Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ МОДЕЛИРОВАНИЯ ПОСРЕДСТВОМ ЯЗЫКА ГРАФОВ В ПРОЦЕССЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5 КЛАССОВ

Работа №156454

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы62
Год сдачи2022
Стоимость4850 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
30
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1. Теоретические основы формирования навыков знакового моделирования на языке теории графов в процессе математической подготовки обучающихся 5 класса 6
1.1 Знаковое моделирование на языке теории графов как метапредметный результат обучения математике 6
1.2Дидактические условия формирования навыков знакового моделирования на языке теории графов в процессе математической подготовки обучающихся
5 класса. 10
Глава 2. Организация обучения математике в 5 классе, направленного на
формирование навыков знакового моделирования на языке теории графов 21
2.1 Конспекты уроков математики 5 класса, в содержание которых включены
элементы теории графов 21
2. 2. Итоги опытно-экспериментальной работы 50
Заключение 54
Библиографический список 56
ПРИЛОЖЕНИЕ А

«В настоящее время общество развивается очень динамично, поэтому невозможно точно определить, какие именно знания пригодятся ребенку в его последующей жизни, и на первый план выходит вопрос формирования у них умений самостоятельно продолжать образование на протяжении всей жизни, т.е. обладать метапредметными компетентностями» . Согласно ФГОС ООО одним из требований к метапредметным результатам освоения основной образовательной программы по математике является: «умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач» .
Пытаясь решить какую-нибудь проблему или разобраться в некоторой ситуации человек порой интуитивно рисует схему на которой точками изображает некоторые объекты, а связи между ними - линиями. Подобного рода модели в математике называют графами. Графы позволяют многочисленные явления и процессы представить
в виде моделей и схем, которые удобно использовать при обработке информации и поиска решений. При помощи графов можно наглядно продемонстрировать взаимоотношения между событиями или объектами в сложных ситуациях или же системах. После того, как произойдет адекватное соотношение вершин графа интересующими нас объектами, а ребрам - отношения между данными вершинами, полученный граф станет знаковой (математической) моделью данного явления. Язык теории графов, а также методы теории графов, проникают во многие сферы человеческой деятельности, тем самым становятся неотъемлемой составной частью общей математической культуры.
Одной из специфик теории графов, которая позволяет задаться вопросом о введении ее элементов в школьный курс математики, есть возможность представить граф геометрически - в виде удобного, простого в обращении рисунка.
Вопросу обучения элементам теории графов посвящён ряд работ таких авторов, как: Мельников О.И., Глухова А.К., Ложакова Е.А., Волкова С.В., Егорина В.С., Березина Л.Ю., Зыков А.А. и др. Граф - как математическая модель реальных ситуаций рассматривается в учебно-методических комплектах Босовой Л.Л., Полякова К. Ю., Семакиной И. Г., Гейн А. Г. и др.
Однако частные методики обучения элементам теории графов в рамках школьного курса математики отсутствуют. Поиск возможностей включения элементов теории графов в программу подготовки школьников на сегодня остается одной из актуальных проблем школьного математического образования. Тема выпускной квалификационной работы посвящена методике обучения элементам теории графов обучающихся 5 классов в процессе их математической подготовки.
Гипотеза исследования: если в содержание математической
подготовки обучающихся 5 классов включить элементы теории графов, то это будет способствовать формированию навыков знакового моделирования.
Объект исследования: математическая подготовка обучающихся 5 классов.
Предмет исследования: методика обучения элементам теории графов обучающихся 5 классов.
Цель исследования: выявление, обоснование и экспериментальная проверка дидактических условий формирования навыков знакового моделирования на языке теории графов в процессе математической подготовки обучающихся 5 классов.
Задачи исследования:
1. Описать сущность понятия «знаковое моделирование».
2. Обосновать целесообразность включения элементов теории графов в систему математической подготовки обучающихся 5 классов.
3. Охарактеризовать дидактические условия формирования навыков знакового моделирования на языке теории графов в процессе математической подготовки обучающихся 5 классов.
4. Разработать методическое обеспечение для уроков и внеурочных мероприятий по математике для 5 класса, в содержание которых включены элементы теории графов.
5. Провести педагогический эксперимент, проанализировать и описать его результаты.
Данная квалификационная работа состоит из:
• Двух глав;
• Итогов опытно-экспериментальной работы;
• Заключения,
• Библиографического списка
• Приложений.
В первой главе работы рассматриваются теоретические основы формирования навыков знакового моделирования на языке теории графов в процессе математической подготовки обучающихся 5 класса. Во второй главе представлено методическое обеспечение для включения элементов теории графов в систему математической подготовки обучающихся 5 класса.
В приложения включены: диагностическая карта, примерная
методическая разработка, выписка из федерального списка учебников, рекомендованных ФГОС ООО (5 класс).

