Развитие коммуникативной компетенции подростков на уроках английского языка в процессе изучения художественных стилей
|
РЕФЕРАТ 3
ВВЕДЕНИЕ 6
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ 9
1.1 Понятие «компетентность», «компетенция» и «коммуникативная компетенция» в процессе обучения иностранному языку 9
1.2. Коммуникативные особенности учащихся среднего звена 22
1.3 Особенности художественных стилей в контексте развития коммуникативной компетенции 26
Выводы по I главе 40
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПОДРОСТКОВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА 41
2.1. Исследование актуального уровня развития коммуникативной
компетентности учащихся среднего звена 41
2.2. Развитие коммуникативной компетентности учащихся среднего звена в
процессе изучения художественных стилей 51
2.3. Анализ результатов формирующего эксперимента 55
Выводы по П 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЯ 67
ВВЕДЕНИЕ 6
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ 9
1.1 Понятие «компетентность», «компетенция» и «коммуникативная компетенция» в процессе обучения иностранному языку 9
1.2. Коммуникативные особенности учащихся среднего звена 22
1.3 Особенности художественных стилей в контексте развития коммуникативной компетенции 26
Выводы по I главе 40
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПОДРОСТКОВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА 41
2.1. Исследование актуального уровня развития коммуникативной
компетентности учащихся среднего звена 41
2.2. Развитие коммуникативной компетентности учащихся среднего звена в
процессе изучения художественных стилей 51
2.3. Анализ результатов формирующего эксперимента 55
Выводы по П 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЯ 67
Современное образование проходит период больших изменений. Данные перемены носят инновационный характер, то есть подразумевают процесс модернизации существующих педагогических технологий, методов, приемов, способов и средств обучения. В процессе преподавания иностранных языков в России сегодня наблюдается обширный педагогический дискурс, который направлен на поиск конкретных методов, приемов в теории и практике преподавания иностранных языков. Выдвигаемые требования и текущие результаты образования не совпадают с реальным образовательным процессом. Современная школа нуждается в использовании новых проектов и форм работы, чтобы результаты образовательные совпадали с планируемыми результатами, описанными в стандарте.
В рамках темы были изучены работы таких авторов, как С.В. Мухина, И.А. Зимняя, И.Л. Колесникова, Е.И. Пассов, А.В. Петровский, Е.Н. Соловова М.А. Ариан. [3; 14; 18; 25; 27; 38;]
ФГОС устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования: личностным, метапредметным и предметным. [47] Изучение художественных стилей, дает возможность достичь следующих результатов, выдвигаемых федеральным образовательным стандартом. Прежде всего это личностные результаты - осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;[8] освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Также это метапредметные результаты - умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;[11] умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.[34]
Немаловажно и достижение предметных результатов - формирование и совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции; расширение и систематизацию знаний о языке, расширение лингвистического кругозора и лексического запаса, дальнейшее овладение общей речевой культурой; ^формирование дружелюбного и толерантного отношения к ценностям иных культур.
Цель научного исследования - выявить эффективность изучения художественных стилей в процессе развития коммуникативной компетенции обучающихся среднего звена.
Объектом исследования выступает процесс развития коммуникативной компетенции учащихся на уроках английского языка.
Предмет исследования - изучение художественных стилей как инструмент развития коммуникативной компетенции учащихся на уроках английского языка.
Гипотеза научного исследования: уровень развития коммуникативной компетенции у обучающихся среднего звена повысится, если в процесс обучения английскому языку включить изучение художественных стилей, направленное на:
a) совершенствование у учащихся умения планировать речевое и неречевое поведение;
b) развитие навыков оперирования языковыми единицами в коммуникативных целях;
c) развитие умения выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче иноязычной информации.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать литературу по теме исследования.
2. Выявить актуальный уровень развития коммуникативной компетенции у подростков.
3. Разработать программу, направленную на развитие коммуникативной компетенции учащихся среднего звена.
4. Реализовать программу.
5. Выполнить количественный и качественный анализ полученных результатов.
В ходе работы над темой исследования мы выбираем методы работы на основе:
a) возрастных особенностей учащихся;
b) исходного уровня владения коммуникативной компетенции;
c) исходного уровня владения английским языком;
d) педагогических задач;
e) целей и задач образовательной программы гимназии.
В рамках темы были изучены работы таких авторов, как С.В. Мухина, И.А. Зимняя, И.Л. Колесникова, Е.И. Пассов, А.В. Петровский, Е.Н. Соловова М.А. Ариан. [3; 14; 18; 25; 27; 38;]
ФГОС устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования: личностным, метапредметным и предметным. [47] Изучение художественных стилей, дает возможность достичь следующих результатов, выдвигаемых федеральным образовательным стандартом. Прежде всего это личностные результаты - осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;[8] освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Также это метапредметные результаты - умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;[11] умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.[34]
Немаловажно и достижение предметных результатов - формирование и совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции; расширение и систематизацию знаний о языке, расширение лингвистического кругозора и лексического запаса, дальнейшее овладение общей речевой культурой; ^формирование дружелюбного и толерантного отношения к ценностям иных культур.
Цель научного исследования - выявить эффективность изучения художественных стилей в процессе развития коммуникативной компетенции обучающихся среднего звена.
