Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА ВЫСОКОРОСЛЫХ ДЕВОЧЕК-ВОЛЕЙБОЛИСТОК 13-14 ЛЕТ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

Работа №76638

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

физическая культура

Объем работы75
Год сдачи2018
Стоимость4300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
229
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1. Теоретические аспекты отбора детей в секцию волейбола
1.1. Анатомо-физиологические особенности девочек 13-14 лет
1.2. Основные средства и методы развития координационных способностей на занятиях волейболом
1.3. Особенности отбора и тренировочного процесса высокорослых девочек 13-14 лет, не имеющих опыта занятий волейболом
Глава 2. Задачи, методы и организация исследования
2.1. Задачи исследования
2.2. Методы исследования
2.3. Организация исследования
Глава 3. Результаты исследования
3.1. Описание тренировочного процесса контрольной группы
3.2. Описание тренировочного процесса экспериментальной группы
3.3. Оценка эффективности разработанной экспериментальной методики отбора и тренировочного процесса высокорослых девочек- волейболисток 13-14 лет
Заключение
Практические рекомендации
Список литературы

В современном волейболе ярко выражена тенденция постепенного увеличения среднеростового показателя игроков команд, занимающих лидирующее положение, как в мировом рейтинге волейбольных команд, так и среди команд Российского Чемпионата. За последние годы увеличился среднеростовой показатель игроков (www.volley.ru). В связи с этим, в команды мастеров все чаще привлекают спортсменок, обладающих длиной тела не менее 185 см.
Одной из задач при обучении юных волейболисток в спортивной школе является подготовка спортивного резерва команд мастеров. Согласно планам примерной программы спортивной подготовки для ДЮСШ и СДЮСШОР по волейболу (Железняк, Ю.Д., 2007) первоначальный набор детей в группу начальной подготовки осуществляется в 9-10 лет. Однако на практике зачастую происходят ситуации, когда отбор в группу подготовки команды мастеров перспективных девочек происходит немного позже - в 13-14 лет. Данный факт объясняется тем, что в возрасте 9-10 лет спрогнозировать будущую длину тела юных спортсменок можно с низкой долей вероятности (Кривошеин А.А., 1996, Клещев Ю.Ю., 2009,). В 13-14 лет определить астеноидный тип конституции телосложения юных спортсменок можно с высокой долей вероятности (Хрипкова, А.Г. с соавт., 1990, Шулятьев, В.М., 1997, Серова, Л.К., 1999). Именно в 13-14 лет видно, какая спортсменка будет обладать ростом 185 см и более.
Начало занятий волейболом высокорослыми девочками в 13-14 лет не соответствует требованиям примерной программы спортивной подготовки по волейболу: задачи этапа начальной подготовки должны решаться не в 9-10 лет, а в 13-14 лет, тогда как этот возраст соответствует учебно-тренировочному этапу второго года обучения в ДЮСШ. В связи с этим существует необходимость в разработке методики начального обучения техническим приемам волейбола высокорослых девочек, начинающих заниматься волейболом в системе подготовки резерва команды мастеров в 13-14 лет, которая позволила бы за короткий промежуток времени освоить программу по технической подготовке этапа начальной подготовки спортивной школы по волейболу.
Таким образом, актуальность заключается в следующем: в случае начала обучения волейболу перспективными девочками в 13-14 лет в современной системе подготовки резерва команд мастеров недостаточно определена методика начального обучения технике выполнения приемов игры волейбол высокорослыми девочками 13-14 лет.
Научная проблема заключается в противоречии между важностью начального обучения техническим приемам волейбола юных высокорослых спортсменок в системе подготовки резерва команды мастеров и недостаточно разработанными научными знаниями, которые могли бы стать основой разработки методики начального обучения техническим приемам волейбола девочек, начинающих заниматься волейболом в 13-14 лет.
Актуальность проблемы и необходимость поиска путей ее решения обусловили выдвижение рабочей гипотезы, которая строилась на следующем пред-положении:
Предполагалось, что методика начального обучения техническим приемам волейбола высокорослых девочек 13-14 лет, основанная на учете антропометрических показателей и возрастных особенностей юных спортсменок, позволит успешно освоить программу начального этапа обучения ДЮСШ и СДЮСШОР по волейболу за 1 год.
