ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ ДОЗНАНИЯ 7
1.1 Особенности развития дознания в уголовно-процессуальном праве 7
1.2 Понятие, виды и процессуальный статус органов дознания в системе Министерства внутренних дел Российской
Федерации 11
1.3 Содержание уголовно-процессуальной компетенции органа дознания 22
ГЛАВА 2. ДОЗНАНИЕ КАК ФОРМА РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ 32
2.1 Сущность, сроки и полномочия органов дознания при производстве дознания 32
2.2 Производство дознавателем следственных действий 39
2.3 Перспективы развития и совершенствования деятельности органов дознания 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЯ 69
Данная тема является актуальной, в связи с проведением многочисленных реформ в структуре МВД РФ, в том числе и в органах дознания МВД РФ. От оперативности, своевременности и объективности деятельности органов дознания, во многом зависит законность, обоснованность и справедливость судебного решения в дальнейшем.
Высококачественное и умело проведенное расследование дает суду возможность правильно разобраться по существу совершенного преступления, виновности или невиновности подсудимого и избрать справедливую меру наказания для виновного.
Органы дознания в уголовном процессе России прошли сложный эволюционный путь, который можно разделить на четыре этапа: дореволюционный, советский этап с 1917 г. до вступления в действие УПК РСФСР 1960 г. Третий этап охватил период с 1961 по 2002 г. Четвертый этап начался с введением в действие нового Уголовно-процессуального кодекса РФ в 2001 г. В соответствии с УПК РФ 2001 г., дознанием называется только дознание по делам, по которым производство предварительного следствия необязательно, а дознание по делам, по которым производство предварительного следствия обязательно стало называться производством неотложных следственных действий .
Поиск эффективной формы досудебного производства обостряется все увеличивающимся количеством совершаемых преступлений. Так, по данным работы УМВД РФ по г. Кызылу, за 2016 год, в производстве дознавателей находился 3140 материал проверки сообщения о преступлении, из которых возбуждено 2544 уголовных дела. За период 2015 года в производстве отделения дознания находилось 3140 уголовное дело, нагрузка по уголовным делам на одного дознавателя составила 165,3 уголовных дел. Окончено 444 уголовных дел, нагрузка по оконченным уголовным делам 23,4 уголовных дела на одного дознавателя. Передано по подследственности 311 уголовных дела.
Понятно, что с увеличением объема преступлений, расследуемых органами дознания, возрастает и роль дознания как одной из форм предварительного расследования. Складывающаяся ситуация в сфере досудебного производства призывает к анализу закрепленного порядка его осуществления, сравнению применяющейся процедуры расследования с исторически известными способами организации этой деятельности.
Для борьбы с преступностью на текущий период определены следующие приоритеты в организации деятельности органов дознания ОВД:
- защита конституционных прав и свобод в области правонарушений;
- борьба с терроризмом, незаконным оборотом оружия и наркотиков, организованной преступностью и коррупцией;
- подрыв экономической основы организованной преступности;
- раскрытие и расследование преступлений;
- совершенствование профилактических мер;
- укрепление учетно-регистрационной дисциплины.
Для достижения эффективности на уровне предварительного расследования необходимо совершенствование процессуальных средств органов дознания, которые подробно раскрыты в выпускной квалификационной работе.
Объектом исследования являются общественные отношения,складывающиеся в связи с осуществлением уголовно-процессуальной деятельности органами дознания.
Предмет исследования составляют нормы уголовно-процессуального законодательства, регулирующие уголовно-процессуальную деятельность органов дознания, положения теории уголовного процесса о сущности дознания.
Целью исследования выступает анализ правового положения дознавателя и органа дознания в уголовном процессе РФ.
