Введение 3
Глава 1 Теоретико-методологическое обоснование процесса духовно-нравственного воспитания студентов средствами музыкально-театрализованной деятельности 11
1.1 Исторический аспект развития духовно-нравственного воспитания
студентов 11
1.2 Формирование творческой активности студентов как научная
проблема в зарубежных и отечественных исследованиях 18
1.3 Специфика формирования творческой активности студентов в
условиях высшего учебного заведения 26
1.4 Сущностная характеристика музыкально-театрализованной
деятельности 29
1.5 Жанры эстрадно-театрального искусства 34
Глава 2 Реализация теоретической модели процесса духовно -
нравственного воспитания студентов средствами музыкально-театрализованной деятельности 38
2.1 Содержание и механизмы реализации процесса духовно¬
нравственного воспитания студентов средствами музыкально-театрализованной деятельности 38
2.2 Критерии, показатели, уровни и педагогические условия
формирования духовно-нравственного воспитания студентов 46
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по
формированию духовно-нравственного воспитания студентов средствами музыкально-театрализованной деятельности в условиях информационно насыщенного педагогического процесса 53
2.4 Авторская программа «Молодёжь о музыкально-театрализованном представлении». Духовно-нравственное воспитание средствами культурно-просветительской деятельности в молодежных театрах на базе высшего учебного заведения 69
Заключение 86
Список использованных источников 89
Приложения
В соответствии с материалами «Культура-национальный приоритет. Цифры и факты 2012-2018» министерства культуры РФ, индикатор доступности и заинтересованности людей в творческой деятельности — это посещаемость, динамика которой свидетельствует о востребованности и качестве предоставляемых услуг. Основными результатами реализации национального проекта «Культура 2019-2024» должно стать увеличение с 3% в 2013-2018 гг. до15% числа посещений организаций культуры к 2024 году. В рамках данного национального проекта создан проект «Творческие люди», направленный на поддержку творческих инициатив для самореализации населения, в первую очередь талантливых детей и молодежи и планируется оказание грантовой поддержки театральному искусству в формате субсидий НКО, которые являются создателями собственных творческих мастерских. Все это позволит педагогам интенсивнее развивать детское театральное творчество.
На государственном уровне разработана и внедряется стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года предполагает развитие форм включения детей в творческую, художественно-эстетическую, игровую деятельность, в том числе на основе использования потенциала системы дополнительного образования детей и других организаций сферы физической культуры и спорта, культуры.
Использование музыкально-театрализованной деятельности является доступным и интересным способом знакомства студента с миром театра, который является формой всестороннего творческого развития. Музыкально-театрализованная деятельность обладает большим потенциалом в формировании творческой активности студентов. Через занятия в театральной студии студент учится взаимодействовать с другими, работать в коллективе, развивать свои творческие задатки.
Сегодня в учреждениях высшего профессионального образования существует ряд возможностей для создания условий духовно-нравственного развития студентов средствами музыкально-театрализованной деятельности, которые объединяют разные формы образования в единый и целостный процесс, представляющий путь человека в культуру. Духовно-нравственное воспитание - одно из важнейших составляющих гармоничного развития личности.
Использование средств искусства часто является наиболее ярким способом донесения до сознания человека представлений о мире прекрасного. Музыкально-театрализованная деятельность представляет одну из синтетических форм духовно-нравственного развития студентов.
Духовное развитие человека, в том числе и средствами театрального, музыкального искусства, это в первую очередь, формирование умения воспринимать всё то прекрасное, что нас окружает и это завершается тем, что человек умеет творчески мыслить, созидать красоту, нести её в массы.
В наше время очень актуально развитие музыкально-театрализованной деятельности в духовно-нравственном развитии студентов. Мир взаимоотношений человеческого общества - это форма и виды музыкально-театрализованной деятельности.
Одним из важнейших элементов духовно-нравственного воспитания личности является воспитание ее в духе уважения к культурному достоянию нации. И театр, как универсальная воспитательно-образовательная модель эстетического воспитания, помогает решать также и эти задачи.
К.С. Станиславский [91], Е.Б. Вахтангов, Б.Е. Захава [51], И.М. Рапопорт [77], изучали в своих работах влияние театрального искусства на формирование духовно-нравственного воспитания личности.
К проблемам духовно-нравственного воспитания с использованием средств театра в образовании обращались в своих научных исследованиях Ш.А. Амонашвили [3], Л.И. Божович [20], Г.Л. Рошаль [79], В.Э. Чудновский [107] и другие.
