Регулирование цен в отраслях естественных монополий: российский и зарубежный опыт (Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова)
|
Работа сделана на примере ОАО «РЖД».
Проведен анализ данных за 2021-2023 годы.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы государственного регулирований цен и тарифов естественных монополий в России и за рубежом 5
1.1. Цели и задачи ценовой политики государства 5
1.2. Объекты и субъекты системы государственного регулирования цен и тарифов естественных монополий в России и за рубежом 8
1.3. Способы государственного регулирования цен и тарифов естественных монополий в России и за рубежом 11
Глава 2. Анализ практики ценообразования на рынке пассажирских железнодорожных перевозок в Российской Федерации на примере ОАО «РЖД» в 2020-2023 г.г.. 15
2.1 Анализ динамики тарифов и ставок железнодорожных перевозок в 2020-2023 г.г. 15
2.2 Анализ формирования тарифов на железнодорожные перевозки под влиянием государства в 2020-2023 г.г. 18
2.3. Оценка степени воздействия государства на динамику тарифов на пассажирские перевозки в 2020-2023 г.г. 21
Глава 3. Перспективы развития ценообразования в отрасли железнодорожных перевозок 23
3.1 Перспективы применения зарубежного опыта регулирования тарифов на рынках железнодорожных перевозок 23
3.2. Совершенствования системы государственного регулирования тарифов на железнодорожные перевозки 24
3.3 Рекомендации по дальнейшему совершенствованию системы регулирования цен и тарифов на товары и услуги естественных монополий в России 26
Заключение 28
Список литературы 30
Проведен анализ данных за 2021-2023 годы.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы государственного регулирований цен и тарифов естественных монополий в России и за рубежом 5
1.1. Цели и задачи ценовой политики государства 5
1.2. Объекты и субъекты системы государственного регулирования цен и тарифов естественных монополий в России и за рубежом 8
1.3. Способы государственного регулирования цен и тарифов естественных монополий в России и за рубежом 11
Глава 2. Анализ практики ценообразования на рынке пассажирских железнодорожных перевозок в Российской Федерации на примере ОАО «РЖД» в 2020-2023 г.г.. 15
2.1 Анализ динамики тарифов и ставок железнодорожных перевозок в 2020-2023 г.г. 15
2.2 Анализ формирования тарифов на железнодорожные перевозки под влиянием государства в 2020-2023 г.г. 18
2.3. Оценка степени воздействия государства на динамику тарифов на пассажирские перевозки в 2020-2023 г.г. 21
Глава 3. Перспективы развития ценообразования в отрасли железнодорожных перевозок 23
3.1 Перспективы применения зарубежного опыта регулирования тарифов на рынках железнодорожных перевозок 23
3.2. Совершенствования системы государственного регулирования тарифов на железнодорожные перевозки 24
3.3 Рекомендации по дальнейшему совершенствованию системы регулирования цен и тарифов на товары и услуги естественных монополий в России 26
Заключение 28
Список литературы 30
Регулирование цен в отраслях естественных монополий является актуальной и важной темой как для России, так и для других стран. Естественные монополии характеризуются высокой степенью концентрации рынка, ограниченным доступом к ресурсам и сложностью вхождения новых участников. В таких условиях необходимо применение регулирования, чтобы обеспечить справедливость ценообразования.
Целью данной курсовой работы являются предложения по совершенствованию системы тарифоообразования на железнодорожные перевозки населения.
Задачами курсовой работы являются:
Изучить основные элементы ценовой политики государства;
исследовать отечественный и зарубежный опыт регулирования тарифов естественных монополий;
охарактеризовать систему тарифообразования на пассажирские перевозки в ОАО «РЖД» в 2020-2023г.г.;
проанализировать динамику тарифов на пассажирские перевозки в ОАО «РЖД» с 2020 по 2023 год;
дать оценку степени воздействия государства на динамику тарифов на пассажирские перевозки в 2020-2023 г.г..
