях дистанционного и цифрового образования:
а) мотивационный критерий, реализующийся в следующих показателях:
1) стремление студентов к творческой активности в процессе музыкально-театрализованной деятельности;
2) стремление к взаимному общению с одногрупниками и педагогами.
- поведенческо-деятельностный критерий, включающий следующие показатели:
а) отбор способов творческой деятельности студентов, стимулирование и развитие их творческих способностей;
б) постоянный процесс информационно насыщенного саморазвития и самореализации.
- итогово-обобщающий критерий, содержащий показатели:
а) умение оценить свои возможности по эффективному выполнению задания;
б) удовлетворённость в сотворчестве студентов, педагогов результатами творческого процесса музыкально-театрализованной деятельности;
в) стремление радоваться успехам других.
К каждому критерию определены уровни формирования художественно-эстетических компетенций студентов: высокий - творческий, средний - интуитивный, низкий - примитивный.
4. Разработана и опытно-экспериментальным путем апробирована
программа «Музыкально-театрализованное представление»: разработка; постановка; результат;
5. Выявлены и экспериментально проверены организационно - педагогические условия, обеспечивающие постоянное, комплексное воздействие на личность; материально-методическое оснащение педагогического процесса в условиях дистанционного и цифрового образования.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись на научно-практических конференциях Московского государственного института культуры и Пензенского государственного университета.
База исследования: опытно-экспериментальная работа осуществлялась в Московском государственном институте культуры. В эксперименте было задействовано 83 человека. 1-ый курс - 21 человек, 2-ой курс - 19 человек, 3-ий курс - 14 человек, 4-ый курс - 22 человек, 7 педагогов.
На государственном уровне разработана и внедряется стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года предполагает развитие форм включения детей в творческую, художественно-эстетическую, игровую деятельность, в том числе на основе использования потенциала системы дополнительного образования детей и других организаций сферы физической культуры и спорта, культуры.
Использование музыкально-театрализованной деятельности является доступным и интересным способом знакомства студента с миром театра, который является формой всестороннего творческого развития. Музыкально-театрализованная деятельность обладает большим потенциалом в формировании творческой активности студентов. Через занятия в театральной студии студент учится взаимодействовать с другими, работать в коллективе, развивать свои творческие задатки.
Сегодня в учреждениях высшего профессионального образования существует ряд возможностей для создания условий духовно-нравственного развития студентов средствами музыкально-театрализованной деятельности, которые объединяют разные формы образования в единый и целостный процесс, представляющий путь человека в культуру. Духовно-нравственное воспитание - одно из важнейших составляющих гармоничного развития личности.
Использование средств искусства часто является наиболее ярким способом донесения до сознания человека представлений о мире прекрасного. Музыкально-театрализованная деятельность представляет одну из синтетических форм духовно-нравственного развития студентов.
Духовное развитие человека, в том числе и средствами театрального, музыкального искусства, это в первую очередь, формирование умения воспринимать всё то прекрасное, что нас окружает и это завершается тем, что человек умеет творчески мыслить, созидать красоту, нести её в массы.
В наше время очень актуально развитие музыкально-театрализованной деятельности в духовно-нравственном развитии студентов. Мир взаимоотношений человеческого общества - это форма и виды музыкально-театрализованной деятельности.
Одним из важнейших элементов духовно-нравственного воспитания личности является воспитание ее в духе уважения к культурному достоянию нации. И театр, как универсальная воспитательно-образовательная модель эстетического воспитания, помогает решать также и эти задачи.
К.С. Станиславский [91], Е.Б. Вахтангов, Б.Е. Захава [51], И.М. Рапопорт [77], изучали в своих работах влияние театрального искусства на формирование духовно-нравственного воспитания личности.
К проблемам духовно-нравственного воспитания с использованием средств театра в образовании обращались в своих научных исследованиях Ш.А. Амонашвили [3], Л.И. Божович [20], Г.Л. Рошаль [79], В.Э. Чудновский [107] и другие.
В целом ряде научных исследований в сфере нравственного и эстетического образования и воспитания изучали проблемы использования средств театрального искусства - А.А. Брянцев [23], Е.Р. Ганелин [29], С.В. Образцов [71], Н.И. Сац [83].