В целом ряде научных исследований в сфере нравственного и эстетического образования и воспитания изучали проблемы использования средств театрального искусства - А.А. Брянцев [23], Е.Р. Ганелин [29], С.В. Образцов [71], Н.И. Сац [83].
Научные аспекты воспитательного воздействия театрального коллектива на личность, эмоционального развития студентов и использования театра как средства формирования личности изучали Т.Ю. Ронами [78], И.В. Юстас [112] и другие.
Труды многих известных психологов, педагогов в области теории социальной и культурной деятельности имеют большое значение для данного исследования. Например, работы А.Д. Жаркова [46], Ю.Д. Красильникова [65], Ю.А. Стрельцова [93] и других.
Анализируя всё вышесказанное можно сказать, что в современном научном знании с разных сторон изучали проблему духовно-нравственного воспитания студентов через призму музыкально-театрализованной деятельности. Но, несмотря на глубокое изучение данного вопроса, отсутствуют исследования по реализации театрализованных технологий в плане духовно-нравственного воспитания студентов и поиска путей повышения эффективности их эстетического воспитания средствами театрализованной деятельности, что определило проблему исследования: какова модель и программа театрализованной деятельности процесса формирования духовно-нравственных компетенций у студентов средствами музыкально-театрализованной деятельности.
Изучение проблемы духовно-нравственного воспитания студентов средствами музыкально-театрализованной деятельности в условиях учреждения высшего профессионального образования позволило сформулировать тему исследования: «Духовно-нравственное воспитание студентов средствами музыкально-театрализованной деятельности».
Анализ концептуального обоснования и практики духовно-нравственного воспитания студентов средствами музыкально-театрализованной деятельности позволил выявить противоречия между:
- современным содержанием стандартов высшего образования и недостаточной сформированностью эстетических компетенций студента;
- необходимой потребностью формирования духовно-нравственной воспитанности студентов средствами музыкально-театрализованной деятельности в условиях учреждений высшего профессионального образования и недостаточной разработанностью научно-методического обеспечения данного процесса;
- традиционными технологиями и отсутствием модели и программы духовно-нравственного воспитания студентов средствами музыкально-театрализованной деятельности на этапе дистанционного и цифрового образования студентов.
Цель исследования: выявить и опытно - экспериментально обосновать модель и программу духовно-нравственного воспитания студентов средствами музыкально-театрализованной деятельности.
Объект исследования: процесс духовно-нравственного воспитания студентов в учреждении высшего профессионального образования.
Предмет исследования: процесс духовно-нравственного воспитания студентов средствами театрализованной деятельности.
Гипотеза исследования: процесс духовно-нравственного воспитания студентов средствами музыкально-театрализованной деятельности будет эффективным, если:
- выявлена и обобщена теория и практика духовно-нравственного воспитания личности в отечественном и зарубежном научном наследии;
- выявлено содержание процесса духовно-нравственного воспитания студентов средствами музыкально-театрализованной деятельности;
- разработана модель и программа по театрализованной деятельности процесса духовно-нравственного воспитания студентов средствами музыкально-театрализованной деятельности на основе культурологического, индивидуально-творческого и компетентстного подходов;
- определены критерии и показатели процесса духовно-нравственного воспитания студентов средствами музыкально-театрализованной деятельности в условиях дистанционного и цифрового образования.
На основе целей, объекта и предмета исследования были сформулированы следующие задачи:
1) проанализировать теоретико-методологические основы процесса духовно-нравственного воспитания студентов;
2) выделить основу духовно-нравственного воспитания студентов средствами музыкально-театрализованной деятельности;
3) разработать и апробировать модель и программу духовно-нравственного воспитания студентов средствами театрализованной деятельности;
4) определить критерии, показатели и уровни духовно нравственного развития студентов в процессе духовно-нравственного воспитания средствами музыкально-театрализованной деятельности;
5) опытно-экспериментально определить организационно-педагогические условия, обеспечивающие успешный процесс духовно-нравственного воспитания студентов средствами музыкально-театрализованной деятельности.
Методологическая основа исследования базируется на:
- теории духовно-нравственного воспитания, которые раскрываются в трудах Л.С. Выготского [27; 28], Я. Корчака [64], А.В. Петровского, С.Л. Рубинштейна;
- изучении возможностей использования театрального искусства в целях воспитания подрастающего поколения в работах В.П. Острогорского [72], К.Д. Ушинского [98], С.Г. Шацкого;
- теории духовно-нравственного воспитания студентов в условиях дистанционного и цифрового образования.
Теоретическая основа исследования - это работы многих отечественных, педагогов, философов искусствоведов в области теории духовно-нравственного воспитания М.М. Бахтина [11], Л.П. Печко [75], Н.Н. Ярошенко [114].
