Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ АРТИСТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОЙ ТЕАТРАЛИЗАЦИИ

Работа №43854

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы72
Год сдачи2018
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
509
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ РАЗВИТИЯ
АРТИСТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОЙ
ТЕАТРАЛИЗАЦИИ
1.1. Развитие артистических способностей у учащихся начальных
классов на уроках музыки как педагогическая проблема 10
1.2. Педагогический потенциал музыкальной театрализации в ракурсе
развития артистических способностей у учащихся начальных классов... 19
Выводы по первой главе 28
ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ АРТИСТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОЙ ТЕАТРАЛИЗАЦИИ
2.1. Педагогическое обеспечение по развитию артистических
способностей учащихся начальных классов на уроках музыки средствами музыкальной театрализации 30
2.2. Экспериментальная апробация педагогического обеспечения по развитию артистических способностей у учащихся начальных классов
на уроках музыки средствами музыкальной театрализации 40
Выводы по второй главе 51
Заключение 53
Список литературы . 55
ПРИЛОЖЕНИЯ

Актуальность исследования. Современное общество сегодня испытывает потребность в творческой, самостоятельной, активной личности, способной реализовать не только свои личностные запросы, а так же продуктивно решать общественные задачи. Системный, организованный процесс формирования личности осуществляется в школе согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации», где одним из целевых понятий является: «совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенций определенного объема и сложности в целях интеллектуального, духовно - нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов» (статья 2) [58].
Педагогическая наука и практика ориентированы на поиск средств, позволяющих эффективно обеспечить процесс развития творческой личности, способной креативно мыслить и продуктивно действовать в различных жизненных ситуациях.
Искусство, являясь особой формой отражения жизни, обладает неисчерпаемыми возможностями в ракурсе творческого развития личности. Музыкальное искусство, среди других видов обладает большей силой эмоционального воздействия, воспитывая чувства, формируя его вкусы, развивая творческий потенциал.
Современная ситуация на уроках музыки в общеобразовательной школе характеризуется дефицитом учебного времени, отведенного на творческое, а именно, артистическое развитие учащихся. Сегодня на уроках музыки ученики приобретают исполнительские умения и навыки, не углубляясь в специфику артистических способностей. Проблема заключается в том, что артистические способности зачастую понимаются лишь в узком
значении, как навыки и приемы, необходимые только для актерской профессии.
Музыкальная театрализация, представляющая сплав основных видов искусств обладает значительными возможности для творческого развития и самореализации учащихся. Одним из проявлений творческого развития учащихся являются артистические способности, содействующие становлению индивидуальности человека, его самовыражению, самореализации и успешной социализации.
Музыкальная театрализованная деятельность учащихся представляется одним из главных средств развития артистических способностей у младших школьников. Вовлекаясь в театрализованную музыкально-исполнительскую работу, школьники в игровом формате обучения комплексно осваивают вокальный, инструментальный учебный репертуар; осознанно приобретают исполнительские умения и навыки; активно применяют творческие способности и фантазию; выражают в исполнении (пение, инструментальное музицирование, декламация, пластические проявления) свои эмоции и музыкальные переживания.
Организация уроков музыки с использованием средств музыкальной театрализации является актуальной педагогической проблемой, которая требует поиска решений по разработке педагогического обеспечения организации данного процесса.
Степень научной разработанности проблемы.
Феномен артистизма изучался учеными различных научных областей. Сущностные механизмы проблемы артистического развития личности в разное время исследовались психологами Б.Г. Ананьевым, Л.С. Выготским,
А.Н. Леонтьевым, С.Л. Рубинштейном. С позиции музыкальной психологии артистические проявления рассматривались В.Г. Ражниковым. Основы развития артистических способностей в музыкальном исполнительстве и их взаимосвязи с возрастными особенностями были отражены в работах
А.Л. Готсдинера, В.И. Петрушина, Б.М. Теплова, Ю.А. Цагарелли и др.
4
Проблему построения педагогического процесса с использованием возможностей артистизма изучали В.В. Ванслов, Г.А. Гарипова,
A. П. Ершова, Л.С. Майковская, Т.В. Надолинская.
В трудах ученых педагогов-музыкантов Э.Б. Абдуллина, Ю.Б. Алиева,
B. П. Анисимова, Т.И. Баклановой, А.И. Бурениной, Н.А. Ветлугиной, Л.Г. Дмитриевой и других, отражены отдельные аспекты музыкальнотворческого развития личности с позиции развития творческих и музыкальных способностей.
