Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ 5-6 КЛАССОВ

Работа №16867

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

русский язык

Объем работы49
Год сдачи2015
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1123
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Игровые педагогические технологии в психолого-педагогической литературе 7
1.1. История развития игровой деятельности, ее особенности и структура 7
1.2. Игровые технологии в системе педагогических технологий 13
1.3. Технология учебной игры 18
1.4. Структурная организация учебной игры 22
Выводы по первой главе 26
Глава 2. Особенности использования игровых технологий для развития познавательного интереса на разных этапах урока русского языка....28
2.1. Познавательная активность как один из важнейших мотивов учения школьников 28
2.2. Особенности использования игровых технологий на разных этапах урока русского языка 32
Выводы по второй главе 33
Глава 3. Экспериментальная работа с использованием игровых технологий на уроках русского языка как средства развития познавательной активности учащихся 5-6 классов
3.1. Особенности проведения игровых технологий на уроках русского языка в 5-6 классах
3.2. Опыт использования игровых технологий на уроках русского языка в 5-6 классах
Выводы по третьей главе
Заключение 42
Список использованных источников 45


В настоящее время в современной школе происходит активное обновление целей, содержания и методов образования. В Федеральном государственном стандарте общего образования особое место отведено деятельностному, практическому содержанию образования. Подчеркивается необходимость ориентации образования не только на усвоение определенной суммы знаний, но и на развитие личности, познавательных и созидательных способностей. В связи с этим учителями пересматриваются пути и способы формирования всех видов речевой деятельности: чтения, говорения, аудирования, письма. Активизации учебного процесса, стимуляции познавательной деятельности способствует внедрение в процесс обучения, наряду с традиционными занятиями, игровых технологий.
В связи с этим в педагогике, психологии и методике много вопросов посвящено использованию занимательного материала на уроках. И среди них особое значение уделяется игровым технологиям обучения, которые в современной общеобразовательной практике получили большое распространение (А. А. Вербицкий, Н. В. Борисова, П. М. Баев и другие).
Игровая технология выгодно отличается от других педагогических технологий тем, что позволяет ученику быть лично причастным к функционированию изучаемого явления, дает возможность прожить некоторое время в «реальных» жизненных условиях. Игровые технологии характеризуются наличием игровой модели, сценарием игры, ролевых позиций, возможностями альтернативных решений, предполагаемых результатов, управлением эмоционального напряжения.
В последние годы вопросы теории и практики игровых технологий разрабатывались и разрабатываются многими исследователями: А.П. Усовой, Е.И. Радиной, Ф.Н. Блехер, Б.И. Хачапуридзе, З.М. Богуславской, Е.Ф. Иваницкой, А.И. Сорокиной, Е.И. Удальцовой, В.Н. Аванесовой, А.К. Бондаренко, Л.А. Венгером и многими другими.
Развитие познавательной активности, способы и методы активизации учебной деятельности - одна из основных проблем педагогики. К ней обращаются психологи, педагоги, а также философы. В многочисленных статьях, разнообразных исследованиях, научных трактатах рассматриваются разные толкования, уточнения, точки зрения, а во ФГОС основной школы она обозначена как одна из центральных педагогических проблем.
Учитывая актуальность, мы определили тему выпускной квалификационной работы «Игровые технологии на уроках русского языка как средство развития познавательной активности учащихся 5-6 классов».
Целью данной работы является исследование особенностей использования игровых технологий на уроках русского языка как средства развития познавательной активности учащихся 5-6 классов.
Цель исследования конкретизируется в следующих задачах исследования:
- проанализировать состояние исследуемой проблемы в психолого-педагогической литературе;
- определить место игровых технологий в учебно-воспитательном процессе;
- выявить сущность и классификацию игровых технологий;
- показать возможную методику организации уроков русского языка с использованием игровых технологий;
- экспериментально проверить эффективность использования игровых технологий на уроках русского языка в 5-6 классах как средства познавательной активности.