В данном исследовании применялись следующие методы:
- теоретические (анализ психолого-педагогической литературы, искусствоведческой, философской, изучение нормативной документации и государственных программ общеобразовательных учреждений по предметам эстетического цикла);
- эмпирические (педагогический эксперимент, диагностирование, педагогические наблюдения, изучение результатов коллективной творческой деятельности);
- статистические (обобщение результатов опытно-экспериментального исследования, количественный и качественный анализ).
Методики: была реализована «Программа по музыкально - театрализованной деятельности для студентов», которая состояла из пяти модулей: «написание сценария», «работа в студии звукозаписи», «репетиционный процесс», «подготовка декораций, реквизита и костюмов», «премьера спектакля». Мы учитывали совокупность таких педагогических характеристик, как:
- целостность. Она обеспечивается единством целей воспитания, обучения и развития личности, наличием определенной воспитательной программы;
- управляемость. Это - процесс перевода педагогических ситуаций из одного состояния в другое, соответствующее поставленной цели;
- системность. Целостная система объединяет такие воспитательные процессы, как развитие эстетических компетенций студентов, сплочение коллектива и другие воспитательные функции.
Практическая значимость исследования позволяет реализовать «Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования» с высоким коэффициентом эффективности в условиях дистанционного и цифрового образования.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Музыкально-театрализованная деятельность является одним из важнейших способов духовно-нравственного освоения мира студентов. Форма специфическая, она отражает действительность в художественных образах, заключает в себе большой потенциал в развитии личности, её творческую активность, наблюдательность, умение фантазировать и анализировать.
2. Теоретическая модель процесса духовно-нравственного воспитания студентов средствами музыкально-театрализованной деятельности включает в себя:
а) методологический компонент (подходы, принципы, функции);
б) критериально-оценочный компонент (критерии, показатели);
в) содержательный компонент (содержание программы и механизмы её реализации);
г) целевой компонент (цель, задачи);
д) результативный компонент (предполагающий формирование художественно-эстетических компетенций и ожидаемый результат).
3. Выявлены критерии, показатели и уровни развития студентов в процессе духовно-нравственного воспитания средствами музыкально-театрализованной деятельности в условиях дистанционного и цифрового образования:
а) мотивационный критерий, реализующийся в следующих показателях:
1) стремление студентов к творческой активности в процессе музыкально-театрализованной деятельности;
2) стремление к взаимному общению с одногрупниками и педагогами.
- поведенческо-деятельностный критерий, включающий следующие показатели:
а) отбор способов творческой деятельности студентов, стимулирование и развитие их творческих способностей;
б) постоянный процесс информационно насыщенного саморазвития и самореализации.
- итогово-обобщающий критерий, содержащий показатели:
а) умение оценить свои возможности по эффективному выполнению задания;
б) удовлетворённость в сотворчестве студентов, педагогов результатами творческого процесса музыкально-театрализованной деятельности;
в) стремление радоваться успехам других.
К каждому критерию определены уровни формирования художественно-эстетических компетенций студентов: высокий - творческий, средний - интуитивный, низкий - примитивный.
4. Разработана и опытно-экспериментальным путем апробирована
программа «Музыкально-театрализованное представление»: разработка; постановка; результат;
5. Выявлены и экспериментально проверены организационно - педагогические условия, обеспечивающие постоянное, комплексное воздействие на личность; материально-методическое оснащение педагогического процесса в условиях дистанционного и цифрового образования.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись на научно-практических конференциях Московского государственного института культуры и Пензенского государственного университета.
База исследования: опытно-экспериментальная работа осуществлялась в Московском государственном институте культуры. В эксперименте было задействовано 83 человека. 1-ый курс - 21 человек, 2-ой курс - 19 человек, 3-ий курс - 14 человек, 4-ый курс - 22 человек, 7 педагогов.
В период цифровизации жизнедеятельности личности процесс духовно-нравственного воспитания студентов - это составляющая гармонично развитого, образованного молодого поколения, за которым стоит наше будущее. И этому уделяется огромное внимание особенно, в условиях дистанционного и цифрового образования. С каждым годом качество музыкально-театрализованной деятельности, изменяется в лучшую сторону. Музыкально-театрализованная деятельность - это универсальное средство духовно-нравственного воспитания личности современного поколения, что помогает в формировании художественно-эстетических компетенций. Также учитываются возрастные, интеллектуальные и индивидуальные особенности.
Проанализировав выводы и результаты исследования, можно сказать, что помогает достичь более эффективного повышения уровней духовно-нравственного воспитания студентов, хорошо организованная работа по музыкально-театрализованной деятельности.
