Современные технологии обучения грамматике английского языка в общеобразовательной школе
|
Введение 4
Глава 1. Преподавание грамматики английского языка 7
1.1. Теоретические аспекты обучения грамматики 7
1.2. Роль грамматики в обучении иностранного языка 17
Выводы по 1 главе 19
Глава 2. Современные технологии обучения грамматике английского языка 21
2.1. Анализ методов обучения грамматике в общеобразовательной школе 21
2.2. Современные технологии обучения грамматики иностранного языка. 27
Вывод по 2 главе 55
Заключение 57
Библиографический список 60
Приложения 64
Приложение 1. Примеры констатирующего и контрольного среза 64
Приложение 2. Система грамматических упражнений 66
Приложение 3. Урок по теме much / many 79
Приложение 4. Анкета для учителей 86
Глава 1. Преподавание грамматики английского языка 7
1.1. Теоретические аспекты обучения грамматики 7
1.2. Роль грамматики в обучении иностранного языка 17
Выводы по 1 главе 19
Глава 2. Современные технологии обучения грамматике английского языка 21
2.1. Анализ методов обучения грамматике в общеобразовательной школе 21
2.2. Современные технологии обучения грамматики иностранного языка. 27
Вывод по 2 главе 55
Заключение 57
Библиографический список 60
Приложения 64
Приложение 1. Примеры констатирующего и контрольного среза 64
Приложение 2. Система грамматических упражнений 66
Приложение 3. Урок по теме much / many 79
Приложение 4. Анкета для учителей 86
В начале XXI столетия многократно увеличился поток печатной информации на иностранных языках, открылся доступ к зарубежным печатным изданиям, передающим огромное количество информации, являющейся познавательной для учащихся школ и, в первую очередь, для старшеклассников, многие из которых стремятся получить достаточные знания для того, чтобы ориентироваться в аутентичной иноязычной среде. В этой связи встает проблема обучения быстрому и качественному извлечению необходимой информации. Учитель призван сформулировать у учащихся способность участвовать в непосредственном и опосредованном диалоге культур. Это возможно при условии прочного овладения учащимися иноязычными языковыми средствами, важное место среди которых принадлежит грамматике. Обучение грамматическому оформлению речевого высказывания является одним из необходимых условий практического овладения иностранным языком.
Коммуникативная природа языка все еще остается не до конца познанным явлением. Согласно тенденции при обучении иностранным языкам с самого начала моделируется «книжный» вариант формулирования замысла, что не только лишает речь необходимой естественности, но и затрудняет процесс практического формирования и формулирования мысли на иностранном языке. Изучение естественных процессов грамматического конструирования высказывания при овладении не только родным, но и иностранным языком позволяет повысить эффективность обучения иноязычной грамматике с самого начала овладения ею, придать естественность высказываниям учащихся в учебных условиях на основе грамматики разговорного языка.
Как показывают исследования и опыт практикующих учителей, введение, закрепление и активизация грамматического материала лишь на коммуникативной основе не обеспечивают прочных знаний правил формообразования и формоупотребления и не гарантируют безошибочной речи. В связи с этим перед исследователями стоит задача разработки комплексного подхода к обучению грамматике, подхода коммуникативно-когнитивного, который определил отбор содержания обучения грамматике для старшей школьной ступени, обеспечивающей возможность общения на иностранном языке, а также прочные знания грамматических явлений за счет выполнения особым образом организованных упражнений. Таким образом, актуальность темы данного исследования обусловлена возросшими требованиями к качеству обучения иностранному языку с целью более раннего выхода на общение, с одной стороны, и неразработанностью вопросов, связанных с проблемой развития и совершенствования грамматических навыков, с другой.
Объектом данного исследования выступают грамматические навыки.
Предмет исследования - процесс обучения грамматике в условиях средней школы.
Целью данного исследования является изучение теоретических предпосылок и методических основ использования современных технологий в процессе обучения грамматике в средней школе.