Научные аспекты воспитательного воздействия театрального коллектива на личность, эмоционального развития студентов и использования театра как средства формирования личности изучали Т.Ю. Ронами [78], И.В. Юстас [112] и другие.
Труды многих известных психологов, педагогов в области теории социальной и культурной деятельности имеют большое значение для данного исследования. Например, работы А.Д. Жаркова [46], Ю.Д. Красильникова [65], Ю.А. Стрельцова [93] и других.
Анализируя всё вышесказанное можно сказать, что в современном научном знании с разных сторон изучали проблему духовно-нравственного воспитания студентов через призму музыкально-театрализованной деятельности. Но, несмотря на глубокое изучение данного вопроса, отсутствуют исследования по реализации театрализованных технологий в плане духовно-нравственного воспитания студентов и поиска путей повышения эффективности их эстетического воспитания средствами театрализованной деятельности, что определило проблему исследования: какова модель и программа театрализованной деятельности процесса формирования духовно-нравственных компетенций у студентов средствами музыкально-театрализованной деятельности.
Изучение проблемы духовно-нравственного воспитания студентов средствами музыкально-театрализованной деятельности в условиях учреждения высшего профессионального образования позволило сформулировать тему исследования: «Духовно-нравственное воспитание студентов средствами музыкально-театрализованной деятельности».
Анализ концептуального обоснования и практики духовно-нравственного воспитания студентов средствами музыкально-театрализованной деятельности позволил выявить противоречия между:
- современным содержанием стандартов высшего образования и недостаточной сформированностью эстетических компетенций студента;
- необходимой потребностью формирования духовно-нравственной воспитанности студентов средствами музыкально-театрализованной деятельности в условиях учреждений высшего профессионального образования и недостаточной разработанностью научно-методического обеспечения данного процесса;
- традиционными технологиями и отсутствием модели и программы духовно-нравственного воспитания студентов средствами музыкально-театрализованной деятельности на этапе дистанционного и цифрового образования студентов.
Цель исследования: выявить и опытно - экспериментально обосновать модель и программу духовно-нравственного воспитания студентов средствами музыкально-театрализованной деятельности.
Объект исследования: процесс духовно-нравственного воспитания студентов в учреждении высшего профессионального образования.
Предмет исследования: процесс духовно-нравственного воспитания студентов средствами театрализованной деятельности.
Гипотеза исследования: процесс духовно-нравственного воспитания студентов средствами музыкально-театрализованной деятельности будет эффективным, если:
- выявлена и обобщена теория и практика духовно-нравственного воспитания личности в отечественном и зарубежном научном наследии;
- выявлено содержание процесса духовно-нравственного воспитания студентов средствами музыкально-театрализованной деятельности;
- разработана модель и программа по театрализованной деятельности процесса духовно-нравственного воспитания студентов средствами музыкально-театрализованной деятельности на основе культурологического, индивидуально-творческого и компетентстного подходов;
- определены критерии и показатели процесса духовно-нравственного воспитания студентов средствами музыкально-театрализованной деятельности в условиях дистанционного и цифрового образования.
На основе целей, объекта и предмета исследования были сформулированы следующие задачи:
1) проанализировать теоретико-методологические основы процесса духовно-нравственного воспитания студентов;
2) выделить основу духовно-нравственного воспитания студентов средствами музыкально-театрализованной деятельности;
3) разработать и апробировать модель и программу духовно-нравственного воспитания студентов средствами театрализованной деятельности;
4) определить критерии, показатели и уровни духовно нравственного развития студентов в процессе духовно-нравственного воспитания средствами музыкально-театрализованной деятельности;
5) опытно-экспериментально определить организационно-педагогические условия, обеспечивающие успешный процесс духовно-нравственного воспитания студентов средствами музыкально-театрализованной деятельности.
