Административно-правовое регулирование порядка привлечения и использования труда мигрантов
|
Введение 3
Глава 1. Общая характеристика трудовой миграции 8
1.1 Понятие и виды трудовой миграции 8
1.2 Международное законодательство в области трудовой миграции 20
1.3 Порядок привлечения иностранной рабочей силы по российскому законодательству 26
Глава 2. Актуальные проблемы административно-правового регулирования порядка привлечения и использования труда мигрантов 40
2.1 Особенности административно-правовых отношений в сфере внешней трудовой миграции в России 40
2.2 Общая характеристика правонарушений, связанных с незаконным
привлечением и использованием иностранной рабочей силы в Республике Тыва 54
2.3 Проблемы правового регулирования труда мигрантов в России 62
Заключение 71
Список использованных источников и литературы 75
Глава 1. Общая характеристика трудовой миграции 8
1.1 Понятие и виды трудовой миграции 8
1.2 Международное законодательство в области трудовой миграции 20
1.3 Порядок привлечения иностранной рабочей силы по российскому законодательству 26
Глава 2. Актуальные проблемы административно-правового регулирования порядка привлечения и использования труда мигрантов 40
2.1 Особенности административно-правовых отношений в сфере внешней трудовой миграции в России 40
2.2 Общая характеристика правонарушений, связанных с незаконным
привлечением и использованием иностранной рабочей силы в Республике Тыва 54
2.3 Проблемы правового регулирования труда мигрантов в России 62
Заключение 71
Список использованных источников и литературы 75
Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью изучения существующих нормативно-правовых и правовых актов, регулирующих труд иностранных граждан в Российской Федерации, с целью дальнейшего их совершенствования, а также формирования комплексного теоретического подхода к определению особенностей статуса иностранных граждан в Российской Федерации.
Многие мигранты, которые в поисках работы въезжают в Россию на законных основаниях, по визам - оформляя частные приглашения, в качестве туристов; безвизовые, указывая частную цель поездки, а в последующем переходят на нелегальное положение. Трудовая миграция, являясь одним из видов миграции, достаточно распространенное явление. Причины трудовой миграции в основном имеют экономический характер. Причинами переселения являются поиск работы, стремление к получению более высоких доходов, повышению благосостояния. Субъектами трудовой миграции выступают лица, которые занимаются оплачиваемой трудовой деятельностью, и это могут быть люди разного возраста, пола, уровня образования, профессий, социального статуса.
Современная проблема многих государств и России, в том числе в том, что два вида миграции - нелегальная и трудовая - тесно взаимосвязаны. Мигрантам из стран СНГ легче трудоустроиться в России, чем в государствах так называемого дальнего зарубежья. Это, прежде всего, связано с отсутствием причины в языкового барьера, наличием экономических связей, больших этнических диаспор.
Для того, чтобы проследить взаимосвязь между нелегальной и трудовой миграцией, необходимо знать правовое регулирование порядка привлечения иностранной рабочей силы и правовой статус трудового мигранта в России.
Трудовая миграция - это добровольное перемещение на законных основаниях людей, постоянно проживающих на одной территории, на другую территорию (страну) с целью осуществления оплачиваемой трудовой деятельности в стране, гражданами которой они не являются.
Трудовая деятельность иностранного гражданина - работа в Российской Федерации на основании трудового договора или гражданско¬правового договора на выполнение работ (оказание услуг).
Степень разработанности проблемы. Различные аспекты развития социально-трудовых отношений, роли трудовой миграции как процесса занятости населения в рыночных условиях хозяйствования, а также ее влияние на рынок труда и социально-трудовые отношения разработаны и исследованы российскими и зарубежными учеными и специалистами. В трудах классиков эти проблемы описаны в работах Д. Кейнса, К. Маркса, Д. Массея, А. Смита, Д. Рикардо, Т. Мальтуса.
В российской научной литературе теоретические и практические вопросы трудовой миграции, ее влиянии на экономику и социально¬трудовые отношения исследуются в трудах многих авторов, однако данные исследователи уделяют внимание лишь отдельным аспектам данной проблематики, а не административного регулирования.
