Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Концепт «школа» в русском, китайском и английском языках:способы представления данного материала в школе

Работа №15560

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

языкознание

Объем работы55
Год сдачи2018
Стоимость5900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
882
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава I. Отражение концепта «школа» в различных исследованиях и в школьной практике 5
1.1. Понятие «концепт»и методика концептуального анализа 5
1.2. Понятие «лингвокультурология» 13
1.3. Понятие концепта и лингвокультурологии в исследованиях китайских ученых 16
1.4. Репрезентация концепта «школа» в педагогических статьях Л.Н. Толстого 21
Выводы по первой главе 27
Глава II. Концепт «школа» в китайском русском и английском языках: способы представления данного материала в школе 29
2.1. Анализ концепта «школа» в русском, китайском и английском языках в
понятийном аспекте 29
2.2. Анализ концепта «школа» в русском, китайском и английском языках в
ценностном аспекте 30
2.3. Анализ концепта «школа» в русском, китайском и английском языках в
образном аспекте 33
2.4. Концепт «школа»по данным ассоциативного эксперимента 36
2.5. Способы представления изученного концепта в школьной программе..38
Выводы по второй главе 47
Заключение 49
Список используемых источников и литературы 51


Данная дипломная работа посвящена исследованию концепта «школа».
Актуальность данной темы обусловлена тем, что для понимания культурной специфики языка необходимо прежде всего проанализировать основные ценностные ориентиры, к числу которых относится «школа».
Объектом данного исследования является лингвокультурный концепт «школа», описываемый лингвистическими средствами русского, китайского и английского языков.
Предметом данного исследования являются языковые средства, репрезентирующие концепт «школа» в русском, китайском и английском языка, а также авторские разработки внеурочных занятий по заданной теме. Цель работы заключается в выявлении сходств и различий в концепте «школа» в русском, китайском и английском языках в понятийном и образном аспектах, охватывающих как «научное», так и «обыденное» сознание представителей исследуемых лингвокультур, а также использование данного концепта в школьной практике.
Для достижения цели работы поставлены следующие задачи:
-Рассмотреть понятие «концепт»
-Рассмотреть понятие «лингвокультура»
-Выявить общие черты и различия в понятийном, образном и ценностном аспектах концепта в трех различных лингвокультурах.
-Провести внеурочные занятия, посвященные отражению концепта «школа» в сознании и языке учащихся класса 9-11-ых классов( в зависимости от изучаемого языка).
Научная новизна работы заключается в построении модели лингвокультурного концепта «школа» на базе материалов художественной литературы в русском, китайском и английском языках, что позволит полнее описать модель вербальной реализации и выявить представление носителей указанных языков о данном концепте.
Практическая значимость настоящей работы обусловлена возможностью применения выводов и материалов исследования при дальнейшей разработке проблем лингвистики, связанной с культурой в теории и практике перевода, а так же применение авторских разработок внеурочных занятий по ИЯ в школе.
Цель и задачи настоящей работы определили выбор следующих методов анализа и структуры исследования: метод концептуального анализа, дискурсный анализ, раскрывающий содержание концепта в научном, бытийном и обыденном сознании; компонентный анализ, применяемый для определения семантического прототипа понятия, лежащего в основе концепта; сопоставительный метод, определяющий сходства и различия концепта «школа» в русском, китайском и английском языках; интроспективный; интерпретативный; элементы количественного анализа.
Структура дипломной работы: данная дипломная работа общим объемом в 64 страницы, состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения, списка используемой литературы. Во введении определены актуальность работы, объект и предмет исследования, цель, задачи работы, актуальность и новизна, практическая значимость.
В первой главе согласно задачам дипломной работы, дается понятие концепта, рассматривается структура концепта, понятие «лингвокультуры, указываются термины, используемые в процессе реализации работы, особенно если они многозначны.
Во второй главе указывается понятийные и образные аспекты концепта «школа» в трех лингвокультурах. Представлены материалы, полученные в результате обработки словарных источников. В результате предоставляется авторская интерпретация способов использования данного материала в школе.
В Заключении дается обобщение основных результатов проведенного исследования и их соответствие общей цели и поставленным задачам.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Перед началом работы были поставлены определенные задачи. В данной работе было рассмотрено понятия «лингвокультура» как единство языка и культуры, проявляющееся как в сфере языка, так и в сфере культуры, и составляющее непосредственный предмет лингвокультурологии.
Также было рассмотрено понятие «концепта» в лингвистике.
Концепт — это ментальное образование в сознании человека; то, в виде чего культура входит в ментальный мир человека. И, с другой стороны, концепт — это то, посредством чего человек — рядовой, обычный человек сам входит в культуру, а в некоторых случаях и влияет на нее.
Материалом для описания концепта «школа» в китайском и русском и английском языках стали содержания словарей, пословицы, поговорки и художественные произведения, отражающие данный концепт в трех лингвокультурах, в работе были рассмотрены вариации в понимании концепта представителями трех лингвокультур. Были определены общие черты в понимании и реализации концепта, а также различия. Сопоставительный анализ концепта «школа» в китайском и русском языках проведен в понятийном и ценностном аспектах, позволяет сделать следующие выводы:
1) концепт «школа» в русском языке имеет более четкую структуру и границу, чем концепт «школа» в китайском языке, который отличается размытостью и нечеткостью границ.
2) концепт «школа» в трех различных лингвокультурах имеют лишь малую часть сходства в понятийном аспекте, что свидетельствует о различии результатов трационального осмысления данного феномена окружающего мира в русском и китайском и английском сообществах.
3) в ценностном аспекте китайский концепт связан со сферами духовного, нравственного и эстетического.
Так как поставленные задачи были выполнены, можно заявить о достижении цели работы.
На основе изученного материала в теоритической части данной дипломной работы были разработаны способы представления концепта «школа» в школьной практике: авторские разработки внеурочных занятий по иностранным языкам (английский и китайский языки).



