РЕФЕРАТ 3
ВВЕДЕНИЕ 6
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ 9
1.1 Понятие «компетентность», «компетенция» и «коммуникативная компетенция» в процессе обучения иностранному языку 9
1.2. Коммуникативные особенности учащихся среднего звена 22
1.3 Особенности художественных стилей в контексте развития коммуникативной компетенции 26
Выводы по I главе 40
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПОДРОСТКОВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА 41
2.1. Исследование актуального уровня развития коммуникативной
компетентности учащихся среднего звена 41
2.2. Развитие коммуникативной компетентности учащихся среднего звена в
процессе изучения художественных стилей 51
2.3. Анализ результатов формирующего эксперимента 55
Выводы по П 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЯ 67
Современное образование проходит период больших изменений. Данные перемены носят инновационный характер, то есть подразумевают процесс модернизации существующих педагогических технологий, методов, приемов, способов и средств обучения. В процессе преподавания иностранных языков в России сегодня наблюдается обширный педагогический дискурс, который направлен на поиск конкретных методов, приемов в теории и практике преподавания иностранных языков. Выдвигаемые требования и текущие результаты образования не совпадают с реальным образовательным процессом. Современная школа нуждается в использовании новых проектов и форм работы, чтобы результаты образовательные совпадали с планируемыми результатами, описанными в стандарте.
В рамках темы были изучены работы таких авторов, как С.В. Мухина, И.А. Зимняя, И.Л. Колесникова, Е.И. Пассов, А.В. Петровский, Е.Н. Соловова М.А. Ариан. [3; 14; 18; 25; 27; 38;]
ФГОС устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования: личностным, метапредметным и предметным. [47] Изучение художественных стилей, дает возможность достичь следующих результатов, выдвигаемых федеральным образовательным стандартом. Прежде всего это личностные результаты - осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;[8] освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Также это метапредметные результаты - умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;[11] умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.[34]
Немаловажно и достижение предметных результатов - формирование и совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции; расширение и систематизацию знаний о языке, расширение лингвистического кругозора и лексического запаса, дальнейшее овладение общей речевой культурой; ^формирование дружелюбного и толерантного отношения к ценностям иных культур.
Цель научного исследования - выявить эффективность изучения художественных стилей в процессе развития коммуникативной компетенции обучающихся среднего звена.
Объектом исследования выступает процесс развития коммуникативной компетенции учащихся на уроках английского языка.
Предмет исследования - изучение художественных стилей как инструмент развития коммуникативной компетенции учащихся на уроках английского языка.
Гипотеза научного исследования: уровень развития коммуникативной компетенции у обучающихся среднего звена повысится, если в процесс обучения английскому языку включить изучение художественных стилей, направленное на:
a) совершенствование у учащихся умения планировать речевое и неречевое поведение;
b) развитие навыков оперирования языковыми единицами в коммуникативных целях;
c) развитие умения выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче иноязычной информации.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать литературу по теме исследования.
2. Выявить актуальный уровень развития коммуникативной компетенции у подростков.
3. Разработать программу, направленную на развитие коммуникативной компетенции учащихся среднего звена.
4. Реализовать программу.
5. Выполнить количественный и качественный анализ полученных результатов.
В ходе работы над темой исследования мы выбираем методы работы на основе:
a) возрастных особенностей учащихся;
b) исходного уровня владения коммуникативной компетенции;
c) исходного уровня владения английским языком;
d) педагогических задач;
e) целей и задач образовательной программы гимназии.
Занятия, содержанием которых является тема «Искусство», привлекают внимание к шедеврам мировой культуры, учат воспринимать произведения, способствуют развитию речи, наполненной соответствующей лексикой, помогают решить коммуникативную задачу в рамках тематики, то есть развивают коммуникативную компетенцию.
В процессе анализа психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования нами были выбраны критерии, которые в качественном и количественном отношении отражают уровень развития коммуникативной компетенции обучающихся среднего звена.
Результаты констатирующего среза показали, что такие компоненты как умение анализировать картину и характеризовать основные средства создания образа имеют низкий показатель, в то время как языковой критерий имеет средний уровень развития. Разработанная нами программа была направлена на развитие коммуникативной компетенции старших школьников, в качестве средства развития языковой компетенции мы использовали разработанную нами программу.
После проведения формирующего эксперимента был проведен контрольный срез, который дал положительную динамику развития коммуникативной компетенции. Показатели, полученные после проведения эксперимента, превосходили показатели констатирующего среза. Данные результаты позволяют нам говорить о том, что развитие коммуникативной компетенции посредством использования разработанной нами программы является возможным в рамках средней школы.
Таким образом, выдвинутая гипотеза в начале нашего исследования была подтверждена.
