Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ В ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЕ

Работа №43289

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы55
Год сдачи2018
Стоимость6300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
339
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ 7
1.1. Проблема формирования навыков общения в психолого-педагогической литературе 7
1.2. Дидактическая игра и ее роль в формировании навыков
общения 19
Выводы по первой главе 25
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ В ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЕ 27
2.1. Диагностика навыков общения детей старшего дошкольного
возраста 27
2.2. Результаты опытно-экспериментальной работы по формированию
навыков общения детей в дидактической игре 35
Выводы по второй главе 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


Актуальность темы. Общение является неотъемлемой частью жизни любого человека. Оно помогает нам обучаться различным навыкам, развиваться как личности, познавать окружающий мир и людей в нем. От уровня развития коммуникативных навыков зависит успешность человека не только в профессиональной, но и в личной сфере А. Сиротюк считает, что «наиболее интенсивно коммуникативное развитие ребенка проходит в дошкольный период детства и зависит прежде всего от опыта общения со сверстниками» [ Сиротюк , 2007: 8]. Так как, главной деятельностью ребенка является игра, то изучение особенностей формирование навыков общения через игру, в том числе, дидактическую игру целесообразно и актуально. Актуальность выпускной квалификационной работы определяется также и тем, что научно-технический прогресс, положительно влияя на экономику страны и ее развитие, становится причиной того, что человек в ущерб непосредственному общению погружается в виртуальный мир, заменяя реальность и реальные взаимоотношения. Дошкольники же, по замечанию ученых и, как показывает практика, «перенимают модель социального поведения у своих родителей и близкого окружения» [Хизгияева, 2014: 4]. В таких условиях на детское образовательное учреждение возлагается особая ответственность в формировании навыков общения воспитанников.
Оценивая степень разработанности проблемы, следует признать то, что при кажущемся большом объеме и многогранности исследований (Л.Ю.Павлова [Павлова, 2002], Ю.С.Григорьева [Григорьева, 2007],
А.Ю.Хилиль [Хилиль, 2011] и т.д.) посвященных изучению применения дидактической игры в педагогическом процессе, целый ряд вопросов остается недостаточно решенным. В частности, мы наблюдаем, что большинство исследований посвящено проблеме формирования навыков общения детей младшего и среднего дошкольного возраста (А.И.Лаврентьева [Лаврентьева, 1998], В.Л.Рыбкина [Рыбкина, 2003], Е.В.Малкина [Малкина, 2005] и т.д.). Однако не стоит забывать и тот факт, что работа по познавательному развитию дошкольников должна вестись планомерно на протяжении всего периода пребывания ребенка в дошкольном образовательном учреждении и в данной работе недопустимо образование пробела в старшем дошкольном возрасте.
Теоретические основы выпускной квалификационной работы:
- труды по детской психологии (О.Смирнова, Г.Урунтаева, О.Дарвиш и др.)
- труды по проблемам развития игровой деятельности детей дошкольного возраста (В.Выготский, Г.Урунтаева др.);
- труды по проблемам формирования навыков общения у детей дошкольного возраста (А.Сиротюк, Н. Хизгияева, Л.Скитская и др.)
Цель курсовой работы - теоретическое обоснование и экспериментальная проверка эффективности дидактических игр в формировании навыков общения у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи включают в себя:
- изучение проблемы формирования навыков общения в психолого-педагогической литературе;
- раскрыть сущность и содержание понятий «игра», «дидактическая игра»;
- обосновать пути формирования навыков общения детей в дидактической игре и осуществить проверку их эффективности.
Объект исследования - процесс формирования навыков общения у детей.
Предмет исследования - дидактическая игра как средство формирования навыков общения у детей.
Гипотеза исследования: дидактическая игра может стать эффективным условием формирования навыков общения у детей при условии, если:
1) содержание дидактических игр будут разнообразными и учитывающими возрастные и индивидуальные особенности детей;
2) обеспечить взаимопонимание, доверительные отношения «педагог- дети», «ребенок- дети», «ребенок- ребенок»;
3) сформировать коммуникативный опыт, включающий в себя умение входить в контакт со сверстниками, влиять на сверстника с целью эмоциональной поддержки, умение вежливо обращаться, эмоционально привлекать к общению, умение слушать и понимать собеседника, вести диалог.