Объектом исследования выступает процесс развития коммуникативной компетенции учащихся на уроках английского языка.
Предмет исследования - изучение художественных стилей как инструмент развития коммуникативной компетенции учащихся на уроках английского языка.
Гипотеза научного исследования: уровень развития коммуникативной компетенции у обучающихся среднего звена повысится, если в процесс обучения английскому языку включить изучение художественных стилей, направленное на:
a) совершенствование у учащихся умения планировать речевое и неречевое поведение;
b) развитие навыков оперирования языковыми единицами в коммуникативных целях;
c) развитие умения выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче иноязычной информации.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать литературу по теме исследования.
2. Выявить актуальный уровень развития коммуникативной компетенции у подростков.
3. Разработать программу, направленную на развитие коммуникативной компетенции учащихся среднего звена.
4. Реализовать программу.
5. Выполнить количественный и качественный анализ полученных результатов.
В ходе работы над темой исследования мы выбираем методы работы на основе:
a) возрастных особенностей учащихся;
b) исходного уровня владения коммуникативной компетенции;
c) исходного уровня владения английским языком;
d) педагогических задач;
e) целей и задач образовательной программы гимназии.
Занятия, содержанием которых является тема «Искусство», привлекают внимание к шедеврам мировой культуры, учат воспринимать произведения, способствуют развитию речи, наполненной соответствующей лексикой, помогают решить коммуникативную задачу в рамках тематики, то есть развивают коммуникативную компетенцию.
В процессе анализа психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования нами были выбраны критерии, которые в качественном и количественном отношении отражают уровень развития коммуникативной компетенции обучающихся среднего звена.
Результаты констатирующего среза показали, что такие компоненты как умение анализировать картину и характеризовать основные средства создания образа имеют низкий показатель, в то время как языковой критерий имеет средний уровень развития. Разработанная нами программа была направлена на развитие коммуникативной компетенции старших школьников, в качестве средства развития языковой компетенции мы использовали разработанную нами программу.
После проведения формирующего эксперимента был проведен контрольный срез, который дал положительную динамику развития коммуникативной компетенции. Показатели, полученные после проведения эксперимента, превосходили показатели констатирующего среза. Данные результаты позволяют нам говорить о том, что развитие коммуникативной компетенции посредством использования разработанной нами программы является возможным в рамках средней школы.
Таким образом, выдвинутая гипотеза в начале нашего исследования была подтверждена.
В процессе анализа психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования нами были выбраны критерии, которые в качественном и количественном отношении отражают уровень развития коммуникативной компетенции обучающихся среднего звена.
Результаты констатирующего среза показали, что такие компоненты как умение анализировать картину и характеризовать основные средства создания образа имеют низкий показатель, в то время как языковой критерий имеет средний уровень развития. Разработанная нами программа была направлена на развитие коммуникативной компетенции старших школьников, в качестве средства развития языковой компетенции мы использовали разработанную нами программу.
После проведения формирующего эксперимента был проведен контрольный срез, который дал положительную динамику развития коммуникативной компетенции. Показатели, полученные после проведения эксперимента, превосходили показатели констатирующего среза. Данные результаты позволяют нам говорить о том, что развитие коммуникативной компетенции посредством использования разработанной нами программы является возможным в рамках средней школы.
Таким образом, выдвинутая гипотеза в начале нашего исследования была подтверждена.
Подобные работы
- Метафорические композиты-номинативы и методика изучения
их на уроках английского языка в средней
общеобразовательной школе
Дипломные работы, ВКР, английский язык. Язык работы: Русский. Цена: 4830 р. Год сдачи: 2017 - ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ АУТЕНТИЧНЫХ ТЕКСТОВ
НА СРЕДНЕМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, английский язык. Язык работы: Русский. Цена: 4830 р. Год сдачи: 2017 - ЛИНГВОСТРАНОВЕДЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ В СИСТЕМЕ
ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА КАК
НЕОТЪЕМЛЕМЫЙ ЭЛЕМЕНТ ВОСПИТАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ
УЧАЩИХСЯ
Магистерская диссертация, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 5580 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ БЕСПЕРЕВОДНОГО ЧТЕНИЯ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ (НА ПРИМЕРЕ ТЕКСТОВ ДЛЯ 7 КЛАССА)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2018 - Экспрессивные средства современной молодежной англоязычной прессы в процессе
обучения английскому языку
Дипломные работы, ВКР, английский язык. Язык работы: Русский. Цена: 4840 р. Год сдачи: 2016 - Формирование основ иноязычной культуры у обучающихся 5-7 классов общеобразовательной школы
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПОНЯТИИ «ХУДОЖЕСТВЕННАЯ РЕЦЕПЦИЯ» НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В СТАРШИХ КЛАССАХ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ДИЗАЙН ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ ОБУЧАЮЩЕЙ НАСТОЛЬНОЙ ИГРЫ
Дипломные работы, ВКР, дизайн. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ КОМПОЗИЦИЙ В ЖАНРЕ ХИП-ХОП ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЛЕКСИЧЕСКИХ НАВЫКОВ
Бакалаврская работа, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4365 р. Год сдачи: 2021