Методологическая основа исследования базируется на:
- теории духовно-нравственного воспитания, которые раскрываются в трудах Л.С. Выготского [27; 28], Я. Корчака [64], А.В. Петровского, С.Л. Рубинштейна;
- изучении возможностей использования театрального искусства в целях воспитания подрастающего поколения в работах В.П. Острогорского [72], К.Д. Ушинского [98], С.Г. Шацкого;
- теории духовно-нравственного воспитания студентов в условиях дистанционного и цифрового образования.
Теоретическая основа исследования - это работы многих отечественных, педагогов, философов искусствоведов в области теории духовно-нравственного воспитания М.М. Бахтина [11], Л.П. Печко [75], Н.Н. Ярошенко [114].
В данном исследовании применялись следующие методы:
- теоретические (анализ психолого-педагогической литературы, искусствоведческой, философской, изучение нормативной документации и государственных программ общеобразовательных учреждений по предметам эстетического цикла);
- эмпирические (педагогический эксперимент, диагностирование, педагогические наблюдения, изучение результатов коллективной творческой деятельности);
- статистические (обобщение результатов опытно-экспериментального исследования, количественный и качественный анализ).
Методики: была реализована «Программа по музыкально - театрализованной деятельности для студентов», которая состояла из пяти модулей: «написание сценария», «работа в студии звукозаписи», «репетиционный процесс», «подготовка декораций, реквизита и костюмов», «премьера спектакля». Мы учитывали совокупность таких педагогических характеристик, как:
- целостность. Она обеспечивается единством целей воспитания, обучения и развития личности, наличием определенной воспитательной программы;
- управляемость. Это - процесс перевода педагогических ситуаций из одного состояния в другое, соответствующее поставленной цели;
- системность. Целостная система объединяет такие воспитательные процессы, как развитие эстетических компетенций студентов, сплочение коллектива и другие воспитательные функции.
Практическая значимость исследования позволяет реализовать «Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования» с высоким коэффициентом эффективности в условиях дистанционного и цифрового образования.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Музыкально-театрализованная деятельность является одним из важнейших способов духовно-нравственного освоения мира студентов. Форма специфическая, она отражает действительность в художественных образах, заключает в себе большой потенциал в развитии личности, её творческую активность, наблюдательность, умение фантазировать и анализировать.
2. Теоретическая модель процесса духовно-нравственного воспитания студентов средствами музыкально-театрализованной деятельности включает в себя:
а) методологический компонент (подходы, принципы, функции);
б) критериально-оценочный компонент (критерии, показатели);
в) содержательный компонент (содержание программы и механизмы её реализации);
г) целевой компонент (цель, задачи);
д) результативный компонент (предполагающий формирование художественно-эстетических компетенций и ожидаемый результат).
3. Выявлены критерии, показатели и уровни развития студентов в процессе духовно-нравственного воспитания средствами музыкально-театрализованной деятельности в условиях дистанционного и цифрового образования:
а) мотивационный критерий, реализующийся в следующих показателях:
1) стремление студентов к творческой активности в процессе музыкально-театрализованной деятельности;
2) стремление к взаимному общению с одногрупниками и педагогами.
- поведенческо-деятельностный критерий, включающий следующие показатели:
а) отбор способов творческой деятельности студентов, стимулирование и развитие их творческих способностей;
б) постоянный процесс информационно насыщенного саморазвития и самореализации.
- итогово-обобщающий критерий, содержащий показатели:
а) умение оценить свои возможности по эффективному выполнению задания;
б) удовлетворённость в сотворчестве студентов, педагогов результатами творческого процесса музыкально-театрализованной деятельности;
в) стремление радоваться успехам других.
К каждому критерию определены уровни формирования художественно-эстетических компетенций студентов: высокий - творческий, средний - интуитивный, низкий - примитивный.
4. Разработана и опытно-экспериментальным путем апробирована
программа «Музыкально-театрализованное представление»: разработка; постановка; результат;
5. Выявлены и экспериментально проверены организационно - педагогические условия, обеспечивающие постоянное, комплексное воздействие на личность; материально-методическое оснащение педагогического процесса в условиях дистанционного и цифрового образования.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись на научно-практических конференциях Московского государственного института культуры и Пензенского государственного университета.