Объектом исследования является процесс развития познавательной активности у учащихся 5-6 классов.
Предмет исследования - игровые технологии, используемые на уроках русского языка.
Гипотеза исследования: если использовать игровые технологии на уроках русского языка в 5-6 классах, то эффективность занятий и уровень развития познавательной активности учащихся в процессе обучения повысятся, так как игровые технологии являются одним из средств воспитания умственной активности школьников.
Методологической основой исследования являются положения отечественной педагогики, сформулированной в трудах В.В. Давыдова, Н.Б. Истоминой, М.А. Бантовой, М.И. Моро, Н.Ф. Виноградова и др.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, анализ базовых понятий, наблюдение, опрос, анкетирование, изучение педагогического опыта.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что изучен и систематизирован теоретический и методический материал по данной проблеме.
Практическая значимость исследования заключается в уточнении значения игровых технологий как средства развития познавательной активности у учащихся 5-6 классов. Методический материал данного исследования может быть использован начинающими учителями и студентами-практикантами на занятиях и во внеурочной деятельности.
Структура исследования: данная работа состоит из введения, трех глав, выводов, заключения, списка использованной литературы и приложения.
В первой главе «Игровые педагогические технологии в психолого-педагогической литературе» рассматривается история развития игровой деятельности, ее особенности и структура; анализируются игровые технологии в системе педагогических технологий, описаны технология учебной игры и структурная организация учебной игры.
Во второй главе «Особенности использования игровых технологий для развития познавательного интереса на разных этапах урока русского языка» рассматривается познавательная активность как один из важнейших мотивов учения школьников, описываются особенности использования игровых технологий на разных этапах урока русского языка
Глава 3. Экспериментальная работа с использованием игровых технологий на уроках русского языка как средства развития познавательной активности учащихся 5-6 классов
анализируется опыт использования игровых технологий на уроках русского языка в 5-6 классах МБОУ Чербинской СОШ.
В заключении обобщены полученные выводы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Для подтверждения гипотезы нами было проведено исследование, базой которого явилась МБОУ Чербинская СОШ. Участвовали в нем 52 учащихся 5-6 классов и 6 учителей русского языка и литературы. С целью
выяснить, какие проблемы познавательной активности учащихся порождает традиционный процесс обучения, для учащихся 5-6 классов были предложены вопросы:
1. При подготовке уроков для меня важно запомнить, чем понять - 82%.
2. Читая параграф, я всегда выделяю главное - 73%.
3. Обычно я не пытаюсь найти связь того, что изучается сейчас, с тем, что мы проходили раньше - 71%.
4. Для меня важно понять причину явления, события - 67%.
5. Я выясняю значение незнакомых слов - 61%.
6. Я люблю следить за рассуждением учителя, одноклассника, за объяснением того, как получен результат - 61%.
7. Мне интересно многое из того, что изучают в школе - 58%.
8. Я стараюсь найти ответы на вопросы, задаваемые учителем -57%.
9. Если в объяснении учителя мне что-то непонятно, я обязательно выясню это - 56%.
10. Я не всегда могу точно определить, что я знаю, а чего не знаю - 55%.
Анализируя эти данные, выделим основные ценностные ориентации школьников в обычных массовых школах. На первом месте стоит умение «запомнить» (82%). Это свидетельство того, что обучение осуществляется на «знаниевой» основе. При этом большинство детей (71%) не пытается находить связь с ранее изученным материалом. И только чуть более половины (58%) детей смогли сказать, что «им интересно многое из того, что изучают в школе». Почти столько же (55%) учащихся слабо владеют умением контролировать себя в процессе учения и потому «не всегда могут точно определить, что знают и чего не знают».
После выяснения проблем познавательной активности учащихся 5-6 классов, порождаемых традиционным процессом обучения, и после получения результатов опроса учащихся, мы изучили особенности использования игровых технологий на уроках русского языка в 5-6 классах. С учетом опыта учителей данной школы нами был подобран материал с использованием игровых технологий для развития познавательной активности учащихся 5-6 классов.