Проблематика хоровой театрализации как синтеза театра и музыки изучалась Н.Ю. Киреевой, Н.В. Кошкаревой, Ю.В. Мостовой, Т.К. Овчинниковой, А.Т. Тевосяна и др. Художественно-педагогический аспект проблемы хоровой театрализации освещен в диссертации
О.Б. Куликовской.
Обобщение практического опыта по проведению уроков музыки с использованием элементов музыкальной театрализации отражено в ряде программ по учебному предмету «Музыка», разработанных авторскими коллективами (В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак), (Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина), (В.О. Усачева, В.А. Школяр, Л.В. Школяр).
В исследовании учитывались следующие нормативные документы:
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
2. Федеральный государственный стандарт начального общего, основного общего и среднего общего образования
3. Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020
годы
4. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» Актуальность и целесообразность темы исследования обусловлена
следующим противоречием: между необходимостью развития
артистических способностей у учащихся начальной школы и отсутствием педагогического обеспечения по данной проблеме.
Выявленные противоречия позволили сформулировать проблему исследования, которая заключается в научно-теоретическом обосновании процесса развития артистических способностей у учащихся начальных классов на уроках музыки средствами музыкальной театрализации, в разработке и реализации педагогического обеспечения в виде методической разработки.
Объект исследования: развитие артистизма учащихся начальной школы.
Предмет исследования: педагогическое обеспечение развития
артистических способностей у учащихся начальных классов на уроках музыки средствами музыкальной театрализации.
Цель исследования: научно-теоретическое обоснование процесса развития артистизма у учащихся начальных классов на уроках музыки средствами музыкальной театрализации, педагогическое обеспечение по обеспечению данного процесса и ее апробация.
Исходя из цели, предмета и объекта исследования в работе поставлены следующие задачи:
1. изучить научную литературу и рассмотреть развитие артистических способностей как психолого-педагогическую проблему в музыкальном образовании школьников;
2. раскрыть и обосновать педагогический потенциал музыкальной театрализации в ракурсе развития артистических способностей у учащихся начальных классов;
3. создать педагогическое обеспечение по развитию артистических способностей учащихся начальных классов на уроках музыки средствами музыкальной театрализации;
4. осуществить экспериментальную проверку педагогического обеспечения по развитию артистических способностей у учащихся начальных классов на уроках музыки средствами музыкальной театрализации.
Методологической основой работы явились концепции Д.Б. Кабалевского, Б.М. Неменского, Б.П. Юсова на основе системноцелостного подхода к построению образовательного процесса, направленные на творческое развитие школьников. Идеи музыкальных психологов
А.Л. Готсдинера, В.И. Петрушина, Б.М. Теплова о приоритетности исполнительских способностей в ракурсе творческого развития личности. Труды О.Б. Куликовской, М.А. Харлашко по творческому развитию учащихся в театрализованной музыкально-исполнительской деятельности.
Проведенное, исследование базируется на комплексном использовании следующих методов исследования:
- теоретические: анализ педагогической, психологической и научнометодической литературы по проблеме исследования, синтез, сравнение, обобщение, конкретизация, моделирование, аналитическая обработка результатов исследования.
- эмпирические: педагогическое наблюдение, изучение и анализ творческих работ учащихся, педагогический эксперимент.
Организация и этапы исследования.
Первый этап (2014-2016) включал проведение теоретического анализа психолого-педагогической литературы по рассматриваемой проблематике; анализ источников по теории и практике развития как артистизма, в общем, так и артистических способностей в частности; изучение нормативных документов и рабочей документации музыкальных мероприятий, включающих средства музыкальной театрализации; определение исходных методологических позиций и категориального аппарата исследования.
Второй этап (2016-2017) включал обработку и обобщение полученных результатов исследования, систематизацию материала, подготовку методических материалов. На данном этапе уточнялись теоретико-методические выводы по исследованию.
Третий этап (2017-2018) включал проведение опытноэкспериментальной работы по проверке эффективности реализации в
7
образовательном процессе педагогического обеспечения по развитию артистических способностей у учащихся начальных классов общеобразовательной школы средствами музыкальной театрализации. На данном этапе обобщались теоретические и эмпирические результаты исследования, оформлялась рукопись выпускной квалификационной работы.
