ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
1.1 Особенности педагогической работы с обучающимися с
ограниченными возможностями здоровья 5
1.2 Методы и приёмы обучения для реализации учебной деятельности
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья 9
ГЛАВА И. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАБОТЫ НА ЗАНЯТИЯХ
ТЕХНОЛОГИИ В СМЕШАННОМ КЛАССЕ С ПРЕОБЛАДАНИЕМ НОЗОЛОГИИ (ТЯЖЕЛОЕ НАРУШЕНИЕ РЕЧИ) 18
2.1 Особенности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
(тяжелые нарушения речи) 18
2.2 Рекомендации учебных занятий технологии для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья (тяжелые нарушения речи) 24
Заключение 39
Список использованных источников 42
Одной из важнейших задач основного общего образования в соответствии с ФГОС является обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения — детей с ОВЗ. Проблемы специального образования на сегодняшний день являются одними из самых актуальных в работе всех подразделений Министерства образования и науки РФ, а также нуждается в специальных коррекционных учреждений. Это связано, в первую очередь с тем, что число детей с ограниченными возможностями здоровья неуклонно растет.
В настоящее время в России насчитывается более 11,7 млн. детей с ограниченными возможностями. Кроме роста числа почти всех категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, отмечается и тенденция качественного изменения структуры дефекта, комплексного характера нарушений у каждого отдельного ребенка.
Для обеспечения права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование необходимо создание специальных условий и организация ресурсов для их обучения и развития. Это включает в себя доступность образовательных учреждений и их адаптацию к потребностям детей с ограниченными возможностями здоровья, наличие опытных и квалифицированных педагогов, способных обеспечить индивидуальный подход к обучению каждого ребенка, использование специальных программ и обучающих технологий. Однако, важно понимать, что инклюзивное образование не ограничивается только созданием специальных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья. Оно также включает в себя процесс взаимодействия между детьми с разными потребностями, содействие их социальной адаптации и интеграции в общество. Это не только обеспечивает доступ к образованию для детей с ограниченными возможностями здоровья, но и способствует формированию толерантного и уважительного отношения к ним со стороны остальных детей и всего общества.
Дети с проблемами в развитии имеют равное право на образование, и это является одной из основных принципов образовательной системы России. Государство обязано обеспечивать доступность и качество образования для всех детей, включая тех, кто нуждается в коррекции развития. Образовательные учреждения должны индивидуализировать процесс обучения для каждого ребенка, учитывая его специальные потребности. Также необходимо постоянное повышение квалификации педагогов, работающих с детьми с проблемами в развитии, чтобы иметь возможность обеспечивать новое современное качество образования.
Объект исследования: образовательный процесс для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (тяжелым нарушением речи)
Предмет исследования: методические аспекты организации и проведения занятий технологии для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (тяжелым нарушением речи)
Таким образом цель исследования: выявить особенности проведения занятий технологии для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (тяжелые нарушения речи)
Задачи исследования:
1. Выявить особенности педагогической работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
2. Выявить методы и приёмы для реализации занятий по технология для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
3. Выявить особенности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (тяжелым нарушением речи)
4. Рекомендации учебных занятий технологии для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (тяжелым нарушением речи)
В результате теоретических исследований были выявлены следующие принципы педагогической работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья:
Индивидуальный подход к каждому обучающемуся:
1. Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности);
2. Использование методов, активизирующих познавательную деятельность учащихся, развивающих их устную и письменную речь и формирующих необходимые учебные навыки;
3. Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности.
Предмет технология для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (тяжелые нарушения речи) может помочь им развить физические и когнитивные навыки, а также навыки социального взаимодействия. Ниже приведены некоторые элементы преподавания технологии, которые можно включить в образовательную программу для детей с ОВЗ в общеобразовательной школе:
1. Адаптация программы - программа по технологии может быть адаптирована и настроена под индивидуальные особенности каждого ребенка с ОВЗ, например, с учетом его способностей и ограничений.
2. Равенство - важно создать равное отношение к каждому ученику и помочь им развить свои сильные стороны в процессе обучения технологии.
3. Использование технологических средств - использование технологических средств, таких как компьютеры и 3D-принтеры, может помочь детям с ОВЗ развить свои когнитивные и социальные навыки.
4. Игровой подход - использование игровых элементов может сделать обучение технологии более привлекательным для детей с ОВЗ и помочь им развить свои социальные навыки в процессе игры.
5. Работа в группах - работа в группах может помочь детям с ОВЗ развить свои социальные навыки и умение работать в команде.