Поэтому, целью нашей исследовательской работы была разработка научно-обоснованного содержания, а также апробация форм и методов духовно-нравственного воспитания студентов средствами музыкально¬театрализованной деятельности в условиях образовательного учреждения, действующего в условиях дистанционного и цифрового образования.
Была разработана теоретическая модель процесса духовно-нравственного воспитания и «Программа по музыкально-театрализованной деятельности для студентов», которая смогла повысить уровень сформированности духовно-нравственных компетенций студента. Успешная реализация данной программы в условиях информационно насыщенного педагогического процесса привела нас к созданию авторской программы и созданию молодёжного театра на базе учебного заведения, также позволила сделать следующие выводы:
- разработана и апробирована теоретическая модель процесса духовно-нравственного воспитания студентов средствами музыкально-театрализованной деятельности, которая включает в себя:
а) целевой компонент (цель, задачи);
б) методологический компонент (подходы, принципы, функции);
в) содержательный компонент (программа и механизмы ее реализации);
г) критериально-оценочный компонент (критерии, показатели, уровни);
д) результативный компонент (предполагающий формирование художественно-эстетических компетенций и ожидаемый результат).
- определены критерии, показатели и уровни развития студентов в процессе духовно-нравственного воспитания средствами музыкально-театрализованной деятельности:
а) мотивационный критерий;
б) поведенческо-деятельностный критерий;
в) итогово-обобщающий критерий.
К каждому критерию определены уровни формирования духовно-нравственного воспитания студентов: высокий - творческий, средний - интуитивный, низкий - примитивный;
- выявлены и экспериментально проверены организационно-педагогические условия, обеспечивающие постоянное, комплексное воздействие на личность студентов; материально-методическое оснащение педагогического процесса.
Входе исследовательской работы была реализована «Программа по музыкально-театрализованной деятельности для студентов», направленная на повышение уровня сформированности духовно-нравственного воспитания студента и состоящая из 5 модулей.
После реализации данной программы, на контрольном этапе нашего исследования, была проведена повторная диагностика, результаты которой показали повышение уровня сформированности духовно-нравственного воспитания, уровня заинтересованности в музыкально-театрализованной 87
деятельности и степени творческой активности студента.
Делая вывод, можно сказать, что разработанная модель процесса духовно-нравственного воспитания студентов средствами музыкально¬театрализованной деятельности в условиях образовательного учреждения, доказала свою эффективность.
Выдвинутая в исследовании гипотеза об эффективности духовно-нравственного воспитания студентов средствами музыкально-театрализованной деятельности в условиях деятельности информационно насыщенного образовательного учреждения подтвердилась.
Данная исследовательская работа не представляет собой окончательно законченный эксперимент и не является исчерпывающей в процессе духовно-нравственного воспитания студентов средствами музыкально-театрализованной деятельности. Но результаты исследования могут быть использованы для дальнейшей работы, и положены в основу рассмотрения таких проблем, как повышение духовно-нравственного воспитания студента, а также внедрения авторской программы в учебный процесс и создание молодёжного театра на базе высшего учебного заведения.
1. Аксеологический словарь [Текст] / Под общ. ред. А.А. Деркача. - М.: Изд-во РАГС, 2004. - 161 с.
2. Актуальные проблемы социально-культурной деятельности: сборник статей [Текст] / Отв. Ред. Т.Г. Киселева, Б.Г. Мосалев, Ю.А. Стрельцов. - М.: МГУК, 1995. - 121 с.
3. Амонашвили, Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса [Текст] / Ш.А. Амонашвили. - Минск: Университетское издательство, 1990. - 559 с.
4. Андреев, В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности [Текст] / В.И.Андреев. - Казань: КГУ, 1988. - 128 с.
5. Антонова, О.А. Школьная театральная педагогика как социально-культурный феномен: дис. докт. пед. наук: 13.00.05 [Текст] / Антонова Ольга Александровна. - СПб, 2006. - 365 с.
6. Апанасенко, О.Н., Потемкин, А.В. Методический аспект творческого воспитания школьников: методическое пособие [Текст] / О.Н. Апанасенко, А.В. Потемкин. - Барн: БГПУ, 2005. - 150 с.
7. Апраксина, О.А. Методика музыкального воспитания в школе [Текст] / О.А. Апраксина. - М.: Просвещение, 1983. - 224 с.
8. Аристотель, Политика [Текст] / Аристотель. - М.: Изд.
Сабашниковых, 1911. - 351с.
9. Балакина, Е.И. Искусство и зритель: азы общения. Ступени творчества: учебно-методическое пособие [Текст] / Е.И. Балакина. - Барн., 2003. - С.42-47.