Научная новизна исследования заключается в том, что
- предложено уточненное определение понятия артистизма как художественной одаренности человека или выдающихся творческих способностей, позволяющих личности осуществлять свободу перевоплощений и демонстрировать мастерство, достигнутое в области искусства в сценической практике.
- выявлен педагогический потенциал музыкальной театрализации в
ракурсе развития артистических способностей у учащихся начальных классов заключающийся в следующих положениях: 1) различные виды деятельности; 2) широкий диапазон форм; 3) открытая тематика мероприятий; 4) синтез искусств; 5) импровизационный характер
музыкально-театрализованной деятельности;
- разработана модель организации развития артистических способностей учащихся начальных классов на уроках музыки средствами музыкальной театрализации, в составе ориентировочно-целевого, методологического, содержательно-процессуального, результативного компонентов;
- теоретически обосновано и экспериментально апробировано педагогическое обеспечение по развитию артистических способностей учащихся начальных классов на уроках музыки средствами музыкальной театрализации (модель, методические рекомендации, методика диагностирования артистических способностей).
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что расширено представление об основной педагогической категории
«артистические способности учащихся»; выявлен и теоретически обоснован
8
педагогический потенциал музыкальной театрализации в ракурсе развития артистических способностей у учащихся начальных классов на уроках музыки; в виде организационной модели представлен процесс развития артистических способностей учащихся начальных классов на уроках музыки средствами музыкальной театрализации.
Практическая значимость состоит в том, что разработанное педагогическое обеспечение (модель развития артистических способностей учащихся начальных классов на уроках музыки средствами музыкальной театрализации; методические рекомендации; методики диагностирования артистических способностей) может быть использовано учителями музыки и педагогами дополнительного образования в образовательной практике.
База исследования: МБОУ «Средняя школа № 7» г. Набережные Челны.
Апробация и внедрение результатов исследования.
Основные положения и результаты исследования обсуждались: на заседаниях методических объединений учителей музыки г. Набережные Челны (2016, 2017); открытых занятиях «Театрализация школьной песни», «Театрализация на уроках музыки в начальной школе», «Хоровой театр в начальной школе» (2016, 2017, 2018); V Всероссийском конкурсе
методических разработок «Я реализую ФГОС» (г. Набережные Челны, май, 2018).
Структура исследования: введение, две главы по 2 параграфа, заключение, список литературы, приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В результате проведенного исследования на тему «Развитие артистических способностей у учащихся начальных классов на уроках музыки средствами музыкальной театрализации», мы пришли к следующим выводам:
1) Артистизм - это художественная одаренность или комплект творческих способностей, позволяющий осуществлять свободу перевоплощений и демонстрировать мастерство, достигнутое в области искусства в сценической практике;
2) Структура артистизма может быть представлена как в виде компонентов, так и в виде комплекта творческих способностей (способность артистичного вокального исполнения; способность выразительной сценической речи; способность образно-пластической выразительности; способность вызывать сопереживание зрительного зала; способность к импровизации);
3) Ключевые артистические способности (способность артистичного
вокального исполнения; способность выразительной сценической речи; способность образно-пластической выразительности) могут быт развиты в видах деятельности урока музыки (пение: хоровое, ансамблевое, сольное; инструментальное музицирование; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; драматизация музыкальных произведений; импровизация: вокальная, ритмическая, пластическая),
основанных на музыкальной театрализации;
4) Педагогический потенциал музыкальной театрализации в ракурсе развития артистических способностей у учащихся начальных классов, заключается в использовании педагогом разнообразных видов деятельности; широком диапазоне форм; открытой тематике мероприятий; синтезе искусств; импровизационном характере музыкально-театрализованной деятельности.
6) Разработанная нами модель организации процесса развития артистических способностей учащихся начальных классов на уроках музыки средствами музыкальной театрализации представлена в составе следующих компонентов: ориентировочно-целевой, методологический, содержательнопроцессуальный, результативный - может выступить ориентиром в процессе организации образовательной деятельности в начальной школе.
7) Разработаны методические рекомендации по развитию артистических способностей учащихся в музыкально-театрализованной деятельности на уроках музыки в школе (Методические характеристики основных форм музыкальной театрализации; Алгоритм-характеристика урока нового типа «Творческая мастерская»; Примерный музыкальносценический репертуар, соответствующий 4 этапам развития артистических способностей; Вариант поурочного тематического планирования с 1-4 класс).
8) Разработана методика диагностирования уровня развития артистических способностей учащихся.