База исследования: опытно-экспериментальная работа осуществлялась в Московском государственном институте культуры. В эксперименте было задействовано 83 человека. 1-ый курс - 21 человек, 2-ой курс - 19 человек, 3-ий курс - 14 человек, 4-ый курс - 22 человек, 7 педагогов.
В период цифровизации жизнедеятельности личности процесс духовно-нравственного воспитания студентов - это составляющая гармонично развитого, образованного молодого поколения, за которым стоит наше будущее. И этому уделяется огромное внимание особенно, в условиях дистанционного и цифрового образования. С каждым годом качество музыкально-театрализованной деятельности, изменяется в лучшую сторону. Музыкально-театрализованная деятельность - это универсальное средство духовно-нравственного воспитания личности современного поколения, что помогает в формировании художественно-эстетических компетенций. Также учитываются возрастные, интеллектуальные и индивидуальные особенности.
Проанализировав выводы и результаты исследования, можно сказать, что помогает достичь более эффективного повышения уровней духовно-нравственного воспитания студентов, хорошо организованная работа по музыкально-театрализованной деятельности.
Поэтому, целью нашей исследовательской работы была разработка научно-обоснованного содержания, а также апробация форм и методов духовно-нравственного воспитания студентов средствами музыкально¬театрализованной деятельности в условиях образовательного учреждения, действующего в условиях дистанционного и цифрового образования.
Была разработана теоретическая модель процесса духовно-нравственного воспитания и «Программа по музыкально-театрализованной деятельности для студентов», которая смогла повысить уровень сформированности духовно-нравственных компетенций студента. Успешная реализация данной программы в условиях информационно насыщенного педагогического процесса привела нас к созданию авторской программы и созданию молодёжного театра на базе учебного заведения, также позволила сделать следующие выводы:
- разработана и апробирована теоретическая модель процесса духовно-нравственного воспитания студентов средствами музыкально-театрализованной деятельности, которая включает в себя:
а) целевой компонент (цель, задачи);
б) методологический компонент (подходы, принципы, функции);
в) содержательный компонент (программа и механизмы ее реализации);
г) критериально-оценочный компонент (критерии, показатели, уровни);
д) результативный компонент (предполагающий формирование художественно-эстетических компетенций и ожидаемый результат).
- определены критерии, показатели и уровни развития студентов в процессе духовно-нравственного воспитания средствами музыкально-театрализованной деятельности:
а) мотивационный критерий;
б) поведенческо-деятельностный критерий;
в) итогово-обобщающий критерий.
К каждому критерию определены уровни формирования духовно-нравственного воспитания студентов: высокий - творческий, средний - интуитивный, низкий - примитивный;
- выявлены и экспериментально проверены организационно-педагогические условия, обеспечивающие постоянное, комплексное воздействие на личность студентов; материально-методическое оснащение педагогического процесса.
Входе исследовательской работы была реализована «Программа по музыкально-театрализованной деятельности для студентов», направленная на повышение уровня сформированности духовно-нравственного воспитания студента и состоящая из 5 модулей.
После реализации данной программы, на контрольном этапе нашего исследования, была проведена повторная диагностика, результаты которой показали повышение уровня сформированности духовно-нравственного воспитания, уровня заинтересованности в музыкально-театрализованной 87
деятельности и степени творческой активности студента.
Делая вывод, можно сказать, что разработанная модель процесса духовно-нравственного воспитания студентов средствами музыкально¬театрализованной деятельности в условиях образовательного учреждения, доказала свою эффективность.
Выдвинутая в исследовании гипотеза об эффективности духовно-нравственного воспитания студентов средствами музыкально-театрализованной деятельности в условиях деятельности информационно насыщенного образовательного учреждения подтвердилась.
Данная исследовательская работа не представляет собой окончательно законченный эксперимент и не является исчерпывающей в процессе духовно-нравственного воспитания студентов средствами музыкально-театрализованной деятельности. Но результаты исследования могут быть использованы для дальнейшей работы, и положены в основу рассмотрения таких проблем, как повышение духовно-нравственного воспитания студента, а также внедрения авторской программы в учебный процесс и создание молодёжного театра на базе высшего учебного заведения.