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе проведенного исследования можно прийти к выводу, что существуют определенные возможности для включения элементов теории графов в содержание математической подготовки школьников 5 класса.
Одной из главных особенностей теории графов, которая позволяет ставить вопрос о введении элементов теории графов в школьный курс математики, является возможность представить граф (как математическую модель или как отвлеченный образ) геометрически - в виде простого и наглядного (имеется в виду удобного для человека) в обращении рисунка. Вершины отождествляются с точками на плоскости, а ребра - с линиями, соединяющими вершины. При построении рисунков графов, соответствующих какому-то явлению, мы имеем дело с так называемым знаковым моделированием.
Перспективным и достаточно естественным является использование изобразительного языка графов в качестве служебных средств, при решении различных методических вопросов, связанных с обучением математике.
В рамках данного исследования охарактеризованы основные дидактические условия для включения элементов теории графов в математическую подготовку обучающихся 5 класса.
Разработана примерная программа по теме «Элементы теории графов» для включения в математическую подготовку обучающихся 5 класса, рассчитанная на 10 часов. Представлено соответствующее методическое сопровождение - методическая разработка цикла уроков по теме «Элементы теории графов».
Для каждого урока отобрано и адаптировано для 5 класса специальное содержание обучения элементам теории графов. В методической разработке представлен комплекс разнообразных задач, который направлен
на формирование навыков знакового моделирования у обучающихся 5 класса.
На базе МБОУ «Первомайская СОШ» Боградский район Республика Хакасия проведен педагогический эксперимент по формированию навыков знакового моделирования у обучающихся 5 класса.
Результаты педагогического эксперимента подтверждают гипотезу исследования: изучение элементов теории графов способствует формированию умений создавать, применять и преобразовывать знаки
и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
В ходе проведенного исследования все основные задачи выполнены и цель достигнута.


1. Алексеев В.В., Гаврилов Г.П., Сапоженко А.А. (ред.) Теория графов. Покрытия, укладки, турниры. Сборник переводов - М.: Мир, 1974.— 224.
2. Альсина К. Карты метро и нейронные связи. Теория графов. / Пер. с исп.- М.: Де Агостини, 2014 г.
1. Альпин Ю.А., Ильин С.Н. Задачи по дискретной математике: Учебно- методическое пособие. — Казань: Казанский федеральный университет, 2013. — 26 с
2. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Казань, 1996. С.568
3. Асельдеров З.М., Донец Г.А. Представление и восстановление графов - К.:Наукова Думка, 1991, 96 стр.
4. . Березина Л. Ю. Графы и их применение. Пособие для учителей.
- М.: просвещение, 1979.
5. Берж К. «Теория графов и ее применение», М, «Мир», 1980;
6. Богомолова О.Б. Логические задачи. 4-е изд., испр. и доп. - М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. - 277с. :ил.
7. Большой энциклопедический словарь: в 2-х т. / Гл. ред. А.М. Прохоров. - Сов. энциклопедия, 1991
8. Болховитинов В. Н., Колтовой В. И., Лаговский И. К. Твое свободное время. М.: Детская литература, 1975.
9. Волкова С.В. Дидактические условия реализации учащимися личностных смыслов в процессе обучения. - Автореф. дисс. к.п.н. - Петрозаводск, 2002.
10. «В помощь учителю математики», Йошкар-Ола, 1972 (ст.
«Изучение элементов теории графов»)
11. Гарднер М. «Математические головоломки и развлечения», М.
«Мир», 1972.
12. Глухова А.К, «Элементы теории графов в школьном курсе математики», диссертация, Москва, 2016 г.
13. Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" (С изменениями и дополнениями от: 22 февраля, 30 марта, 26 апреля, 11 сентября, 4 октября 2018 г., 22 января, 29 марта 2019 г).
14. Донец Г.А., Шор Н.3. Алгебраический подход к проблеме раскраски плоских графов - К.: Наукова думка, 1982. — 144 с.
15. Егорина В.С. Формирование логического мышления младших школьников в процессе обучения. - Автореф. дисс. к.п.н. - Брянск, 2001
... всего 52 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