Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Прокурорский надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия

Работа №35272

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

прокурорский надзор

Объем работы59
Год сдачи2019
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1034
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Общая характеристика правового положения прокурора в досудебном производстве по уголовным делам 7
1.1. Понятие, сущность и значение прокурорского надзора в досудебном
производстве по уголовным делам, его соотношение с уголовным преследованием 7
1.2. Становление прокурорского надзора за процессуальной деятельностью
органов предварительного расследования 16
1.3. Предмет и задачи прокурорского надзора за исполнением законов
органами, осуществляющими предварительное следствие и дознание 23
Глава II. Правовые вопросы организации надзора прокурора в досудебном производстве 30
2.1. Правовое регулирование организации надзора прокурора за
процессуальной деятельностью органа дознания и дознавателя 30
2.2. Правовые вопросы надзора прокурора за процессуальной деятельностью
следователя 34
2.3. Организация надзора прокурора за осуществлением процессуального
руководства в органах предварительного расследования 37
2.4. Повышение эффективности прокурорского надзора за исполнением
законов органами, осуществляющими предварительное расследование 42
Заключение 50
Список литературы 54


Тема прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия, несомненно, является важной темой с точки зрения науки прокурорского надзора и уголовно- процессуальной науки. Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью совершенствования статуса прокурора в стадии предварительного расследования. Быстрота предварительного расследования и обеспечение законности эти задачи выполняет прокурор и ему обязаны быть предоставлены уголовно - процессуальным законом соответствующие средства. Российской Федерации 2001 года, на наш взгляд, дает более четкое и последовательное изложение понятия прокурора, в отличие от Закона «О прокуратуре Российской Федерации» 1992 года. В уголовно - процессуальном кодексе РФ точно урегулировано, собственно, что прокурор в уголовном судопроизводстве - это должностное лицо, которое осуществляет от имени государства уголовное преследование и надзор за процессуальной работой органов дознания и органов предварительного следствия в рамках и границах концепций, установленной уголовно - процессуальным кодексом РФ (ч. 1 ст. 37).
Еще до принятия УПК РФ 2001 года прокурор совершенно обосновано лишился полномочий по надзору за деятельностью судов. Концепцией судебной реформой в Российской Федерации 1991 года за прокурором предполагалось сберечь надзорную функцию за органами предварительного расследования, уголовного преследования и процессуального управления расследованием.
Прокурор - это должностное лицо органа прокуратуры РФ, являющееся участником судебного процесса со стороны обвинения и принимающее участие во всех стадиях уголовного судопроизводства. Но особенно значимо его участие в ходе предварительного расследования, потому что он гарантирует и держит под контролем законность и обоснованность процессуальной деятельности органов и, а также других должностных лиц органов, которые осуществляют производство по уголовному делу в форме дознания.
Задачи прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного расследования, процессуального статуса прокурора в предварительном расследовании являются предметом исследования. Следует заметить диссертационные исследования М. В. Серебрянниковой «Прокурорский надзор за уголовно - процессуальной работой организаций, осуществляющих предварительное расследование» 2013 год ; А.В. Чубыкина «Процессуальное положение прокурора в период возбужденности уголовного дела» 2014 года; К.А. Таболиной «Надзор прокурора за возбуждением и расследованием преступлений» 2015 года ;
-5
Д.А. Сычева «Содержание и реализация прокурором функций наблюдения и уголовного преследования в досудебных стадиях уголовного процесса» 2016 года.
Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» не закрепил прокурорский надзор за исполнением законов органами, осуществляющими предварительное расследование, в качестве отдельной ветви, а сделал это в одном ряду с прокурорским надзором за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно - розыскную деятельность, не отделив предмет надзора, сферы правоотношений в отношении поднадзорных органов. Неразрешенным остается и вопрос, входит ли выполнение важного порядка разрешения сообщений о правонарушениях в объект прокурорского надзора за исполнением законов органами, исполняющими предварительное расследование. Вследствие, разделения функций прокуратуры согласно исполнению уголовного преследования и надзора прокуроры были лишены существенной доли своих властно - распорядительных полномочий, в особенности в области выполнения законов органами, осуществляющими предварительное расследование.