1. Абдыбекова Н. А., Добаев К. Д. Развитие речевой деятельности
студентов при изучении английского языка // Интерактивная наука. 2016.№3. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-rechevoy-deyatelnostistudentov-pri- izuchenii-angliyskogo-yazyka(дата обращения: 31.04.2022).
2. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) М.: Издательство Икар, 2009. 448 с.
3. Ариан М.А. и др. Методика преподавания иностранных языков: Общий курс. Н.Новгород: НГЛУ, 2014. 190с.
4. Безрукова B.C. Педагогика: учеб. Екатеринбург: Издательство СИПИ, 1994. 337с.
5. Бим И.Л. Концепция обучения второму иностранному языку (немецкому на базе английского). Обнинск: Титул, 2001. 48 с.
6. Болотов, В. А. Компетентностная модель: от идеи к программе / В. А. Болотов, В. В. Сериков // Педагогика. - 2013. - № 10.
7. Большакова О.Б. Зарубежные концептуальные модели межкультурной компетентности / О. Б. Большакова, Т. А. Терехова // Психология в экономике и управлении. 2011. № 1. С. 84-96.
8. Бондаревская Е.В. Концепции личностно-ориентированного образования и целостная педагогическая теория // Шк. духовности. - 1999. - №5. - С. 41-66.
9. Бухбиндер В. А. Устная речь как процесс и предмет обучения // Очерки методики обучения устной речи на иностранных языках / под ред. В. А. Бухбиндера. Киев: КГУ, 1990. С. 43-51.
10. Василина В.Н. Формирование иноязычной прагматической компетенции студентов на занятиях по практике устной и письменной речи / В.Н. Василина // Язык, речь, общение в контексте диалога языков
и культур: сб. науч. тр. / Белорус. гос. ун-т; редкол.: О.И.
11. Ветчинова М. Н. Теория и практика иноязычного образования в отечественной педагогике второй половины XIX-начала XX века: дис. - Моск. гуманитар. пед. ин-т, 2009. - 48с.
12. Выготский Л.С. Мышление и речь. 5-е изд., испр.-М.: Лабиринт, 1999. 350 с.
13. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: Педагогика, 1991. 480 с.
14. Выготский Л.С. Собрание сочинений. Т.2 Директ-Медиа, 2008. 1095 с.
15. Вятютнев М.Н. Коммуникативная направленность обучения русскому языку в зарубежных школах // Русский язык за рубежом. 1977. № 6. С. 38-45.
16. Гальскова Н.Д. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика: учеб. пособие для студ. лингв, ун-тов и фак. ин. яз. высш. пед. учеб. заведений / Н.Д. Гальскова, Н. И. Гез. — 6-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2009. 336 с.
17. Гальскова Н.Д., А.П. Василевич, Н.Ф. Коряковцева, Н.В. Акимова Основы методики обучения иностранным языкам. М.: Кнорус, 2017. 390 с.
18. Елизарова Г.В. Культура и обучение иностранным языкам: учебн. пособие. СПб., 2005. 352 с.
19. Жеребило Т.В. Словарь лингвистических терминов: Изд. 5-е, испр-е и дополн. — Назрань: Изд-во «Пилигрим», 2010. 486 с.
20.Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата современного образования // Интернет-журнал "Эйдос". 2006. - 5 мая.
21.Зимняя И.А. Ключевые компетенции: новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2003. № 5. С. 34-42.
22.Зимняя И.А. Компетентность и компетенции в контексте компетентностного подхода // Понятийный аппарат педагогики и
образования: сб. науч. тр. Екатеринбург, 2012. №7. С. 64-76.
23.Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. М., 1991. - 223 с.
24. Изаренков Д.И. Базисные составляющие коммуникативной
компетенции и их формирование на продвинутом этапе обучения студентов нефилологов // Русский язык за рубежом. 1990. № 4. С. 54-60.
25. Ишханян Н.Б. Пути формирования лингвосоциокультурной
компетенции в интенсивном курсе обучения иностранным языкам. дис. канд.пед. наук. М.,1996. 242 с.
26. Колесникова И.А. Долгина О.А. Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков. СПб., 2001. С. 21.
27. Коротун А.В. Формирование правовой компетенции у будущих социальных педагогов в процессе профессиональной подготовки. дис. канд.пед. наук. Екатеринбург, 2010. 279 с.
28. Коряковцева Н.Ф. Теория обучения иностранным языкам:
продуктивные образовательные технологии. М., 2010. С. 23-184.
29. Ларионова И.А. Дегтерев В.А. Модель компетенций в компании инструмент управления человеческими ресурсами // Международный научно-исследовательский журнал. 2015. С 18-20.
30. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. М.:Издательство Красанд, 2010. 214 с
31. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т. Т.1. М.: Педагогика, 1983. С.303-323
32. Львов М.Р. Словарь-справочник по методике преподавания русского языка: Пособие для студентов педагогических вузов и колледжей. М.: Академия,Высшая школа, 1999. 272 с.
