Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СУБЪЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В КЛАССЕ ФОРТЕПИАНО (В ПРОЦЕССЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ТЕХНИКИ)

Работа №32298

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы97
Год сдачи2019
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
564
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основания развития творческой индивидуальности учащихся старших классов в процессе совершенствования исполнительской техники
1.1 Психолого-педагогические аспекты развития творческой индивидуальности учащихся старших классов 12
1.2 Субъектно-ориентированный подход к развитию творческой ин
дивидуальности учащихся старших классов детской музыкальной школы 22
1.3 Сущностно-содержательная характеристика исполнительской
техники пианиста 35
Выводы по главе 1
Глава 2. Практическая работа по формированию творческой индивидуальности учащихся-пианистов старших классов в процессе совершенствования исполнительской техники
2.1. Анализ современных методов и методических принципов развитие исполнительской техники учащегося-пианиста 46
2.2. Разработка авторского комплекса упражнений на развитие твор
ческой индивидуальности учащихся старших классов процессе совершенствования исполнительской техники на основе субъектноориентированного подхода 65
2.3. Апробация авторского комплекса упражнений на развитие твор
ческой индивидуальности учащихся старших классов процессе совершенствования исполнительской техники на основе субъектноориентированного подхода в условиях ДМШ № 1 г. Нижнекамска... 75
Выводы по главе 2
Заключение 88
Список литературы 92



Развитие творческой индивидуальности вызвано потребностями окружающего мира и окружающей среды, так как творческий подход необходим во всех видах деятельности. Актуальность работы определяется потребностью в развитии творческих способностей ученика, становление творческой индивидуальности, что является важным условием дальнейшего полноценного развития личности. В формировании его творческой индивидуальности и совершенствовании мастерства решающую роль играет работа над музыкальным произведением. Личность музыканта складывается из взаимосвязанных развивающихся компонентов: художественного вкуса, мышления, эмоционального строя, технического мастерства. Естественно, чем шире круг музыкальных образов, чем разнообразнее стилистические особенности, язык исполняемых произведений и, наконец, чем глубже они изучены, тем больше условий для развития будущего музыканта.
Подлинное искусство немыслимо без профессионального мастерства. Развитие техничности на практике нельзя отделить от музыкально- пианистического обучения. Понятие «техничность пианиста» практикуется весьма широко, включая не только двигательные качества, но и умение свободно и естественно играть на инструменте. «Техника - это туше, аппликатура, знание правил фразировки», - писала французская пианистка Маргарита Лонг. Точная естественная фразировка помогает преодолению трудностей, дурная - мешает развитию беглости, т.к. влечет за собой неправильные и лишние движения. Развитие техничности широко и многогранно. Разностороннее обучение по специальности предусматривает постоянную работу над техничностью.
Актуальность данной проблемы обозначена в нормативном документе РФ «Концепция развития дополнительного образования до 2020 г.» от 4 сентября 2014 г. N 1726-р», где выделен ряд задач, связанных с художественным развитием учащихся, среди них: широкое внедрение художественного обра
зования как фактора интеллектуального совершенствования, способствующего раскрытию творческого потенциала детей и юношества.
Актуальность темы состоит в том, что развитие технического мастерства учащегося является одной из самых сложных проблем в музыкальном исполнительстве. Проблемы технического характера, возникающие в процессе обучения игре на фортепиано, всегда существовали не только в музыкальной школе, но и вообще в истории исполнительского искусства. Каждое новое поколение музыкантов вносило в рассмотрение этой проблемы свои подходы. В результате был накоплен богатейший опыт в области технического овладения инструментом.
В процессе обучения игре на фортепиано педагог передает свои знании ученику, обучает его техническим приемам, умениям, которым сам владеет, разъясняет методы работы над инструктивным материалом.
Понятие «техничность» включает в себя весь процесс исполнения в целом, от умения взять одну ноту до овладения сложной полифонией. Одной из проблем, связанных с музыкальным воспитанием, является развитие техничности учащихся. В связи с этим, этюды - неотъемлемая часть музыкального развития. По большей части на них нарабатываются двигательные навыки, координация движений, осваиваются аппликатурные принципы, совершенствуется техническое мастерство (беглость, артикуляция, точность звукоиз- влечения)[10, с. 4].