Целью настоящего исследования является формирование целостного научного представления о прокурорском надзоре за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия.
Указанная цель предопределила необходимость решения следующих
задач:
— определить понятие, сущность и значение прокурорского надзора в досудебном производстве по уголовным делам;
— выявить предмет и задачи прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющих предварительное следствие и дознание;
— определить организацию надзора прокурора за осуществлением процессуального руководства в органах предварительного расследования;
— сформулировать способы повышения эффективности прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими предварительное расследование.
Теоретическую основу исследования составили труды отечественных учёных-правоведов в сфере уголовно-процессуального права: И.О. Антонов, Е.А. Буглаева, А.Ю. Верин, А.Ю. Епихин, К.Б. Калиновский, М.Е. Клюкова, В.А. Лазарева, М.В. Серебрянникова, М.М. Шамсутдинов и другие.
Нормативную основу настоящего исследования составили положения норм Конституции Российской Федерации, Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» и иных федеральных законов.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, первая глава разделена на три параграфа, а вторая глава разделена на четыре параграфа, заключения и списка литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Прокурорский надзор за исполнением законов органами дознания и органами предварительного следствия был закреплен в ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» равно как один из основных течений надзорной деятельности прокуратуры. Совместно с тем в ст. 37 УПК РФ установлено, что прокурор является должностным лицом, осуществляя от имени государства уголовное преследование, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия.
Представляется, что надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия так же является надзором за исполнением законов этими органами, именно вся процессуальная деятельность выражается на основе закона.
Наряду с реализацией уголовного преследования такого рода надзор представляется одной из основных процессуальных функций прокурора в досудебном производстве по уголовным делам. Прокурор должен гарантировать непрерывный надзор за процессуальной работой всех органов дознания и предварительного следствия. Для этого уголовно-процессуальный закон наделил прокурора властно-распорядительными полномочиями, в том числе рядом полномочий, принадлежащих только прокурору.
С целью особой роли прокурора в досудебном производстве, предметом прокурорского надзора понимается законность всей процессуальной деятельности дознавателей и следователей при расследовании преступлений. Данное положение сформулировано в ст. 29 ФЗ «О прокуратуре РФ». Предметом надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, выполнения оперативно-розыскных мероприятий и проведения расследования, а также законность решений, принимаемых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие. К ним могут быть отнесены: 1) законность разрешения заявлений и сообщений о преступлениях, постановлений о возбуждении и отказе в возбуждении уголовных дел; 2) законность задержания подозреваемого; 3) законность привлечения лица в качестве обвиняемого; 4) возбуждение ходатайств перед судом о применении к подозреваемому и обвиняемому меры пресечения в виде заключения под стражу и домашнего ареста и о продлении срока содержания под стражей; о применении иных мер процессуального принуждения; о производстве следственных действий в случаях, предусмотренных законом; 5) обеспечение прав и законных интересов участников уголовного процесса, в том числе потерпевших от преступления; 6) исполнение требований закона об установлении всех обстоятельств, доступных доказыванию по уголовному делу.
