Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Коммуникативно-когнитивный подход к обучению грамматике английского языка в коррекционных классах средней школы

Работа №97643

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы75
Год сдачи2018
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
78
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ГРАММАТИКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА УЧАЩИХСЯ
КОРРЕКЦИОННЫХ КЛАССОВ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ КОММУНИКАТИВНО-КОГНИТИВНОГО ПОДХОДА 6
1.1. Психолого-педагогическая характеристика учащихся коррекционных
классов средней школы с точки зрения обучения иностранному языку 6
1.2. Методика обучения грамматике английского языка 15
1.3. Сущность понятия коммуникативно-когнитивный подход к обучению
иностранным языкам 36
ГЛАВА 2. ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ ГРАММАТИКЕ АНГЛИЙСКОГО
ЯЗЫКА УЧАЩИХСЯ ВОСЬМОГО КОРРЕКЦИОННОГО КЛАССА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОММУНИКАТИВНО-КОГНИТИВНОГО
ПОДХОДА В РАМКАХ ТЕМЫ «PAST CONTINUOUS TENSE» 46
2.1. Описание технологии обучения грамматике английского языка учащихся восьмого коррекционного класса с использованием коммуникативно-когнитивного подхода в рамках темы «Past Continuous
Tense» 46
2.2. Анализ результатов применения технологии на практике 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 75


В настоящее время наметился более объективный подход к оценке значения и места грамматики в обучении иностранным языкам: теперь она является не целью, а одним из важных средств обучения иностранным языкам, неотъемлемым компонентом всех видов речевой деятельности, формирование, совершенствование и развитие которых и является основной задачей обучения иностранным языкам. Языковая (лингвистическая) компетенция (владение языковыми средствами: фонетическими, орфографическими, лексическими, грамматическими) является важнейшим компонентом коммуникативной компетенции, так как коммуникация возможна лишь при наличии языковой компетенции, основу которой составляют грамматические навыки и умения. Без знания грамматической структуры языка невозможно решать коммуникативные задачи на иностранном языке.
В последнее время в нашей стране и за рубежом интенсивно разрабатывается коммуникативная грамматика иностранного языка, под которой подразумеваются грамматические явления, функционирующие именно в условиях иноязычного устно-речевого общения, владение которыми является непременным условием успешного участия в общении на иностранном языке. Процесс обучения иностранного языка, построенный на коммуникативной основе, расширяет возможности предмета в решении этой задачи. Исходя из принципов коммуникативного подхода, процесс обучения грамматике иностранного языка не должен сводиться к традиционному заучиванию грамматических правил и форм. Он должен быть ориентирован на применение того или иного грамматического явления для реализации коммуникативной задачи в реальной ситуации общения. Коммуникативное обучение грамматике английского языка способствует формированию «грамматической интуиции», т.е. навыков, при которых грамотно и верно используется язык в повседневной жизни, не отвлекаясь на формулирование грамматических правил и трактовку грамматических явлений.
Однако, процесс обучения иностранному языку, основанный на использовании коммуникативного подхода, должен быть организован таким образом, чтобы изучение грамматических явлений было не поверхностным (зачастую, в процессе коммуникативного обучения исправление ошибок сводится к минимуму, поскольку самым важным и необходимым условием является реализация коммуникативной задачи), а ориентированным на более глубокое понимание и осознанный выбор грамматических структур в процессе общения на иностранном языке. То есть, овладение языком должно протекать путем сознательного овладения его структуры и в ситуации общения. В чистом виде коммуникативный подход, как или любой другой не отвечает всем этим требованиям, но в сочетании с когнитивным подходом, главным принципом которого является овладение языком через осознание его структуры, наиболее полно реализует вышеперечисленные принципы.
В данной работе мы рассмотрим сущность понятия коммуникативно - когнитивный подход, а также проверим эффективность данного подхода к обучению грамматики английского языка учащихся коррекционных классов средней школы на практике.
Темой данной дипломной работы является «Коммуникативно-когнитивный подход к обучению грамматике английского языка в коррекционных классах средней школы».
Объект исследования: процесс обучения грамматике английского языка учащихся коррекционных классов.
Предмет исследования: использование коммуникативно-когнитивного подхода к обучению грамматике английского языка.
Цель исследования: выявить условия эффективного использования коммуникативно-когнитивного подхода к обучению грамматике английского языка учащихся 8-го коррекционного класса.
Задачи исследования:
1. Выявить психолого-педагогические особенности развития детей, обучающихся в коррекционных классах;
2. Изучить основные понятия и этапы обучения грамматике английского языка;
3. Выделить основные принципы обучения грамматике английского языка;
4. Изучить сущность понятия коммуникативно-когнитивный подход к обучению иностранным языкам;
5. Описать технологию обучения грамматике английского языка учащихся коррекционных классов с использованием коммуникативно-когнитивного подхода;
6. Дать анализ результатов применения технологии на практике.
Методы исследования: анализ методической литературы, синтез, моделирование, сравнение, обобщение, изучение педагогического опыта.
Структура работы: введение, две главы, заключение, библиографический список.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