На различных исторических этапах существовало неоднозначное отношение к технике исполнения. Это было обусловлено уровнем развития музыкальной культуры, требованиями, которые выдвигались к артисту, объяснялось также особенностями философских и эстетических взглядов, господствовавших в ту или иную эпоху, уровнем методических знаний. В разные времена существовали различные направления, проповедовавшие свои принципы - так называемые школы, которые сменяя друг друга, отвергая и противореча предшествующей, способствовали развитию пианистического искусства в целом. На сегодняшний день мы имеем возможность изучить весь предшествующий опыт, выявив достоинства и недостатки каждой из школ, уже по-новому взглянуть на проблему необходимости и целесообразности развития уровня технического мастерства.
Степень изученности.
Развитие творческих способностей школьников на уроке музыки остается одной из актуальных задач музыкального воспитания, так как ребенок, почувствовавший радость творчества, более ясно понимает и ценит то, что сделано и делается в этой сфере. Известно, что у школьников ярко проявляется творческое начало, они чрезвычайно изобретательны в передаче интонаций, подражании, легко воспринимают образное содержание сказок, историй, песен, музыкальных пьес, им свойственна природная активность, вера в свои творческие возможности. Все это является ценным источником их творческого развития. Ученые Л. А. Баренбом, М.С.Красильникова, Е.Д.Критской, В.О.Усачева, Г.И.Шатковский, Л. Г. Школяр, и др. обосновали не только возможность, но и необходимость использования в учебной практике таких активных форм музыкально-творческой деятельности, как импровизация и сочинение музыки. Исследования этих ученых показали, что приемы творчества могут плодотворно влиять не только на музыкальное, но и на общее развитие школьников.
Анализ научных исследований свидетельствует о том, что отдельные аспекты данной проблемы изучаются многими авторами. Теоретическая интерпретация понятия «индивидуальность» отражена в исследованиях Н.А. Бердяева, И.И. Резвицкого, П. Флоренского, М. Хайдеггера. Специфика творческой индивидуальности раскрывается в работах А.Г. Асмолова, М.М. Бахтина, В.А. Белова, Л.С. Выготского, И.С. Кона, В.Б. Мириманова. Педагогические аспекты творческого развития личности выявлены в работах В.И. Загвязинского, А.Н. Лука, Я.А. Пономарева, В.Г. Рындак, Н.М. Яковлевой. Раскрытию психологических аспектов проявления индивидуальности в продуктах творческой деятельности уделяли внимание представители общей психологии А.А. Адлер, Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, К. Роджерс, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, К.Г. Юнг.
Проблемой развития фортепианной техники на протяжении всей истории развития фортепианного искусства занимались все педагоги музыканты, среди них такие, как: Й.Гофман, Г.Коган, Е.Либерман, К. Мартинсен, Г.Нейгауз, Л.Николаев С. Савшинский, А.Шмидт-Шкловская, и другие.
История возникновения и преобразования фортепиано и закономерности развития его выразительных и технических возможностей рассматриваются в трудах М.С. Друскина, М.А. Зильберквита, П.Н. Зимина, И.В. Розанова. Последовательный обзор творческих и педагогических школ содержится в работах А. Д. Алексеева.
Фортепианное искусство с позиций смены технических систем (пальцевая игра; весовая игра; анатомо-физиологическая школа; психотехническая школа) анализирует Дж. Кочевитски.
Научные основы проблемы использования достижений современной психологии и педагогики отражены в работах П. Анохина, П. Гальперина,
A. Леонтьевой, Б. Теплова, В. Шаталова и др.
Эволюция взглядов на методику преподавания, обусловленность её изменением социальных и культурных условий, развитием науки, меняющимися эстетическими установками, ценностными критериями и художественными идеалами искусства своего времени описаны в дидактических концепциях Б. Бартока,3. Ко дай, К. Орфа, Особенности разных школ обучения игре на инструменте выделили А.Д.Артоболевская, Л.А.Баренбойм, Л.Н.Наумов,