Для достижения поставленной в ходе исследования нами решались следующие практические задачи:
- определить теоретические основы обучения грамматике;
- охарактеризовать психологические особенности формирования речевого грамматического навыка как одну из составляющих лингвистической компетенции;
- описать принципы формирования речевого грамматического навыка;
- охарактеризовать комплекс упражнений по совершенствованию речевых грамматических навыков учащихся.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: обобщение опыта отечественной и зарубежной школ в области исследования; изучение опыта преподавания грамматики и наблюдение за процессом развития и совершенствования грамматических навыков, опытное обучение.
Теоретическая значимость работы состоит в теоретическом обосновании необходимости обучения учащихся грамматике, разработке методических основ использования современных технологий в обучении грамматике.
Практическая значимость работы определяется возможностью использовать материалы и результаты исследования в практической преподавательской деятельности, а также в качестве вспомогательного материала в курсе методики преподавания иностранных языков.
Цель и задачи исследования определили структуру работы, которая представлена введением, двумя главами, заключением, библиографическим списком и приложением.
Во введении обосновывается актуальность исследования, формулируются цель и задачи.
Первая глава посвящена теоретическим основам обучения грамматике.
Во второй главе описаны приемы включения современных технологий в процесс обучения грамматике.
Результаты исследования формулируются в заключении.
Коммуникативная природа языка все еще остается не до конца познанным явлением. Согласно тенденции при обучении иностранным языкам с самого начала моделируется «книжный» вариант формулирования замысла, что не только лишает речь необходимой естественности, но и затрудняет процесс практического формирования и формулирования мысли на иностранном языке. Изучение естественных процессов грамматического конструирования высказывания при овладении не только родным, но и иностранным языком позволяет повысить эффективность обучения иноязычной грамматике с самого начала овладения ею, придать естественность высказываниям учащихся в учебных условиях на основе грамматики разговорного языка.
Как показывают исследования и опыт практикующих учителей, введение, закрепление и активизация грамматического материала лишь на коммуникативной основе не обеспечивают прочных знаний правил формообразования и формоупотребления и не гарантируют безошибочной речи. В связи с этим перед исследователями стоит задача разработки комплексного подхода к обучению грамматике, подхода коммуникативно-когнитивного, который определил отбор содержания обучения грамматике для старшей школьной ступени, обеспечивающей возможность общения на иностранном языке, а также прочные знания грамматических явлений за счет выполнения особым образом организованных упражнений. Таким образом, актуальность темы данного исследования обусловлена возросшими требованиями к качеству обучения иностранному языку с целью более раннего выхода на общение, с одной стороны, и неразработанностью вопросов, связанных с проблемой развития и совершенствования грамматических навыков, с другой.
Объектом данного исследования выступают грамматические навыки.
Предмет исследования - процесс обучения грамматике в условиях средней школы.
Целью данного исследования является изучение теоретических предпосылок и методических основ использования современных технологий в процессе обучения грамматике в средней школе.
Для достижения поставленной в ходе исследования нами решались следующие практические задачи:
- определить теоретические основы обучения грамматике;
- охарактеризовать психологические особенности формирования речевого грамматического навыка как одну из составляющих лингвистической компетенции;
- описать принципы формирования речевого грамматического навыка;
- охарактеризовать комплекс упражнений по совершенствованию речевых грамматических навыков учащихся.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: обобщение опыта отечественной и зарубежной школ в области исследования; изучение опыта преподавания грамматики и наблюдение за процессом развития и совершенствования грамматических навыков, опытное обучение.
Теоретическая значимость работы состоит в теоретическом обосновании необходимости обучения учащихся грамматике, разработке методических основ использования современных технологий в обучении грамматике.
Практическая значимость работы определяется возможностью использовать материалы и результаты исследования в практической преподавательской деятельности, а также в качестве вспомогательного материала в курсе методики преподавания иностранных языков.
