ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ 6
1.1. Особенности речевого развития детей в дошкольном возрасте 6
1.2. Педагогическая работа по организации деятельности воспитателя по
развитию речи и ее формы 18
Выводы по главе 1 22
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ 25
2.1. Анализ использования современных форм педагогической работы по
организации деятельности воспитателя по развитию речи в дошкольном учреждении. Анализ показателей речевого развития детей 25
2.2. Методические рекомендации по реализации современных форм педагогической деятельности по развитию речи детей в дошкольном
учреждении 32
Выводы по главе 2 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 46
ПРИЛОЖЕНИЯ 51
Актуальность исследования. Речь представляет собой деятельность, которую человек осваивает в самом начале жизни. Она является главным средством общения. Появление речи обусловлено потребностью в общении с окружающими. Процесс познания, формирование социальных связей, присвоение материальных и духовных ценностей происходит в ходе речевого общения. Благодаря общению со взрослыми ребенок получает образцы правильного ведения диалога, обучается внеситуативному общению, начинает говорить про отсутствующих в его поле зрения предметы.
Процесс овладения речью является закономерным процессом развития, совершенствования речетворческой системы. Развитие речи - это последовательная и целенаправленная педагогическая работа (родителей дома и педагогов в детском дошкольном учреждении), которая подразумевает использование различных педагогических средств и методов, а также речевых упражнений.
Актуальность проблематики речевого развития объясняется реальными потребностями дошкольного образования и имеющимися противоречиями: с одной стороны, у речевого развития имеется значительный потенциал в сфере общего развития детей дошкольного возраста, с другой - нереализованность этого потенциала в силу недостаточной разработанности современных методов воспитания и образования дошкольников.
Детская речь надежна как средство общения, если окружающие ее понимают. В свою очередь, понимание речи обусловлено тем, как в словах ребенка выражена мысль - насколько стройно, последовательно и полно. Кроме того, важную роль играет правильное и чистое произношение. Поэтому, если ребенок своевременно освоит правильную речь, это в значительной мере повлияет на успешность его дальнейшего школьного обучения и личностного развития. Следовательно, развитию речи дошкольника необходимо уделять особое внимание. В связи с этим вся образовательная деятельность должна быть направлена на обогащение словарного запаса детей, усовершенствование грамматической составляющей речи, становление грамотной диалогической и монологической речи.
Заметим, что развитие речи дошкольника вызывает огромный интерес у многих исследователей из различных областей. Изучением особенностей становления речи ребенка дошкольного возраста занимались широко известные отечественные исследователи, а именно Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, современные исследователи М.М. Алексеева, Б.И. Яшина. Важной является работа С.А. Шаниной, А.С. Гавриловой «Играем пальчиками - развиваем речь». А.И. Максаков в работе «Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников» дает полное обоснование целей и задач работы по развитию речи через мелкую моторику в ДОУ. Важной является работа М.Ф. Фомичевой «Воспитание у детей правильного звукопроизношения: Практикум по логопедии». Большой вклад в обосновании зависимости психических процессов ребенка друг от друга внес И.П. Павлов. Наиболее видными деятелями в изучении детской речи являются Л.С. Выготский, А.А. Леоньев, С.Л. Рубинштейн.
Объект исследования: педагогическая работа по речевому развитию детей дошкольного возраста; речевое развитие детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия, обеспечивающие эффективность работы воспитателя по речевому развитию детей дошкольного возраста.
Цель исследования: выделить эффективные педагогические условия организации работы воспитателя по речевому развитию детей дошкольного возраста...
В ходе нашего исседования нами было дано определение понятию «методическая работа» - это система деятельности, включающая эффективное методическое сопровождение, повышение профессионализма педагогов, реализация проектов, владения инновационными и традиционными технологиями, создания образовательной среды, способствующей реализации творческого потенциала каждого педагога и всего педагогического коллектива. Важная роль в решении задач качества дошкольного образования отводится системе методической работы с кадрами.