Теоретические основы исследования. Отдельные аспекты взаимовлияния развития миграции населения и социально-трудовых отношений нашли отражение в работах Е.И. Валентей, О.Д. Воробьевой, Ю.В. Дмитриевой, Е.В. Егорова, Е.М. Жидковой, Ж.А. Зайончковской, Л.Н. Ивановой, И.В. Ивахнюка, В.А. Ионцева, Е.С. Красинца, В.А. Пономарева, В.И. Переведенцева, С.В. Рязанцева, Н.М. Римашевской, Л.Л. Рыбаковского, А.В. Топилина, Е.В. Тюрюкановой, Б.С. Хорева и других. Данные исследования расширили знания автора об отдельных аспектах и вопросах, возникающих в области социально-трудовых отношений, в том числе в условиях трудовой миграции.
Объект исследования - общественные отношения, возникающие при административно-правовом регулировании трудовой миграции населения.
Предмет исследования - совокупность нормативно-правовых актов, регулирующие процесс трудовой миграции в Российской Федерации как структурного элемента социально-трудовых отношений.
Целью исследования является изучение административно-правового регулирования порядка привлечения и использования труда мигрантов.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
- изучить понятие и виды трудовой миграции;
- проанализировать порядок привлечения иностранной рабочей силы;
- определить особенности административно-правовых отношений в сфере внешней трудовой миграции в России;
- выявить причину и обстоятельства правонарушений, связанных с незаконным привлечением и использованием иностранной рабочей силы в Республике Тыва;
- выявить проблемные вопросы правового регулирования труда мигрантов в России.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников и литературы.
Многие мигранты, которые в поисках работы въезжают в Россию на законных основаниях, по визам - оформляя частные приглашения, в качестве туристов; безвизовые, указывая частную цель поездки, а в последующем переходят на нелегальное положение. Трудовая миграция, являясь одним из видов миграции, достаточно распространенное явление. Причины трудовой миграции в основном имеют экономический характер. Причинами переселения являются поиск работы, стремление к получению более высоких доходов, повышению благосостояния. Субъектами трудовой миграции выступают лица, которые занимаются оплачиваемой трудовой деятельностью, и это могут быть люди разного возраста, пола, уровня образования, профессий, социального статуса.
Современная проблема многих государств и России, в том числе в том, что два вида миграции - нелегальная и трудовая - тесно взаимосвязаны. Мигрантам из стран СНГ легче трудоустроиться в России, чем в государствах так называемого дальнего зарубежья. Это, прежде всего, связано с отсутствием причины в языкового барьера, наличием экономических связей, больших этнических диаспор.
Для того, чтобы проследить взаимосвязь между нелегальной и трудовой миграцией, необходимо знать правовое регулирование порядка привлечения иностранной рабочей силы и правовой статус трудового мигранта в России.
Трудовая миграция - это добровольное перемещение на законных основаниях людей, постоянно проживающих на одной территории, на другую территорию (страну) с целью осуществления оплачиваемой трудовой деятельности в стране, гражданами которой они не являются.
Трудовая деятельность иностранного гражданина - работа в Российской Федерации на основании трудового договора или гражданско¬правового договора на выполнение работ (оказание услуг).
Степень разработанности проблемы. Различные аспекты развития социально-трудовых отношений, роли трудовой миграции как процесса занятости населения в рыночных условиях хозяйствования, а также ее влияние на рынок труда и социально-трудовые отношения разработаны и исследованы российскими и зарубежными учеными и специалистами. В трудах классиков эти проблемы описаны в работах Д. Кейнса, К. Маркса, Д. Массея, А. Смита, Д. Рикардо, Т. Мальтуса.
В российской научной литературе теоретические и практические вопросы трудовой миграции, ее влиянии на экономику и социально¬трудовые отношения исследуются в трудах многих авторов, однако данные исследователи уделяют внимание лишь отдельным аспектам данной проблематики, а не административного регулирования.