После проведения занятий с целью выявления уровня познавательной активности мы провели опрос учащихся повторно. Как показали результаты, уровень познавательной активности учащихся возрос значительно.
1. При подготовке уроков для меня важно запомнить, чем понять - 92%.
2. Читая параграф, я всегда выделяю главное - 82%.
3. Обычно я не пытаюсь найти связь того, что изучается сейчас, с тем, что мы проходили раньше - 79%.
4. Для меня важно понять причину явления, события - 74%.
5. Я выясняю значение незнакомых слов - 85%.
6. Я люблю следить за рассуждением учителя, одноклассника, за объяснением того, как получен результат - 73%.
7. Мне интересно многое из того, что изучают в школе - 67%.
8. Я стараюсь найти ответы на вопросы, задаваемые учителем -70%.
9. Если в объяснении учителя мне что-то непонятно, я обязательно выясню это - 71%.
10. Я не всегда могу точно определить, что я знаю, а чего не знаю - 66%.
Анализируя эти данные, выделим основные ценностные ориентации школьников в обычных массовых школах. На первом месте стоит умение «понять» (92%). Это свидетельство того, что обучение осуществляется на основе сознательного усвоения материала. При этом большинство детей (79%) пытается находить связь с ранее изученным материалом. 66% учащихся слабо владеют умением контролировать себя в процессе учения и потому «не всегда могут точно определить, что знают и чего не знают».
Таким образом, гипотеза о том, что если использовать игровые технологии на уроках русского языка в 5-6 классах, то эффективность занятий и уровень развития познавательной активности у учащихся в процессе обучения повысятся, так как игровые технологии являются одним из средств воспитания умственной активности школьников, подтверждена.



1. Амонашвили, Ш.А. Развитие познавательной активности учащихся в начальной школе / Ш.А. Амонашвили // Вопросы психологии. -1984. - № 5. - С. 36-40.
2. Аникеева, Н.Б. Воспитание игрой / Н.Б. Аникеева. - М.: Просвещение, 1987. - 564 с.
3. Баев, П.М.. «Играем на уроках русского языка». - М.: «Русский язык», 1989 г.
4. Бакулина, Г.А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка. - М., 2003. - 216 с.
5. Баранов, М.Т. Методика преподавания русского языка. - М., Просвещение, 1990г.
6. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М., 1989. - 346 с.
7. Блехер, Ф.Н. Дидактические игры / Ф.Н. Блехер. - М.: Просвещение, 1964. - 325 с.
8. Букатов, В.М. Педагогические таинства дидактических игр // Уч. пос. М.: изд-во «Флинта», 1997. 96 с.
9. Воронов, В.В. Педагогика школы В.В. Воронов / В.В. Воронов. - М.: Просвещение, 1999. - 226 с.
10. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. - М.: Просвещение, 1991. - 117 с.
11. Газман, О.С. Каникулы: игра, воспитание. - М.: 1988. - 512 с.
12. Гобова, Е.С. Зачем ходить в школу? - М.: 1997. - 272 с.
13. Гарипов, Х. Играя - воспитываем // Учитель. - 2007. - № 3. - С. 72-74.
14. Давыдов, В.В. проблемы развивающего обучения. - М., 1972.
15. Дьяченко, В.И. Сотрудничество в обучении. - М., 1991. - 8 с. 16.Зеньковский, В.В. Психология детства. - М., 1996.
17. Загрекова, Л.В. Теория и технология обучения. Учебн. пособие для
студентов пед. вузов / Загрекова Л.В., Николина В.В. - М.: Высшая школа, 2004.
18. Кавтарадзе, Д.Н. Обучение и игра. Введение в активные методы обучения. Моск. псих. соц. ин-т. - М.: изд-во «Флинта», 1998. - 192 с.
