ВВЕДЕНИЕ 4
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ
УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
1.1. Понятие, функции, состав и характеристики познавательных
универсальных учебных действий 7
1.2. Анализ и условия формирования познавательных универсальных
учебных действий при использовании учебно-методического комплекса Издательство «Вентана Граф» по
географии 13
Глава II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА И ЕЕ РЕЗУЛЬТАТЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА
УРОКАХ ГЕОГРАФИИ
2.1. Разработанные практические задания для 7 класса 30
2.1.1. Критерии оценивания практических заданий 39
Глава III. ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ
УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ В 7 КЛАССЕ
3.1. Анализ результатов по формированию познавательных универсальных
учебных действий на уроках географии 43
3.2. Анализ сформированности познавательных универсальных учебных действий у обучающихся 7 класса 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 55
ПРИЛОЖЕНИЕ А «КОНТУРНАЯ КАРТА АФРИКИ» 59
ПРИЛОЖЕНИЕ Б КАРТОСХЕМА «АВСТРАЛИЯ» 60
ПРИЛОЖЕНИЕ В «АНДЫ» 61
ПРИЛОЖЕНИЕ Г «ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ СЕВЕРНОЙ АМЕРИКИ»..62
ПРИЛОЖЕНИЕ Д «ОСНОВНЫЕ ЕВРОПЕЙСКИЕ РЕГИОНЫ» 63
ПРИЛОЖЕНИЕ Е «МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ ЕВРОПЫ» 64
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж «КОМПЛЕКСНАЯ КАРТА ЗАРУБЕЖНОЙ АЗИИ» 65
Школа сегодня стремительно меняется, а перемены, происходящие в современном мире, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства. В соответствии с образовательной политикой Российской Федерации, законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г., и Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования от 17.12.2010 г., приоритетным является формирование у обучающихся познавательных универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия (УУД) - это совокупность действий, различной направленности, которая применима в разных предметных областях, а также в обычных жизненных ситуациях. В обширном понимании термин универсальные учебные действия означает умение учиться, то есть способность человека к самосовершенствованию и саморазвитию через усвоение нового социального опыта. Уровень их формирования в значительной мере способствует решению задачи повышения эффективности и качества образования, предопределяет успешность всего последующего обучения.
В условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) нового поколения тема формирования универсальных учебных действий стала актуальной для школьной практики, так как основная задача современного образования «не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации».
Цель исследования: разработать практические задания для обучающихся 7 класса для формирования познавательных универсальных учебных действий.
Задачи:
1. Охарактеризовать нормативные и методические источники по формированию познавательных универсальных учебных действий.
2. Апробация практических заданий для обучающихся 7 класса.
3. Проанализировать уровни сформированности познавательных
универсальных учебных действий на уроках географии в 7 классе.
Объект исследования: особенности формирования у обучающихся
познавательных универсальных учебных действий в процессе выполнения практических работ.
Предмет исследования: практические задания для 7 класса.
В данной работе были использованы такие методы научного исследования, как анализ, синтез, педагогическое моделирование, обобщение, классификация, изучение научной литературы, наблюдение, картографический метод, опрос и беседа с обучающимися, анализ результатов работы по данной теме.
Методологической основой исследования и написания выпускной квалификационной работы являются научные работы отечественных и современных педагогов, психологов, методистов, а также нормативно-правовые документы и программно-методические материалы.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что формирование познавательных универсальных учебных действий актуально на ступени основного общего образования, так как является условием успешного личностного развития обучающихся. Также данное исследование можно использовать в практической деятельности учителей географии.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав и заключения. Список литературы включает 32 источника. Приложение.
В первой главе рассмотрены теоретические основы познавательных универсальных учебных действий; понятие, функции, состав, характеристики и условия формирования познавательных универсальных учебных действий в обучении географии, а также проводится анализ учебно-методической литературы и учебно-методического комплекса издательства «Вентана Граф» по географии.
Во второй главе представлена опытно-экспериментальная работа и ее результаты, по формированию познавательных универсальных учебных действий у обучающихся.
В третьей главе проанализированы выделены уровни сформированности познавательных универсальных учебных действий на уроках географии.