Теоретические основы исследования. Отдельные аспекты взаимовлияния развития миграции населения и социально-трудовых отношений нашли отражение в работах Е.И. Валентей, О.Д. Воробьевой, Ю.В. Дмитриевой, Е.В. Егорова, Е.М. Жидковой, Ж.А. Зайончковской, Л.Н. Ивановой, И.В. Ивахнюка, В.А. Ионцева, Е.С. Красинца, В.А. Пономарева, В.И. Переведенцева, С.В. Рязанцева, Н.М. Римашевской, Л.Л. Рыбаковского, А.В. Топилина, Е.В. Тюрюкановой, Б.С. Хорева и других. Данные исследования расширили знания автора об отдельных аспектах и вопросах, возникающих в области социально-трудовых отношений, в том числе в условиях трудовой миграции.
Объект исследования - общественные отношения, возникающие при административно-правовом регулировании трудовой миграции населения.
Предмет исследования - совокупность нормативно-правовых актов, регулирующие процесс трудовой миграции в Российской Федерации как структурного элемента социально-трудовых отношений.
Целью исследования является изучение административно-правового регулирования порядка привлечения и использования труда мигрантов.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
- изучить понятие и виды трудовой миграции;
- проанализировать порядок привлечения иностранной рабочей силы;
- определить особенности административно-правовых отношений в сфере внешней трудовой миграции в России;
- выявить причину и обстоятельства правонарушений, связанных с незаконным привлечением и использованием иностранной рабочей силы в Республике Тыва;
- выявить проблемные вопросы правового регулирования труда мигрантов в России.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников и литературы.
Современное состояние политической и социально-экономической ситуации Российской Федерации, активизация миграционных процессов, комплекс нерешенных теоретических и практических вопросов, связанных с развитием рынка труда оказывают значительное влияние на формирование региональных рынков труда, следовательно, трудовую миграцию необходимо рассматривать как один из важных факторов, влияющих на формирования социально-трудовых отношений в России.
Данное исследование показывает, что внешняя трудовая миграция является сложным процессом, охватывающей множество связей с теми или иными аспектами жизни общества. Последствия влияния внешней трудовой миграции на рынок труда и изменение социально-трудовых отношений могут быть, как позитивными, и выражены усилением конкуренции на рынке труда, как стимула для развития способностей к труду; частичной компенсацией демографического кризиса, так и негативными обусловленные обострением роста безработицы среди коренного населения, потерей высококвалифицированных кадров.
Существующая система привлечения временных трудовых мигрантов и определения потребности в иностранной рабочей силе нуждается в совершенствовании. Необходимо создавать эффективные механизмы оценки потребности в мигрантах с учетом развития экономики и отечественного рынка труда; внедрять механизм организованного набора иностранных работников (как один из эффективных механизмов регулирования внешней трудовой миграцией), дифференцированных в соответствии с профессионально¬квалификационными запросами российских работодателей; активно развивать специальные программ каникулярной и сезонной трудовой миграции; совершенствовать систему квотирования; создавать дифференцированные программы краткосрочной и долгосрочной трудовой миграции.
Рассмотренные особенности правового регулирования внешней трудовой миграции в Российской Федерации позволили сделать вывод о необходимости совершенствования действующей системы привлечения иностранной рабочей силы и более полной законодательной регламентации прав иностранных работников.