19. Коджаспирова, Г.М., Коджаспиров, А.Ю. Словарь по педагогике. - М.: ИКЦ «Март»; Ростов н/Д: Издательский центр «Март», 2005. -448 с.
20. Кларин, М.В. Игра в учебном процессе // «Советская педагогика»1985. №6. С. 57-61.
21. Кудрявцев, В.Т. Развитое детство и развивающееся образование: Культурно-исторический подход. - Ч.1. - Дубна, 1997. - с.85.
22. Кукушин, В.С. Современные педагогические технологии: Начальная школа. - Изд. 2-е. - Ростов н/Д, 2004. - 384 с.
23. Кулюткин, Ю.Н. Личностные факторы развития познавательной активности учащихся в процессе обучения / Ю.Н. Кулюткин // Вопросы психологии. -1984. - № 5. - С.41-43.
24. Лоншакова, А.А. Нестандартные приемы закрепления изученного на уроках русского языка Начальная школа. - 2002. - № 4. - С. 38¬44.
25. Лисина, М.И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения со взрослыми и сверстниками / М.И. Лисина // Вопросы психологии, 1982. - № 4. - С.18-35.
26. Литневская, Е.И. Методика преподавания русского языка в средней школе. - М., 2006. - 590 с.
27. Лэндрет, Г.Л. Игровая терапия: Искусство отношений / Г.Л. Лэндрет. - М.: Просвещение, 1994. - С.47.
28. Матюшкин, А.М. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности / А.М. Матюшкин // Вопросы психологии, 1982. - № 4. - С.5-17.
29. Миронова, Р.М. Игра в развитии активности детей / Р.М. Миронова. -Минск, 1989. - С.368.
30. Питюков, В.И. Основы педагогических технологий: Учебно-методическое пособие. - Изд. 3-е. - М., 2003. - 216 с.
31. Попова, В.И. Игра помогает учиться / В.И. Попова // Начальная школа. - 1987. - №2. - С.26.
32. Психолого-педагогические особенности проведения дидактических игр. Под ред. Акшиной А., Акшиной Т., Жарковой Т. - М.: Просвещение, 1990. - 462 с.
33. Рахимжанова М.К., Мукашева А.Д. Игра в педагогическом процессе // 12-летнее образование. - 2008. - №2. - С.75-77.
34. Рик, Т.Г. Игры на уроках русского языка. 5 класс. - М.: «Вако», 2011.
35. Селиванов, В.А. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания: Учеб. пособие для студ. Высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.П. Сластенина. - 2-е изд., испр. / В.А. Селиванов.- М.: Издательский центр «Академия», 2002. - С.67.
36. Ситаров, В.А. Дидактика. - М., 2002. - 48 с.
37. Сластенин, В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ Под ред. В.П. Сластенина [Текст] / В.А. Сластенин. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 332 с.
38. Сухомлинский, В.А. О воспитании / В.А. Сухомлинский. - М.: Просвещение, 1985. - С.234.
39. Степанова, О.А. Игровая школа мышления: Методическое пособие.- М., 2003. - 128 с.
40. Чебыкин, А.Я. Об эмоциях, детерминирующих познавательную деятельность / А.Я. Чебыкин // Психологический журнал. - 1989. - № 4. - С.19.
41. Шмаков, С.А. Игры учащихся - феномен культуры. - М.: Новая школа, 1994. - 144 с.
42. Шумакова, Н.Б. Исследовательская активность в форме вопросов в разные возрастные периоды / Н.Б. Шумакова // Вопросы психологии. - 1986. - № 1. - С. 53-59.
43. Щедровицкий, Г.П. Методические замечания к педагогическим исследованиям игры / Г.П. Щедровицкий // Психология и педагогика игры дошкольников. Под ред. Запорожца - М.: Просвещение, 1996. - С.123.
44. Эльконин, Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. - М.: Просвещение, 1978. - С.23.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