1. Аскольдов С.А., Концепт и слово. Русская словесность. От теории словесности к структуре текста [Текст]: монография / С.А. Аскольдов1997. - 321 с.
2. Ахманова О.С., Словарь лингвистических терминов [Текст]: советская энциклопедия / О.С. Ахманова, 1966. - 320с.
3. Карасик В.И., Языковой круг: личность, концепты, дискурс [Текст]: моногафия / В.И. КарасикВолгоград: Перемена, 2002. - 36 с.
4. Маслова В.А., Лингвокультурология[Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. / В.А. Маслова Издательский центр «Академия», 2001. - 39 с.
5. Антология концептов [Текст] / Под ред. В.И. Карасика, И.А. Стернина; Волгоград: Парадигма, 2009. - 312 с.
6. Колдобанова В.Б., Амбивалентность лингвокультурного концепта "школа" в русской ментальности [Текст] /В.Б. Колдобанова /Филологические науки. Тамбов, 2015. - 113 с.
7. Кушнир О.Н., Эволюция русской концептосферы на рубеже XX-XXI вв.: [Текст]: монография / О.Н. КушнирСыктывкар, КРАГСиУ, 2012. - 347 с.
8. Лихачев Д.С., Концептосфера русского языка [Текст]: монография /
Д. С. Лихачев; Известия РАН. 1993. - 9 с.
9. Ю.Н. Караулов, Русский ассоциативный словарь[Текст] / Г.А. Черкасова, Н. В. Уфимцева; Астрель; АСТ, 2002. - 784 с.
10. Е.С. Кубрякова, Словарь «Краткий словарь когнитивных терминов [Текст]:Е.С. Кубрякова, В.З.Демьянков, Ю.Г.Панкрац, Л.Т.Лузина - Изд- воМоск.госу. ун-та, 1996. - с. 245.
11. АскольДов-Алексеев С.А. Концепт и слово / [Текст]: монография /
С.А Аскольдов-Алексеев, 1997. - 60 с.
12. С.А. АскольДов-Алексеев, Русская речь. Новая серия.[Текст]: монография,Аскольдов-АлексеевС.А. 1928.-312 с.
13. Воркачев С.Г., Лингвокультурология, языковая личность, концепт. Становление антропоцентрической парадигмы в языкознании
[Текст]: монографияС.Г.Воркачев /Филологические науки. 2001. - 64c.
14. КолшанскийГ.В.,Объективная картина мира в познании и языке [Текст]: монография/ Колшанский Г.В, С.А.Кошарная - Белгород, 2002. - с. 287.
15. Лихачев Д.С., Концептосфера русского языка[Текст]: монография Д.С. Лихачев // Известия ОРЯ, Серия литературы и языка, 1993.- 52 с.
16..Попова З.Д., Семантическое пространство языка как категория когнитивной лингвистики [Текст]: монография З.Д. Попова /Вестник Воронежского госуниверситета. - Сер.1. Гуманитарные науки. - 1996. - 68с.
17. Попова З.Д., Очерки по когнитивной лингвистике [Текст]: монографияЗ.Д.Попова, И.А. Стернин. - Воронеж, 2001. - 190с.
18. Попова З.Д., Понятие «концепт» в лингвистических исследованиях [Текст]: монографияЗ.Д.Попова, И.А. Стернин. - Воронеж, 1999. - 30с.
19. Попова З.Д., Язык и национальная картина мира [Текст]: монография З.Д. Попова, И.А. Стернин. - Воронеж, 2002. - 59с.
20. Григорьев Д.В., Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор [Текст]: пособие для учителя / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. - М.: Просвещение, 2010. - 223 с.