В этой связи представляется необходимыми принятие следующего комплекса мер по совершенствованию миграционного законодательства:
1. В целях упорядочения системы привлечения иностранной рабочей силы необходимо:
1) установить «выборочное» квотирование на выдачу разрешений на работу иностранным гражданам - по отдельным регионам, отраслям и профессионально-квалификационным группам мигрантов, исходя из особенностей региональных рынков труда;
2) предусмотреть в законодательстве такую модель квотирования, при которой воспользоваться квотой может тот работодатель или заказчик работ (услуг), который непосредственно участвовал в заявочной кампании по привлечению иностранных работников;
3) установить механизм трудоустройства иностранных граждан, прибывших в Россию в порядке, не требующем получения визы, на те рабочие места, на которые предполагается привлечение иностранных работников на основании заявок работодателей в соответствии с перечнем должностей (профессий, специальностей);
4) исключить возможность получения иностранным гражданином, прибывшим в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, разрешения на работу до трудоустройства (т.е. единственным основанием для выдачи разрешения на работу иностранному гражданину будет являться заключение трудового или гражданско-правового договора);
5) предусмотреть в законодательстве возможность увеличения размера квоты (корректировки профессионально-квалификационной структуры) трижды в течение года (до 15 мая, до 15 сентября, до 15 февраля), предоставив работодателю право подавать заявку на привлечение иностранной рабочей силы в течение всего года;
6) модернизировать применяемый классификатор должностей, дополнив их вновь появившимися профессиями;
7) выделить субъектам Российской Федерации резерв квот на привлечение и использование иностранных работников для оперативного их распределения организациям малого и среднего бизнеса.
2. В целях расширения легитимного пространства для осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, необходимо:
1) п. 14 ч. 9 ст. 18 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», предусматривающий аннулирование разрешения на работу в случае непредставления работодателем отчетности в налоговые органы в течение 6 и более месяцев подряд, исключить;
2) предусмотреть в ст. 18.1 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» основания для отклонения заявки работодателя о потребности в ИРС на следующий год, в том числе за непредставление работодателем отчетности в налоговые органы в течение 6 и более месяцев подряд;
3) предусмотреть в Приказе Минздрав соцразвития Российской Федерации от 28.07.2010 № 564Н «Об установлении случаев осуществления трудовой деятельности иностранным гражданином или лицом без гражданства, временно пребывающими (проживающими) в Российской Федерации, вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого им выдано разрешение на работу (разрешено временное проживание)» общую продолжительность трудовой деятельности временно пребывающего в Российской Федерации иностранного гражданина при направлении в служебную командировку, не превышающую 30 дней в течение периода действия разрешения на работу.
3. В целях усиления ответственности работодателя за уклонение от заключения трудового договора с работником необходимо: предусмотреть в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях ответственность работодателя за подмену трудового договора договором гражданско-правового характера, равно как и за отказ от оформления договорных отношений с работником в установленном законом порядке.
Представленные меры по совершенствованию миграционного законодательства позволят в определенной степени оптимизировать миграционную политику, направленную на решение задач социально-экономического развития России, а значит, обеспечить интересы основных участников внешней трудовой миграции - иностранных граждан и работодателей.
Данное исследование показывает, что внешняя трудовая миграция является сложным процессом, охватывающей множество связей с теми или иными аспектами жизни общества. Последствия влияния внешней трудовой миграции на рынок труда и изменение социально-трудовых отношений могут быть, как позитивными, и выражены усилением конкуренции на рынке труда, как стимула для развития способностей к труду; частичной компенсацией демографического кризиса, так и негативными обусловленные обострением роста безработицы среди коренного населения, потерей высококвалифицированных кадров.
Существующая система привлечения временных трудовых мигрантов и определения потребности в иностранной рабочей силе нуждается в совершенствовании. Необходимо создавать эффективные механизмы оценки потребности в мигрантах с учетом развития экономики и отечественного рынка труда; внедрять механизм организованного набора иностранных работников (как один из эффективных механизмов регулирования внешней трудовой миграцией), дифференцированных в соответствии с профессионально¬квалификационными запросами российских работодателей; активно развивать специальные программ каникулярной и сезонной трудовой миграции; совершенствовать систему квотирования; создавать дифференцированные программы краткосрочной и долгосрочной трудовой миграции.
Рассмотренные особенности правового регулирования внешней трудовой миграции в Российской Федерации позволили сделать вывод о необходимости совершенствования действующей системы привлечения иностранной рабочей силы и более полной законодательной регламентации прав иностранных работников.