В силу того, что автор работает в МБДОУ Детский сад общеразвивающего вида №254 «Дюймовочка» г. Казани, в выпускной квалификационной работе рассматриваются особенности формирования навыков общения детей старшего дошкольного возраста в дидактической игре, ибо каждая возрастная группа имеет свои особенности в столь сложном процессе.
Выбор основных методов исследования в нашей работе определился особенностями объекта и предмета выпускной квалификационной работы, поставленными в ней задачами. В качестве наиболее значимых были выбраны: общенаучные (анализ научной, педагогической, психологической, методической литературы по вопросам, относящимся к проблеме исследования, обобщение и др.); практические (организация опытно-экспериментальной работы, наблюдение, беседа).
Практическая значимость выпускной квалификационной работы определяется тем, что материалы работы могут быть использованы педагогами работающими вМБДОУ Детский сад общеразвивающего вида №254 «Дюймовочка» г. Казани, а также студентами при подготовке к семинарским занятиям по педагогике.
Структура работы обусловлена решаемыми в работе задачами и включает в себя: введение, две главы, заключение и список использованных источников. Во введении определяются актуальность выбранной темы, степень разработанности проблемы, теоретические основы, цель и задачи, объект и предмет, гипотеза, методы и практическая значимость. В рамках первой главы изучается проблема формирования навыков общения в психолого-педагогической литературе, раскрывается сущность и содержание понятий «игра» и «дидактическая игра». Во второй главе определяются цель, задачи и организационно-педагогические условия формирования навыков общения детей в дидактической игре, выявляются результаты опытно-экспериментальной работы формирования навыков общения детей старшего дошкольного возраста в дидактической игре. В заключении подытоживаются итоги. В список литературы включены научные и методические труды, касающиеся обозначенной проблемы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Данная выпускная квалификационная работа посвящена исследованию формирования навыков общения детей посредством дидактических игр. Мы в данной работе рассматриваем особенности работы с детьми старшего дошкольного возраста.Дошкольный возраст является важным этапом в становлении ребенка как личности. Это - сравнительно короткий отрезок времени, если сравнить его с молодостью, зрелостью, однако именно в это время закладывается фундамент личности, основные задатки для его дальнейшего развития. Дети старшего дошкольного возраста отличаются от остальных дошколят тем, что ребенок активно реагирует на образную и вербальную информацию и может ее продуктивно усваивать, анализировать, запомнить и оперировать ею. Развиваются виды и свойства внимания, памяти, воображения. Ребенок начинает уметь ставить цели познавательной деятельности и контролировать их достижение.
Теоретический анализ нашего исследования показал, что решение проблемы формирования навыков общения старших дошкольников посредством дидактических игр важно, так как культура общения способствует разностороннему развитию и социальной адаптации ребенка в современном обществе. В наше время меньше остается условий для формирования навыков общения дошкольников. Негативными факторами являются замена реального общения виртуальным со стороны взрослых, их погруженность в работу, в силу чего многие дети дома испытывают недостаток общения с взрослыми из ближнего окружения.
Учитывая, что дошкольное образовательное учреждение осуществляет деятельность и образовательного, и воспитательного характера, наиболее эффективным представляется использование дидактических игр. Именно, они содержат в себе образовательное содержание, замаскированное в виде игры.
Констатирующий этап опытно-экспериментальной работы выявил недостаточную сформированность навыков общения. Недостатками являются неумение обращаться к воспитателям и другим работникам детского сада по имени и отчеству; нетерпение, привычка перебивать собеседника (в том числе - взрослого); неумение решать конфликтные ситуации.
Проведенная опытно-экспериментальная работа подтвердила, что общение старших дошкольников можно оптимизировать с помощью специально дидактических игр.
При этом мы, опираясь на психолого-педагогическую литературу, выделили высокий уровень (конструктивное общение, эмпатия, эмоциональная устойчивость ,способность принятия партнера по общению таким, какой он есть. При восприятии информации ребенок не перебивает говорящего, а если и перебивает ,то не забывает извиниться; не этичные выражения партнера вызывают у него неприятие); средний уровень (имеет место нарушение норм взаимоотношений,конфликтные ситуации коммуникативного общения между старшими дошкольниками решаются с помощью взрослых) ;низкий уровень, (сниженные эмпатические способности, эмоциональная неустойчивость, застенчивость, страх, сложности в построении диалога).