К 2009 году около 15 млн. населения России имело ограниченные возможности здоровья и трудоспособности. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и здоровья Научного центра здоровья детей РАМН за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в пять раз и составляет лишь около 10 % среди контингента детей, поступающих в школу. Распространенность функциональных отклонений достигает более 70 %, хронических заболеваний - 50 %, физиологической незрелости - 60 %. Удельный вес психических расстройств 21,2 %, врожденных аномалий -18 %, число детей с отклонениями в развитии составляло 36 % от всего детского населения страны. В 2002-2003 учебном году в России работали 1935 специальных (коррекционных) учреждений. С каждым годом количество специальных коррекционных школ уменьшается. В общеобразовательных школах открывают специальные коррекционные классы, при этом не создавая каких-то особых условий для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. В связи с этим, учителям, работающим с таким контингентом учащихся, приходится самим выстраивать процесс обучения таким образом, чтобы он давал результаты.
Программа обучения английскому языку, которой руководствуются учителя в общеобразовательных учреждениях, вообще не рассчитана на учащихся с психическими отклонениями, несмотря на то, что эти дети обучаемы, просто к ним нужен особый подход. При этом, коммуникативно направленное обучение является основной целью обучения иностранным языкам как в классах нормы, так и в классах коррекции.
В данной работе мы рассматривали процесс обучения грамматике английского языка учащихся коррекционных классов средней школы в рамках коммуникативно-когнитивного подхода. Обучение грамматике - один из важнейших компонентов обучения иностранным языкам, т. к. для того, чтобы общаться на иностранном языке, правильно выражать свои мысли и понимать речь собеседника, необходимо знать правила изучаемого языка (различные конструкции, обороты, видовременные формы и т. д.). В наши дни, методы, основанные на зазубривании правил и механическом их повторении, не являются эффективными. Сейчас приоритетным направлением в обучение считается коммуникативная грамматика, главным принципом которой является обязательное использование изученных грамматических форм в речи. Коммуникативный подход ориентирован на применение то или иной грамматической формы для реализации коммуникативной задачи и способствует формированию навыков использования языка в повседневных ситуациях общения. Когнитивный подход позволяет изучать грамматический строй языка более углубленно и способствует осознанному выбору той или иной грамматической структуры. Таким образом, сочетание этих двух подходов способствует сознательному овладению грамматическим строем изучаемого языка в ситуации общения.
Изучив индивидуальные особенности учащихся коррекционных классов средней школы, а также основные принципы коммуникативно - когнитивного подхода, мы пришли к выводу, что данный подход может быть применим к обучению детей с ОВЗ, но программа для обучения должна быть составлена с учетом возможностей их здоровья. Поэтому мы разработали комплекс упражнений по теме Past Continuous, но снизили уровень сложности с учетом имеющегося у учащихся лексического и грамматического запаса знаний. Апробация данного комплекса упражнений показала, что коммуникативно-когнитивный подход действительно является эффективным при обучении грамматике английского языка. Уже на промежуточном контроле знаний учащиеся показали хорошие результаты. Итоговая контрольная работа по теме также не вызвала сильных затруднений у учащихся. Дети использовали в речи изученный материал как в игровых, так и в тренировочных упражнениях. При этом они осознанно употребляли грамматические формы и могли объяснить их использование. Результаты обучения грамматике с применением коммуникативно-когнитивного подхода по теме «Past Continuous» в 8 коррекционном классе можно увидеть по оценкам учащихся, представленным в таблицах 1 и 2 в анализе применения данной технологии на уроках английского языка.
Теперь мы на практике убедились в том, что при обучении грамматике английского языка учащихся коррекционных классов средней школы наиболее целесообразно применять коммуникативно-когнитивный подход с учетом их индивидуальных особенностей, т. к. он отвечает современным требованиям и целям обучения иностранным языкам. Дети не только учат правило, но и осознанно используют его в речи.