B. М.Тимакин, и другие авторы.
Инструктивные пьесы, направленные на развитие техники пианиста, существовали еще в XVI веке. Особое внимание уделяется этюдам. Среди наиболее известных композиторов и педагогов, писавших в жанре этюда, произведения которых и в настоящее время включены в программу детских музыкальных школ выделяются следующие: К. Альберт, Г. Беренс, Е. Ф. Енесина, К. Еурлитт, Луи Келлер, К. Кунц, Ф. Лекуппе, А. Лемуан,
К. Черни, Л. Шитте. Произведения вышеназванных авторов начинающие пианисты играют в начале своего музыкального образования, затем с годами переходят к этюдам более сложным. Это этюды И.Крамера, М. Клементи, Ф.Листа, Ф.Шопена, Р.Шумана. Среди русских композиторов, С.Прокофьева С.Рахманинова, А.Скрябина.
На основании изученных трудов было выделено существующее в практике школьного образования противоречие между: широкой изученностью методических оснований формирования инструктивного репертуара для развития исполнительской техники пианиста и его недостаточной адаптацией для использования в качестве средства развития творческой индивидуальности учащихся на основе субъектно-ориентированного подхода.
На основе изученной литературы и выделенного противоречия была сформулирована проблема исследования - комплекс каких упражнений будет способствовать развитию творческой индивидуальности учащихся старших классов в процессе совершенствования исполнительской техники в классе фортепиано?
На основе выделенного противоречия и проблемы, была сформулирована тема исследования: «Субъектно-ориентированный подход к развитию творческой индивидуальности учащихся старшего школьного возраста в классе фортепиано (в процессе совершенствования исполнительской техники)».
Цель исследования - разработка авторского комплекса упражнений направленных на развитие творческой индивидуальности учащихся старших классов на основе субъектно-ориентированного подхода в процессе совершенствования исполнительской техники в классе фортепиано.
Объект - процесс обучения в классе фортепиано в учреждении дополнительного образования.
Предмет - развитие творческой индивидуальности учащихся старших классов в процессе совершенствования исполнительской техники в классе фортепиано.
На основе выделенной проблемы, объекта, предмета и задач была сформулирована гипотеза исследования: эффективность процесса развития творческой индивидуальности учащихся старших классов в процессе совершенствования исполнительской техники в классе фортепиано значительно повысится, если будут:
- Изучены психолого-педагогические аспекты развития творческой индивидуальности учащихся старших классов;
-Рассмотрена сущностная характеристика субъектно-ориентированного подхода и возможности его применения в процессе развития творческой индивидуальности учащихся старших классов детской музыкальной школы;
- Изучена сущностно-содержательная характеристика исполнительской техники пианиста;
- Проанализированы современные методы и методические принципы развития исполнительской техники учащегося-пианиста;
- Разработан авторский комплекс упражнений на развитие творческой индивидуальности учащихся старших классов процессе совершенствования исполнительской техники на основе субъектно-ориентированного подхода и выполнена его апробация в условиях учреждения дополнительного образования.
-Выполнена апробация авторского комплекса упражнений на развитие творческой индивидуальности учащихся на основе субъектноориентированного подхода старших классов процессе совершенствования исполнительской техники.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогические аспекты развития творческой индивидуальности учащихся старших классов.
2. Рассмотреть сущностную характеристику субъектноориентированного подхода и возможности его применения в процессе развития творческой индивидуальности учащихся старших классов детской музыкальной школы.
3. Изучить сущностно-содержательную характеристику исполнительской техники пианиста.
4. Проанализировать современные методы и методические принципы развития исполнительской техники учащегося-пианиста.
5. Разработать авторский комплекс упражнений на развитие творческой индивидуальности учащихся старших классов процессе совершенствования исполнительской техники на основе субъектно-ориентированного подхода и выполнить его апробацию в условиях Детской музыкальной школы № 1 г. Нижнекамска.
6. Выполнить апробацию авторского комплекса упражнений на развитие творческой индивидуальности учащихся на основе субъектноориентированного подхода старших классов процессе совершенствования исполнительской техники в условиях Детской музыкальной школы № 1 г. Нижнекамска.