Объект исследования - учебно-тренировочный процесс, направленный на начальное обучение высокорослых девочек 13-14 лет технике приемов игры в волейбол.
Предмет исследования - методика начального обучения высокорослых девочек 13-14 лет техническим приемам развития координационных способностей.
Цель - разработать и научно обосновать методику начального обучения техническим приемам игры в волейбол высокорослых девочек 13-14 лет.
Научная новизна исследования:
- определены факторы, обеспечивающие эффективность начального обучения технике приемов игры в волейбол высокорослых девочек 13 -14 лет посредством развития координационных способностей.
- теоретически и экспериментально обоснована методика начального обучения технике приемов игры в волейбол высокорослых девочек 13 -14 лет посредством развития координационных способностей.
- разработано программно-методическое обеспечение годичного начального обучения технике приемов игры в волейбол высокорослых девочек в рамках программы развития координационных способностей.
Теоретическая значимость заключается в том, что полученные в результате исследований данные:
- дополняют систему знаний об организации и содержании учебно-тренировочных занятий по волейболу с высокорослыми девочками посредством развития координационных способностей;
- расширяют в теории детско-юношеского спорта представления о продолжительности и содержании начальной подготовки высокорослых волейболисток 13-14 лет;
- конкретизируют особенности начальной технической подготовки по освоению приемов игры в волейбол высокорослых девочек 13-14 лет за счет усиленной программы по развитию координационных способностей.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработаны практические рекомендации по начальному обучению высокорослых девочек 13-14 лет технике приемов игры в волейбол посредством развития координационных способностей, эффективность которых доказана в ходе апробации в естественных условиях в школе. Указанные рекомендации могут применяться в учебно-тренировочных занятиях с юными волейболистками в начальных группах подготовки занимающимися в условиях ДЮСШ и СДЮСШОР по волейболу. Рекомендации могут применяться тренерами по волейболу.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют:
- положения теории и методики спортивной подготовки (Матвеев Л.П., Платонов В.Н., Курамшин Ю.Ф.);
- основы теории детско-юношеского спорта (Фомин Н.А., Филин В.П., Набатникова М.Я.);
- педагогические принципы и методы обучения (Исаев И.Ф., Харламов И.Ф., Коджаспирова Г.М.)
- теория построения движений (Анохин П.К., Бернштейн Н.А.);
- основы обучения двигательным действиям в спорте (Боген М.М., Донской А.А., Дьячков В.М.);
- научные разработки в области организации учебно-тренировочного процесса по игровым видам спорта (Верхошанский Ю.В., Годик М.А., Александрова Г.В Айрапетьянц Л.Р., Александрова Н.Е., Гераськин А.А., Годик М.А., Ермаков С.С., Железняк Ю.Д., Кулясов А.М., Шипулин Г.Я.);
- теория и методика технической подготовки в волейболе (Железняк Ю.Д., Шипулин Г.Я., Ивойлов А.В., Попичев М.И.);
- медико-биологические исследования по выявлению морфофункциональ¬ных показателей занимающихся физическими упражнениями (Леонтьева Н.Н., Хрипкова В.Г., Сальникова В.А., Сапин М.Р., Обреимова Н.И., Караулова Л.К., Ланда Б.Х., Гостев А.Г., Волков В.Ю., Волкова Л.М.);
- исследования по проблеме подготовки спортсменов высокого роста в игровых видах спорта (Яхонтов Е.Р., Иващенко А.М., Саблин А.Б.).
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Занятия с девочками волейболом необходимо осуществлять в 13-14 лет, потому что именно в этом возрасте можно с высокой долей вероятности определить астеноидный тип конституции телосложения, другие антропометрические параметры, обеспечивающие успешность игровой деятельности. Методика начального обучения высокорослых девочек 13-14 лет технике приемов игры в волейбол должна основываться на учете их возрастных особенностей, специфике антропометрических данных, принципах обучения двигательным действиям в условиях сокращенного времени, специфике подбора средств и методов обучения физическим упражнениям.
2. Применение экспериментальной методики развития координационных способностей начинающих девочек-волейболисток 13-14 лет позволяет выполнять программу начальной подготовки волейболисток всего за 1 год, успешно обеспечивать техническую и физическую готовность игроков в соответствии с необходимыми требованиями.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


1. Уровень физического и психологического развития формируют основу для разработки процесса подготовки будущих спортсменов, а также для организации комплектования спортивных групп в секции волейбола.
