ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ФИЗИЧЕСКАЯ ВЫНОСЛИВОСТЬ КАК КОМПЛЕКСНОЕ ФИЗИЧЕСКОЕ КАЧЕСТВО
1.1 Физическая выносливость и ее проявление в различных видах спорта 5
1.2 Физиологические и психолого-педагогические особенности развития
физической выносливости 7
1.3 Принципы, средства и методы развития выносливости 21
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ
2.1 Методы исследования 31
2.2 Организация исследования 32
ГЛАВА 3. СРЕДСТВА И МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
3.1 Обоснование средств и методов борьбы дзюдо направленных на развитие
физической выносливости учащихся старших классов 33
3.3 Результативность применения средств и методов борьбы дзюдо, направленных на развитие физической выносливости 36
ВЫВОДЫ 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 42
ФГОС общего образования с каждым годом расширяются научные исследования в области теории и методики физической культуры и спорта, совершенствуется методы и принципы обучения, совершенствуют и выделяются новые подходы к овладению двигательными умениями и навыками на уроках физической культуры. Формирование личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры, — главная цель развития отечественной системы школьного образования. Как следствие, каждая образовательная область учебного плана ориентируется на достижение этой главной цели. Цель школьного образования по физической культуре — формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха. Одним из требований к предметным результатам «физической культуры» является поддержания высокой работоспособности, то есть развитие выносливости учащихся. Стиль жизни современного учащегося характеризуется высокой умственной, физической и психической деятельностью это предъявляет высокие требования к его выносливости. Под выносливостью понимается способность организма выполнять большой объем работы без снижения интенсивности. Определение выносливости изучается наряду с определением утомлением, так как утомление - это признак снижения работоспособности. Утомление - это такое физическое состояние человека, которое сказывается во временном падении работоспособности. Возможности сердечно-сосудистой и нервной системы являются показателями уровня выносливости. Также показателями выносливости являются уровень обмена веществ в организме и координация деятельности. Также выносливость зависит и от психических процессов. Центральная нервная система имеет важное значение в управлении мышечной деятельности. Функциональная деятельность центральной нервной системы определяется изменением химического состава крови, а устойчивость нервных процессов зависит от скорости протекания восстановительных процессов.
Важными факторами, от которых зависит работоспособность являются анаэробные и аэробные критерии организма. Проще говоря, выносливый организм зависит от способности организма энергетически обеспечивать работу путем окислительных процессов, причем чем выше эта способность, тем выше выносливость. На основании выше сказанного нами и определена тема выпускной квалификационной работы.
Цель исследования: Выявить, обосновать и внедрить в урок физической культуры учащихся старших классов средства борьбы дзюдо направленные на развитие выносливости.
Объект исследования: урок физической культуры.
Предмет исследования: средства борьбы дзюдо, направленные на развитие физической выносливости учащихся старших классов.
Гипотеза: процесс развития выносливости учащихся старших классов будет результативным если:
- Будут выявленные, обоснованы и внедрены в урок физической культуры учащихся старших классов средства борьбы дзюдо направленные на развитие физической выносливости;
- Будет выявлена результативность применения средств борьбы дзюдо направленных на развитие физической выносливости учащихся старших классов.
Задачи исследования:
1. Проанализировать научно-методическую литературу для выявления средств борьбы дзюдо, направленных на развитие физической выносливости учащихся старших классов.
2. Внедрить в урок физической культуры средства борьбы дзюдо направленных на развитие физической выносливости учащихся старших классов.
3. Выявит результативность применения средств борьбы дзюдо направленных на развитие физической выносливости учащихся старших классов.
На основании анализа материала, полученного в ходе исследования, можно сделать следующие выводы:
1. Выносливость - одно из главнейших физических качеств, которые необходимы человеку. Общая выносливость - способность длительно выполнять работу. Общая выносливость служит базой для специальной выносливости и подлежит развитию в первую очередь. Основные методы развития выносливости
- равномерный, переменный, повторный, интервальный, переменно-интервальный, соревновательный, игровой, круговой тренировки, увеличения времени, нарастающего темпа (плотности занятий), строго регламентируемого упражнения, контрольный. Средства для развития общей выносливости: общеподготовительные, специально-подготовительные, соревновательно-подготовительные и соревновательные упражнения подвижные игры с частыми повторениями, бег на средние и длинные дистанции, бег на коньках, плавание, спортивная ходьба, пешие походы в высоком темпе, прыжки со скакалкой (до 6 мин), езда на велосипеде, гребля, бег по снегу или мягкому грунту.