Для реализации цели исследования и решения поставленных задач использовался комплексы научных методов:
- теоретические: анализ психолого-педагогической, методической литературы, освещающей технику игру на фортепиано, исследования инструктивного материала, используемого для развития техники учащихся на занятиях по фортепиано; сравнительно-сопоставительный анализ и обобщение опыта развития техники учащихся средних классов на занятиях по фортепиано в учреждении дополнительного образования на примере этюдов К. Черни;
- эмпирические: беседа, опрос, тестирование, наблюдение, педагогический эксперимент.
Теоретической основой исследования послужили педагогические труды, раскрывающие теоретические аспекты развития творческой индивидуальности учащихся старших классов И.П.Подласого.,И.Ф. Харламова; психологические труды В.А.Аверина, Л.С. Выготского,Р.С.Немова; в области музыкальной психологии труды И.Гофмана,Г.М. Когана, В.И. Петрушина; факты музыкально-педагогической практики в трудах Г.М. Кога- наДЯ.Либермана, Н.Е.Любомудровой, А.П.Мохонько, Г.Г.Нейгауза, С.И. Савшинского, Е.МЛимакина, С.Е. Фейнберга и других.
История фортепианного исполнительства претерпела многое, но такие имена как Е. Еинзбург, К. Игумнов, Д. Мацуев, Е. Нейгауз, Л. Оборин, М. Плетнёв, С. Рихтер, М. Юдина, и другие, своим творчеством доказали, что между композитором и исполнителем не может быть соперничества. Исполнительский (пианистический) навык - это автоматизированный компонент игры на фортепиано. Доведение до автоматизма экономит много сил и разгружает сознание, которое переключается на активное и продуктивное достижение цели. Это имеет огромное значение в обучении исполнительскому искусству в музыкальной педагогике. Елавной целью исполнительства является формирование музыкально - образного мышления. Но невозможно воплотить музыкальный образ произведения без достаточно сформированных двигательно-технических навыков. Именно поэтому на начальном этапе овладения инструментом так много внимания уделяется формированию исполнительских навыков.
Авторы методических пособий, сборников этюдов и упражнений: Е. Беренс, С.Бернстайн, А. Бертини, Ф.Бургмюллер, Й. Еат, Е. Енесина, М. Дворжак, Л. Кёлер, М.Клементи,Е. Коган, А. Корто,И. Корыхалова,Дж- Б Крамер,А. Николаев, В. И.Сафонов, Т. Симонова, И. Терентьева, О. Хромушин, К. Черни, И. Ширинская, А. Шмитт.
Этапы исследования:
На первом этапе (2017-2018г.) - было осуществлено изучение, психо- лого-педагогических аспектов развития творческой индивидуальности учащихся старших классов.
На втором этапе (2018г.) - изучено содержание теоретических оснований развития творческой индивидуальности учащихся старших классов в процессе совершенствования исполнительской техники.
На третьем этапе (2018г. - 2019г.) - был разработанкомплекс упражне- нийна развитие творческой индивидуальности учащихся старших классов процессе совершенствования исполнительской техники в условиях Детской музыкальной школы № 1 г. Нижнекамска в классе фортепиано, обобщены результаты исследования.
Экспериментальная база исследования. Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская музыкальная школа №1» г.Нижнекамск РТ.
Новизна исследования - разработан авторский комплекс упражнений направленных на развитие творческой индивидуальности учащихся старших классов на основе субъектно-ориентированного подхода в процессе совершенствования исполнительской техники в классе фортепиано детской музыкальной школы.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанный комплекс упражнений будет полезен начинающим педагогам в работе над развитием техники. Использование этой работы поможет пианистам более точно представлять себе направления работы с учащимися в плане развития технического мастерства.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Работа по развитию творческой индивидуальности учащихся в классе фортепиано основывается на психолого-педагогических принципах, что является немаловажным аспектом в субъектно-ориентированном подходе.
Субъектно-ориентированный подход вовлекает ученика в процесс обучения с разных позиций, учитывая его предпочтения, интересы, способности.
Специфика учреждений дополнительного образования позволяет ученику стать субъектом обучения.
Одним из показателей уровня творческого развития пианиста является его исполнительское мастерство, основной характеристикой которого является техничность.