С введением в действие с 1 июля 2002 г. Уголовно-процессуального кодекса РФ роль прокурора в досудебном производстве по уголовным становится более значительной. В приказе Г енерального прокурора РФ от 20 февраля 2002 г. № 7 «Об организации исполнения ФЗ «О введении в действие УПК РФ» и переходе органов прокуратуры к работе в новых обстоятельствах уголовного судопроизводства» замечается, что на прокурора возлагается основная роль в исполнении уголовного преследования, а кроме того надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия, соблюдением законности, конституционных прав и свобод граждан.
Полномочия прокурора, содержащиеся в Уголовно-процессуальном кодексе, можно традиционно разделить на три группы: полномочия, направленные на выявление нарушений закона; полномочия, направленные на устранение нарушений закона; полномочия, направленные на предупреждение нарушений закона. Характерной их чертой является то, что эти полномочия носят ярко выраженный властно-распорядительный характер. Полномочия прокурора являются универсальными: ими в
большинстве случаев пользуются не только сами прокуроры, но и их заместители, старшие помощники, помощники, прокуроры отделов и управлений. Такие полномочия в одинаковой степени распространяются на все органы дознания и предварительного следствия независимо от ведомственной подчиненности.
К полномочиям, направленным на выявление нарушений закона, относятся: 1) право и обязанность прокурора проверять исполнение
требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях (п. 1 ч. 2 ст. 37 УПК); 2) право участвовать в производстве предварительного расследования и в необходимых случаях лично производить отдельные следственные действия; 3) право и обязанность прокурора рассматривать жалобы на действия и решения следователя, дознавателя (ст. 124 УПК). Большой объем требований дан прокурору в интересах устранения нарушений закона. Это такие требования, как: 1) право отменять незаконные и необоснованные постановления
нижестоящего прокурора, следователя, дознавателя (п. 10 ч. 2 ст. 37 УПК); 2) право давать письменные указания органам дознания и предварительного следствия (ч. 3 ст. 37 УПК); 3) право возвращать уголовные дела для дополнительного расследования (п. 15 ч. 2 ст. 37 и п. 2 ч. 1 ст. 226 УПК); 4) право отстранять дознавателя или следователя от дальнейшего производства расследования, если ими допущено нарушение требований УПК РФ при производстве предварительного расследования (п. 7 ч. 2 ст. 37 УПК).
Прокурорский надзор за исполнением законов в досудебных стадиях уголовного процесса должен носить упреждающий характер, с тем чтобы не только своевременно устранялись, но и как можно менее допускались нарушения уголовно-процессуального закона, особенно связанные с нарушениями конституционных прав личности. В связи с этим абсолютное большинство полномочий, предоставляемых прокурору при осуществлении надзора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия, должно использоваться не только для выявления либо устранения, но и для предупреждения нарушений закона.
Последнее имеет предупредительное значение для недопущения впредь подобных нарушений иными должностными лицами органов дознания и органов предварительного следствия.
Своевременная проверка уголовного дела, находящегося в производстве следователя или лица, производящего дознание, позволяет выявить не только то, допускались ли следователем какие-либо нарушения прав участников процесса, но и насколько органами предварительного следствия выполняются обязанности. Проверка дел, находящихся в производстве, позволяет выявить, например, случаи, когда по уголовным делам следственные действия длительное время не проводятся.
Основным способом предупреждения нарушений закона следователями и лицами, производящими дознание, является сплошная проверка уголовных дел, находящихся в производстве, которая должна производиться в следственном подразделении. Речь идет о проведении регулярных прокурорских проверок материалов уголовных дел не тогда, когда по этим делам продляются сроки расследования или когда они поступают к прокурору с обвинительным заключением, а в процессе расследования.
К числу полномочий прокурора, направленных на предупреждение нарушений закона, можно также отнести право проверять исполнение требований закона о приеме, регистрации и разрешении заявлений и сообщений о совершенных или готовящихся преступлениях (что также является и обязанностью прокурора), участвовать в производстве дознания и предварительного следствия, санкционировать производство определенных действий следователя в случаях, предусмотренных законом, передавать уголовные дела от органа дознания следователю, от одного органа предварительного следствия другому или от одного следователя другому в целях обеспечения всестороннего, полного и объективного расследования.