Важно на каждом этапе возрастного созревания учитывать особенности физического и психологического развития спортсмена.
Комплексное воспитание детей и подростков, гармоничное развитие их физических качеств, так же, как их нормальное умственное развитие являются главными целями нашего сообщества.
В диссертационном исследовании проводился анализ группы высокорослых девочек-волейболисток 13-14 лет, которые впервые начали заниматься волейболом. Подростковый возраст - период максимальных темпов роста всего организма, ответственный этап биологического созревания. Усиливается степень концентрации процессов возбуждения и торможения. При этом тормозящая функция коры больших полушарий головного мозга становится все более эффективной, возрастает ее контроль над эмоциональными реакциями. При осуществлении тренировочного процесса занятия волейболом с начинающими волейболистками 13-14 лет высокого роста, необходимо учитывать и некоторые особенности морфофункциональной организации.
У высокорослых девочек 13-14 лет наблюдается дисбаланс отдельных координационные способности.
Ролью координационных способностей в волейболе являются важной составляющей при выполнении технических приемов. Уровень развития координации в значительной степени зависит от того, насколько развита способность к правильному восприятию и оценке собственных движений, положения тела. Иными словами: чем точнее волейболист ощущает свои движения, тем более высока его способность ко всякого рода двигательной перестройке и быстрому овладению новыми двигательными навыками.
2. В работе охарактеризована методика тренировочного процесса юных волейболисток 13-14 лет.
Исследована вторая группа девочек-волейболисток, которые начали заниматься волейболом в 13-14 лет.
Их фактический возраст соответствует возрасту, который позволяет тренироваться на этапе спортивной специализации, вместе с тем, требуется в ускоренном порядке пройти этап начальной подготовки спортсменок в целях перехода на следующий этап и обеспечения дальнейшего развития технической и физической готовности игроков в соответствии с необходимыми требованиями.
В целях достижения запланированной цели учитывались особенности физического развития девочек-спортсменок. Так, во вторую группу были отобраны девочки 13-14 лет ростом не ниже 174 см.
В ходе исследования выявлено, что при зачислении девочек волейболисток в экспериментальную группу на начальный этап спортивной подготовки все они выполнили минимальные нормативы, необходимые для зачисления в секцию.
Программа начального этапа подготовки рассчитана на три года. Тогда как в рамках экспериментальной группы предполагается ускоренное прохождение этапа за 1 год. Методика рассчитана на 2 этапа, которые подразумевают увеличение нагрузки по всем направлениям подготовки, в том числе технической, физической, игровой и специальной.
Особую группу средств развития координационных способностей начинающих девочек-волейболисток 13-14 лет высокого роста составляют упражнения с преимущественной направленностью на отдельные психофизиологические функции, обеспечивающие управление и регуляцию двигательных действий. Эффективным методом воспитания координационных способностей является игровой метод с дополнительными заданиями, предусматривающий выполнение упражнений либо в ограниченное время, либо в определенных условиях с определенными двигательными действиями.
Так же была исследована взаимосвязь развития координационных способностей на технику владения мячом в волейболе.
Рассматривая результаты использования в волейболе средств для развития координационных способностей высокорослых девочек-волейболисток 13-14 лет на начальных занятиях по волейболу можно констатировать, что прослеживается сильная и средняя взаимосвязь развития координационных способностей с техникой владения мячом.
А именно:
1. Сильная связь прослеживается между развитием координационных способностей (челночный бег) и скоростью перемещений (скоростная выносливость), что в свою очередь способствует развитию двигательной моторной способности (тест «Передачи мяча сверху и снизу через сетку в зону 2 и 4».
2. Результаты остальных экспериментальных данных, отражающих изменения в технике владения мячом (средняя связь) претерпели незначительные изменения (p > 0,05), но наибольший прирост имеет тест на точность «Прием мяча сверху над собой», что может способствовать запасу технических элементов движения, помогающих образованию новых координационных связей начинающих спортсменок в волейболе.
3. В работе экспериментально доказана эффективность разработанной методики.
Основным критерием оценки эффективности разработанной экспериментальной методики является тестирование по окончании учебного года на пред-мет соответствия установленным нормативам для перехода на следующий этап спортивной подготовки - этап спортивной специализации.