В заключении подведены итоги, изложены основные выводы.
Подводя итоги проделанной работы хочется отметить, что все поставленные задачи были выполнены.
Охарактеризованы нормативные и методические источники по формированию познавательных УУД, апробированы практические задания для обучающихся 7 класса, проанализированы уровни сформированности познавательных универсальных учебных действий на уроках географии в 7 классе.
Данная работа показала, что разработка практических заданий имеет огромное значение в развитии познавательных универсальных учебных действий на уроках географии.
Как известно, основная цель педагогической диагностики —это получение объективной информации с целью управления качеством педагогического процесса, а так же повышения уровня эффективности деятельности педагога, именно поэтому, при проверке сформированности познавательных УУД у учащихся были использованы несколько методов: картографический,
геосистемный метод, метод педагогического моделирования, наблюдение, а так же анализ работы учащихся. Это позволило сделать более точные выводы, а так подтвердить значимость данной работы в педагогическом процессе.
1. Асмолов, А.Г. Принципы изучения памяти человека: системно -
деятельностный подход к изучению познавательных процессов [Текст] /А. Г. Асмолов. - М.: Просвещение, 2012. - 239 с.
2. Асмолов, А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.; под ред. А. Г. Асмолова. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2015. - 159 с.
3. Асмолов, А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий [Текст]: пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.; под ред. А. Г. Асмолова. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2015. - 159 с.
4. Беспалько, В.П. Теория создания и применения [Текст]: учебник / под ред. В.П. Беспалько. - М.: Народное образование, НИИ школьных технологий, 2017. - 192 с.
5. Выготский, Л.С. Психология развития ребенка / Л.С. Выготский. - М.: Эскимо, 2010. 209 с.
6. География: Программа 5 - 9 классы ФГОС. Алгоритм успеха. Авторы составители: А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя;. под общей редакцией члена-корреспондента РАО В.П. Дронова. Рекомендовано Министерством образования и науки РФ. Москва. Издательский центр «Вентана -Граф», 2012 г.
7. Герасимова, Т.П. Основы методики обучения начальному курсу физической географии [Текст] / Т.П. Герасимова. - М.: Просвещение, 2014. — 156 с.
8. Горленко, Н.М. Структура универсальных учебных действий и условия их формирования // Народное образование: рос. обществ.- пед. журн. / М-во образования и науки РФ; РАО / Н.М. Горленко // Народное образование. - 2012. - № 4.С. 153-160.
9. Домогацких, Е.М. География 6 класс [Текст]: учебник / Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский - М.: «Русское слово», 2019. - 218 с.
10. Домогацких, Е.М. Программа курса «География. 5—9 классы». [Текст] / Е.М. Домогацких. - М.: Русское слово, 2016. - 88 с.
11. Жильцова, О. А. Организация исследовательской и проектной деятельности школьников: дистанционная поддержка педагогических инноваций при подготовке школьников к деятельности в сфере науки и высоких технологий [Текст] / О. А. Жильцова. — М.: Просвещение, 2012. - 156 с
12. Жильцова, О. А. Организация исследовательской и проектной деятельности школьников: дистанционная поддержка педагогических инноваций при подготовке школьников к деятельности в сфере науки и высоких технологий [Текст] / О. А. Жильцова. — М.: Просвещение, 2018. - 156 с.
13. Кондакова, А. М. Концепция федеральных государственных
образовательных стандартов общего образования: проект [Текст] / Рос. акад. Образования / под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. - М.:
Просвещение, 2011. - 39 с.
14. Кондакова, А. М. Концепция федеральных государственных
образовательных стандартов общего образования: проект [Текст] / Рос. акад. Образования / под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. - М.:
Просвещение, 2018. - 39 с.
15. Лебедев, О.Е. Компетентностный подход в образовании [Текст] / О.Е. Лебедева / Школьные технологии. - М.: Народное образование, 2017. - № 5. - С. 3 - 12 с.
16. Летягин А.А. География. Начальный курс: 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/А.А. Летягин; под общей редакцией члена-корреспондента РАО В.П. Дронова. Рекомендовано Министерством образования и науки РФ. Москва. Издательский центр «Вентана-Граф», 2014 г.
... всего 32 источника