Положительные результаты экспериментальной апробации педагогического обеспечения процесса развития артистизма у учащихся начальных классов на уроках музыки средствами музыкальной театрализации явились доказательством целесообразности и эффективности авторской разработки.
Проведенное исследование не исчерпывает всю полноту проблематики развития артистических способностей учащихся младших классов в общеобразовательной школе. В перспективе направлениями для продолжения исследования могут выступить поиск новых механизмов и определение педагогических условий развития артистических способностей учащихся, как начальной школы, так и среднего и старшего звена.



1. Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В. Теория музыкального образования: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / Э.Б. Абдуллин, Е.В. Николаева. - М.: Академия, 2004. - 336 с.
2. Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В. Методика музыкального образования: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / Э.Б. Абдуллин, Е.В. Николаева. Под общ. редакцией М.И. Ройтерштейна. - М.: Музыка,
2007. - 336 с.
3. Алеев В.В. Музыка: программы для общеобразовательных
учреждений / В. В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак. - 6-е изд., М.: Дрофа,
2008. - 64с.
4. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта / Ю.Б. Алиев. - М.: Владос, 2000. - 336 с.
5. Ананьев Б.Г. О соотношении способностей и одаренности //
Проблема способностей: сб. ст. / Б.Г. Ананьев; под ред.
В.Н. Мясищева. - М.: Изд-во АПНРСФСР, 1962. - 380 с.
6. Анисимов В.П. Диагностика музыкальных способностей детей: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.П. Анисимов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 128 с.
7. Антонова О.А. Школьная театральная педагогика как социальнокультурный феномен: Автореферат дис. ... доктора педагогических наук :
13.0. 05 / СПб. гос. ун-т культуры и искусств. - СПб., 2006. - 32 с.
8. Бажанова Р.К. Феномен артистизма : Автореферат дис. ... кандидата философских наук : 24.00.01 / Казан. гос. ун-т культуры и искусств. - Казань,
2003. - 17 с.
9. Булатова О.С. Педагогический артистизм: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / О.С. Булатова. - М.: Академия, 2001. - 240 с.
10. Буренина А.И. Ритмическая мозаика: программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста /
A. И. Буренина. - 2-е изд., испр. и доп. - СПб.: ЛОИРО, 2000. - 220 с.
11. Гарипова Г.А. Формирование артистизма личности будущего учителя музыки : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук :
13.0. 01 / Казан. гос. пед. ун-т. - Казань, 2002. - 22 с.
12. Горохова И.В. Народная игра как вид игровой деятельности дошкольника / И.В. Горохова, О.А. Школьникова, Л.М. Новикова [Электронный ресурс] // Молодой ученый. - 2015. - №13. - С. 613-616. - URL: https://moluch.ru/archive/93/20564/ (дата обращения: 28.02.2018).
13. Горошко Н.Н. Развитие артистизма младших школьников на уроках музыки, как научная проблема [Электронный ресурс] // «Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки»: материалы XI студенческой международной заочной научнопрактической конференции. (14 мая 2013 г.) - Новосибирск: Изд. «СибАК», 2013. - 147-155 с. - URL: https://sibac.info/studconf/hum/xi/32754 (дата обращения: 29.01.2017)
14. Готсдинер А.Л. Музыкальная психология [Электронный ресурс]. - М.: Магистр, 1993. - 193 с. - URL: http://www.twirpx.com (дата обращения
15.10.2016)
15. Дмитриева Л.Г. Творческое развитие школьников на уроках музыки / Л.Г. Дмитриева // Музыкальное воспитание в школе. - М: Просвещение, 1982. - вып.15. - 175 с.
16. Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального
воспитания [Электронный ресурс]. - М., 1999. - 150 с. - URL:
http://www.twirpx.com (дата обращения 15.10.2016)
17. Добровольская Н.Н. Что надо знать учителю о детском голосе / Н. Н. Добровольская, Н. Д. Орлова. - М.: Музыка, 1972. - 32 с.
18. Емельянов В.В. Развитие голоса: учебн. пособие, 6-е изд. /
B. В. Емельянов. - СПб.: Лань, 2010. - 192 с.
19. Ершова А.П. Уроки театра на уроках в школе. Театральное
обучение школьников 1 - 11 классов: Программа, методические
рекомендации, сборник упражнений. / сост. А.П. Ершова. - М.: НИИ художественного воспитания, 1990 -73с.
20. Ефремова Т.Ф. Современный толковый словарь русского языка в 3 томах / Т.Ф. Ефремова.- М.: Аст, 2005. - том 1. - 1168 с.