Указанная цель обусловила постановку и решение следующего ряда задач:
- провести исторический анализ развития дознания в Российском уголовно-процессуальном праве;
- проанализировать полномочия и содержание уголовно правовой компетенции дознания, начальник органа дознания, начальник подразделения дознания, дознаватель - применительно к системе МВД;
- изучить сущность, сроки и полномочия органов дознания при производстве дознания;
- изучить особенности производства дознавателем следственных действий;
- разработать предложения по совершенствованию действующего уголовно-процессуального законодательства в сфере производства дознания.
Методологическую базу исследования составляют диалектический метод научного познания, а также исторический, логический, сравнительно-правовой, статистический, конкретно-социологический и другие частные методы исследования правовых явлений.
Теоретическую базу исследования составляют труды ученых в области уголовного процесса и других юридических наук: А.И. Бастрыкина, В.С. Бурдановой, В.В. Вандышева, И.А. Возгрина, Э.П. Григониса, С.А. Денисова, В.М. Егоршина, В.В. Лысенко, В.П. Очередько, В.М. Савицкого, В.П. Сальникова, А.В. Смирнова, М.С. Строговича, Д.В. Ривмана, В.И. Рохлина, В.С. Шадрина, В.В. Шимановского и других.
Эмпирическую базу исследования составили: данные отчета о результатах работы Отдела дознания УМВД РФ по г. Кызылу за 2015-2016 гг.
Научная новизна исследования заключается в том, что оно представляет собой одну из попыток комплексного теоретико-правового анализа процессуальной деятельности органа дознания на стадии возбуждения уголовного дела как правового явления, института, присутствующего в УПК РФ.
Структура исследования состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы и приложений.
В заключение работы, можно сделать вывод о том, что согласно п.1 ч.2 ст.40 УПК РФ к органам дознания относятся: органы внутренних дел РФ, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно¬розыскной деятельности (ОРД).
Вместе с тем стоит обратить внимание на то, что именно оперативные подразделения органов исполнительной власти, вправе именоваться органом дознания, а не весь государственный орган, в отличие, например, от органов внутренних дел, которые в целом отнесены законодателем к органам дознания.
Кроме этого, государственные органы и должностные лица, указанные в ст.40 УПК РФ, следует рассматривать в качестве органов дознания лишь в том случае, когда они начинают осуществлять процессуальную деятельность в сфере уголовного судопроизводства, действуют в порядке и формах, установленных уголовно-процессуальным законом. Во всех остальных случаях они являются не органами дознания, а органами внутренних дел, органами государственного пожарного надзора Федеральной противопожарной службы, иными органами исполнительной власти, наделенными полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности.
Понятия «орган дознания» и «начальник органа дознания» тождественны с точки зрения соотношения их процессуальных полномочий в качестве участника уголовно-процессуальной деятельности.
Начальник органа дознания - это, прежде всего, начальник или руководитель того ведомства, которое отнесено законодателем к органу дознания, а также лица, которые по должности являются заместителями этого начальника.
Начальник подразделения дознания является руководителем специализированного подразделения, которое применительно к системе ОВД функционирует в службе полиции общественной безопасности. Указанный руководитель, как начальник специализированного подразделения дознания, находится в подчинении как начальника ОВД так и его заместителя и не обладает статусом начальника органа дознания. Кроме того, он наделен определенными процессуальными полномочиями, которые вправе осуществлять только по отношению к дознавателям, находящимся в его подчинении, т.е. по отношению к штатным дознавателям. Распространять свои процессуальные полномочия по отношению к иным должностным лицам ОВД он не вправе.
Применительно к системе ОВД, дознаватель - это процессуальный статус участника уголовного процесса, которым может быть наделено любое должностное лицо ОВД, которому начальником органа дознания поручено производство дознания или иной уголовно-процессуальной деятельности. Вместе с тем дознаватель - это сотрудник подразделения по организации дознания службы полиции общественной безопасности, состоящий на должности дознавателя.
Компетенция - это пределы деятельности участника в сфере уголовного судопроизводства, определяемые законодателем совокупностью процессуальных полномочий и подследственностью уголовного дела.
