ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
1.1. Формирование нравственных ценностей у детей старшего
дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС ДОО 8
1.2. Использование игр-драматизаций в качестве средства
формирования нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста 20
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИГР-ДРАМАТИЗАЦИЙ С ЦЕЛЬЮ
ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Деятельность педагога ДОО по формированию нравственных ценностей средством игр-драматизаций детей старшего дошкольного возраста 30
2.2. Экспериментальная работа 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ 60
ПРИЛОЖЕНИЯ 64
В современном обществе наблюдается доминирование материальных ценностей над духовно-нравственными. Преобладает эгоцентричное поведение. Все это обусловило необходимость воспитания личности, которая делает свой выбор, совершает поступки, основываясь на нравственных ценностях.
Нравственное воспитание является неотъемлемой частью стандарта дошкольного образования. Сформировать нравственность, значит перевести моральные нормы, правила и требования в знания, навыки и привычки поведения личности, а также процесс целенаправленного и организованного овладения детьми общечеловеческими ценностями [2]. Эффективность нравственного воспитания, с точки зрения Н.Ф. Губановой, зависит от правильной организации коллективной деятельности детей, от умелого сочетания ее с методами убеждения, накопления положительного морального опыта [6].
Дошкольное детство - это важнейший период усвоения норм морали и социальных способов поведения. В случае отсутствия соответствующих дисциплин, могут наблюдаться недостатки развития, последствия которых устранить становиться чрезвычайно трудно. Поэтому проблема нравственного воспитания в детском саду приобретает особую актуальность и значимость.
Актуальность данной проблемы заключается в том, что, в настоящее время, люди заинтересованы в создании и соблюдении правового и толерантного общества с высокой культурой отношений между людьми, которые будут определяться социальной справедливостью, совестью и дисциплинированностью. Такое общество подразумевает необходимость нравственной воспитанности каждого. Большое значение в нравственном развитии личности имеет ее собственное отношение к совершаемым действиям и поступкам, к соблюдению установленных в обществе моральных требований.
Очень важно, чтобы каждая личность стремилась быть нравственной, соблюдала моральные нормы и правила в силу собственного понимания и необходимости ежедневно.
Важное значение для развития ребенка, особенно в дошкольном возрасте, имеет игра. Игра становится ведущим видом деятельности дошкольника. В игре ребенок отображает все то, что познает в мире, все свои чувства, переживания, мечты, проблемы. В игре ребенок является творцом, создателем, что позволяет ему непосредственно выражать все свои эмоции и мысли вслух. В игре ребенок увлечен не результатом (как в учебной деятельности), а самим процессом игры.
В педагогическом процессе ДОО целесообразно использовать разные виды игр, но принципиально важное значение для развития эмоциональной отзывчивости имеют игры-драматизации. Они способствуют созданию условий для самоорганизации детей. В этих играх дети овладевают специфическими способами игровой деятельности - игровыми отношениями, игровыми ролями, позволяющими самостоятельно реализовывать свои представления об окружающем мире, деятельности и об отношениях людей.
Игры-драматизации способствуют социально-нравственному и эмоциональному развитию дошкольника, развитию его познавательной активности, творческих способностей и воображения - познавательного, влияющего на становление логико-символической функции сознания, и эффективного, способствующего пониманию ребенком смыслов человеческих отношений, адекватному эмоциональному реагированию, формированию таких высших социальных чувств как: сочувствие, эмпатия, сопереживание, отзывчивость, дружелюбность. Вместе с развитием творческих способностей у детей формируются и остальные психические процессы: восприятие, мышление, внимание, память и др.
Игра-драматизация, как эффективное средство формирования личностных качеств рассматривается в трудах Л.В. Артемовой, З.М. Богуславской, Р.И. Жуковской, Н.С. Карпинской, А.И. Матусик, Е.О. Смирновой, Л.П. Стрелковой, А.П. Усовой и др. В играх-драматизациях происходит сближение детей с персонажами произведения, что позволяет не только вызвать эмоциональный отклик ребенка, но и создать условия для формирования нравственных ценностей - как в отношении своих сверстников, так и в отношении взрослых. Дошкольники получают возможность «дочувствовать» в процессе игр-драматизаций то, что было ими пережито во время восприятия [30].
Таким образом, необходимо использовать все развивающие возможности игр-драматизаций, что будет способствовать достижению оптимального эффекта в формировании личности ребенка дошкольного возраста, его творческой активности - личностных качеств, проявляющихся в преобразующей деятельности и характеризующихся созданием художественно-игрового образа.
Все вышеизложенное свидетельствует о том, что выбранная нами тема является актуальной и интересной для исследования.
Объект исследования: процесс формирования нравственных ценностей у старших дошкольников.
Предмет исследования: игра-драматизация как средство формирования нравственных ценностей детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: изучить проблему формирования нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста средствами игр- драматизаций
Задачи исследования:
1) изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования;
2) описать деятельность педагога ДОО по использованию игр- драматизаций с целью формирования у детей старшего дошкольного возраста нравственных ценностей;
3) провести педагогический эксперимент по формированию нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста посредством игр-драматизаций.