2. Выявлены и обоснованы средства борьбы дзюдо и игры-единоборства направленные на развитие выносливости.
3. В ходе педагогического эксперимента нами были внедрены средства борьбы дзюдо и игры-единоборства на уроки физической культуры учащихся старших классов. На каждом уроке после применения средств борьбы дзюдо применялась одна игра, игры чередовались для того чтобы не вызывать привыкания учащихся и потерю интереса к занятиям. При анализе достоверности между группами и между результатами начала и конца эксперимента нами было выявлено, что средняя арифметическая величина экспериментальной группы была выше величин контрольной группы. Тем самым доказывает результативность применения средств борьбы дзюдо.
1. Астафьев, В.С. Потребность и мотив как внутренний побудитель двигательной активности человека [Текст] / В.С. Астафьев, Л.М. Верещагина // Вестник Бурятского государственного университета. - 2014. - №1. - Том 13. - С. 6-9.
2. Бальсевич, В.К. Очерки по возрастной кинезиологии человека [Текст] / В.К. Бальсевич. - М.: Советский спорт, 2009. - 219 с.: ил.
3. Баранов, В.Н. Физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО) в диссертационных исследованиях [Текст] / В.Н. Баранов, Б.Н. Шустин // Человек, здоровье, физическая культура и спорт в изменяющемся мире: материалы XXIV международной научно-практической конференции по проблемам физического воспитания учащихся. - Коломна, 2014. - С.404-407.
4. Булгакова, О.В. ГТО как вектор эффективности физического воспитания населения страны: (науч.-пед. аспект) [Текст] / О.В. Булгакова, Т.В. Брюховских,
B. В. Пономарев // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2015. - №1. - С. 14-15.
5. Васильева, Р.М. Кинетика показателей гемодинамики в процессе выполнения максимальных и субмаксимальных нагрузок у детей школьного возраста [Текст] / Р.М. Васильева // Человек, здоровье, физическая культура и спорт в изменяющемся мире: материалы XXV международной научно-практической конференции по проблемам физического воспитания учащихся. -Коломна, 2015. - С.32-38.
6. Васильева, Р.М. Характер гемодинамического обеспечения стационарного состояния при длительной циклической работе у мальчиков и девочек школьного возраста [Текст] / Р.М. Васильева // Человек, здоровье, физическая культура и спорт в изменяющемся мире: материалы XXIV международной научно-практической конференции по проблемам физического воспитания учащихся. - Коломна, 2014. -
C. 26-30.
7. Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО): документы и методические материалы [Текст] / Н.В. Паршикова,
B. В. Бабкин, П.А. Виноградов, В.А. Уваров. - М.: Советский спорт, 2014. - 60 с.
8. Германов, Г.Н. Классификационный подход и теоретические представления специального и общего в проявлениях выносливости [Текст] / Г.Н. Германов, И.А. Сабирова, Е.Г. Цуканова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2014. - №2 (108). - С. 49-57.
9. Гмурман, В.Е. Теория вероятностей и математическая статистика [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов : рек. М-вом образования РФ / В.Е. Гмурман. - 12¬е изд., перераб. - М.: Юрайт: Высш. образование, 2009. - 479 с.: ил.
10. Голощапов, Б.Р. Современные подходы к развитию выносливости школьников 9-10 лет при подготовке их к выполнению нормативов комплекса ГТО [Текст] / Б.Р. Голощапов, Т.Ю. Коржукова, А.И. Сухих // Человек, здоровье, физическая культура и спорт в изменяющемся мире: материалы XXV международной научно¬практической конференции по проблемам физического воспитания учащихся. - Коломна, 2015. - С.154-157.
11. Голощапов, Б.Р. Сочетание формирования двигательного навыка с развитием общей выносливости у младших школьников средствами передвижения на лыжах [Текст] / Б.Р. Голощапов, Я.А. Денькин // Человек, здоровье, физическая культура и спорт в изменяющемся мире: материалы XXII международной научно-практической конференции по проблемам физического воспитания учащихся. - Коломна, 2012. -
C. 311-316.
12. Горелик, В.В. Оценка физического развития и здоровья школьников общеобразовательной школы [Текст] / В.В. Горелик // Вестник ОГУ. - 2010. - №6(112). - С. 69-73.