В области развития техничности большое место принадлежит инструктивному материалу. Его изучение не только полезно учащемуся, но большей частью по-своему интересно. Инструктивный материал чрезвычайно полезен для развития гибкости и эластичности ладонных мышц, самостоятельности и беглости пальцев. Формирует метроритмическую организованность, развивает точные ритмические навыки. Нет ни одного аспекта фактуры и типа фортепианного изложения, которому в инструктивных этюдах не уделяется в большей или меньшей степени внимания. Инструктивный материал дает богатый материал для овладения видамифортепианной техники. Но самое большое место в работе над развитием техничности учащихся занимает область крупной, мелкой техники
Только в этом случае педагог сможет правильно построить свою работу, направить ее на устранение недостатков, совершенствование технических навыков учащегося и воспитание в нем подлинного артистизма.
Исполнительская техника— совокупность сформировавшихся специальных навыков и умений, а также координированных слухомоторных действий и образов движений, активно участвующих в процессе звукоизвлече- ния и художественного интонирования. Исполнительская техника во многом предопределяет раскрытие художественного содержания конкретно исполняемого музыкального произведения и влияет на качественную сторону звуко- извлечения.
Исполнительская техника требует постоянной, планомерной и настойчивой тренировки, в ходе которой необходимо развивать не только точность, согласованность и свободу функционирования всего исполнительского аппарата, но и совершенствовать слуходвигательные представления (образы движений), двигательные навыки, умения и реакции (осознанные ответные действия на определенный сигнал), связанные с игрой.
Инструктивный материал должен подбираться с учетом тех трудностей, которые встретятся в произведениях, намеченных для изучения. Выработанные благодаря тем или иным упражнениям технические навыки надо закреплять на художественном материале, в противном случае они неизбежно утратятся.
Наиболее благоприятным периодом для овладения исполнительской техникой являются детские и юношеские годы. Тот, кто не использовал этого времени и не достиг высокого уровня техники, уже не сможет восполнить образовавшийся пробел. Вот почему проблема технического развития учащихся музыкальных школ приобретает такое важное значение.
Техническая оснащенность учащегося поможет ему при исполнении художественного произведения.
Художественно ценное исполнение музыкальных сочинений - главная цель каждого пианиста. Стремясь к этой цели и овладевая конкретными исполнительскими задачами, учащийся шлифует и свою технику. Но для этой шлифовки нужен специальный инструктивный материал (упражнения) с тем, чтобы не превращать художественное произведение в технический материал для выработки тех или иных элементов технического мастерства. Чем лучше материал будет отработан, тем совершеннее он сможет быть преобразован в художественную технику.
Исполняя инструктивный материал, учащийся приобретает и затем развивает определенные технические навыки, овладевает различными техническими формулами и приемами, без усвоения которых нельзя стать на путь достижения исполнительского мастерства.
Разработка комплекса упражнений для развития исполнительской техники основывается на следующих методических принципах:
1. Упражнения, не нужные одним (чаще всего высокоодаренных в техническом отношении) пианистам, могут оказаться полезными для других.
2. Технические упражнения представляют собой великолепный материал для «разыгрывания» рук. Они приводят руки в рабочее состояние, пожалуй, лучше, чем какое-либо другое средство.
3. Некоторые технические навыки удобнее и легче развивать на специально предназначенных для этой цели упражнениях, чем на концертных пьесах.
4. Упражнения, несомненно, способствуют технической выдержке и уверенности исполнения.
5. С помощью упражнений легче наладить систематическую работу над развитием техники, то есть рационализировать свой труд.
6. Без упражнений работа подрастающего пианиста никогда не будет полной; упражнения не только содействуют поднятию техники на высоту, но и удерживают ее на этой высоте.
Разработанный комплекс включает упражнения на разнообразные приемы звукоизвлечения, на различные виды техники. Каждому ученику необходимо индивидуальная программа упражнений. Все приемы игры и упражнения выбираются из того, что сейчас больше всего нужно ученику, постепенно усложняя требования.