10. Баранова, Е.В. От навыков к творчеству [Текст] / Е.В. Баранова,
А.М. Савельева. - М.: Мозаика-Синтез, 2009. - 64 с.
11. Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества [Текст]/ М.М. Бахтин. - М.: Искусство, 1999. - 424 с.
12. Белевич, С.А. История театра в школе [Электронный ресурс]. - URL: festival.1september.ru>authors/104-761-047
13. Белинский, В.Г., Герцен, А.И., Чернышевский, Н.Г., Добролюбов, H.A. Педагогическое наследие [Текст] / Сост. А.Ф. Смирнов. - М.: Педагогика, 1988. - 384 с.
14. Бердяев, Н.А. О человеке, его свободе и духовности. [Текст] / Н.А.Бердяев. - М.: Флинта, 1999. - 346 с.
15. Бердяев, Н.А. Смысл творчества. Философия творчества, культуры и искусства. [Текст] / Н.А. Бердяев. - М.: Искусство, Лига, 1994. - 356 с.
16. Бердяев, Н.А. Философия свободы. Смысл творчества [Текст] / Н.А. Бердяев. - М.: Правда, 1989. - 608 с.
17. Березина, В.Г. Детство творческой личности [Текст] /
В.Г. Березина, И.Л. Викентьев, С.Ю. Модестов. - СПб.: издательство Буковского, 1994. - 60 с.
18. Бериева, О.Л. Развитие культуры общения молодежи в процессе театрального творчества: автореф. дис. . канд. пед, наук: 13.00.05 [Текст] / Бериева Ольга Леонидовна; - Казань, 2012. - 21 с.
19. Блонский, П.П. [Электронный ресурс]. - URL:
http://www.b17.ru/books.php? book=pedologiya
20. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович. - М.: Просвещение, 1968. - 464 с.
21. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности [Текст] / Л.И. Божович; под ред. Д.И. Фельдштейна. - 2-е изд. - М.: Изд-во «Институт практической психологии», - Воронеж: НПО МОДЭК, 1997. - 352 с.
22. Болотов, В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идей к образовательной программе [Текст] / В.А. Болотов, В.В. Сериков. - М.: Педагогика, 2003. - № 10. - С. 25-28.
23. Брянцев, A.A. Наша цель, наши искания [Электронный ресурс] /
A.A. Брянцев. - М.: Театр для детей, 1955. - URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/823354
24. Ванслова, Е.Г. Раздвигаем границы эстетического образования [Текст] / Е.Г. Ванслова // Искусство. - 2008. - №2. - С.28-29.
25. Войтенко, Т.П. Деятельностный подход как научно¬методологическая основа современного образования. / Инновационное образование в развивающемся регионе: сб. ст. XVIII Междунар. науч.-практ. конф. «Личность. Общество. Образование»: в 2 т. [Текст] / науч. ред. О.В. Ковальчук, В.П. Панасюк, А.Е. Марон. - СПб.: ЛОИРО, 2015. - Т. 2. - 327 с. (- 59-69 с.)
26. Воропаева, Е.Э. Структура и критерии готовности педагога к инновационной деятельности. - URL: http://www.science-education.ru/118-13880
27. Выготский, JI. С. Педагогическая психология [Текст] / Л.С. Выготский; под ред. В.В. Давыдова. - М. : Педагогика-Прес, 1999. - 536 с.
28. Выготский. Л.С. Психология искусства: анализ эстетической реакции [Текст] / Л.С. Выготский. - 5-е изд., испр. и доп. - М.: Лабиринт, 1998. - 413с.
29. Ганелин, Е.Р. Проблемы современной театральной, педагогики и любительский театр: автореф. дис. ... канд. искус. наук: 17.00.01 [Текст] / Ганелин Евгений Рафаилович. - СПб., 2000. - 25 с.
30. Гегель, Г.В.Ф. Эстетика в 4-х томах [Текст] / Г.В.Ф. Гегель. - М.: Искусство, 1968-1973. - 330, 326, 623, 667 с.
31. Г енералова, И.А. Развитие художественно-творческих способностей младших школьников средствами театрального искусства [Текст] : дис. ... канд. пед. наук: 13.00.05 Генералова Ирина Альбертовна. - М., 1997. - 188 c.
32. Гиппиус, С. В. Актёрский тренинг. Гимнастика чувств: [Текст] /
С.В. Гиппиус. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. - 377 с.
33. Горчаков, Н.М. Режиссерские уроки Вахтангова: текст [Текст] / Н.М. Горчаков. - М., Искусство, 1957. - 203 с.