Поставленные задачи обусловили выделение четырех этапов работы:
I этап (май-август 2021 года) был посвящен изучению и анализу литературы по теме исследования;
II этап (сентябрь 2021 года) предполагал выявление сформированности нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста;
III этап (октябрь-декабрь 2021 года) включал формирующий эксперимент, направленный на использование игр-драматизаций в формировании нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста;
IV этап (январь 2021 года) предусматривал повторную диагностику и определение эффективности использования игр-драматизаций в работе по формированию нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза: использование игр-драматизаций в образовательном процессе ДОО будет способствовать эффективному формированию нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования:
• теоретический анализ литературы;
• педагогический эксперимент;
• наблюдение;
• беседа;
• математическая обработка материала.
Теоретической основой исследования по проблеме нравственных ценностей являются труды И.Ф. Исаева, П.Г. Саморуковой, С.А. Козловой, Л. Волобуевой, Е. Авиловой, В.С. Мухиной, Р.С. Буре. Вопросами влияния игр-драматизации на формирование нравственных ценностей занимались А.П. Усова, Р.И. Жуковская, З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова, Л.В. Артемова, Н.С. Карпинская, Л.П. Стрелкова, З. Колесникова, А.И. Матусик.
Практическая значимость: опыт работы по использованию игр- драматизаций в процессе формирования нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста может быть использован для образовательной практики детских садов.
База исследования: экспериментальная работа осуществлялась в МБДОУ д/с №57 г. Пензы «Матрешка».
Структура работы: данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Предмет исследования игры-драматизации как средства формирования нравственных ценностей имеет особое значение, поскольку произведения искусства и творческая деятельность являются эффективным и быстрым способом донести до сознания ребенка представление о нравственной сущности тех или иных ценностей. Кроме того, в играх-драматизациях дети активно тренируют и развивают проявление таких качеств, как: сопереживание, забота, доброта, эмоциональная отзывчивость через воспроизведение образов произведения искусства.
Содержание игры-драматизации определяется сюжетом литературных произведений, подбор которых осуществляется с учетом их нравственных ценностей, динамичности сюжета, повторов, яркости образов.
С целью определения начального уровня сформированности нравственных представлений у старших дошкольников нами был проведен констатирующий этап эксперимента. Его результаты показали, что исследуемый компонент находится у дошкольников на недостаточном уровне. На формирующем этапе эксперимента нами была организована работа по формированию нравственных ценностей у старших дошкольников посредством игр-драматизаций по сказкам, так как именно детская сказка - необходимый элемент воспитания и развития ребенка, она доступным языком учит, освещает проблемы добра и зла, показывает выход из сложных ситуаций. Сказка формирует у ребенка основы поведения и общения, учит упорству, терпению, умению ставить цели и идти к ним. Работа над сказками и со сказками - это мощное средство развития нравственных ценностей, а также любознательности, активности.
Анализ результатов экспериментальной работы, направленной на выявление эффективности использования игр-драматизаций в развитии нравственных ценностей у старших дошкольников, показал качественный рост исследуемого показателя у детей обследуемой группы.
У большего количества дошкольников был отмечен высокий уровень сформированное™ нравственных представлений (69%). Снизилось количество детей со средним уровнем развития нравственных представлений (с 58% до 31%) и низкими показателями (с 23% до 0%)
Экспериментальная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста показала, что все участники эксперимента ориентированы на гуманное поведение со сверстниками и на помощь другому человеку.
Кроме того, дети седьмого года жизни, участвовавшие в эксперименте, не только понимают опыт других людей, но и способны применять свои знания в повседневной жизни.
Это позволило сделать вывод о том, что проведенная работа дала ощутимые положительные результаты. Поставленные задачи были решены, цель достигнута. Гипотеза, выдвинутая нами перед началом исследования, нашла свое практическое подтверждение.
1. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников: кн. для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 1991. - 127 с.
2. Большой энциклопедический словарь / под ред. А.М. Прохоров. - М: Большая всероссийская энциклопедия. - 1998. - 1434 с.
3. Волобуева Л., Авилова Е. Ранний и дошкольный возраст: вопросы нравственного воспитания в педагогических концепциях И.А. Сикорского и В.М. Бехтерева. // Дошкольное воспитание. - 2007. - №3. - С. 88-91.
4. Воспитание детей в игре. / Сост. А.К. Бондаренко, А.И. Матусик. - М., 2003. - 215 с.
5. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников: кн. для воспитателя дет. сада. / Р.С. Буре, Г.Н. Година, А.Д. Шатова [и др.]; под ред. А.М. Виноградовой - 2-е изд., испр и доп. - М.: Просвещение, 1989. - 191 с.
6. Губанова Н. Педагогические возможности игры-драматизации. // Детский сад от А до Я. - 2008. - №4. - С. 28-35.
7. Губанова Н.Ф. Театрализованная деятельность дошкольников. - М.: Издательство «ВАКО», 2007. - 256 с.