Таким образом, резюмируя вышеизложенное, считаем необходимым отметить, что в ходе исследования нами были изучены психологопедагогические аспекты развития творческой индивидуальности учащихся старших классов; рассмотрена сущностная характеристика субъектноориентированного подхода и возможности его применения в процессе развития творческой индивидуальности учащихся старших классов детской музыкальной школы; обоснована характеристика и выявлены основные виды исполнительской техники игры на фортепиано; изучена сущностносодержательная характеристика исполнительской техники пианиста; проанализированы методы и методические принципы развития исполнительской техники учащегося-пианиста; разработан авторский комплекс упражнений на развитие творческой индивидуальности учащихся старших классов процессе совершенствования исполнительской техники на основе субъектноориентированного подхода и выполнена его апробация в условиях Детской музыкальной школы № 1 г. Нижнекамска.
Проведенный нами анализ показал, что внедрение данного комплекса упражнений в учебный процесс МБУ ДО «Нижнекамской музыкальной школы №1» позволило выявить значительное улучшение в уровне развития исполнительской техники учащихся экспериментальной группы, тогда как уровень владения техникой у учащихся контрольной группе изменился не значительно. На этом основании был сделан вывод об эффективности данного комплекса.
Значит, выдвинутая нами гипотеза исследования, что эффективность процесса развития творческой индивидуальности учащихся старших классов в процессе совершенствования исполнительской техники в классе фортепиано значительно повысится, если будут выполнены вышеизложенные условия, была нами подтверждена.



1. Абдуллина, А.А. Моделирование упражнений обучение игре на фортепиано: Учебно-методическое пособие. - М.: МШ'У, 2005. - 24 с.
2. Актуальные проблемы музыкальной педагогики / отв. ред В.И. Ав- ратинер, Ф.Г. Арзаманов. - Сборник трудов, вып. 62, - М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1981. -160 с.
3. Алексеев А. А. Методика обучения на фортепиано. - М.: Музыка, - 1978. -288 с.
4. Алексеев А. А. История фортепианного искусства: Учебник, в 3-х частях, ч. 1 и 2. - 2-е изд, доп. - М.: Музыка, 1988. - 415 с.
5. АлиевЮ.Б. Настольнаякнигашкольногоучителя-музыканта.-М.: ВЛАДОС, 2000. - 336 с.
6. Арановская, И.В. Эстетическое развитие личности и его роль в современном музыкально-педагогическом образовании. Волгоград: Перемена, 2002. - 256 с.
7. Арсеньев, А. С. Философские основания понимания личности: цикл популярных лекций-очерков с приложениями: учеб, пособие для студ.высш.учеб.заведений / А.С. Арсеньев. М.: Академия, 2001. - 592 с.
8. Баренбойм Л. А. Путь к музицированию: исследование. - 2-е изд., доп. - Л.: Советский композитор, 1979. - 352 с.
9. Баренбойм Л. А. Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства. -Л.: Музыка, 1969. - 288 с.
10. Э.-М. Барием Дюжина упражнений на фортепиано каждый день. Перевод и комментарии Г.И. Добровольской Новосибирск. - М.: Музыка, 2001. -154 с
11. Безрукова В.С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога). - М.: Педагогика, 2000 г. - 312 с.
12. Беркман Т. Л. Индивидуальное обучение музыке. - М.: Просвещение, 1964. -219 с.
13. Бирмак А.В. О художественной технике пианиста. - М.: Музыка, 2000г. -141с.
14. Богданова, Р.У. Развитие творческой индивидуальности субъектов образования. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2000. - 220 с.
15. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей: учеб, пособие для студ. высш. учеб, заведений / Издательский центр «Академия», 2002. - 320 с.
16. Весна, Е. Б. Понятия «личность» и «индивидуальность» в понятийном пространстве, описывающем человека / Е.Б. Весна // Мир психологии. 1999. - № 4 (20). - С. 279 - 295.
17. Вицинский А. Процесс работы пианиста-исполнителя над музыкальным произведением. Психологический анализ. - М., 2003. - 280 с.
18. Вопросы методики преподавания в детской музыкальной школе. - М.: Советский композитор, - 1979. - 352с.
19. Вопросы фортепианной педагогики: Сборник статей / сост. В.Натансон, Л.Рощина, вып. 5. - М.: Музыка, 1981. - 230 с.
20. Еанон Ш. 60 упражнений для достижения беглости, независимости, силы и равномерного развития пальцев, а также легкого запястья. - М.:Классика XXI, 2006г.