34. Грибкова, Г.И. Педагогика досуга [Текст] / Г.И. Грибкова. - М.: МГАКХиС, 2012. - 75 с.
35. Григорьева, Е.И. Современные технологии социально-культурной деятельности [Текст] / Е.И. Григорьева. - Тамбов: Бизнес-Наука-Общество, 2013. - 423 с.
36. Грушин, Б. С. Творческий потенциал свободного времени [Текст] / Б.С. Грушин. - М: Профиздат, 2012. - С. 5-27.
37. Данилов, М.А. Педагогический процесс и его диалектика [Текст] / М.А. Данилов // журнал Сов. педагогика. - 1970. - №7. - С.102-106.
38. Данилюк, А.Я., Кондаков, A.M., Тишков, В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности граждан России [Текст] / А.Я. Данилюк и др. М.: Просвещение, 2010. - 21 с.
39. Деммени, Е.С. Школьный кукольный театр [Текст] / Е.С. Деммени. - Л.: Детгиз, 1960. - 72 с.
40. Джибладзе, Г.Н. Принцип эстетического воспитания [Текст] / Г.Н. Джибладзе. - Тб.: 1971. - 347 с.
41. Джикия, Л.Л. Эстетическое воспитание в младших классах школы искусств на основе творческой активности ребенка [Текст] : дис. ... канд. пед.наук: 13.00.01 [Текст] / Джикия Лиана Лаврентьевна. Тбилиси, - 1982.
42. Дивненко, О.В. Хрестоматия по эстетике [Текст] / О.В. Дивненко. - М.: издательский центр Аз, 1995. - 245 с.
43. Доклад об основных направлениях и результатах деятельности министерства культуры Российской Федерации в 2018 году и задачах на 2019 год [Электронный ресурс] / URL: https://www.mkrf.ru/activities/reports/(дата обращения: 20.04.2019).
44. Дольгирева, Е.В., Ярмоленко Н.С. Роль театрализованной деятельности в развитии коммуникативных навыков детей / Е.В. Дольгирева, Н.С. Ярмоленко [Текст] // Перспективы развития современной культурно - образовательной среды столичного мегаполиса : материалы науч. -практ. конф. ин-та культуры и искусств Моск. гор. пед. ун-та, (г. Москва, 16-19 апр. 2018 г.) / под общ. ред. С.М. Низамутдиновой ; [рецензенты : В.В Афанасьев, В.Р. Доценко]. - М., 2018. - С. 87-92.
45. Доронова, Т.Н. Развитие детей в театрализованной деятельности [Текст] / Т.Н.Дронова, Е.Г.Доронова. - М.: 1997. - 92 с.
46. Дорфман, Л.Я. Эмоции в искусстве: теоретические подходы и эмпирические исследования [Текст] / Л.Я. Дорфман. - М.: Смысл, 1997. - 424 с.
47. Дремов, А.К. Эстетический идеал современной литературы [Текст] / А.К. Дремов. - М.: Знание, 1973. - 62 с.
48. Жарков, А.Д. Теория, методика и организация социально¬культурной деятельности [Текст]: учебник / А.Д. Жарков. - М.: МГУКИ, 2012. - 456 с.
49. Жаркова, А.А. Развитие личности в условиях социально-культурной деятельности: парадигмальный подход [Текст] / А.А. Жаркова // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - М.: МГУКИ, 2012. - №3. - С.125-127.
50. Жирякова, Л.А. Развитие эмоциональной сферы ребенка
[Электронный ресурс]. - URL: http://festival.1september.ru /articles /413059/
51. Закон Российской Федерации «Основы законодательства РФ о культуре» (утв. ВС РФ 09 окт. 1992 г. № 3612-1) (ред. от 08 мая 2010 г.) (с изменениями на 5 мая 2014 г.) [Электронный ресурс]. - URL: http://pravo.roskultura.ru/ documents/115581/
52. Закон 273-ФЗ «Об образовании в РФ» 2015 г., глава I, статья 2
[Электронный ресурс]. - URL: http://www.assessor.ru/zakon/273-fz-
zakon-ob-obrazovanii-2013/
53. Захава Б. Е. Мастерство актера и режиссера [Текст] : учебное пособие / Б.Е.Захава. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1973. - 233 с.
54. Ильенков, Э.В. К беседе об эстетическом воспитании. Школа должна учить мыслить [Текст] / Э.В. Ильенков. - Воронеж: Изд-во НПО МОДЭК, 2002. - 112 с.