Используя экспериментальную методику обучения игры в волейбол все спортсменки выполнили минимальные нормативы, необходимые для перехода на следующий этап спортивной подготовки.
Таким образом, применение экспериментальной методики позволяет выполнять программу начальной подготовки волейболисток всего за 1 год, успешно обеспечивать техническую и физическую готовность игроков в соответствии с необходимыми требованиями.



1. О физической культуре и спорте в Российской Федерации: Федеральный закон от 04.12.2007 № 329-ФЗ (ред. от 05.12.2017) / Собрание законодательства РФ, 10.12.2007, № 50, ст. 6242.
2. Правила вида спорта «волейбол» (дисциплины «волейбол» и «пляжный волейбол») / приказ Минспорттуризма России от 02.04.2010 № 275 / Электронный ресурс - Режим доступа:
http: //www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_239036/
3. Об утверждении Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта волейбол: Приказ Минспорта России от 30.08.2013 N 680 (ред. от 15.07.2015) / Электронный ресурс - Режим доступа:
4. Алексеев, С.В. Международное спортивное право: Учебник для студентов вузов, обучающихся по направлениям 030500 «Юриспруденция» и 032101 «Физическая культура и спорт» / С.В. Алексеев; Под ред. П.В. Крашенинников. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2013. - 895 c.
5. Алексеев, С.В. Физическая культура и спорт в Российской Федерации: новые вызовы современности: Монография / С.В. Алексеев, Р.Г. Гостев, Ю.Ф. Курамшин. - М.: Теор. и практ. физ. культ., 2013. - 780 c.
6. Ашмарин, Б.А. Теория и методика физического воспитания [Текст]./ Б.А. Ашмарин - М.: Физкультура и спорт, 1990. - С 235.
7. Барбара, Л. Волейбол [Текст]./. Л.Барбара, Б. Фергюсон; - М.: ООО «Издательство АСТ», 2004. - 180 с.
8. Барчуков, И.С. Физическая культура и физическая подготовка: Учебник. / И.С. Барчуков и др. - М.: Советский спорт, 2013. - 431 c.
9. Белинович, В.В. Обучение в физическом воспитании [Текст]./. В.В. Белинович. - М.: Физкультура и спорт, 2000. - 240 с.
10. Беляев А. В., Савин М. В., Волейбол [Текст]./. А. В. Беляев, М. В. Савина, - М.: «Физкультура, образование, наука», 2000. - 368 с., ил.
11. Васильев, Г.В. Значение общей физической подготовки для спортсмена [Текст]./. Г.В.Васильев. - М.: ФиС, 2004. - 158 с.
12. Виленский, М.Я. Физическая культура и здоровый образ жизни студента: Учебное пособие / М.Я. Виленский, А.Г. Горшков. - М.: КноРус, 2013. - 240 с.
13. Виноградов, П.А. Физическая культура и спорт в Российской Федерации в цифрах (2000-2012 годы). / П.А. Виноградов, Ю.В. Окуньков. - М.: Советский спорт, 2013. - 186 с.
14. Волейбол. [Текст]./ Под общ. ред. А.В. Беляева, М.В. Савина, - 3 изд., перераб. И доп. - М.: «Физкультура и спорт». 2006. - С 360.
15. Габай, Т.В. Педагогическая психология [Текст]./. Т.В. Габай. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 240 с.
16. Гандельсман А.Б. Физическое воспитание детей школьного возраста [Текст]. / А. Б. Гандельсман, Д.М. Смирнов. - М.: Просвещение, 1986. 398 с.
17. Голомазов, В.А. Волейбол в школе [Текст]./ В.А. Голомазов. М.: «Просвещение». 1976.-348с.
18. Голощапов, Б.Р. История физической культуры и спорта [Текст]./. / Б.Р. Голощапов. - М.: Педагогика, 2001.-с.154
19. Евсеев, Ю.И. Физическая культура: Учебное пособие / Ю.И. Евсеев. - Рн/Д: Феникс, 2014. - 444 с.
20. Елизарова, Е.М. Физическая культура 2-4 классы. Уроки двигательной активности. / Е.М. Елизарова. - М.: Советский спорт, 2013. - 95 с.
21. Железняк Ю.Д. Теория и методика обучения предмету «Физическая культура» Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений» / Ю.Д.Железняк, В. М. Минбулатов. - М. Издательский центр «Академия», 2014. - 272 с.
