ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ДЕВОЧЕК 10-11 ЛЕТ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ВОЛЕЙБОЛОМ 6
1.1. Общее представление о психологической подготовке 6
1.2. Характеристика особенностей психологической подготовки
волейболистов 13
1.3. Психолого-педагогическая характеристика девочек 10-11 лет,
занимающихся волейболом 32
ГЛАВА II. МОДЕЛЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ДЕВОЧЕК 10-11 ЛЕТ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ВОЛЕЙБОЛОМ И ПРОВЕРКА ЕЁ ЭФФЕКТИВНОСТИ 34
2.1. Организация и методика исследования 34
2.3. Анализ эффективности разработанной модели в условиях педагогического
эксперимента 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 47
Волейбол - один из самых доступных и распространенных видов командного спорта, в котором две команды соревнуются на площадке. Цель игры - перекинуть мяч на сторону соперника таким образом, чтобы он опустился на поле противника, либо чтобы игрок другой команды совершил ошибку. При этом для совершения атаки игрокам одной команды позволяется только три касания мяча подряд.
Волейбол с момента возникновения развивается стремительно и выражается большим количеством спортсменов, любящих волейбол, и растущим числом стран-членов Международной федерации волейбола. Эта игра занимает ведущее положение в мировом спорте. Волейбол становится не только спортивной игрой, но и игрой с целью отдыха, средством досуга, для поддержания здоровья и восстановления работоспособности. [2]
Волейбол отличается от других видов спорта, тем, что в нем богатое и разнообразное двигательное содержание. Для того чтобы играть в волейбол необходимо уметь: бегать, моментально менять направление, скорость движения, высоко прыгать, обладать силой, ловкостью и выносливостью. Эмоциональное напряжение, ощущаемое во время игры, вызывает в организме занимающихся скачки в сердечнососудистой и дыхательной системе. Значительные изменения происходят и в двигательном аппарате. Прыжки при передачах мяча, при нападающем ударе, блокировании укрепляют костную систему. Суставы становятся подвижными, растет сила и эластичность мышц.
Долговременное взаимодействие с мячом способствует улучшению периферического зрения, точности и ориентировке в пространстве. Развивает также мгновенно реакцию на зрительные и слуховые сигналы. Не значительные статические усилия и нагрузки во время игры благоприятно влияют на рост юных спортсменов. Волейбол требует от занимающихся проявления двигательных возможностей, волевых усилий и умения пользоваться приобретенными навыками. В ходе игры у занимающихся проявляются положительные эмоции: оптимизм, бодрость, инициатива, лидерские способности, желание победить.
Современный волейбол предъявляет высокие требования к функциональному состоянию организма, не только к физическим, но и к психологическим качествам игроков. В этой игре наиболее важными качествами являются: быстрота движений, мышление, координационные способности и т.д. Способность волейболистов быстро ориентироваться в постоянно меняющихся ситуациях, выбирать наиболее рациональные действия, быстро переходить от одних действий к другим приводит к достижению высокой подвижности нервных процессов. Волейбол, как спортивная игра, характеризовалась всегда очень высокой, по сравнению с другими видами спорта, эмоциональной и интеллектуальной насыщенностью. В силу своей эмоциональности эта игра требует от спортсмена частых переживаний. [10]
Психологическая подготовка спортсменов непосредственно связана с управлениями тренировочного и соревновательного процесса. Проблема психологической подготовки волейболистов является актуальной на сегодняшний день в связи с нестабильностью и чрезвычайностью различных ситуаций, вызывающих у человека состояние длительного психического напряжения во время игры.
Объект: учебно-тренировочный процесс подготовки девочек,
занимающихся волейболом.
Предмет: особенности психологической подготовки девочек,
занимающихся волейболом.
Цель: совершенствовать особенности психологической подготовки девочек 10-11 лет, занимающихся волейболом.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать специализированную литературу по психологической подготовке юных спортсменов.
2. Разработать модель психологической подготовки девочек 10-11 лет, занимающихся волейболом.
3. Определить эффективность разработанной модели в условиях педагогического эксперимента.