55. Исследования по эстетике и теории искусства. Составление Ю.М. Лотмана и О.М. Малевича [Электронный ресурс]. - URL: http://bookfi.org/book/719671
56. Истомин, И.Ю. Ценностные ориентации в личностной системе регуляции поведения [Текст] / И.Ю. Истомин // Психологические механизмы регуляции социального поведения. - М: Наука, 1979. - 236 с.
57. Кабалевский, Д.Б. Педагогические размышления: Избранные статьи и доклады [Текст] / Д.Б. Кабалевский. - М.: Педагогика, 1986. - 192 с.
58. Кант, И. Критика способности суждения. - URL: http://rushist.Com/index.php/historical-notes/2033-filosofiya-kanta-kratko#c4
59. Категории в театрализованной деятельности. Средство развития коммуникативных качеств личности, формирования эстетического вкуса, нравственного воспитания [Электронный ресурс]. - URL: http://tmndetsady.ru/ metodicheskiy-kabinet/pedagogicheskiy-opyit/news3278.html
60. Киященко, Н.И. Вопросы формирования системы эстетического воспитания в СССР [Текст] / Н.И. Киященко. - М.: Искусство, 1971. - 160 с.
61. Колчеев, Ю.В. Театрализованные игры в школе [Текст] / Ю.В. Колчеев. - М.: Школьная пресса, 2000. - 96 с.
62. Коменский, Я.А. Избранные педагогические сочинения [Текст] / Я.А. Коменский. - М.: АПН РСФР, 1955. - 765с.
63. Компетентностный подход в педагогическом образовании. Коллективная монография [Текст] / Под ред. В.А. Козырева, Н.Ф. Радионовой, А.П. Тряпицыной - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2005. - 392 с.
64. Концепция развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008-2015 гг., пункт 2 [Электронный ресурс]. - URL: http://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/srednyaya-i-starshaya-shkola/ izo/normativnye-dokumenty/kontseptsiya-razvitiya-obrazovaniya-v-sfere-kultury-i- iskusstva-v-rf-na-2008-2015-gg.html
65. Концепция развития образования РФ до 2020 г., глава III, пункты
4,5 [Электронный ресурс]. - URL: http://base.garant.ru/194365/
66. Корчак, Я. Антология гуманной педагогики [Текст] / Я. Корчак. - М.: 1998. - 224 с.
67. Красильников, Ю.Д. Основы СКД [Текст]: учебное пособие / Ю.Д. Красильников, Т.Г. Киселёва. - М.: «Юрайт», 2006. - 229 с.
68. Кузьмина, Н.В Методы исследования педагогической
деятельности [Текст] / Н.В. Кузьмина. - Л.: ЛГУ, 1970. - 215 с.
69. Культура - национальный приоритет. Факты и цифры 2012-2018 [Электронный ресурс] / https://www.mkrf.ru/activities/reports/(дата обращения: 20.04.2019).
70. Лабковская, Г.С. Эстетическая культура и эстетическое воспитание: книга для учителя [Текст] / Г.С. Лабковская. - М.: Просвещение, 1983. - 304 с.
71. Личность как объект психологического и педагогического воздействия [Текст] : сборник статей Международной научно - практической конференции (10 ноября 2016 г., г. Пермь). В 2 ч. Ч.2 / - Уфа: АЭТЕРНА, 2016. - 189 с.
72. Макаренко, А.С. Книга для родителей. Лекции о воспитании детей. Выступления по вопросам семейного воспитания. Сочинения в 7 т. [Текст] /
A. С. Макаренко; гл. ред. И.А. Каирова. - М.: АПН, 1957. - т 4. - 552 с.
73. Макарова, О.Ю. Критерии и показатели оценки эффективности
функционирования воспитательной системы вуза [Электронный ресурс]. -
URL: http://www.rae.ru/fs/?section=content&op=showarticle&articleid=10000164
74. Медведь, Э.И., Данелян В.Р., Киселева О.И. [Текст] / Э.И. Медведь,
B. Р. Данелян, О.И. Киселева // Формирование духовно-нравственной культуры
подростков в условиях детской театральной студии - М.: Среднее
профессиональное образование, 2018. - № 3. - С. 9-13.
75. Милашевич, Е.П., Автухова В.А. Учебно-научно консультационный центр как инновационная форма реализации компетентностного подхода в современном высшем образовании [Электронный ресурс] / Е.П. Милашевич. - Витебск: Витебский государственный университет им. П.М. Машерова, 2014. - № 1. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21243031(дата обращения: 20.03.2019).
76. Новиков, А. М. Методология [Текст] / А.М. Новиков, Д.А. Новиков.
- М.: Синтег, 2007. - 668 с.