21. Григорьев Д.В., Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение [Текст]: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. - М.: Просвещение, 2011. - 96 с.
22. Горский В.А., Примерные программы внеурочной деятельности.[Текст]: монография Начальное и основное образование / В. А. Горский, А.А.Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.]; под ред. В.А.Горского. - М.: Просвещение, 2010. - 111 с.
23. Зимин В. И., Словарь-тезаурус русских пословиц, поговорок и метких выражений [Текст]: словарь; АСТ - ПРЕСС КНИГА. 2001. - 736 с.
24. - Ожегов С. И., Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений /[Текст]: словарь, Ожегов С.И., Шведов Н. Ю;Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова - 4-е изд., дополненное. - М.: Азбуковник, 1997. - 944 с.
25. Ярцева В. Н. ,Лингвистический энциклопедический словарь. - [Текст]: Советская энциклопедия / Ярцева В.Н.;1990. - 687 с.
26. Словарь современного китайского языка [Текст]:ЖКЖАЯД. 2012. - 1790 с.
27. Ж< ЖАААД [Текст]:^ / 2013. - 1568 с.
28. «ж ФВААА^Д [Текст]:±Ж/ ±/ШАШ; 1989. 1137. с.
29. ШЖ.АА^АА^±^[Текст]: АА/ А^ШШ±; 1997. 1422 с.
30. ф^ЖА. АЭАААШ^Д.[Текст]: монография / ЖАААШЮФ; 2010. 562 с.
31. Аскольдов С.А., Концепт и значение. - [Текст]: монография / Аскольдов С.А.;Знание, 1928, - 175 с.
32. Залевская А.А., Психолингвистический подход к проблеме концепта [Текст]: монография / А.А. Залевская; Методологические проблемы когнитивной лингвистики; Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 2001. - 44 с.
33. Зиновьева Е.И., Лингвокультурология. [Текст]: учеб.Пособие/ Юрков Е.Е.; СПб.: Изд-во «МИРС», 2009. -291 с.
34. Зиновьева Е.И.,Лингвокультурология: Теория и практика [Текст]: монография/ Зиновьева Е.И, Юрков Е.Е.; СПб: МИРС, 2009. — 292 c.
35. Корнилов О.А., Языковые картины мира как производных национальных менталитетов[Текст]: монография Корнилов О.А. ;2-е изд. -М.: ЧеРо, 2003. - 349 с.
36. Лихачёв Д.А., Концептосфера русского языка [Текст]: монография/ Лихачёв Д.А; РАН. Сер. лит. и яз. — М., 1993. — Т. 52, №1. — С. 3-9.
37. Маслова, В.А., Лингвокультурология[Текст]: учеб. пособие/ Маслова, В.А.; Academia, 2001. - 202 с.
38. Попова З.Д., [Текст]: Очерки по когнитивной лингвистике / ПоповаЗ.Д.,Стернин И.А.; Воронеж, 2001. - 192 с.
39. Прохоров Ю.Е., В поисках концепта [Текст]: монография / Прохоров Ю.Е; Наука, 2008. - 176 с.
40. Ж<Ж 41. ШЖШ [Текст]: Г^А±, 2013. - 180 с.
42. ЖАЖ[Текст]: ффМ 1997. - 4126 с.
43. ЖЖАЙМ^[Текст]: Ж>±, 2012. - 1002 с.
44. АМЖАМЖЖ[Текст]: ШМ±, 2012.- 669 с.
45. ЕЕФА'ЖЖ [Электронный ресурс]. - Электрон. Текстовые, граф., зв. дан. Режим доступа:Ьйр://сс1.рки^и.сп17 April 2018 01:08:19.
46. ЭДАЖЖ[Электронный ресурс]. - Электрон. Текстовые, граф., зв.дан. и прикладная прогр. Режим доступа:Ьй:р://сс1.рки^и.сп 19 April 2018 10:34:38.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