Цель и задачи исследования определили структуру работы, которая представлена введением, двумя главами, заключением, библиографическим списком и приложением.
Во введении обосновывается актуальность исследования, формулируются цель и задачи.
Первая глава посвящена теоретическим основам обучения грамматике.
Во второй главе описаны приемы включения современных технологий в процесс обучения грамматике.
Результаты исследования формулируются в заключении.
Цель данного исследования состояла в изучении теоретических предпосылок и методических основ использования современных технологий в процессе обучения грамматике в средней школе. Изучив методическую и научную литературу по теме работы, проведя анкетирование учителей и опытное обучение, мы пришли к следующим выводам:
В содержании обучения выделяют три компонента: лингвистический; психологический; методологический. В процессе обучения иноязычной грамматике в условиях средней школы учет лингвистического компонента обучения заключается в правильном отборе грамматического материала, подлежащего усвоению. Психологический компонент реализуется в учете этапов формирования и совершенствования грамматических навыков в процессе обучения учащихся иноязычной грамматике.
Грамматический материал, подлежащий усвоению отбирается, исходя из принципов коммуникативного обучения иностранным языкам: речемыслительной активности; индивидуализации; функциональности; ситуативности; новизны.
Результаты анкетирования учителей английского языка свидетельствуют о том, что последние используют разнообразие обучающих технологий и методов преимущественно в средних и старших классах. На второй и третьей ступенях школьного обучения они используют такие технологии, как проектное обучение, здоровьесберегающие технологии, информационно-компьютерные технологии, технологию критического мышления. Среди методов, используемых на уроках в средних и старших классах, были отнесены частично-поисковый, реже кейс-метод и метод дебатов. При этом важно отметить, что указанные технологии и методы обучения иностранному языку направлены преимущественно на развитие навыков говорения (монологической и диалогической речи), а также отработку лексического и грамматического материала в совокупности.
Грамматический материал, как правило, объясняется учителями при помощи правил и демонстрации функционирования нового грамматического материала в речи.
В результате наблюдения за педагогическим процессом в МБОУ СОШ № 34 мы пришли к выводу о том, что процесс обучения грамматическим навыкам характеризуется тем, что он проходит ряд этапов, каждый из которых призван решить определенную учебную задачу. Этапы обучения навыкам соответствуют психологическим фазам формирования навыков и включают в себя: подготовительный, элементарный, совмещающий, этап систематизирующего обобщения и включения грамматических навыков в речевую деятельность.
В результате наблюдения за педагогическим процессом в МБОУ СОШ № 34 мы пришли к выводу о том, что процесс обучения грамматическим навыкам характеризуется тем, что он проходит ряд этапов, каждый из которых призван решить определенную учебную задачу. Этапы обучения навыкам соответствуют психологическим фазам формирования навыков и включают в себя: подготовительный, элементарный, совмещающий, этап систематизирующего обобщения и включения грамматических навыков в речевую деятельность.
Результаты экспериментально-опытной работы показали, что использование грамматических игр в сочетании с ИКТ в процессе преподавания английского языка является эффективным методом запоминания грамматических единиц и конструкций. Частое повторение одних и тех же слов и фраз позволяет обучаемым запомнить их значение и случаи употребления, а также способствует прочному закреплению усвоенной грамматики в памяти. Полученные результаты подтвердили гипотезу о том, что эффективность формирования грамматических навыков у младших школьников повышается за счет использования специально разработанной системы работы с включением грамматических игр и ИКТ, построенная с учетом этапов усвоения грамматики и операционной структуры грамматического навыка.
В содержании обучения выделяют три компонента: лингвистический; психологический; методологический. В процессе обучения иноязычной грамматике в условиях средней школы учет лингвистического компонента обучения заключается в правильном отборе грамматического материала, подлежащего усвоению. Психологический компонент реализуется в учете этапов формирования и совершенствования грамматических навыков в процессе обучения учащихся иноязычной грамматике.