Объектом курсовой работы является ценовая политика государства.
Предметом курсовой работы являются механизмы и инструменты регулирования цен в отраслях естественных монополий.
Теоретической основой исследования служат достижения научной мысли отечественных и зарубежных ученых в области государственного регулирования тарифов на услуги естественных монополий.
При выполнении работы применялись общенаучные методы исследования – системного анализа, статистического анализа, логического моделирования.
Информационной базой исследования послужили российская и зарубежная литература, публикации в периодической печати, нормативные акты, статистические материалы Федеральной службы государственной статистики, другие базы данных, аналитические и информационные материалы, публикации специалистов, информационные ресурсы сети Internet, данные собственных наблюдений и информационные материалы, касающиеся деятельности предприятия.
Курсовая работа состоит из трех частей, а также введения, заключения и списка использованной литературы. В первой главе рассмотрены теоретические основы государственного регулирования цен в отраслях естественных монополий. Во второй главе проведен анализ ценообразования на рынке железнодорожных перевозок в России. В третей главе рассмотрены и предложены пути развития ценообразования в отрасли железнодорожных перевозок.
Целью данной курсовой работы являются предложения по совершенствованию системы тарифоообразования на железнодорожные перевозки населения.
Задачами курсовой работы являются:
Изучить основные элементы ценовой политики государства;
исследовать отечественный и зарубежный опыт регулирования тарифов естественных монополий;
охарактеризовать систему тарифообразования на пассажирские перевозки в ОАО «РЖД» в 2020-2023г.г.;
проанализировать динамику тарифов на пассажирские перевозки в ОАО «РЖД» с 2020 по 2023 год;
дать оценку степени воздействия государства на динамику тарифов на пассажирские перевозки в 2020-2023 г.г..
Объектом курсовой работы является ценовая политика государства.
Предметом курсовой работы являются механизмы и инструменты регулирования цен в отраслях естественных монополий.
Теоретической основой исследования служат достижения научной мысли отечественных и зарубежных ученых в области государственного регулирования тарифов на услуги естественных монополий.
При выполнении работы применялись общенаучные методы исследования – системного анализа, статистического анализа, логического моделирования.
Информационной базой исследования послужили российская и зарубежная литература, публикации в периодической печати, нормативные акты, статистические материалы Федеральной службы государственной статистики, другие базы данных, аналитические и информационные материалы, публикации специалистов, информационные ресурсы сети Internet, данные собственных наблюдений и информационные материалы, касающиеся деятельности предприятия.
Курсовая работа состоит из трех частей, а также введения, заключения и списка использованной литературы. В первой главе рассмотрены теоретические основы государственного регулирования цен в отраслях естественных монополий. Во второй главе проведен анализ ценообразования на рынке железнодорожных перевозок в России. В третей главе рассмотрены и предложены пути развития ценообразования в отрасли железнодорожных перевозок.
Повышение эффективности государственного регулирования цен, устанавливаемых естественными монополиями, — одна из наиболее актуальных задач, стоящих перед руководством нашей страны. Конкурентный рынок представляет наиболее эффективную организацию экономики, однако из-за наличия большого числа разнородных социально-экономических факторов совершенная конкуренция не является естественным состоянием рынков.
Ценообразование на пассажирские перевозки в Российской Федерации формируется с помощью фиксированных тарифов и индексируемых коэффициентов к ним. Тарифный коэффициент в 2020 году составил 2,282, а в 2023 году составил 2,842. За 4 года произошло увеличение тарифов на 24,5%. Как показало исследование за последние 4 года произошёл резкий скачок в темпах индексации тарифов (с 3,7% в 2021 году до пика в 11,1% в 2022 году за исследуемый период, и дальнейшая стабилизация на уровне 8% в 2023 году) на пассажирские перевозки, что может быть связанно как с годовыми темпами инфляции, так и с попыткой решить финансовые проблемы компании. Новые гибкие системы образования тарифов, одобренные ФАС и представленные такими программами как динамическое (внедрено в 95% всех пассажирских перевозок) или сезонное ценообразование, позволяют увеличивать тарифный коридор во время большого спроса на перевозки, что не учитывает интересов потребителей и противоречит целям и задачам государственного регулирования цен.