77. Образовательное право России (учебник для вузов) [Текст] / 2-е изд., исправленное : учебник / В.И. Шкатулла. — Москва : Юстицинформ, 2016. — 774 с.
78. Образцов, С.В. По ступенькам памяти [Текст] / С.В. Образцов. - М.: Время, 2001. - 320 с.
79. Опарина, Н.А. Формирование сценарно-режиссерских навыков педагога дополнительного образования как условие повышения уровня его профессионального мастерства [Электронный ресурс] // Наука и школа. - 2018.
- №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-stsenarno-rezhisserskih- navykov-pedagoga-dopolnitelnogo-obrazovaniya-kak-uslovie-povysheniya-urovnya- ego(дата обращения: 10.11.2018).
80. Острогорский, В.П. Искусство как воспитательно-общественная сила [Электронный ресурс] / В.П.Острогорский // Вестник воспитания. - 1900. - №7. - URL: http://www.detskiysad.ru/raznlit/prepodavanie07.html
81. Охлопкова, М. В. Психолого - педагогические подходы к театрализованной деятельности [Текст] / М.В. Охлопкова // Педагогическое мастерство: материалы III междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2013 г.). - М.: Буки-Веди, 2013. - С.48-52.
82. Педагогический словарь. Педагогика 2010 [Электронный ресурс]. - URL: http://www. pedpro.ru/termins/49.htm
83. Печко, Л. П. Искусство в развитии художественно-эстетического опыта формирующейся личности. Эстетический опыт как источник активности творческого воображения в художественном образовании [Текст]: сб. науч. тр. / Л.П. Печко. - М.: Секрет фирмы, 2004. - С.12-17.
84. Практикум по возрастной и педагогической психологии [Текст]: учебное пособие для студентов пед. ин-тов / А.А. Алексеев, И.А. Архипова, В.Н. Бабий; под ред. А.И. Щербакова. - М.: Просвещение, 1987. - 255 с.
85. Рапопорт, И. Работа актера [Текст] / И. Рапопорт, М.: Искусство, 1939. - 152 с.
86. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 N 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» [Электронный ресурс]. // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_180402/ (дата обращения: 08.11.2018).
87. Ронами, Т.Ю. Воспитание нравственных качеств у детей средствами театрального искусства [Текст] / Т.Ю. Ронами // Искусство и образование. - 2011. - № 2. - С.24-35.
88. Рошаль, Г.Л. Кинолента жизни [Текст] / Г.Л. Рошаль. - М.:
Искусство, 1974. - 312 с.
89. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л.
Рубинштейн. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2002. - 720 с.
90. Руднева, Т.Н. Педагог дополнительного образования. Психолого-педагогические проблемы [Текст]: учебное пособие / Т.И. Руднева, В.Г. Кочеткова. - Самара: Изд-во МГПУ, 1998. - 112с.
91. Савостьянов, А. И. Общая и театральная психология [Текст] /А.И. Савостьянова. - СПб.: КАРО, 2007. - 252 с.
92. Сац, Н.И. Новеллы моей жизни [Текст] / Н.И. Сац. - 3-е изд., стереотип. - М.: Искусство, 1985. - 1 кн. - 498 с.
93. Сергеева, В.П. Инновации в образовательном процессе [Текст]: Учебно-методическое пособие для студентов и аспирантов высш.учеб. заведений / В.П. Сергеева, Л.С. Подымова. - М.: Перспектива, 2012. - 181с.
94. Сергеева, В.П. Классный руководитель: планирование и
организация работы от А до Я. / В.П. Сергеева. - М.: Изд-во пед. общ. России, 2004. - 256 с.
95. Синкина, Е.А. Организационно-педагогические условия
формирования профессиональных компетенций [Электронный ресурс]. - URL: https://docviewer.yandex.ru/?url=ya-serp%3A%2F%2Fvestnik.pstu.ru%2F
=558c168d1668
96. Сластенин, В.А. Аксиологический аспект содержания современного педагогического образования [Текст] / В.А. Сластенин, Е.И. Артамонов // Педагогическая наука и образование. - 2002. - № 4. - С.5-8.
97. Социально-культурная деятельность: поиски, проблемы,
перспективы [Текст] : сборник статей. / Сост. Н.Н. Ярошенко, рец. Е.И. Григорьева, А.Д. Жарков // - М.: МГУКИ, 2011.
98. Ставская, Н.Р. К проблеме соотношения категории «культура» и «деятельность» [Текст] / Н.Р. Ставская, Э.И. Комарова, И.И. Булычев // Культура как целостное явление: проблемы и методология изучения: сборник научных трудов. Л., 1983. -29 с.