6. Понимание материала - важно обеспечить ясное и хорошо структурированное объяснение материала для того, чтобы дети с ОВЗ могли лучше понимать, что требуется от них.
7. Проверка понимания - после того, как материал был изучен, следует провести тестирование для того, чтобы убедиться, что дети с ОВЗ действительно понимают, что было изучено.
8. Индивидуализированный подход - индивидуализированный подход может быть очень полезным для детей с ОВЗ, так как он позволяет учителям адаптировать материал под индивидуальные потребности каждого ребенка.
Эти элементы преподавания технологии могут помочь обеспечить оптимальные условия для обучения детей с ОВЗ и помочь им развить свои физические, когнитивные и социальные навыки.
Преподавание технологии для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) должно быть адаптировано к их индивидуальным потребностям и способностям. Ниже приведены основные особенности преподавания технологии для обучающихся с ОВЗ:
1. Визуальные материалы: обучающие материалы нужно представлять в доступной форме. Для этого можно использовать брейлевские надписи, большие шрифты, особые настройки экрана.
2. Технические средства: для обучения технологии можно применять технические средства, например, компьютеры с программным обеспечением для людей с ограниченными возможностями.
3. Продуктивные задания: задания для обучающихся с ОВЗ должны быть продуктивными, т.е. помочь им будущему применению изучаемой технологии.
4. Индивидуальный подход: для каждого обучающегося с ОВЗ необходим индивидуальный подход, учитывающий его потребности и возможности.
5. Команда специалистов: для обучения технологии для обучающихся с ОВЗ необходима команда специалистов, включающая учителя-дефектолога, технического специалиста и специалиста по адаптации учебных материалов.
6. Добавление эмоциональных компонентов: эмоциональные элементы в учебном процессе могут помочь обучающимся с ОВЗ лучше усваивать материал. Для этого занятия можно сопровождать поощрением, сертификатами, грамотами.
Преподавание технологии для обучающихся с ОВЗ должно быть основано на глубоком понимании потребностей и способностей каждого обучающегося и применении технологий, которые позволяют им получать знания в наиболее доступной форме.
1. Алмазова А.А. Образование школьников с нарушениями речи: вариативный подход / Коррекционно-развивающее и специальное образование: инновации, перспективы, проблемы. Материалы международной заочной научно-практической конференции / Под общ.ред И.Г. Калашниковой, Г.Ф. Кумариной, В.В. Гладкой, В.В. Зикратова и др. - Барнаул: АЗБУКА, 2012 — с.127-129
2. Алмазова А.А. Обучение построению текста учащихся специальной (коррекционной) школы V вида. - М., 2004.
3. Бабина Г.В. Анализ смысловой структуры текста учащимися с тяжелыми нарушениями речи // Онтогенез речевой деятельности: норма и патология. Монографический сборник. - М., 2005.
4. Бабина Г.В.Особенности усвоения глагольной лексики учащимися старших классов школы для детей с тяжелыми нарушениями речи // Дефектология. - 1988. - № 1.
5. Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Заикание. Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности ‘‘Логопедия” — М.: В. Секачев, 1998.
6. Власенко, И.Т. Особенности словесного мышления взрослых и детей с нарушениями речи/ И.Т Власенко. - М. : Педагогика, 1990. - 184 с.
7. Грибова О.Е. Основные направления работы на индивидуальных логопедических занятиях в старших классах // Современные подходы к коррекционно-образовательному процессу в школе для детей с тяжелыми 55 нарушениями речи. / Сост. и научн. ред. О.Е. Грибова. - М., 2003. - с. 105- 107.
8. Грибова О.Е. Становление текстовой компетенции у подростков с общим недоразвитием речи. - М.: УРСС, 2014.
9. Гумениая Г.С., Чиркова Э.Б. Особенности усвоения предикативных связей учащимися с недоразвитием речи // Онтогенез речевой деятельности: норма и патология. Монографический сборник. - М., 2005.
10. Гуровец Г.В., Давидович Л.Р., Пересторонина Л.П. Динамика речевых нарушений и вопросы социальной адаптации детей с моторной алалией И Речевые расстройства у детей и методы их устранения / Под ред. С.С. Ляпидевского, Ф.А. Самсонова, С.И, Шаховской - М., 1978.
И. Давидович Л.Р. К вопросу об особенностях мышления при моторной алалии на поздних этапах речевого развития. // Расстройства речи и методы их устранения / Под ред. С.С. Ляпидевского и С.Н. Шаховской. - М., 1975.