13. Евтух, А.В. Вегетативные реакции на стандартную нагрузку умеренной интенсивности [Текст] / А.В. Евтух // Человек, здоровье, физическая культура и спорт в изменяющемся мире: материалы XXII международной научно-практической конференции по проблемам физического воспитания учащихся. -Коломна, 2012. - С.320-322.
14. Ефремова, Е.В. Нормативы на выносливость в комплексе ГТО и их выполнение учащимися V-VI классов [Текст] / Е.В. Ефремова // Физкультура в школе. - 2015. - №6. - С. 19-23.
15. Зайцева, Г.А. Функциональное состояние школьников при стрессе и аэробные возможности [Текст] / Г.А. Зайцева, И.И. Криволапчук, С.А. Бондарева, Л.П. Буслаков, Р.М. Носова // Человек, здоровье, физическая культура и спорт в изменяющемся мире: материалы XXV международной научно-практической конференции по проблемам физического воспитания учащихся. - Коломна, 2015.- С.54-56.
16. Ковачева, И.А. Принятие нового комплекса ГТО как важная веха в совершенствовании физической подготовленности населения России [Текст] / И.А. Ковачева, Б.Ф. Прокудин // Человек, здоровье, физическая культура и спорт в изменяющемся мире: материалы XXV международной научно-практической конференции по проблемам физического воспитания учащихся. - Коломна, 2015.- С.176-181.
17. Криволапчук, И.А. Определение продолжительности циклических нагрузок с учетом возраста и работоспособности школьников [Текст] / И.А. Криволапчук, С.А. Баранцев, А.А. Герасимова // Человек, здоровье, физическая культура и спорт в изменяющемся мире: материалы XXV международной научно-практической конференции по проблемам физического воспитания учащихся. -Коломна, 2015. - С.66-68.
18. Криволапчук, И.А. Педагогическое сопровождение роста и развития детей в
процессе физического воспитания [Текст] / И.А. Криволапчук // Человек, здоровье, физическая культура и спорт в изменяющемся мире: материалы XXV
международной научно-практической конференции по проблемам физического воспитания учащихся. - Коломна, 2015. - С.60-66.
19. Ланда, Б.Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности [Текст]: учебное пособие / Б. Х. Ланда. - 5-е изд., испр. и доп. - М.: Советский спорт, 2011. - 346 с.: ил., табл.
20. Лях, В.И. Выносливость: основы измерения и методика развития [Текст] / В.И. Лях // Физическая культура в школе. - 1998. - №1. - С. 7-15.
21. Максачук, Е.П. Развитие выносливости у школьников 2-4 классов средствами легкой атлетики на учебных занятиях по физической культуре [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Максачук Екатерина Павловна; МГАФК. - M., 2010. - 24 с.
22. Матвеев, А.П. С учетом полового созревания [Текст] / А.П. Матвеев // Физическая культура в школе. - 1986. - №12. - С. 5-7.
23. Матвеев, Л.П. О некоторых проблемах теории и практики физической культуры [Текст] / Л.П. Матвеев // Теория и практика физической культуры. 1982. - № 7. - С. 5-8.
24. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры [Текст] / Л.П. Матвеев. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ФиС: СпортАкадемПресс, 2008. - 543 с.
25. Михайлова, А.А. Системогенез кровообращения у здоровых детей препубертатного возраста с различной двигательной активностью [Текст] / А.А. Михайлова, А.А. Чесноков // Сибирский медицинский журнал. - 2004. - №3. -Том 44. - С. 77-81.
26. Начинская, С.В. Спортивная метрология [Текст]: учеб. для студентов учреждений высш. проф. образования / С.В. Начинская. - 4-е изд., стер. - М.: Academia, 2012. - 239 с.: табл.
27. Никитина, Ю.Ю. Оценка показателей физической подготовленности школьников [Текст] / Ю.Ю. Никитина, Л.В. Тарасова // Человек, здоровье, физическая культура и спорт в изменяющемся мире: материалы XXIV международной научно-практической конференции по проблемам физического воспитания учащихся. - Коломна, 2014. - С.171-173.