Уголовно-процессуальная компетенция органа дознания, начальника органа дознания, начальника подразделения дознания и дознавателя установлена следующим образом.
Дознание - форма предварительного расследования, осуществляемого дознавателем (следователем) по уголовному делу, по которому производство предварительного следствия необязательно. Принятие необходимых уголовно-процессуальных мер для установления обстоятельств, подлежащих доказыванию, по делам, по которым предварительное следствие не обязательно, полностью отнесено к компетенции органов дознания. Указанная деятельность органов дознания именуется дознанием.
Срок дознания - это промежуток времени, установленный законодателем для расследования преступления в форме дознания. Расследование преступлений в форме дознания проводится в течение 30 суток со дня возбуждения уголовного дел. Срок дознания может быть продлен прокурором до 30 суток, в необходимых случаях он может быть продлен прокурором района, города до 6 месяцев, а в исключительных случаях, связанных с исполнением запроса о правовой помощи, направленного в порядке ст.453 УПК РФ, срок дознания может быть продлен прокурором субъекта Российской Федерации до 12 месяцев. Для продления срока дознания дознаватель составляет мотивированное постановление, в котором объясняет необходимость продления срока расследования.
Процессуальный порядок производства дознания определен правилами гл.32 УПК РФ. Расследование в форме дознания, так же как и в форме предварительного следствия, производится по одним и тем же процессуальным правилам, установленным гл.21, 22, 24-29 УПК РФ, что специально отмечено в ст.223 УПК РФ, определяющей порядок производства дознания.
Согласно УПК РФ дознаватель относится к участникам уголовного судопроизводства со стороны обвинения. Согласно ч.1 ст.21 УПК РФ, на дознавателя возлагается обязанность уголовного преследования по уголовным делам публичного и частно-публичного обвинения. В соответствии с ч.3 ст.21,ч.4 ст.20 УПК РФ дознаватель с согласия прокурора уполномочен возбудить уголовное дело частного и частно-публичного обвинения независимо от волеизъявления потерпевшего при отсутствии его заявления если будут установлены достаточные данные, указывающие на то, что совершено преступление. Особенно, хотелось бы отметить, что обновляющийся процессуальный режим дознания, тем не менее, содержит немалое количество неразрешенных проблем, которые требуют активного вмешательства законодателя.
Как уже было сказано ранее, проблемы совершенствования правового регулирования приобретают повышенную актуальность и являются злободневными для современной уголовно-процессуальной деятельности в целом и дознания, в частности. Полагаем, что многочисленные изменения законодательства, затрагивающие деятельность органов дознания, не исправят сложившуюся ситуацию в стране, поскольку модель расследования уголовных дел осталась той же, что и в УПК РСФСР. Исходя из анализа всего рассмотренного нами ранее, можно сделать вывод, что дознание нуждается в реформировании. Основная идея реформирования, на наш взгляд, состоит в том, что дознание, как одна из форм предварительного расследования преступлений должна быть упразднена.
Дело в том, что появление дознания как формы предварительного расследования сопряжено с изменением политической ситуации в России после установления советской власти. Сложившаяся на тот момент обстановка в стране не позволяла эффективно решать проблему борьбы с преступностью. Усугубляла положение и нехватка квалифицированных кадров. Всё это в первую очередь и привело к тому, что дознание из вспомогательного инструмента следствия стало одной из форм предварительного расследования. С целью построения демократического правового государства и гражданского общества такое положение дел должно, на наш взгляд, быть изменено.
Официальная позиция о быстроте и простоте дознания не находит подтверждений в действительности. На практике в силу объективных причин, например, ожидание результатов экспертиз, поиск свидетелей, дознание может занимать время сопоставимое по срокам со следствием. Очень часто нарушаются процессуальные сроки производства по уголовному делу, при этом совершаются не всегда законные действия, чтобы уложится в срок любой ценой. Этому, за редким исключением, потворствует начальство, которому необходимо отчитываться перед вышестоящим руководством за результаты проделанной работы за отчетный период. Например, имеют место быть составление процессуальных документов с заранее не указанным временем составления, справки и рапорта по работе граждан на наличие информации о совершенном преступлении пишутся очень часто, не выходя из служебного кабинета. Всё это, впрочем, как и многое другое, снижает эффективность борьбы с преступностью, препятствует установлению истины по делу и нарушает законные интересы граждан и государства.