12. Давидович Л.Р. Нарушения контекстной речи у старшеклассников школ для детей с тяжелыми нарушениями речи // Нарушения речи и глосса у детей и взрослых. — М., 1979.
13. Давидович, Л.Р. Коррекционно-педагогическая работа по развитию связной речи у подростков с остаточными явлениями моторной алалии. /Л.Р. Давидович. //Преодоление речевых нарушений у детей и взрослых : Сборник научных трудов. / Под ред. В.И. Селиверстова и С.Н. Шаховской. - М. : МГПИ им. В.И. Ленина, 1981.- с.80 - 92.
14. Елецкая О. В., Е. А. Логинова Проявления дисграфических и дизорфографических нарушений письма у учащихся средних и старших классов общеобразовательной школы // Практическая психология и логопедия. -2005. -№ 1.-С. 54-58.
15. Заикание у подростков / Под ред. М.И. Буянова. - М., 1989 56
16. Игнатьева, С.А. Коммуникативная деятельность старшеклассников с тяжелыми нарушениями речи: теоретикоэкспериментальное исследование /С.А.Игнатьева - Курск: Изд-во КГУ, 2008. - 187 с.
17. Кириченко Е.И. Динамика речевого и интеллектуального развития у детей и подростков с общим недоразвитием речи // Материалы конференции по детской психиатрии. - М., 1970
18. Колповская И.К. Катамнестическое изучение учащихся, окончивших I отделение школы для детей с тяжелыми нарушениями речи // Дефектология - 1980. - № 6. • Коммуникативно-речевая деятельность детей с отклонениями в развитии: диагностика и коррекция: монография/под ред. Г.В.Чиркиной, Л.Г.Соловьевой. - Архангельск: Поморский университет, 2009. - 403 с.
19. Левкова, Л.Ю. Обучение чтению как способу переработки информации с целью создания учащимися вторичных текстов (на уроках русского языка в 9 классе) : автореф. дис... канд.пед.наук : 13.00.02/ Левкова Лилия Юрьевна - М., 2010.-20 с.
20. Левушкина, О.В. Диагностика уровня понимания учащимися художественных текстов при обучении русскому языку / О.В. Левушкина//Проблемы современного образования. 2013. -№ 1 - с. 159- 181.
21. Матвеева Н.В. Механизмы формирования смысла и содержания текста в процессе его понимания: На материале анализа вторичных письменных текстов школьников 12 -16 лет: автореф. канд.филолог.наук : 10.02.19 /Матвеева Наталья Васильевна. - Уфа, 2004. - 22с.
22. Молочник Т.Я., Токарева О.А. Состояние словарного запаса у учащихся старших классов школ для детей с тяжелыми нарушениями речи // Проблемы воспитания и обучения при аномальном развитии речи / Под ред. Л. И. Беляковой. - М., 1989. 57
23. Русецкая М. Н.Стратегия преодоления дислексии учащихся с нарушениями речи в системе общего образования:Дисс докт. пед. наук - М., 2009.
24. Русецкая М.Н. Динамика чтения учащихся общеобразовательных школ // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. - 2009. - Вып. 4 (72). - С. 73-77. - (0,3 п.л.)
25. Современные подходы к коррекционно-образовательному процессу в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи / Сост. и научн. ред. О.Е. Грибова - М., 2003.
26. Фалько С.Н. Правовое воспитание старшеклассников специальной коррекционной общеобразовательной школы V вида // Дефектология- 2002. - № 5. V.5.2. Наличие доступа к специализированным информационным ресурсам:
27. Высокие результаты внеурочной деятельности обучающихся по предмету
технология http://nspoital.ru/shkola/materialy-metodicheskikh-
obedinenii/library/2012/10/17/vysokie-rezultaty-vneurochnoy
28. Головин С.Ю. Умение словарь практического психолога, 1998 г. http://lawbooks.news/psihologiya 888 890/umenie-47378.html
29. Исаева С.В. Коллективные способы и формы
обучения 2014 r.http://www.scienceforum.ru/2015/965/15090
30. Образования красноярского края. 2022 г.
http://obrazold.volganet.ru/folder 7/folder l/folder 37/folder 2/folder 7/
folder 3/folder 4/folder 4/uud.html
31. Лазарев B.C. Проблемы современного образования 2011, №6, 35-45,
ст. 4 5. http://cyberleninka.ru/article/ri/novoe-ponimanie-metoda-proektoy-v-
obrazovanii