28. Никитушкин, В.Г. Основы научно-методической деятельности в области физической культуры и спорта [Текст]: учеб. для образоват. учреждений высш. проф. образования, осуществляющих образовательную деятельность по направлению 034300 : рек. УМО вузов РФ по образованию в обл. физ. культуры /
B. Г. Никитушкин. - М.: Сов. спорт, 2013. - 279 с.
29. Новиков, А.М. Методология научного исследования [Текст] / А.М. Новиков, Д.А. Новиков. - М.: Либроком, 2010. - 280 с.
30. Прокудин, Б.Ф. Адаптационные особенности реакции организма юных спортсменов 10-14 лет на беговые нагрузки на выносливость [Текст] / Б.Ф. Прокудин, Е.В. Грязнова, Л.Н. Бакланов // Человек, здоровье, физическая культура и спорт в изменяющемся мире: материалы XX международной научно -практической конференции по проблемам физического воспитания учащихся. -Коломна, 2010. -
C. 355-358.
31. Прокудин, Б.Ф. Временные характеристики регенерации систем организма юных спортсменов, ответственных за выполнение работы различной интенсивности [Текст] / Б.Ф. Прокудин, Л.Н. Бакланов, Е.В. Ефремова, Б.Р. Голощапов // Человек, здоровье, физическая культура и спорт в изменяющемся мире: материалы XXV международной научно-практической конференции по проблемам физического воспитания учащихся. - Коломна, 2015. - С.669-676.
32. Прокудин, Б.Ф. Выносливость и зоны относительной интенсивности циклических упражнений [Текст] / Б.Ф. Прокудин, Л.Н. Бакланов, Е.В. Ефремова // Человек, здоровье, физическая культура и спорт в изменяющемся мире: материалы XXIII международной научно-практической конференции по проблемам физического воспитания учащихся. - Коломна, 2013. - С.362-366.
33. Селуянов, В.Н. Локальная выносливость как компонент физической
подготовленности в циклических видах спорта [Электронный ресурс] // Научная лаборатория спортивной адаптологии [Офиц. сайт]. URL:
http://prosportlab.com/works/adaptology/work-40(дата обращения: 20.03.2020).
34. Спирин, В.К. Теоретико-методические аспекты индивидуальной
направленности занятий оздоровительной физической культурой школьников [Текст]: автореф. дис. ... докт. пед. наук: 13.00.04 / Спирин Валентин
Константинович; ВНИИФК. - М., 2002. - 50 с.
35. Тамбовцева, Р.В. Способы дозирования нагрузки в процессе тестирования у детей и подростков [Текст] / Р.В. Тамбовцева // Человек, здоровье, физическая культура и спорт в изменяющемся мире: материалы XXIV международной научно¬практической конференции. - 2014. - С.107-110.
36. Флянку, И.П. Характеристика умственной работоспособности школьников 12¬14 лет в зависимости от уровня двигательной активности [Текст] / И.П. Флянку, Г.А. Оглезнев, А.Н. Приешкина // Омский научный вестник. - 2013. - №1(118). - С. 99¬102.
37. Фомин, С.Д., Селиванов, Г.А. Дозирование нагрузок при выполнении упражнений максимальной и субмаксимальной мощности у школьников 10-13 лет [Текст] / С.Д.Фомин, Г.А. Селиванов // XII Международная научно-практическая конференция по проблемам физического воспитания учащихся «Человек, здоровье, физическая культура и спорт в изменяющемся мире»: Материалы конференции - Коломна, Министерство образования РФ. - 2002. - С. 93.
38. Янсен, П. ЧСС, лактат и тренировки на выносливость [Текст]: перевод с англ. / П. Янсен. - Мурманск: Тулома,- 2006. - 160 с.
39. Arnold AS, Gill J, Christe M, Ruiz R, McGuirk S, St-Pierre J, Tabares L, Handschin C. Morphological and functional remodelling of the neuromuscular junction by skeletal muscle PGC-1a. Nature Communications. 2014, vol.5, p.3569.
40. Bangsbo, J. The Yo-Yo Intermitten Recovery Test: a useful tool for evaluation of physical performance in intermittent sports / J. Bangsbo, F. Marcello Iaia, P. Krustrup // Journal of Sports Medicine. - 2008. - Vol. 38. - Iss.1. - pp. 37-51.