22. Железняк, Ю.Д. Волейбол [Текст]./. Ю.Д. Железняк, В.А. Кунянский, А.В. Чачин - М.: Олимпия Пресс, 2005. -220 с.
23. Железняк, Ю.Д. Портнова, Ю.М, Савин, В.П. Лексаков, А.В, Тех-ника, тактика обучения [Текст]./. Ю.Д Железняка, Ю.М. Портнова., В.П Савин, А.В Лексаков, - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 520 с.
24. Железняк, Ю.Д. Спортивные игры [Текст]./. Ю.Д. Железняк, Ю.М. Портнов, В.П. Савин. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 250 с.
25. Жуков М.Н. Подвижные игры [Текст]./. М.Н. Жуков - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 160 с.
26. Ивойлова А.В. Волейбол для всех [Текст]./. А.В. Ивойлова. - М.: Физкультура и спорт, 2005. - 180 с.
27. Кашин А.П. Некоторые аспекты автоматизации обучения. В ст.: Программированное обучение за рубежом [Текст]./ А.П. Кашин. - М.: Просвещение, 1981. 248 с.
28. Ковалёв, В.Д. Спортивные игры [Текст]./ В.Д. Ковалев, В.А. Голомазов, С.А. Кераминас. - М.: Просвещение, 2001. - 220 с.
29. Кофман, П.К. Настольная книга учителя физической культуры. [Текст]./ М.: «Физкультура и спорт», 1998.-146с.
30. Кузнецов, В. С. Методика обучения основным видам движений на уроках физической культуры в школе [Текст]./ В. С. Кузнецов, Г. А. Колодницкий. - М.: изд. центр ВЛАДОС. 2002. - 176 с.
31. Кузнецов, В. С. Физическая культура. Упражнения и игры с мячами: метод, пособие [Текст]./. В. С. Кузнецов, Г. А. Колодницкий. - М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2005. 136 с.
32. Кузнецов, В. С. Физические упражнения и подвижные игры: метод, пособие [Текст]./. В. С. Кузнецов, Г. А. Колодницкий. - М.: Изд-во НЦ ЭНАС. 2006. - 152 с.
33. Кузнецов, В.С. Методика обучения основным видам движений на уроках физической культуры в школе [Текст]./. С. Кузнецов, А. Колодицкий; - М.: ВЛАДОС , 2004. - 176 с.
34. Лях, В.И. Тесты в физическом воспитании школьников. [Текст]./. В.И Лях - М.: «Физкультура и спорт», 1998. - 204с.
35. Матвеев, А.П. Программы общеобразовательных учреждений по физической культуре [Текст]./. А.П. Матвеев. - М.: Москва «Просвещение», 2008. - 144 с.
36. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры. [Текст]./. Л.П. Матвеев - М.: «Физкультура и спорт», 1991 - 211с.
37. Осколкова, В. Волейбол [Текст]./. В. Осколкова, М. Сунгуров. - М.: ФиС, 2005. - 176 с.
38. Прокошев, А.В. Волейбол [Текст]./. А.В. Прокошев. - М.: Физкультура и спорт, 2004. - 180 с.
39. Сальников, В. А. Возрастное и индивидуальное развитие в структуре спортивной деятельности [Текст]./ В. А. Сальников. Омск.: «СибАДК», 2000. - 160 с.
40. Сапин, М. Р. Анатомия и физиология детей и подростков [Текст]./. М.Р. Сапин, З. Г. Брыксина. - М.: Издательский центр « Академия», 2002. - 136 с.
41. Тер-Ованесян А.А. Спорт (обучение, воспитание, тренировка).[Текст]./А.А. 36. Тер-Ованесян - М.: ФиС, 2001.-208с.
42. Филиппович, В. И. О принципах спортивной ориентации детей и подростков в связи с возрастной изменчивостью структуры двигательных способностей [Текст]./ В. И. Филиппович, И. М. Туревский Теория и практика физической культуры. 1977 - № 4. - С. 39-43.
43. Холодов, Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для вузов [Текст]./. Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. - М.: «Академия» 2010. 348 с.
44. Яруллин, P. X. Качества двигательной деятельности человека [Текст]./. P. X. Яруллин // Теория и практика физической культуры. 1999. - № 8. - С. 20-22.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