ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ФИЗИЧЕСКАЯ ВЫНОСЛИВОСТЬ КАК КОМПЛЕКСНОЕ ФИЗИЧЕСКОЕ КАЧЕСТВО
1.1 Физическая выносливость и ее проявление в различных видах спорта 5
1.2 Физиологические и психолого-педагогические особенности развития
физической выносливости 7
1.3 Принципы, средства и методы развития выносливости 21
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ
2.1 Методы исследования 31
2.2 Организация исследования 32
ГЛАВА 3. СРЕДСТВА И МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
3.1 Обоснование средств и методов борьбы дзюдо направленных на развитие
физической выносливости учащихся старших классов 33
3.3 Результативность применения средств и методов борьбы дзюдо, направленных на развитие физической выносливости 36
ВЫВОДЫ 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 42
ФГОС общего образования с каждым годом расширяются научные исследования в области теории и методики физической культуры и спорта, совершенствуется методы и принципы обучения, совершенствуют и выделяются новые подходы к овладению двигательными умениями и навыками на уроках физической культуры. Формирование личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры, — главная цель развития отечественной системы школьного образования. Как следствие, каждая образовательная область учебного плана ориентируется на достижение этой главной цели. Цель школьного образования по физической культуре — формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха. Одним из требований к предметным результатам «физической культуры» является поддержания высокой работоспособности, то есть развитие выносливости учащихся. Стиль жизни современного учащегося характеризуется высокой умственной, физической и психической деятельностью это предъявляет высокие требования к его выносливости. Под выносливостью понимается способность организма выполнять большой объем работы без снижения интенсивности. Определение выносливости изучается наряду с определением утомлением, так как утомление - это признак снижения работоспособности. Утомление - это такое физическое состояние человека, которое сказывается во временном падении работоспособности. Возможности сердечно-сосудистой и нервной системы являются показателями уровня выносливости. Также показателями выносливости являются уровень обмена веществ в организме и координация деятельности. Также выносливость зависит и от психических процессов. Центральная нервная система имеет важное значение в управлении мышечной деятельности. Функциональная деятельность центральной нервной системы определяется изменением химического состава крови, а устойчивость нервных процессов зависит от скорости протекания восстановительных процессов.
Важными факторами, от которых зависит работоспособность являются анаэробные и аэробные критерии организма. Проще говоря, выносливый организм зависит от способности организма энергетически обеспечивать работу путем окислительных процессов, причем чем выше эта способность, тем выше выносливость. На основании выше сказанного нами и определена тема выпускной квалификационной работы.
Цель исследования: Выявить, обосновать и внедрить в урок физической культуры учащихся старших классов средства борьбы дзюдо направленные на развитие выносливости.
Объект исследования: урок физической культуры.
Предмет исследования: средства борьбы дзюдо, направленные на развитие физической выносливости учащихся старших классов.
Гипотеза: процесс развития выносливости учащихся старших классов будет результативным если:
- Будут выявленные, обоснованы и внедрены в урок физической культуры учащихся старших классов средства борьбы дзюдо направленные на развитие физической выносливости;
- Будет выявлена результативность применения средств борьбы дзюдо направленных на развитие физической выносливости учащихся старших классов.
Задачи исследования:
1. Проанализировать научно-методическую литературу для выявления средств борьбы дзюдо, направленных на развитие физической выносливости учащихся старших классов.
2. Внедрить в урок физической культуры средства борьбы дзюдо направленных на развитие физической выносливости учащихся старших классов.
3. Выявит результативность применения средств борьбы дзюдо направленных на развитие физической выносливости учащихся старших классов.
На основании анализа материала, полученного в ходе исследования, можно сделать следующие выводы:
1. Выносливость - одно из главнейших физических качеств, которые необходимы человеку. Общая выносливость - способность длительно выполнять работу. Общая выносливость служит базой для специальной выносливости и подлежит развитию в первую очередь. Основные методы развития выносливости
- равномерный, переменный, повторный, интервальный, переменно-интервальный, соревновательный, игровой, круговой тренировки, увеличения времени, нарастающего темпа (плотности занятий), строго регламентируемого упражнения, контрольный. Средства для развития общей выносливости: общеподготовительные, специально-подготовительные, соревновательно-подготовительные и соревновательные упражнения подвижные игры с частыми повторениями, бег на средние и длинные дистанции, бег на коньках, плавание, спортивная ходьба, пешие походы в высоком темпе, прыжки со скакалкой (до 6 мин), езда на велосипеде, гребля, бег по снегу или мягкому грунту.
2. Выявлены и обоснованы средства борьбы дзюдо и игры-единоборства направленные на развитие выносливости.
3. В ходе педагогического эксперимента нами были внедрены средства борьбы дзюдо и игры-единоборства на уроки физической культуры учащихся старших классов. На каждом уроке после применения средств борьбы дзюдо применялась одна игра, игры чередовались для того чтобы не вызывать привыкания учащихся и потерю интереса к занятиям. При анализе достоверности между группами и между результатами начала и конца эксперимента нами было выявлено, что средняя арифметическая величина экспериментальной группы была выше величин контрольной группы. Тем самым доказывает результативность применения средств борьбы дзюдо.