8. Детство: программа развития и воспитания детей в детском саду. / В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина [и др.]; под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович. - 3-е, переработанное. - СПб. - 244 с.
9. Дошкольная педагогика: учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов по спец.№410 Педагогика и психология (дошк.) В 2 ч. 4 г. Методика и организация коммунистического воспитания в детском саду/ В.И. Логинова, Б.С. Лейкина и р.; под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой: 2-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1998. - 270 с.
10. Дрожжинова В.В. Общие особенности нравственных представлений младших школьников. // Концепт. Электронный журнал. -
2015. - №09. URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/obschie-osobennosti-
nravstvennyh-predstavleniy-mladshih-shkolnikov
11. Жуковская Р.И. Воспитание ребенка в игре. - М.: АПН РСФСР, 1983. - 211 с.
12. Истоки. Базис развития ребенка дошкольника. Z Под. ред. Н.А. Парамоновой, Г.А. Алиевой, Т.В. Антоновой - М. - 2003. - 335 с.
13. Карпинская Н.С. Игра-драматизация детей дошкольного
возраста. // Дошкольное воспитание. - 1999. - №12. - С. 17-22.
14. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: для студ. высш. и сред. пед. учеб, заведений. - М.: Академия, 2003. - 176 с.
15. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. учеб, пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Академия. - 2010. - 416 с.
16. Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 1998. - 160 с.
17. Колесникова З. Игрушечный театр // Игра и дети. - 2007. - №6. - С. 13-15.
18. Кузнецова Т.Л. Духовно-нравственное воспитание дошкольников
в процессе игры. // Педагогическое образование и наука. - 2013. - №6. - С.
30-33.
19. Минаева В. Знакомим детей с эмоциональным миром человека: В. Минаева, Л.П. Стрелкова. // Дошкольное воспитание. - 2003. - №2. - С. 13-20.
20. Мухина В.С. Психология дошкольника: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 1975. - 239 с.
21. Нисская А.К. Современное дошкольное детство - территория игры. // Современное дошкольное образование. - 2014. - №3. - С. 52-57.
22. Новикова С.А. Средства и методы формирования нравственности и морали у дошкольников. // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2015. - №3. - С. 139-142.
23. Нравственное воспитание в детском саду. / Под ред. В.Г. Нечаевой и Т.А. Марковой. - М.: Просвещение, 1975. - 256 с.
24. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений. / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. - 4-е изд., дополнительное. - М.: ООО «ИТИ ТЕХНОЛОГИИ», 2003. - 944 с.
25. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. - М.: Школа-Пресс, 1998. - 512 с.
26. Развитие: программа нового поколения для дошкольных
общеобразовательных учреждений. Старшая группа. / Под ред. О.М. Дьяченко: изд. - 2-е, испр. и доп. М.: ГНОМ и Д. - 2002. - 96 с.
27. Рапацевич Е.С. Психолого-педагогический словарь. / Сост. Е.С. Рапацевич - Минск: Соврем. Слово, 2006. - 928 с.
28. Смирнова Е. Дошкольный возраст: формирование
доброжелательных отношений. // Дошкольное воспитание. - 2003. - №9. - С. 68-74.
29. Смирнова Е. Игры, направленные на формирование доброжелательного отношения к сверстникам. // Дошкольное воспитание. - 2003. - №8. - С. 73-76.
30. Смирнова Е.О. Развитие нравственно-волевых качеств дошкольников посредством игр. // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. - 2015. - №6. - С. 23-34.
31. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений: учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб, заведений. / Под ред. Т.И. Ерофеевой. - 2-е изд., стереотип. - М.: Академия, 2000. - 344 с.
32. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной
психологии: пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. - 2-е изд., стериотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 304 с.
33. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: учебное пособие для учащихся средних педагогических учебных заведений. - М.: Академия, 2006.
- 336 с.
34. Усова А.П. Игра - форма организации жизни и деятельности детей. // Дошкольное воспитание. - 2016. - №1. - С. 78-82.
35. Усова А.П. Роль игр в воспитании детей. - М.: Просвещение, 1996. - 129 с.
36. Ферапонтова О.И. Театрализованная деятельность как средство формирования нравственных представлений детей старшего дошкольного возраста. / О.И. Ферапонтова, Е.А. Емашева. // Молодой ученый. - 2016. - №5.6 (109.6). - С. 106-109. - URL:https://moluch.ru/archive/109/27031/
37. Харламов И.Ф. Педагогика: учебное пособие для учащихся средних учебных заведений - 2-е изд. перераб. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 1990. - 469 с.
38. Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. - М.: ВЛАДОС, 2005. - 160 с.
39. Эйсмонт-Швыдкая Г.Н. Нравственное воспитание дошкольников. / Сост. Г.Н. Эйсмонт-Швыдкая. - М.: Просвещение, 1969. - 167 с.
40. Эльконин Д.Б. Психология игры. - 2-е изд. - М.: ВЛАДОС, 1999.
- 360 с.