Формирование познавательных универсальных учебных действий обучающихся в процессе решения задач на построение (Уральский государственный педагогический университет)
Введение 3
1.1 Определение понятия «познавательные универсальные учебные действия» и их структура 5
1.2. Задачи на построение как средство формирования познавательных универсальных учебных действий у обучающихся 13
1.3. Требования к конструированию заданий, направленных на формирование познавательных универсальных учебных действий у обучающихся в процессе решения задач на построение 18
1.4. Комплекс заданий, направленных на формирование познавательных универсальных учебных действий у обучающихся в процессе решения задач на построение 21
Заключение 29
Список литературы 30
В соответствии с действующим федеральным государственным образовательным стандартом, целью образования является общекультурное, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, их саморазвитие и самосовершенствование. Стандарт предъявляет требования к предметным и личностным результатам, а также к метапредметным результатам. К метапредметным результатам относится формирование универсальных учебных действий обучающихся. Под универсальными учебными действиями, в широком смысле, понимается – умение учиться.
В составе основных видов универсальных учебных действий А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др. выделяют познавательные, регулятивные, личностные и коммуникативные универсальные учебные действия.
Познавательные универсальные учебные действия способствуют формированию научной картины мира, развитию критического и творческого мышления. Познавательные действия включают в себя общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблемы.
Проблемой формирования познавательных универсальных учебных действий занимались такие авторы, как А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская, а также Л.И. Боженкова, М.Н. Клинова, О.В. Каликина, А.В. Слепухин, Н.М. Горленко, О.В. Запятая и др., в работах которых была выделена структура познавательных универсальных учебных действий, показаны примеры средств для формирования познавательных универсальных учебных действий в разных школьных дисциплинах. Однако дидактические материалы для всех тем школьного курса математики и всех дидактических единиц требуют коррекции с учетом требований ФГОС ООО. Возникает необходимость поиска средств, которые будут способствовать развитию познавательных умений. Сказанное обуславливает актуальность работы.
Цель работы: составить задания, направленные на формирование у обучающихся познавательных универсальных учебных действий в процессе решения задач из курса планиметрии.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. проанализировать методическую литературу по данной теме для выделения понятия и структуры познавательных универсальных учебных действий;
2. охарактеризовать роль задач на построение как средства формирования познавательных универсальных учебных действий у обучающихся;
3. выделить требования к конструированию заданий, направленных на формирование познавательных универсальных учебных действий у обучающихся;
4. сформулировать задания, направленные на формирование познавательных универсальных учебных действий обучающихся при решении задач на построение из курса планиметрии.
Методы исследования:
• анализ методической литературы по данной теме;
• метод дедукции при конструировании заданий, направленных на формирование познавательных УУД.
Проанализировав методическую литературу по данной теме, нами были рассмотрены определения понятия «познавательные УУД», структура познавательных УУД разных авторов. В работе будем придерживаться структуры познавательных универсальных учебных действий, которая была выделена А.Г. Асмоловым.
На основе выделенной структуры познавательных УУД нами была рассмотрена такая дидактическая единица, как задача на построение, с целью исследования возможности ее использования для формирования познавательных УУД. В ходе работы было рассмотрено 4 этапа решения задачи на построение. Также в работе было составлено соответствие этапов решения задачи на построение с познавательными УУД. Некоторым познавательным УУД соответствует несколько этапов решения задач.
Для реализации составленного соответствия на конкретных примерах были сформулированы задания для формирования УУД на этапах решения задачи на построение.
Таким образом, следует считать, что задачи исследования полностью выполнены, цель достигнута.
Из проделанной работы можно сделать вывод, что формирование познавательных учебных действий в полной мере осуществимо в процессе решения задач по математике, в частности задач на построение.
1. Алексеева Е. Е. Составление геометрических задач как средство активизации умственной деятельности учащихся // Вестник Брянского государственного университета. № 1 (2014): «Педагогика, психология». – Брянск: РИО БГУ, 2014. – 338 с. – С. 272 –277.
2. Аргунов, Б.И, Балк М.Б. Геометрические построения на плоскости. М: Государственное учебно-педагогическое издательство министерства просвещения, 1957. – 268 с.
3. Асмолов А.Г, Бурменская Г.В., Володарская И.А., Карабанова О.А., Салмина Н.Г., Молчанов С.В. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2010. 159 с.
4. Боженкова Л.И. Методика формирования универсальных учебных действий при обучении геометрии. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. 205 с.
5. Воистинова Г.Х. Задачи на построение как средство совершенствования приемов мышления студентов: монография. – Стерлитамак: Стерлитамакский филиал БашГУ, 2013. – 176 с.
6. Воровщиков С.Г. Развитие универсальных учебных действий: внутришкольная система учебно-методического и управленческого сопровождения/ С.Г. Воровщиков, Е.В. Орлова: Монография. — М.: МПГУ «Прометей», 2012. — 210 с.
7. Горленко Н.М., Лебединцев В.Б., Запятая О.В.,Ушева Т.Ф. Структура универсальных учебных действий и условия их формирования // Народное образование. - 2012. - №4. - С. 153-160.
8. Епишева О.Б. Технология обучения математике на основе деятельностного подхода. М.: Просвещение, 2003. 223 с.
9. Епишева, О.Б. Учить школьников учиться математике: формирование приемов учебной деятельности: кн. для учителя / О.Б. Епишева, В.И. Крупич. – М.: Просвещение, 1990. – 128 с.
10. Каликина О.В, Слепухин А.В Специфика составления учебно-диагностических заданий для выявления уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий обучающихся // Актуальные вопросы преподавания математики, информатики и информационных технологий. 2019. №4. С. 67-75.
11. Лушников И.Д., Ногтева Е.Ю. // Формирование познавательных универсальных учебных действий в технологиях проектной и учебно-исследовательской деятельности обучающихся: пособие для учителя URL: http://viro.edu.ru/attachments/article/2495/Universal'nyje%20UD.pdf (11.02.2021)
12. Оценка и формирование познавательных универсальных учебных действий в основной школе: опыт образовательных учреждений Пермского края. // Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования URL: http://www.fgos.iro.perm.ru/fgos/stati-obshchego-kharaktera?view=fcontent&task=view&id=1374 (дата обращения: 1 мая 2021 г).
13. Степанова О. В. Развитие познавательных универсальных учебных действий как педагогическая проблема // Молодой ученый. 2016. №2. С. 851-853.
14. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Утв. приказом МОН РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897
15. Чуланова Н.А., Черняева Т.Н. Нормативный контекст определения «Познавательные универсальные учебные действия» // Научное обозрение. Педагогические науки. 2015.