Грамматический материал, подлежащий усвоению отбирается, исходя из принципов коммуникативного обучения иностранным языкам: речемыслительной активности; индивидуализации; функциональности; ситуативности; новизны.
Результаты анкетирования учителей английского языка свидетельствуют о том, что последние используют разнообразие обучающих технологий и методов преимущественно в средних и старших классах. На второй и третьей ступенях школьного обучения они используют такие технологии, как проектное обучение, здоровьесберегающие технологии, информационно-компьютерные технологии, технологию критического мышления. Среди методов, используемых на уроках в средних и старших классах, были отнесены частично-поисковый, реже кейс-метод и метод дебатов. При этом важно отметить, что указанные технологии и методы обучения иностранному языку направлены преимущественно на развитие навыков говорения (монологической и диалогической речи), а также отработку лексического и грамматического материала в совокупности.
Грамматический материал, как правило, объясняется учителями при помощи правил и демонстрации функционирования нового грамматического материала в речи.
В результате наблюдения за педагогическим процессом в МБОУ СОШ № 34 мы пришли к выводу о том, что процесс обучения грамматическим навыкам характеризуется тем, что он проходит ряд этапов, каждый из которых призван решить определенную учебную задачу. Этапы обучения навыкам соответствуют психологическим фазам формирования навыков и включают в себя: подготовительный, элементарный, совмещающий, этап систематизирующего обобщения и включения грамматических навыков в речевую деятельность.
В результате наблюдения за педагогическим процессом в МБОУ СОШ № 34 мы пришли к выводу о том, что процесс обучения грамматическим навыкам характеризуется тем, что он проходит ряд этапов, каждый из которых призван решить определенную учебную задачу. Этапы обучения навыкам соответствуют психологическим фазам формирования навыков и включают в себя: подготовительный, элементарный, совмещающий, этап систематизирующего обобщения и включения грамматических навыков в речевую деятельность.
Результаты экспериментально-опытной работы показали, что использование грамматических игр в сочетании с ИКТ в процессе преподавания английского языка является эффективным методом запоминания грамматических единиц и конструкций. Частое повторение одних и тех же слов и фраз позволяет обучаемым запомнить их значение и случаи употребления, а также способствует прочному закреплению усвоенной грамматики в памяти. Полученные результаты подтвердили гипотезу о том, что эффективность формирования грамматических навыков у младших школьников повышается за счет использования специально разработанной системы работы с включением грамматических игр и ИКТ, построенная с учетом этапов усвоения грамматики и операционной структуры грамматического навыка.
Подобные работы
- ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ ГРАММАТИКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕГО ЗВЕНА
Дипломные работы, ВКР, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2017 - Коммуникативно-когнитивный подход к обучению грамматике
английского языка в коррекционных классах средней школы
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - ОБУЧЕНИЕ ГРАММАТИКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА С ПОМОЩЬЮ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ НА СРЕДНЕЙ СТУПЕНИ ОБРАЗОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - КОММУНИКАТИВНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ ГРАММАТИКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА НА МЛАДШЕЙ СТУПЕНИ ОБУЧЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - КОММУНИКАТИВНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ подход к
ОБУЧЕНИЮ ГРАММАТИКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА НА
МЛАДШЕЙ СТУПЕНИ ОБУЧЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - КОРРЕКТИВНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ
ГРАММАТИКЕ ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА В СРЕДНЕЙ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, языкознание. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ИНДУКТИВНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ ГРАММАТИКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Формирование регулятивных универсальных учебных действий при обучении грамматике английского языка в средней школе
Дипломные работы, ВКР, английский язык. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2017 - ПРАВИЛА КАК ОСНОВА ОБУЧЕНИЯ ГРАММАТИКЕ АНГЛИЙСКОГО
ЯЗЫКА В СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2023