Внесенные в 2007 году изменения в законодательство относительно дознания проблему не решили. Диссертант считает, что эти изменения лишь еще в большей степени указывают на то, что дознание как форма расследования преступлений по своей сути стало тождественно предварительному следствию.
Согласно позиции Ю.В. Деришева, который пишет: «Как можно называть дознанием расследование уголовного дела, проведенное, например, органами внутренних дел по той же процедуре, что и предварительное следствие, если материалы этого расследования являются основанием для рассмотрения уголовного дела в суде. Что в таком расследовании осталось от дознания? Только наименование, которое ни в коей мере не передает нового содержания этого понятия». Г.И. Мачковский также высказывал сомнение относительно целесообразности именования двух разнородных процедур одним термином, искусственного объединения их в одном правовом институте. Это подтверждается и анкетным опросом. По мнению начальников подразделений дознания для оптимизации и совершенствования деятельности органов дознания необходимо внести существенные изменения в их правовой статус, а именно: оставить за ними право на выполнение неотложных следственных действий и отдельных поручений следователя по уголовным делам, а также проведение оперативно-розыскных мероприятий, при этом, высказывалась точка зрения о том, что было бы лучше, если предварительное расследование преступлений по всем уголовным делам осуществлялось бы только в форме предварительного следствия. Проанкетированные дознаватели указали, что совершенствование уголовно-процессуального законодательства регулирующие их деятельность должно идти по пути пересмотра полномочий органов дознания в сторону их сужения (25 человек из 42) и закрепления требования о производстве предварительного расследования по всем уголовным делам в форме предварительного следствия (35 человек из 42)3. Опрошенные работники органов прокуратуры РФ (10 из 20) высказали предложение, что институт дознания нуждается в реформировании и оно должно идти по пути упразднения дознания как формы расследования преступлений, а также в увеличении штатного количества следователей, дознанию же следует отвести вспомогательную роль для обеспечение задач предварительного следствия. Кроме того, 10 из 15 проанкетированных судей высказали мнение, что следовало бы законодательно закрепить, что предварительное следствие производится исключительно в форме предварительного следствия, а органы дознания выполняют первоначальные следственные действия, оперативно-розыскные мероприятия и поручения следователей в процессе расследования уголовных дел.
Таким образом, по мнению большинства специалистов, необходимо изменить правовой статус института дознания в указанных ими направлениях.
Необходимо вернуться к модели дознания с учетом настоящей действительности, заложенной в Уставе уголовного судопроизводства 1864 года, где оно было не одной из форм предварительного расследования, а важным вспомогательным элементом предварительного следствия. Поэтому, необходимо модернизировать УПК РФ для исключения дознания как формы расследования преступлений и оставить одну форму — предварительное следствие.
В связи с этим предлагается внести в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации ряд изменений, которые изменят существующую модель дознания.
Стоит рассмотреть положительные и отрицательные моменты от принятия указанных в приложении 5 предложений по реформированию института дознания.
Прежде всего, единообразная форма расследования преступлений в виде предварительного следствия уменьшит количество нормативных актов регулирующих досудебное производство, упростит управление следственными органами, и оно станет таким, каким изначально и задумывалось почти 150 лет назад.
НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 №2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.
2. Всеобщая декларация прав человека: (Принята и провозглашена резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи от 10 декабря 1948 года) // Рос. газета. - 1995. - №5.
3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 06.07.2016) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.
4. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: федер. закон от 18. дек. 2001 г. № 174-ФЗ : (ред. от 03.07.2016) // Ведомости Федерального Собрания РФ. - 2002. - № 1. - Ст. 1.