Проанализировав выводы и результаты исследования, можно сказать, что помогает достичь более эффективного повышения уровней духовно-нравственного воспитания студентов, хорошо организованная работа по музыкально-театрализованной деятельности.
Поэтому, целью нашей исследовательской работы была разработка научно-обоснованного содержания, а также апробация форм и методов духовно-нравственного воспитания студентов средствами музыкально¬театрализованной деятельности в условиях образовательного учреждения, действующего в условиях дистанционного и цифрового образования.
Была разработана теоретическая модель процесса духовно-нравственного воспитания и «Программа по музыкально-театрализованной деятельности для студентов», которая смогла повысить уровень сформированности духовно-нравственных компетенций студента. Успешная реализация данной программы в условиях информационно насыщенного педагогического процесса привела нас к созданию авторской программы и созданию молодёжного театра на базе учебного заведения, также позволила сделать следующие выводы:
- разработана и апробирована теоретическая модель процесса духовно-нравственного воспитания студентов средствами музыкально-театрализованной деятельности, которая включает в себя:
а) целевой компонент (цель, задачи);
б) методологический компонент (подходы, принципы, функции);
в) содержательный компонент (программа и механизмы ее реализации);
г) критериально-оценочный компонент (критерии, показатели, уровни);
д) результативный компонент (предполагающий формирование художественно-эстетических компетенций и ожидаемый результат).
- определены критерии, показатели и уровни развития студентов в процессе духовно-нравственного воспитания средствами музыкально-театрализованной деятельности:
а) мотивационный критерий;
б) поведенческо-деятельностный критерий;
в) итогово-обобщающий критерий.
К каждому критерию определены уровни формирования духовно-нравственного воспитания студентов: высокий - творческий, средний - интуитивный, низкий - примитивный;
- выявлены и экспериментально проверены организационно-педагогические условия, обеспечивающие постоянное, комплексное воздействие на личность студентов; материально-методическое оснащение педагогического процесса.
Входе исследовательской работы была реализована «Программа по музыкально-театрализованной деятельности для студентов», направленная на повышение уровня сформированности духовно-нравственного воспитания студента и состоящая из 5 модулей.
После реализации данной программы, на контрольном этапе нашего исследования, была проведена повторная диагностика, результаты которой показали повышение уровня сформированности духовно-нравственного воспитания, уровня заинтересованности в музыкально-театрализованной 87
деятельности и степени творческой активности студента.
Делая вывод, можно сказать, что разработанная модель процесса духовно-нравственного воспитания студентов средствами музыкально¬театрализованной деятельности в условиях образовательного учреждения, доказала свою эффективность.
Выдвинутая в исследовании гипотеза об эффективности духовно-нравственного воспитания студентов средствами музыкально-театрализованной деятельности в условиях деятельности информационно насыщенного образовательного учреждения подтвердилась.
Данная исследовательская работа не представляет собой окончательно законченный эксперимент и не является исчерпывающей в процессе духовно-нравственного воспитания студентов средствами музыкально-театрализованной деятельности. Но результаты исследования могут быть использованы для дальнейшей работы, и положены в основу рассмотрения таких проблем, как повышение духовно-нравственного воспитания студента, а также внедрения авторской программы в учебный процесс и создание молодёжного театра на базе высшего учебного заведения.
Подобные работы
- НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ ТАТАРСКОГО ПЕСЕННОГО ФОЛЬКЛОРА ВО ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4365 р. Год сдачи: 2018 - Педагогические условия развития театрализованной деятельности детей в ДОУ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2021 - РАЗВИТИЕ АРТИСТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У УЧАЩИХСЯ
НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ
СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОЙ ТЕАТРАЛИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Нравственное воспитание младших школьников в художественно-творческой деятельности
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4925 р. Год сдачи: 2020 - Развитие нравственных чувств у дошкольников в художественной (изобразительной, музыкальной, театральной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2017 - Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2017 - Формирование нравственных представлений у детей среднего дошкольного возраста в театрализованной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2017 - Использование музыкальных произведений в процессе патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2019 - Эстетическое воспитание детей через театрализованные мероприятия
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2015