Современный волейбол предъявляет высокие требования к функциональному состоянию организма, не только к физическим качествам, но и к психологическим качествам игроков. В волейболе наиболее важными качествами являются: быстрота движений, мышление, координационные способности и т.д. Способность волейболистов быстро ориентироваться в постоянно меняющихся ситуациях, выбирать наиболее рациональные действия, быстро переходить от одних действий к другим приводит к достижению высокой подвижности нервных процессов. Волейбол, как спортивная игра, характеризовалась всегда очень высокой, по сравнению с другими видами спорта, эмоциональной и интеллектуальной насыщенностью. В силу своей эмоциональности эта игра требует от спортсмена эффективного переживания эмоциональных состояний.
Психологическая подготовка спортсменов непосредственно связана с управлениями тренировочного и соревновательного процесса. Проблема психологической подготовки волейболистов является актуальной на сегодняшний день в связи с нестабильностью и чрезвычайностью различных ситуаций, вызывающих у человека состояния длительного психического напряжения во время игры.
При выполнении дипломной работы был изучен список литературы по данной теме. Анализ литературных источников показал - при психологической подготовке в волейболе следует учитывать возрастные особенности развития организма девочек 10-11 лет, чтобы были правильно сформированы психологические процессы. Были рассмотрены общие представления о психологической подготовке. Была данахарактеристика особенностям психологической подготовки волейболистов. Была разработана модель психологической подготовки девочек 10-11 лет, занимающихся волейболом на примере аутогенной тренировке. Каждое упражнение было подобранно с учетом определенного воздействия на организм занимающегося.
Экспериментально проверена разработанная модель с помощью теста «Измерения ситуативная тревожность спортсмена» на девочках 10-11 лет, занимающихся волейболом. В ходе эксперимента было выявлено, что аутогенная тренировка способствует расслаблению мышц, удерживанию внимание на избранном объекте, способствует появлению состояния покоя и точности движений путем снятия состояния психического напряжения; усиливает самоконтроль, который устраняет состояние страха, робости, паники, боязни; предупреждает усталость и бесполезную затрату нервной энергии, увеличивая, в частности, сопротивляемость состояниям стресса; регулирует мускульный тонус и вегетативные функции организма.
1. Белич А. Волейбол: Методика. / А. Белич Спорт в школе. - 2007. - №13, - с. 348.
2. Белич А. Подача и прием мяча в волейболе. / А. Белич. // Спорт в школе. -2008.
- № 8, - с. 33-36.
3. Беляев А.В., Булыкина Л.В. Волейбол: теория и методика тренировки. Школа тренера. М: ФиС, 2007. - 120 с.
4. Беляев А.В. Обучение технике игры в волейбол и ее совершенствование. Методическое пособие. М: 2009. - 56 с.
5. Волейбол. Учебник для высших учебных заведений ФК / Под ред. А.В.
Беляева, М.В. Савина. - М.: СпортАкадемПресс, 2002. - 153 с.
6. Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2000. - 288 с.
7. Журавлёв Д.В. Психологическая регуляция и оптимизация функциональных состояний спортсмена. - М., 2009. - 120 с.
8. Железняк Ю.Д. 120 уроков по волейболу. - М: Физкультура и спорт, 1965. - 189 с.
9. Железняк Ю.Д., Ивойлов А.В. Волейбол. - М: Физкультуры и спорт, 1991. - 202 с.
10. Железняк Ю.Д. К мастерству в волейболе./ Ю.Д. Железняк. - М.: ФиС, 2008.224 с.
11. Железняк Ю.Д., Портнов Ю.М. Спортивные игры: Техника, тактика обучения. 2001. - 520 с.
12. Ивойлов А.В. Волейбол: методика тренировки / А.В. Ивойлов. - М.: Физкультура и спорт, 2005. - 162 с.
13. Ивкова Т.П. Волейбол. Минск, 2008. - 178 с.
14. Ильин Е.П. Психология спорта, 2008.
15. Киселёв Ю. Победи! Размышелния и советы психолога спорта. - М.: СпортАкадемПресс, 2002. - 328 с....33