1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.) (с учетом правок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7- ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. — № 31. — Ст. 4398.
2. Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик (утв. Постановлением Чрезвычайного VIII Съезда Советов СССР от 05.12.1936) // Известия ЦИК СССР и ВЦИК, N 283, 06.12.1936.
3. Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР (утв. ВС РСФСР 27.10.1960) (ред. От 29.12.2001) // Ведомости ВС РСФСР. — 1960. — № 40. — Ст. 591 (утратила силу)
4. "Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 01.04.2019, с изм. от 13.06.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 12.04.2019) // Собрание законодательства РФ. — 1995. — №47. — Ст. 4472.
5. Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 27.12.2018)
"О прокуратуре Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с
08.01.2019) // Собрание законодательства РФ. — № 47. — Ст. 4472.
6. Федеральный закон от 28.12.2010 N 404-ФЗ (ред. от 31.12.2017) "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием деятельности органов предварительного следствия" // "Собрание законодательства РФ", 03.01.2011, N 1, ст. 16
7. Федеральный закон от 30.04.2010 N 68-ФЗ (ред. от 19.12.2016) "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок
или права на исполнение судебного акта в разумный срок" // "Собрание законодательства РФ", 03.05.2010, N 18, ст. 2144
8. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 313
(ред. от 23.05.2019) "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Информационное общество" // "Собрание законодательства РФ", 05.05.2014, N 18 (часть II), ст. 2159.
9. Приказ Г енпрокуратуры России от 05.09.2011 N 277
(ред. от 05.12.2016) "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и предварительного следствия" // "Законность", N 12,
2011
10. Приказ Г енпрокуратуры России от 07.12.2007 N 195
(ред. от 21.06.2016) "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина" // "Законность", N 3, 2008
11. Приказ Г енпрокуратуры России от 27.11.2007 N 189
(ред. от 08.05.2018) "Об организации прокурорского надзора за соблюдением конституционных прав граждан в уголовном судопроизводстве" // "Законность", N 2, 2008
II. Материалы правоприменительной практики
1. Определение Конституционного Суда РФ от 11.07.2006 N 352-О "По запросу Промышленного районного суда города Оренбурга о проверке конституционности части шестой статьи 162 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" // "Вестник Конституционного Суда РФ", N 1, 2007
2. Определении Конституционного Суда РФ «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы» гражданина Годисова Олега Викторовича на нарушение его конституционных прав частью шестой статьи 162 Уголовнопроцессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 27 Приказа Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации «О мерах по организации предварительного следствия» от 23 июня 2009 г. N 895-О-О
3. Постановление ВЦИК от 16.10.1924 «О дополнениях и изменениях Уголовно-процессуального кодекса РСФСР» // Известия ВЦИК N 132, 16.06.1922
4. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.03.2016 N 11 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" // "Бюллетень Верховного Суда РФ", N 5, май, 2016
III. Специальная литература.
1. Антонов О.И., Верин А.Ю., Клюкова М.Е., Мурабушкин М.М., Сергеев М.С., Шамсутдинов М.М., Уголовный процесс (конспект лекций): учеб. пособие. — Казань: Издательство Казан. ун-та, 2017. —235 с.
2. Алексеев С. Н. Надзор за соблюдением прав и свобод участников уголовного процесса в сис-теме конституционных гарантий прав и свобод человека и гражданина и полномочий проку-рора: досудебные стадии : дис. ... канд. юрид. наук. Самара, 2002, — С. 15—25 ;
3. Антонов И. А., Горленко В. А. Функции прокуратуры в сфере
уголовного судопроизводства : понятие, содер-жание, «тенденции к
сокращению» // Россий-ский следователь. 2008. № 20. — С. 5—9 ;
4. Буглаева Е. А., Тетюев С. В. О новых полно-мочиях прокурора в досудебном производстве // Российская юстиция. 2010. № 1. — С. 40.
5. Васильев Ю.Ф. Прокурорский надзор и ведомственный контроль в механизме обеспечения законности решений об отказе в возбуждении уголовного дела/ Ю. Ф. Васильев//Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2015. - №2(66). - С. 67.
6. Григорьева Н.В. Прокурорский надзор: Учеб, пособие. — 6-е изд.
— М.: РИОР: ИНФРА-М, 2016. — 215 с. — (ВО: Бакалавриат) — www.dx.doi.org/10.12737/16159
7. Гусакова Ю. С. Пробелы в российском законодательстве // Юридический журнал. 2009. № 1. — С. 81.
8. Даев В.Г. Взаимосвязь уголовного права и процесса, — Л., 1982.
— С. 22, 29, 35.
9. Домбровский Р.Г. Познание и доказывание в расследовании преступлений: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Киев, 1990. — С. 24.
10. Джафаров, А. Проблемы укрепления прокурорского надзора на стадии возбуждения уголовного дела /А. Джафаров//Закон и право. - 2008. - №7 - С.103
11. Кожевников О.А. Прокурорский надзор за законност

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