5. Федеральный закон от 03.07.2016 № 324-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2016. № 27 (часть
II). Ст. 4257.
6. Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ (ред. от 02.06.2016). // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 23. - Ст. 2102.
7. Федеральный закон «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» от 20 августа 2004 г. № 119-ФЗ (ред. от 03.07.2016) // СЗ РФ. - 2004. - №34. - Ст. 3534.
8. Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.1995 г. № 144-ФЗ (в ред. от 21.12.2014г. № 424-ФЗ // СЗ РФ - 1995. - № 33, ст. 3349
9. Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 г. № 2202-1 (ред. от 13.07.2015) // Собрание законодательства РФ. - 1995. - № 47. - Ст. 4472.
10. Федеральный закон «О полиции» от 07 февраля 2011 № 3-ФЗ (ред. от 19.12.2016) // Собрание законодательства РФ. - 2011. - № 7. - Ст. 900.
11. Федеральный закон «О Федеральной службе безопасности» от 03 апреля 1995 № 40-ФЗ (в ред. от 06.07.2016) // Собрание законодательства Российской Федерации от 10 апреля 1995 г. N 15 ст. 1269, в "Российской газете" от 12 апреля 1995 г. N 72
12. Об утверждении Правил применения отдельных мер безопасности в отношении потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства: постановление Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. № 630 (ред. от 07.12.2011) // СЗ РФ. - 2006. - №45 . - Ст. 4708.
13. О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел по производству предварительного расследования в форме дознания: приказ МВД России от 06 августа 2007 г. № 697// СЗ РФ. - 2007. - № 24. - Ст. 2833.
15. Об утверждении инструкции по работе с обращениями граждан в системе МВД России: приказ МВД России от 22 сентября 2006 г. № 750 (ред. от 27.08.2010) // Рос. газета. - 2006. - №263.
16. Об организации государственной защиты потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства в органах внутренних дел Российской Федерации: приказ МВД России от 20 марта 2008 г. № 256 // Рос. газета. - 2008. - №2863.
18. Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания: Приказ Генпрокуратуры РФ от 06.09.2007 № 137 (ред. от 28.12.2007) // Законность. - 2007. - № 11.
19. Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при производстве дознания в сокращенной форме: Приказ Генпрокуратуры России от 03.07.2013 № 262 // Законность. - 2013. - № 9.
НАУЧНАЯ И УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА
20. Абушахмин, Б. Назад, к «царице» / Б. Абушахмин // Новая адвокатская газета. - № 15. - 2013. - 185 с.
21. Анашкин, О.А. Совершенствование процессуальных сроков в досудебном судопроизводстве: дисс. ... канд. юрид. наук. / О.А. Анашкин Саратов, - 2004. - 166 с.
22. Арестова, Е.Н. Новый процессуальный акт - ходатайство подозреваемого о производстве дознания в сокращенной форме / Е.Н.
Арестова // Российская юстиция. - 2013. - № 11. - 165 с.
23. Безлепкин, Б.Т. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации (постатейный). 11-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, - 2012. - 300 с.
24. Дознание в органах внутренних дел: Учеб.-практ. пособие / Под ред. А.С. Есиной. - М.: Щит-М. - 2014. - 218 с.
25. Арестова, Е. Н. Производство органами дознания неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым обязательно производство предварительного следствия Е. Н. Арестова. - М. : Юристъ,2009. - № 10.
26. Багаутдинов, Ф. А. Возбуждение уголовного дела по Уголовно - процессуальному кодексу Российской Федерации /Ф. А. Багаутдинов. - М. :Законность. - 2010. - №7.
27. Сумин, А.А. Сокращенное дознание: мертворожденное дитя реформаторов уголовного процесса / А.А. Сумин // Адвокат. - 2013. - № 10. - С. 6.