21. Еанон Ш. Пианист-виртуоз. - М.: Композитор, 2006.
22. Еолубева, Э.А. Способности и индивидуальность / Э.А. Еолубева. — М.: Прометей, 1993. 306 с.
23. Еофман И. Фортепианная игра: Ответы на вопросы о фортепианной
игре. - М.: Классика XXI, 2002. - 224 с.
24. Еребенюк, О. С., Еребешок, Т. Б. Основы педагогики индивидуальности: учеб, пособие / О.С. Еребенюк, Т.Б. Еребенюк. -Калининград, 2000. 572 с.
25. Ерицевич В.С. История стиля в фортепианном исполнительстве. - М., 2000.-223 с.
26. Гришина, А.В. Развитие творческой индивидуальности подростков средствами арт-терапии в учреждении дополнительного образования: дис. .канд. пед.наук/А.В. Гришина. Волгоград, 2005. —185 с.
26. Зимняя И. А. Педагогическая психология. - М.: Логос, 2002. - 384 с.
27. Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития. - М.: Владос, 2000. - 304 с.
28. Как научить играть на рояле. Первые шаги. Учебно-методическое издание. Сост. Грохотов С.В. -М., 2006г.
29. Коган Г.У врат мастерства. - М.: Классика - XXI, 2004. - 115с.
30. Коган Г. Техника и стиль в игре на фортепиано: сборник статей. М.; 2004- 148с.
31. Либерман Е. Работа над фортепианной техникой,- М.: Классика - XXI, 2003,- 148с.
32. Мартисен, К.А. Методика индивидуального преподавания игры на фортепиано. [Текст] К.А.Мартисен. -М.: Классика - XXI, 2003. - 120 с.
33. Москаленко Л.А. Методика организации пианистического аппарата. -Новосибирск. 1989г. -232с.
34. Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. - М.: Классика - XXI, 1987. - 202с.
35. Николаев А. Работа над этюдами и упражнениями. - М.: Музыка, 1979. - 132с.
36. Рындак В.Г., Москвина А.В. Личность, творчество, развитие: учебно-методическое пособие,- М: Педагогический вестник, 2001. - 240 с.
37. Савшинский С.И. Пианист и его работа. - М.: Классика XXI, 2002. - 244 с.
38. Симонова Т. Скороговорки для фортепиано 50 упражнений для беглости пальцев-М.: Классика XXI,2005г.
39. Смирнова Т.И. Методические рекомендации к курсу «Фортепиано. Интенсивный курс». - М., 2003г. - 453с.
40. Смирнов, М. И. Личностная индивидуальность школьника / М.И. Смирнов. Киров, 1995. -41 с.
41. Степанова, В. В. Школа развития индивидуальности (основные положения образовательной технологии). / В.В. Степанова, Н.Н. Толстых // Прикладная психология. 2000. - № 4. - С. 37-41.
42. Тарасов Г.С. О психологии искусства Электронный ресурс - http://nashauclieba.nl/vl3199/TapacoB г.с. о психологии искусства (дата обращения - 29.09.2017)
43. Терентьева, Н.А. Художественно-творческое развитие школьников на уроках музыки в процессе целостного восприятия различных видов искусства/Н.А. Терентьева. М., 1990. —235 с.
44. Тимакин Е.М. Воспитание пианиста. - М., 1989. - 321с.
45. Симонова Т. Скороговорки для фортепиано 50 упражнений для беглости пальцев. - Санкт - Петербург: «Композитор», 2005. - 167 с.
46. Федорович Е.Н. История музыкального образования. - Екатеринбург, 2003. - 266 с.
47. Фейгин Н. А. Индивидуальность ученика и искусство педагога. - М.: Музыка, 2003 - 112 с.
48. Шмидт-Шкловская, А.А. О воспитании пианистических навыков. А.А. Шмидт-Шкловская, - М.: Классика - XXI, 2004. - 192с.
49. Щапов А.П. Фортепианный урок в музыкальной школе и училище. - М.: Классика XXI, 2002. - 176 с.
5 0. https: //nsportal. ш/kultura/muzykalnoe-iskusstvo

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