Формирующий этап показал, что дидактические игры являются эффективным средством борьбы с вышеназваными недостатками и их профилактикой.Как результат выполненной работы, нам удалось снизить количество воспитанников с низким уровнем навыков культуры общения в два раза; повысить детей со средним уровнем на 12%, а с высоким уровнем - на 14%. Также на контрольном этапе была применена новая методика, направленная на выявление способности детей вступать в диалог со взрослыми. При это высокий уровень обозначился у 72%, средний уровень - у 20%, низкий уровень - у 8 % старших дошкольников.
Конечно, проведенное исследование не претендует на всестороннее решение исследуемой проблемы, а отражает лишь основные аспекты, связанные сформированием навыков общения посредством дидактических игр в воспитательно-образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения. Мы считаем перспективным направлением изучение особенностей формирования навыков общения таким же путем у дошкольников других возрастных категорий (например, у дошкольников среднего возраста).



1. Акулова Е. Тесты на выявление коммуникативных особенностей. Для работы в подготовительной группе // Дошкольное воспитание. - 2007. - № 6. - С. 10 - 12.
2. Андреева Г.М. Социальная психология. - Москва: Аспект Пресс, 1998. - 373 с.
3. Ашурова Ш.К. Игровые формы познавательной деятельности
учащихся на уроках русского языка: на материалах Республики
Таджикистан: Дис. ... канд. филол. наук. - Курган-Тюбе, 2009. - 170 с.
4. Белая К.Ю. О нетрадиционных формах работы // Дошкольное воспитание. - 1990. - № 4. - С. 67.
5. Бодалев А.А. Психология о личности. - М.: изд-во Моск. ун-та, 1988. - 188 с.
6. Бородич А.М. Методика развития речи детей- М.: Просвещение, 1981. - 255 с.
7. Возрастная и педагогическая психология: хрестоматия для пед. вузов/ сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. - 4-е изд., стер. - М.: Академия, 2007. - 368с.
8. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. - 1966. - № 6. - С. 62 - 68.
9. Выготский Л.С. Мышление и речь. Психологические исследования. - Москва: Изд-во «Лабиринт», 1996. - 414 с.
10. Выготский Л.С. Лекции по психологии. - СПб: Союз, 1997. - 143 с.
11. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада: пособие для воспит. детского сада. - М.: Просвещение, 1984. - 175 с.
12. Григорьева Ю.С. Дидактическая игра как средство полового воспитания детей дошкольного возраста: Дис. ... канд. пед. наук. - Екатеринбург, 2007. - 186 с.
13. Гризик Т.И. Познавательное развитие детей 2-8 лет: мир природы и мир человека: методическое пособие для воспитателей. - М.: Просвещение, 2015. - 208 с.
14. Гринченко И.С. Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной работе. Учебно-методическое пособие. - Москва, 2002. - 78 с.
15. Дарвиш О.Б. Возрастная психология: Учебное пособие для высш. учеб. заведений.- М.: Владос-Пресс, 2003. - 264с.
16. ДобровичА.Б.Воспитателюопсихологииипсихогигиенеобщения:К нигадляучителяиродителей.-М.,1987. - 195 с.
17. Запорожец А.В., Усова А.П. Психология и педагогика игры дошкольника. - М., 1966. - 351 с.
18. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений. - СП-б: Питер, 2009. - 1126 с.
19. КаганМ.С. Человеческая деятельность - Москва: Изд-во политической литературы, 1974. - 328 с.
20. Кан-Калик В.А.Учителюопедагогическомобщении.-М.,1987. -
190 с.
21. Лаврентьева А.И. Система работы по развитию семантической стороны речи младших дошкольников: Дис. . канд. пед. наук. - Москва, 1998. - 165 с.
22. Леонтьев А.Н. Проблема деятельности в истории советской психологии // Вопросы психологии. - 1986. - №4. - С. 14.
23. Леонтьев А.А. Психология общения. - Москва: Смысл, 1999. -365 с.
24. Ломов
Б.Ф.Методологическиеитеоретическиепроблемыпсихологии. -М.,1984. - 444 с.
25. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. - М.: Педагогика. - 2005- 144 с.
26. Малкина Е.В. Формирование речеязыковых представлений у младших дошкольников на основе развития их двигательной активности: Дис. ... канд. пед. наук. - Тамбов, 2005. - 226 с.