На примере отрасли железнодорожных перевозок , понятно что система ценообразования и формирование тарифов нуждается в совершенствовании. Существующая система не учитывает интересов населения. На примере западных стран, таких как Германия и Китай становится очевидно, что следующим этапом в совершенствовании формирования тарифов на рынке железнодорожных перевозок будет появление конкуренции. С помощью установления конкуренции население сможет выбирать подходящие им тарифы и цены. Это в свою очередь повысит спрос на железнодорожные пассажирские перевозки. Более эффективное регулирование цен и тарифов в отрасли железнодорожных перевозок позволит снизить затраты для пассажиров, улучшить качество предоставляемых услуг и обеспечить более широкий доступ к железнодорожному транспорту для населения. Однако, на данном этапе развития российской экономики повышение конкуренции не кажется возможным. Но даже при такой ситуации можно повысить эффективность ценообразования. Для этого необходимо обеспечить независимость регуляторным органам, увеличить прозрачность их деятельности, а также предоставить возможность участия населения в выборе направлений ценообразования. Принятие этих мер позволит развить эффективную систему регулирования, способствующую развитию отраслей с естественными монополиями и удовлетворению потребностей населения и экономики.
Ценообразование на пассажирские перевозки в Российской Федерации формируется с помощью фиксированных тарифов и индексируемых коэффициентов к ним. Тарифный коэффициент в 2020 году составил 2,282, а в 2023 году составил 2,842. За 4 года произошло увеличение тарифов на 24,5%. Как показало исследование за последние 4 года произошёл резкий скачок в темпах индексации тарифов (с 3,7% в 2021 году до пика в 11,1% в 2022 году за исследуемый период, и дальнейшая стабилизация на уровне 8% в 2023 году) на пассажирские перевозки, что может быть связанно как с годовыми темпами инфляции, так и с попыткой решить финансовые проблемы компании. Новые гибкие системы образования тарифов, одобренные ФАС и представленные такими программами как динамическое (внедрено в 95% всех пассажирских перевозок) или сезонное ценообразование, позволяют увеличивать тарифный коридор во время большого спроса на перевозки, что не учитывает интересов потребителей и противоречит целям и задачам государственного регулирования цен.
На примере отрасли железнодорожных перевозок , понятно что система ценообразования и формирование тарифов нуждается в совершенствовании. Существующая система не учитывает интересов населения. На примере западных стран, таких как Германия и Китай становится очевидно, что следующим этапом в совершенствовании формирования тарифов на рынке железнодорожных перевозок будет появление конкуренции. С помощью установления конкуренции население сможет выбирать подходящие им тарифы и цены. Это в свою очередь повысит спрос на железнодорожные пассажирские перевозки. Более эффективное регулирование цен и тарифов в отрасли железнодорожных перевозок позволит снизить затраты для пассажиров, улучшить качество предоставляемых услуг и обеспечить более широкий доступ к железнодорожному транспорту для населения. Однако, на данном этапе развития российской экономики повышение конкуренции не кажется возможным. Но даже при такой ситуации можно повысить эффективность ценообразования. Для этого необходимо обеспечить независимость регуляторным органам, увеличить прозрачность их деятельности, а также предоставить возможность участия населения в выборе направлений ценообразования. Принятие этих мер позволит развить эффективную систему регулирования, способствующую развитию отраслей с естественными монополиями и удовлетворению потребностей населения и экономики.
Подобные работы
- Проектное финансирование как инструмент обеспечения экономической безопасности региона
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4375 р. Год сдачи: 2018