21. Кацер О.В. Игровая методика обучения детей пению: учебнометодическое пособие / О.В. Кацер. - СПб.: Музыкальная палитра, 2005. - 47 с.
22. Киреева Н.Ю. Хоровая театрализация: коммуникативные
аспекты: автореферат дис. ... кандидата искусствоведения: 17.00.09 / Киреева Наталья Юрьевна. - Саратов, 2010. - 25 с.
23. Киреева Н.Ю. Коммуникативное пространство искусства хоровой театрализации / Н.Ю. Киреева // Педагогика и психология. Филология и искусствоведение. - 2009. - № 2(4). - 537 - 541 с.
24. Кирнарская Д.К. Психология специальных способностей. Музыкальные способности / Д.К. Кирнарская. - М.: Таланты-XXI век, 2004. - 496с.
25. Кошкарева Н.В. Сценическая композиция: хоровой театр в творчестве современных отечественных композиторов / Н.В. Кошкарева // Музыковедение. - 2007. - № 5. - 15-22 с.
26. Крившенко Л.П. Педагогика: Учебник / Л.П. Крившенко,
М.Е. Вайндорф-Сысоева; под. ред. Л.П. Крившенко. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2010. - 432 с.
27. Критская Е.Д. Методика работы с учебниками «Музыка»: 1-4кл.: пособие для учителя / Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. - М.: Просвещение, 2010. - 207 с.
28. Критская Е.Д. Музыка: методическое пособие / Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. - М.: Просвещение, 2011. - 320 с.
29. Куликовская О.Б. Развитие творческих способностей и личностных характеристик учащихся на уроках музыки в общеобразовательной школе: Методика «Детский оперно-хоровой театр»: дис. ... канд. псих. наук. - М., 1999. - 180 с.
30. Куприянова Л.Л. Русский фольклор: Программа и методические материалы для уроков музыки / Л.Л. Куприянова. - М.: Академия, 2001. - 248 с.
31. Курышева Т.А. Театральность и музыка [Электронный ресурс]. - М.: Сов. композитор, 1984. - 201 с. - URL: http://www.twirpx.com (дата обращения 15.10.2016)
32. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность: учеб. пособие /
А.Н. Леонтьев. - М.: Смысл, 2004. - 345с
33. Леонтьев Д.А. Очерк психологии личности. / Д.А. Леонтьев. - М.: Смысл, 1993. - 43 с.
34. Майковская Л.С. Артистизм действий: художественно
коммуникативная деятельность педагога-музыканта : учеб. пособие для студентов вузов / Л. С. Майковская. - М.: Музыка, 2006 (М.: Тип. "Наука"). - 109 с.
35. Мигунова Е.В. Педагогические возможности театрализованной деятельности в воспитании творческой направленности личности младшего школьника: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01: Великий Новгород, 2004. - 184c.
- URL: http://www.dslib.net/obw-pedagogika/pedagogicheskie-vozmozhnosti-
teatralizovannoj -dej atelnosti-v-vospitanii-tvorcheskoj.html (дата обращения
31.05.2018)
36. Мостовая Ю.В. Театрализация музыкального произведения как аспект исполнительской интерпретации / Ю. В. Мостовая // Теоретические и практические вопросы культурологии: Сб. науч. статей. - Запорожье,- 2000.
- вып. 3.- 176 - 183 с.
37. Мостовая Ю.В. Театрализация хоровых произведений как метод
художественной интерпретации [Электронный ресурс]: автореф. дис. .
58
канд. искусствоведения. - Харьков, 2003. - 20 с. - URL:
http://www.dissland.com/catalog_ukr/teatralizatciya_horovueh_proizvedenij_kak_ metod_hudozhestvennoj_interpretatcii_avtoreferat.html (дата обращения
31.05.2018)
38. Надолинская Т.В. Игры-драматизации на уроках музыки начальной школе / Т.В. Надолинская. - М., 2003. - 232 с.
39. Надолинская Т.В. Театрализованная игра (драматизация) как социокультурный и педагогический феномен [Электронный ресурс] // Педагогика искусства. - 2009. - №4. - 4 с. - URL: http://www.art- education.ru/AE-magazine (дата обращения 16.12.2016)
40. Накишова Е.Ю. Хоровой театр детей и подростков как художественно-педагогическое явление / Е.Ю. Накишова // Образование и наука. - 2011. - № 3 - 82 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