33. Ляховицкий М.В. Методика преподавания иностранного языка. - М., 1981г. Маслыко Е.А., Бабинская П.К. Настольная книга преподавателя иностранного языка. Минск, «Вышейшая школа». 2001. - 522 с.
34. Мильруд Р.П. Навыки и умения в обучении иноязычному говорению. // Иностранные языки в школе. 1999. №1
35. Мухина В.С. Возрастная психология. М.: Академия, 2006. 608 с.
36.Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1993. 294 с.
37. Пассов Е.И. «Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению» М.: Просвещение, 1985. 280 с.
38. Пассов Е.И. Основы коммуникативной методики обучения
иностранному языку. М.: Русский язык, 1989. 276 с.
39. Петровский А.В. Проблема развития личности с позиции соц. психологии // Вопросы психологии. 1984. № 4. С. 15-30.
40. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация / Пер. с англ. М., 2002. С. 48.
41. Сафонова В.В. Коммуникативная компетенция: современные подходы к многоуровневому описанию в методических целях. М.: Еврошкола, 2004. С. 15.
42. Скалкин В. Л., Рубинштейн Г. А. Речевые ситуации как средство развития неподготовленной речи. Общая методика обучения иностранным языкам: хрестоматия. М.: Рус. язык, 1991. С. 154-161.
43. Скалкин В.Л. Английский язык для общения. М.:Альтер, 1986. 192 с.
44. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс лекций. М.: Просвещение, 2002. 239 с.
45. Соломатина А.Г Методика развития умений говорения и аудирования учащихся посредством учебных подкастов (английский язык, базовый уровень): автореферат дис. ... канд. пед. наук. М. : МГГУ им. М.А. Шолохова, 2011.
46. Уланович (отв. ред.) [и др.] - Минск: Изд. центр БГУ, 2012. - С. 96-
103.
47. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Основного Общего Образования, 2011 г.
48. Филлипс С. ...Измы. Как понимать современное искусство Страниц: 168 И: Ад Маргинем, 2019 г. 168с.
49. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент
личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование. 2003. №2. С. 58-64.
50. Хуторской А.В. Компетентностный подход в обучении. Научно-методическое пособие. - М.: Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2013. - 73 с.
51.Черемисина А.А. Формирование правовой компетентности старших школьников. дис. канд.пед.наук. Оренбург, 2000. 164 с.
52. Шамов А.Н. Методика преподавания иностранных языков: общий курс. - М.: АСТ: АСТ-Москва: Восток - Запад, 2008. - 253 с.
53. Щукин А. Н. Обучение иностранным языкам: Теория и практика. -М.: Филоматис, 2004. - 478 с.
54. Щукин А.Н. Методика обучения речевому общению на иностранном языке. М.: Икар, 2011. - 454 с.
55. Щукин А.Н. Обучение иностранным языкам: Теория и практика: учеб. пособие для преподавателей и студентов. М.: Просвещение, 2006. 289 с.
56. Bachman L.F., Palmer A.S. Language assessment in practice: Developing language assessments and justifying their use in the real world. Oxford, England: Oxford University Press. 2010.
57. Brown, P Politeness: Some Universals in Language / P Brown, S. Levinson. Cambridge: Cambridge University Pr ess. 1987.C. 345
58. Canale M. From communicative competence to communicative language pedagogy. In J. C. Richards & R.W. Schmidt (Eds.), Language and communication. London, England: Longman. 1983. pp. 2-27.
59. Canale M. The measurement of communicative competence. Annual review of applied linguistics, 8, 67-84. 1988.
60. Gumperz J. Communicative Comptence Revisisted Meaning, Form and Use in Context: Linguistic Applications. Cambridge: Univ. Press, 1984. 402p.
61. Hymes D. On Communicative Competence. New York: Harmondsworth: Penguin, 1972. Р 269-293.
62. Kasper G., Rose K.R. (Eds.). Pragmatics in language teaching. Cambridge, England: Cambridge University Press. 2001.Kasper G., Rose K.R. (Eds.).
63. Michael Baxandall Painting and Experience in 15th Century Italy, 1988. 191 p.
64. Nunan D. Learner-Centered English Language Education: The selected works of David Nunan New York: Routledge, 2013. P 292
65. Rebecca Lyons Children's Book of Art: An Introduction to the World's Most Amazing Paintings and Sculptures DK Children; UK ed. edition, 144 p.
66.Savignon S.J. Communicative competence: Theory and classroom practice: Texts and contexts in second language learning. Reading, MA: AddisonWesley. 1983.
67.Svetlana Alpers The Art of Describing: Dutch Art in the Seventeenth Century Paperback, 1984. 302 p.
68. Understanding Painting: from Giotto to Warhol авторы Patrick De Rynck, Jon Thompson, 400 pp.
69. Willem J. M. Levelt Speaking: From Intention to Articulation. MIT Press, 1993. 566p