28. Токарева, Г.С. Полномочия начальника подразделения дознания и их реализация в производстве сокращенной формы дознания / Теория и практика общественного развития 2015, - № 3 - С. 65-66.
29. Вердичевский, Ф. Ю. Взаимодействие органов следствия и дознания как организованная система / Ф. Ю. Вердичевский. - СПб. : Питер, 2010.
30. Волколуп, О. В. Система уголовного судопроизводства и проблемы ее совершенствования / О. В. Волколуп. - СПб. : Питер, 2011.
31. Гребенщикова, Л. Н. Уголовно-процессуальные меры обеспечения безопасности участников уголовного судопроизводства / Л. Н. Гребенщикова. - М. : Адвокат, 2009.
32. Дербенев, А. П. Взаимодействие следователя и органа дознания при расследовании преступлений / А. П. Дербенев. - М. : ЮНИТИ - ДАНА, 2009.
33. Зайцев, О. Н. Дознание по УПК РФ: учебное пособие / О. Н. Зайцев, Ф. А. Абдулаев. - М. : Юрайт, 2010.
34. Коляда, А. В. Возбуждение уголовных дел / А. В. Коляда. - М. : Адвокат,2010.
35. Ларин, А. М. Расследование уголовного дела / А. М. Ларин. - М. : Юрайт, 2010.
36. Лившиц, Ю. Д. О сущности дознания и его субъектах / Ю. Д. Лившиц. -Омск: ВИМ, 2011.
37. Москалькова, Т. Н. Научно-практический комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / Т. Н. Москалькова. - М. :Спарк, 2011.
38. Павлов, Н. Е. Органы предварительного расследования: учебное пособие / Н. Е. Павлов. - М. : Новый юрист, 2009.
39. Попов, В. Л. Теоретико-правовые аспекты проблемы совершенствования оперативно-розыскной деятельности / В. Л. Попов. - М. : Норма, 2008.
40. Радченко, В. И. Уголовный процесс: учебник / В. И. Радченко. - М. : Юстицинформ, 2010.
41. Рыжаков, А. П. Органы дознания в уголовном процессе: учебное пособие / А. П. Рыжаков. - М. : Городец, 2009.
42. Рыжаков, А. П. Уголовный процесс России: учебное пособие / А. П. Рыжаков. - СПб.: Питер, 2009.
43. Сидоров, В. Е. Начальный этап расследования / В. Е. Сидоров. - М.:
ЮРИСТ, 2009.
44. Шейфер, С. А. Сущность и способы собирания доказательств / С. А. Шейфер. - М. : Филин, 2009.
45. Якупов, Р. Х. Уголовный процесс: учебник / Р. Х. Якупов. - М. : Зерцало,
2010.
46. Юридический энциклопедический словарь / Под ред. А. Я. Сухарева. М.: Норма, 2009.
МАТЕРИАЛЫ СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ
47. Практика применения УПК РФ. Практическое пособие. В.П.Верин Москва 2009г.
48. Практика применения Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации: практическое пособие (под ред. В.М. Лебедева). - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство "Юрайт", 2012.
49. Практика применения УПК РФ. В. Лебедев. Москва 2013.
50. А.Г.Маркушин «Оперативно-розыскная деятельность - необходимость и законность» Москва: Издательство Юрайт, стр. 167, 2013г.
51. О некоторых вопросах, связанных с применением ст.23 и 25 Конституции Российской Федерации: постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 декабря 1993 г. № 13 (в ред. от 06.02.2011 г) // Бюллетень Верховного Суда РФ 2006. - № 7. - С.12.
52. Обзор судебной практики Верховного Суда РФ за 1 квартал 2011 г. (по уголовно - процессуальным делам) // Бюллетень Верховного Суда РФ 2011 г. - № 13. - С.15.
53. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 5 декабря 2006 г. № 60 «О применении судами особого порядка судебного разбирательства уголовных дел» // Бюллетень Верховного Суда РФ. - 2007. - № 2.