1. Акатов Л. И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2003. - 368 с.
2. Артемова Л. Ф. Дополнительные профессиональные образовательные программы: Теория и методика преподавания иностранных языков. - Воронеж: ВОИПКиПРО, 2009. - 144 с.
3. Афанасьева О. В. VII класс: учеб. для общеобразоват. учреждений и шк. с углубл. изучением англ. яз. с прил. на электрон. носителе / О. В. Афанасьева, И. В. Михеева. - 13-е изд. - М.: Просвещение, 2012. - 352 с.
4. Бабинская П.К. Практический курс методики преподавания иностранных языков: Учеб. пособие / П.К. Бабинская, Т.П. Леонтьева, И.М. Андреасян, А.Ф. Будько, И.В. Чепик. - 3-е изд., дополн. и перераб. - Мн.: ТетраСистемс, 2005. - 288 с.
5. Банникова Л.С. Методика преподавания иностранных языков и технические средства обучения; курс лекций. - Гомель, 2010 - 82 с.
6. Баранова К. М., Дули Д., Копылова В. В., Мильруд Р. П., Эванс В.
Английский язык. 3 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений и шк. с углубл. изучением англ. яз. В 2 ч. Ч. 2. - М.: Express Publishing:
Просвещение, 2011. - 136 с.: ил. - (Звездный английский).
7. Биболетова М. З., Трубанева Н. Н. Английский язык. Английский с удовольствием. Enjoy English. Учебник для 8 кл. общеобраз. учрежд. - Обнинск: Титул, 2009. - 160 с.: ил.
8. Бим И. Л. Личностно-ориентированный подход - основная стратегия обновления школы. Научно-методический журнал «Иностранные языки в школе». - 2002 №2. - 112с.
9. Блинова С. И., Чарскова Е. П., Чернышева Г. С., Синицкая Е. И. Практика английского языка. Сборник упражнений по грамматике. Серия: «Изучаем иностранные языки». СПб.: Лениздат, «Издательство союз», 2000.
- 384 с.
10. Борякова Н. Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. Учебное пособие. - М.: Астрель, 2008. - 127 с.
11. Ваулина Ю. Е., Дули Д., Подоляко О. Е., Эванс В. Английский язык, 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. - М.: Express Publishing: Просвещение, 2012. - 216 с.: ил. - (Английский в фокусе).
12. Ведель Г. Е. Методы обучения иностранным языкам и их методологичкская основа. Статья: Вестник ВГУ, серия лингвистика и межкультурная коммуникация. - 2001. - Выпуск 1 - с. 85 - 91.
13. Верещагина И. Н., Бондаренко К. А., Притыкина Т. А. Student’s book. English. Part 2. Английский язык. 2 кл. Учеб. для шк. с углубл. изучением англ. яз., лицеев и гимназий. В 2 ч. Ч 2. - 9 изд., испр. - М.: Просвещение, 2008. - 127 с.
14. Виноградов В. А, Михальченко В. Ю. Язык и общество в современной России и других странах: Международная конференция (Москва, 21-24 июня 2010 г.): Доклады и сообщения / Отв. ред. В. А. Виноградов, В. Ю. Михальченко; Институт языкознания РАН, Научно-исслед. центр по нац.-яз. отношениям. — М., 2010. — 543 с.
15. Витлин Ж.А. Современные проблемы обучения грамматике иноязычных языков // Иностранные языки в школе, 2000. - №5. - С. 5-7.
16. Волков Б. С., Волкова Н. В. Возрастная психология. В 2-х ч. Ч. 2: От младшего школьного возраста до юношества: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по пед. специальностям (ОПД.Ф.01 - Психология) / под ред. Б. С. Волкова. - М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2008. - 343 с. - (Библиотека психолога).
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