Проанализировав особенности речевого развития в дошкольном возрасте, мы пришли к выводу, что развитие речи затрагивает сразу несколько аспектов: физиологический, лингвистический и психологический. Речевая деятельность обеспечивается разными, очень сложными физиологическими механизмами в зависимости от содержания различных речевых явлений (называние предметов, понимание слов, фразовая речь и т.д.). Лингвистическая основа изучения феномена речи - рассмотрение языка как знаковой системы. Главным вопросом здесь выступает взаимосвязь языка и речи. Если рассматривать язык в качестве исключительно знаковой системы, то речь - является формой переноса языка. Основой психологического аспекта изучения данной проблемы выступает связь речи с развитием мышления и сознания. Речевое развитие ребенка является сложным многоаспектным процессом, включающим в себя разные стороны овладения речью: психологическую, педагогическую, нейропсихологическую,
лингвистическую и другие.
Изучив специфику работы по организации деятельности педагогов по развитию речи и ее формы, мы пришли к выводу, что организационная деятельность в ДОУ по речевому развитию требует усиления и дополнения, нами были выделены условия, такие как:
- повышение профессионального уровня педагога;
- активное внедрение инновационных форм работы;
- организация предметно-пространственной среды ДОУ по речевому развитию детей.
Полноценная речь ребенка - это непременное условие успешного обучения его в школе. Поэтому в детском саду большое внимание уделяется работе по развитию речи. Совместная деятельность заведующей, методиста, старшего воспитателя и коллектива, своевременное и четкое решение задач и форм работы по развитию речи, их постепенное усложнение, совместное подведение итогов будет залогом успешной методической работы в ДОУ.
В практической части исследования нами был проведен анализ использования современных форм работы по организации деятельности воспитателей по развитию речи в ДОУ № 66 г. Красноярска. Мы пришли к выводу, что в системе методической работы дошкольной образовательной организации используется достаточно широкий перечень традиционных мероприятий. Педагоги принимают участие в методических мероприятиях других дошкольных образовательных организаций и города. Содержание методической работы педагогов соответствует современным требованиям: изучаются современные образовательные технологии, требования ФГОС ДО, др.
На основании анализа мы разработали методические рекомендации по реализации современных форм в методической деятельности ДОУ.
1. Александрова О.В. Развитие мышления и речи для малышей 4-6 лет. М.: Эксмо, 2013. 48 с.
2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. М.: Академия, 2015. 400 с.
3. Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. М.: Академия, 2015. 159 с.
4. Багаутдинова С.Ф., Корнилова К.В. Организация методической работы в дошкольном образовательном учреждении. М.: ФЛИНТА, 2015. 75 с.
5. Белая К.Ю. Методическая деятельность в дошкольной организации // Библиотека журнала «Управление ДОУ». М.: ТЦ Сфера, 2014. С.30-45
6. Белая К.Ю. Особенности методической деятельности в дошкольной организации. М.: Сфера, 2015. 128 с.
7. Берков В.Ф. Культура диалога. М.: Новое знание, 2012. 152 с.
8. Бизикова О.А. Теории и технологии развития речи детей дошкольного возраста в определениях, таблицах и схемах. Нижневартовск: Нижневарт. гос. ун-т, 2014. 93 с.
9. Богомаз С.Л. Общая психология. Познавательные процессы. Учебно-методический комплекс. Витебск: УО ВГУ им. П.М. Машерова, 2010. 116 с.
10. Бородич А.М. Методика развития речи детей. М.: Просвещение,
2015. 255 с.
11. Буйлова Л.Н., Кочнева С.В. Организация методической службы учреждений дополнительного образования детей. М.: ПАИМС, 2013. 97с.
12. Васильева И.Л. Психолого-педагогического сопровождения педагогов ДОУ в условиях введения инноваций // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2013. Т. 4. С. 236-240.
13. Виноградова Н.А., Микляева Н.В. Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении. М.: ИНФРА-М, 2016. 219 с.
14. Волобуева Л.М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами. М.: Творческий центр, 2014. 96 с.
15. Волосова Е.И. Развитие ребенка дошкольного возраста. М.: Знание,
2016. 250 с...52