В этой связи представляется необходимыми принятие следующего комплекса мер по совершенствованию миграционного законодательства:
1. В целях упорядочения системы привлечения иностранной рабочей силы необходимо:
1) установить «выборочное» квотирование на выдачу разрешений на работу иностранным гражданам - по отдельным регионам, отраслям и профессионально-квалификационным группам мигрантов, исходя из особенностей региональных рынков труда;
2) предусмотреть в законодательстве такую модель квотирования, при которой воспользоваться квотой может тот работодатель или заказчик работ (услуг), который непосредственно участвовал в заявочной кампании по привлечению иностранных работников;
3) установить механизм трудоустройства иностранных граждан, прибывших в Россию в порядке, не требующем получения визы, на те рабочие места, на которые предполагается привлечение иностранных работников на основании заявок работодателей в соответствии с перечнем должностей (профессий, специальностей);
4) исключить возможность получения иностранным гражданином, прибывшим в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, разрешения на работу до трудоустройства (т.е. единственным основанием для выдачи разрешения на работу иностранному гражданину будет являться заключение трудового или гражданско-правового договора);
5) предусмотреть в законодательстве возможность увеличения размера квоты (корректировки профессионально-квалификационной структуры) трижды в течение года (до 15 мая, до 15 сентября, до 15 февраля), предоставив работодателю право подавать заявку на привлечение иностранной рабочей силы в течение всего года;
6) модернизировать применяемый классификатор должностей, дополнив их вновь появившимися профессиями;
7) выделить субъектам Российской Федерации резерв квот на привлечение и использование иностранных работников для оперативного их распределения организациям малого и среднего бизнеса.
2. В целях расширения легитимного пространства для осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, необходимо:
1) п. 14 ч. 9 ст. 18 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», предусматривающий аннулирование разрешения на работу в случае непредставления работодателем отчетности в налоговые органы в течение 6 и более месяцев подряд, исключить;
2) предусмотреть в ст. 18.1 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» основания для отклонения заявки работодателя о потребности в ИРС на следующий год, в том числе за непредставление работодателем отчетности в налоговые органы в течение 6 и более месяцев подряд;
3) предусмотреть в Приказе Минздрав соцразвития Российской Федерации от 28.07.2010 № 564Н «Об установлении случаев осуществления трудовой деятельности иностранным гражданином или лицом без гражданства, временно пребывающими (проживающими) в Российской Федерации, вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого им выдано разрешение на работу (разрешено временное проживание)» общую продолжительность трудовой деятельности временно пребывающего в Российской Федерации иностранного гражданина при направлении в служебную командировку, не превышающую 30 дней в течение периода действия разрешения на работу.
3. В целях усиления ответственности работодателя за уклонение от заключения трудового договора с работником необходимо: предусмотреть в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях ответственность работодателя за подмену трудового договора договором гражданско-правового характера, равно как и за отказ от оформления договорных отношений с работником в установленном законом порядке.
Представленные меры по совершенствованию миграционного законодательства позволят в определенной степени оптимизировать миграционную политику, направленную на решение задач социально-экономического развития России, а значит, обеспечить интересы основных участников внешней трудовой миграции - иностранных граждан и работодателей.
Подобные работы
- ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНЕЙ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4980 р. Год сдачи: 2016 - ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНЕЙ ТРУДОВОЙ
МИГРАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2016 - Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства
Дипломные работы, ВКР, административное право. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2020 - Правовое регулирование в области нелегальной миграции
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2015 - Особенности административной политики в миграционной сфере
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ И ИНЫЕ ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ
ИНОСТРАННОГО ПЕРСОНАЛА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4000 р. Год сдачи: 2020 - Административно-правовое регулирование реадмиссии в Российской Федерации: теоретические и правовые проблемы реализации (Московский Университет МВД России)
Курсовые работы, административное право. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2022 - Правовое регулирование трудовых отношений с иностранными гражданами: некоторые аспекты
Курсовые работы, трудовое право, право соц.обеспечения. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2024 - ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2016