27. Мухаметзянова Ф.Г. Справочник по психологии: учеб. пособие для студ. педвузов. - Елабуга, 2000. - 75 с.
28. Назарчук А.В. Теория коммуникации в современной философии. - М.: Прогресс Традиция, 2009. - 320 с.
29. Немов Р.С. Психология. В трех кн. Кн.2: Психология образования: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: ВЛАДОС, 2007. - 606 с.
30. ОбозовН.Н.Межличностныеотношения.-Ленинград,1979. - 160 с.
31. Павлова Л.Ю. Дидактические игры как средство экологоэстетического воспитания детей 5 - 7 лет: Дис. ... канд. пед. наук. - Москва, 2002. - 203 с.
32. ПанфиловаМ.А.Игротерапияобщения: Т естыикоррекционныеигр ы.-М.: ГНОМиД, 2001. - 160 с.
33. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. - Москва: Педагогика- Пресс, 1999. - 528 с.
34. Платон. Собрание сочинений в 3-х Т., Т. 1. - Москва, 1968. - 623 с.
35. Потапова М.М. Ролевая игра как прием активизации обучения русскому языку как иностранному студентов гуманитарных факультетов: Дис. ... канд. филол. наук. - Санкт-Петербург, 2000. - 301 с.
36. ПроняеваС.В. Формированиекоммуникативныхуменийудетейдош кольноговозраста: Автореф. дис. ...канд.пед. наук.-Екатеринбург,1999. - 24 с.
37. РахматуллинаФ.М., Курбанова А.Т.
Основыпедагогическогообщения:Учеб.пособие. -Казань,1984. - 60 с.
38. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - Москва, 1989. -
328 с.
39. Рыбкина В.Л. Формирование навыков общения в процессе логопедической работы с детьми третьего года жизни в условиях дома ребенка: Дис. ... канд. пед. наук. - Санкт-Петербург, 2003. - 246 с.
40. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М., 1998. - 356 с.
41. Сиротюк А. Как развить коммуникативные способности. Старший дошкольный возраст // Дошкольное воспитание. - 2007. - № 6. - С. 8 - 9.
42. Скитская Л.В. Оптимизация общения детей в воспитательнообразовательном процессе дошкольных учреждений: Дис. . канд. пед. наук. - М., 2014. - 300 с.
43. Смирнова Е.О. Детская психология: учеб. для вузов. - СПб.: Питер, 2009. - 304 с.
44. Тихеева Е.И. Развитие речи детей. - М.: Просвещение, 1981. -
111 с.
45. УрунтаеваГ.А. Дошкольная психология. - М.: Академия, 2001. -
336 с.
46. Урунтаева Г.А. Специфика дидактической игры дошкольника // Дошкольное воспитание. - 2016. - № 2. - С. 8 - 16.
47. Хизгияева Н.В. Психологические особенности развития коммуникативной культуры развивающейся личности: Дис. . канд. псих. наук. - М., 2014. - 312 с.
48. Хилиль А.Ю. Дидактическая игра как средство формирования музыкально-эстетических интересов детей 2 - 3 лет: Дис. ... канд. пед. наук. - Москва, 2011. - 242 с.
49. ЧеренковаО.А. Формированиекоммуникативныхуменийдетей4- 5летвигровойдеятельности:Дис....канд.пед.наук.-Пенза,2008. - 180 с.
50. Чернобровкина С.В. Психология развития и возрастная психология: учебно-методическое пособие.- Омск: Омский государственный университет, 2010.- 128 с.
51. Шиллер Ф. Письма об эстетическом воспитании человека // Собр.соч. в 7 т., т. 6. - Москва, 1957. - 791 с.
52. Эльконин Д.Б. Психология игры. - Москва: Педагогика, 1978. -
302 с.
Интернет-ресурсы
53. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения
родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. - 3-е изд., стереотип -URL:
https://studfiles.net/preview/5772393/ (дата обращения 14.03.2018).
54. Дидактическая игра. - URL:https://studfiles.net/preview/5576577/ (дата обращения: 14.03.2018).
55. Маркова А.Ю. Дидактические игры и лексические упражнения в
развитии словаря. - URL:
https://almanahpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=7962(дата обращения:
14.03.2018) .
56. Структура дидактической игры. - URL:https://studopedia.org/9- 195235.html(дата обращения: 14.03.2018).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